Нетрадиционные техники рисования.
· Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
· Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
· Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
· Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
· Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
· Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
· Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
· Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
· Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
· Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
· Отпечатки листьев, штампов
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти, штампы.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник.
Практический этап. “Вместо кисточки рука”
Все дети любят рисовать. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
“Печатаем листьями на бумаге”
Необходимые материалы и инструменты:
Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;
Порядок работы:
Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т. д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.
Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.
· Техника рисования кляксография
Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.
Сложность техники: Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально. Понадобится помощь неуверенным детям. Следить за мерами безопасности детей при работе. Так как работа для многих детей трудна, необходимы динамические паузы. Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. д
· Техника рисования с использованием трафарета
Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.
· Рисование ватными палочками
Но что делать родителям малыша, который с трудом держит кисточку (или держит ее неправильно и переучиваться не желает)? Неужели придется отказаться от рисования? Вовсе нет! Попробуйте на первых порах заменить кисточку ватными палочками! Их удобнее держать маленькими пальчиками, они оставляют аккуратные и четкие отпечатки (специалисты относят этот вид рисования к нетрадиционным техникам, которые как раз и хороши для тех детей, которые не очень хорошо владеют техникой). Малышам очень нравится!Рисуя, малыш проводит всевозможные линии, наносит самые невероятные по цвету и форме пятна. Пусть разрисовывает один лист за другим, нанося краски так, как ему нравиться. Если кроха сел рисовать в радостном настроении, на бумаге, скорее всего, заиграют желтые, голубые, оранжевые краски. Если же малыша что-то тревожит, в рисунках, скорее всего, будет преобладать черный, коричневый, серый, фиолетовый цвет.
▪ Рисование пластилином
Рассмотрим рисование на стекле. В качестве эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку (раскраску) и перевести ее на стекло, положив стекло на картинку. Это очень простой способ. Ребенок 4-5 лет вполне способен справиться с этой задачей. Далее необходимо подождать, когда высохнет эскиз на стекле. Маркер сохнет быстрее (2-3 мин), тушь дольше (10 минут). Основа готова. Прежде чем приступить к лепке, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин, не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и поправляем. В конце работы протираем стекло от жирных отпечатков. Выбираем подходящий лист картона для фона и вставляем в рамку.
Второй вариант сложнее. Эта техника требует определенного умения и таланта. Это настоящая пластилиновая живопись. Вместо краски используется пластилин. Различные цвета пластилина хорошо смешиваются между собой, их палитра безгранична, все зависит от Вашей фантазии. Пластилин может наноситься мазками на любую прочную и твердую поверхность (картон, фанеру, стекло, оргстекло).
▪ Барельеф. Начинающие творцы с удовольствием захотят попробовать свои силы в создании объемного барельефа из гипса. Для работы используем гипс, воду и форму для заливки. В наборе для создания объемных барельефов уже есть все материалы, необходимые для столь увлекательного занятия. Готовую работу можно раскрасить на свое усмотрение фломастерами, гуашью или акриловыми красками.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Средства обеспечения:
· творческие образцы работ продуктивной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Занятие 1. Специфика обследования мелкой моторики рук детей с ОВЗ на занятиях изобразительного творчества
1.1.Рисование предметное «Картинки на бумаге и песке»(возраст 2-3 года)
Задачи. Вызвать интерес к созданию изображений на бумаге и песке . Показать зависимость характера изображения от свойств материала: рисование контурных картинок карандашом на бумаге и палочкой на сухом песке, отпечатки пальчиковыми красками на бумаге и отпечатки ладошек на влажном песке. Подвести к сравнению свойств песка и глины (пластилина, теста). Развивать мелкую моторику, эстетическое воспитание. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.
Интеграция разных видов деятельности.Рисование на бумаге, песке (крупе). Освоение техники модульного рисования (пальчиками и ватными палочками).
Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги голубого цвета с изображением солнышка и тучек.Коробочка или ванночка с песком, белая бумага, пальчиковые краски, ватные палочки, стаканчик с водой, салфетка.
Содержание изодеятельности.
