Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребенка дошкольного возраста
Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению к школе.
Эти виды деятельности значительно расширяют кругозор детей, их знания о свойствах материалов и возможностях их применения на занятиях дошкольники постигают первые навыки планирования предстоящей работы. Учатся намечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приемы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал.
Работа с бумагой и картоном способствует эстетическому развитию:
- дети правильно учатся подбирать цветные сочетания
- грамотно составлять композицию
- выбирать форму
- привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.
Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности.
Такую технику конструирования как сминание и разрывание бумаги, можно давать в три – четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки (бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы).
Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори – сгибать, гами – бумага). Используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.
Бумажная скульптура - еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм. Традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки.
Технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциации) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.
Уделяйте внимание творчеству своих детей, хвалите их, поощряйте, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью их начинания!
2. Формирование захвата кисти руки.
На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья: он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх, при этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность. Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.
Формирование захвата проходит следующие ступени:
· ладонный захват;
· щепоть;
· пинцетный захват и их промежуточные формы.
Формирование захвата имеет свои особенности: при отсутствии специальной работы по развитию мелкой моторики возможно длительное «зацикливание» на ладонных формах захвата. До трех–четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, при этом сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), так как творчество для ребенка – врожденная способность, и его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности.
При организации работы над развитием тонкой моторики выделяется ряд приоритетных направлений:
1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пенею песенок с движениями или пальчиковым играм).
2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).
3. Формирование захвата, то есть умение дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.
Обучающий тренажёр
Тренажер устроен так, что пальчики фиксируются в правильном положении, в
специальных выемках, поэтому взять его неправильно – невозможно. Благодаря этому ребёнок быстро и легко учится рисовать и писать. На всё обучение с помощью тренажёра уходит приблизительно две недели, позже ребёнок сможет обходиться без него, поскольку полученные навыки запоминаются подсознательно. Тренажер мягкий, приятный на ощупь и яркий - все это привлекает детишек. А используемый образ веселой и доброй рыбки радует малышей,
ведь вместе и учиться веселее! Используемый материал (медицинский ПВХ) абсолютно безвреден при соприкосновении с кожей ребенка. Его легко мыть и обрабатывать, не опасаясь деформации. Тренажер может использоваться как на ручке, так и на карандаше.