Предлагаем ребенку нарисовать на бумаге ватными палочками (пальчиками) солнышко и тучки, из которых на землю капает дождик. Обращаем внимание сначала на цвет солнышка (желтый), а затем на цвет туч и дождика (синий). Читаем стихотворение В.Шипуновой:
Стало небо ниже,
Синий дождик льет,
Капельками брызжет,
Песенку поет:
На ладошки — кап-кап,
На окошки — ляп-ляп,
На порожки — тяп-тяп,
По дорожкам — топ-топ,
По сапожкам — шлеп-шлеп,
Пузыри по лужам — лоп-лоп,
Песенку дослушали — хлоп-хлоп!
Рисуем капельки дождика. Обращаем внимание на частоту размещения пятнышек (отпечатков): на туче пятнышки поставлены плотно, почти сливаются, иногда находят друг на друга, а капельки дождя размещены свободно, «летят» на расстоянии друг от друга. Если ребенок не может нарисовать солнышко и тучки, то предлагаем готовые изображения, которые мы заранее подготовили. Сначала он заполняет пятнышками силуэт солнышка и лучики, затем контур дождевых тучек и более редкие пятнышки под тучками — показывают, как из тучек идет дождик, поощряем ребенка сопровождать ритм отпечатков «кап-кап, кап-кап», рисуем на песке, ставим отпечатки ладошек на влажном песке.
Рисуем на песке
1.2. Рисование пальчиками, ладошками «Птичка»
Задачи.Показать ребенку возможность получения изображения с помощью штампа, отпечатков ладошек. Познакомить с техникой «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком — красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству.
Интеграция разных видов деятельности.Рассматривание изображений птиц, уточнение представления об особенностях внешнего вида пернатых (крылья). Массаж пальчиков «Сорока-белобока». Освоение техники «принт» - получение отпечатков пальчиков, ладошек, листьев деревьев, ватных дисков, пробок, печаток, штампов.
Материалы, инструменты, оборудование.Лист белой бумаги большого формата (обои), пластиковые баночки с гуашевой краской, ватные диски, печатки, штампы, трафареты, фломастеры, раскраски с изображением птиц, салфетки.
Содержание изодеятельности.
Показываем ребенку игрушечную птичку (скульптуру малых форм или силуэт) и читаем стихотворение А.Борто «Птичка»:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай!
Улетела птичка, ай! Что это за птичка? (воробей)
Убираем птичку и обращаем внимание на то, что есть еще другие птицы. Вспоминаем, ребенок называет: (синица, ворона, сова и т. д.).
Кукушка кукует:
-Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
-Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
-Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит:
-Угу! Угу!
А рыба молчит-
Ни гу-гу.
Берем лист белой бумаги, окунаем указательный палец в краску и ставим отпечаток. Показываем ребенку, как можно дорисовать карандашом клюв, глаз, хвостик, и ножки. Получилась птичка (воробей).
Берем зеленую краску и ставим два отпечатка пальчиками (голова и туловище «Павлина». Для хвоста возьмем желтую и розовую краску. Клюв, глаз и ножки дорисуем фломастером.
Окунаем ладонь в краску и ставим на бумаге сначала один отпечаток, затем смежно с ним другой (открытая ладошка — голова и хвост птички).
Вовлекаем ребенка в экспериментирование с отпечатками ладошек. Для этого можно использовать раскраски птиц.
Показываем игрушку «Совушка» (тряпичная кукла,), персонажи пальчикового театра, читаем стихи:
Совушка-Сова,
Большая голова.
Ты на дереве сидишь,
Ночь гуляешь,
Днем ты спишь.
У совы полно забот,
Не прополот огород.
Ей дела сейчас бы бросить
И дупло пропылесосить,
Но совята шалунишки
Все испачкали штанишки,
Крылья, лапы промочили,
В луже плавать мышь учили.
Громко ахает сова:
-Просто кругом голова!
В чем же мне вести совят
Завтра утром в детский сад?
Берем большой трафарет «Совы» и показываем ребенку, как можно поставить отпечатки с помощью штампа (губки). Детали (крылья, лапки, глаза, клюв) дорисовать фломастером, или наклеить заранее приготовленные заготовки деталей.