Фигуры для пальчиков с использованием стихов, потешек, песенок, народных сказок (презентация).
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ(по В. В. Цвынтарному. Играем пальчиками и развиваем речь)
Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). |
Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам | |
Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
Лодка Лодочка плывет по речке Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход Пароход плывет по речке И пыхтит он, словно печка Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | |||
Стул Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз. | |||
Стол У стола четыре ножки Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | |||
Грабли Листья падают в саду Я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя |
Цепочка Пальчики перебираем И цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. |
Скворечник Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
Шарик Надуваем быстро шарик Он становится большой Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение. |
Елка Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. |
Корзинка В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. |
Колокольчик Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. |
Собака У собачки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. | |
Кошка А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. |
Мышка Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. |
Зайка и ушки Ушки длинные у зайки Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны |
Зайчик в норке У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат. |
Зайка и барабан. Зайка взял свой барабан И ударил трам - трам - трам. Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. |
Лошадка У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. |
Зайка и зеркало Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. |
Коза У козы торчат рога, Может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. |
Гусь Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. |
Петушок Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. |
Курочка Курочка прыг на крыльцо Я снесла тебе яйцо. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. |
Осы Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны. |
Жук Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. |
Птенчики в гнезде Птичка крылышками машети летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет,где она взяла зерно. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. |
Краб Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. |
Замок Пальцы сплетем и замок мы получим. Повторим еще, и получится лучше. Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими. |
Слон В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. |
Дерево У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. |
Птичка Пальчики – головка Крылышки - ладошка. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. |
Филин Сидит филин на суку И кричит бу - бу - бу - бу. Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). | |
Волк и лиса Серый волк бежит по лесу А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста. Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой. Игры для развития тонкой моторики пальцев рук |
Игра "Гребешок"
Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.
Игра "Кошка выпускает коготки"
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.
Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.
Игра "Лесенка"
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.
Игра "Бег"
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.
То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.
Игра "Быстрое вращение"
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.
Игра "Колечки"
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.
Игра "Бумага, ножницы, камень"
Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками. То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы. Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.
Игра "Солнце, заборчик, камешки"
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко". Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик". Обе руки сжать в кулаки - это "камешки". По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным. По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.
Игра "Замок"
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог? Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными). Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев). Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).
Игра в фантики
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики. Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.
Литература:
- Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова, Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2013г.
- «Развиваем моторику руки», серия «Ладушки для маленьких», издание развивающего обучения для детей до 3-х лет, С.Михайлов, ООО Издательский Дом Детский мир», 2014 г.
- «Тренируем пальчики», ступеньки к школе, М.М.Безруких, Т.А.Филлипова, Изд.ДРОФА, Москва, 2013г.
Средства обеспечения:
· карточки «Пальчиковая гимнастика», «Игры и упражнениядля развития мелкой моторики рук». Мячики.
Занятие 3. Способы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества
При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ОВЗ, чаще всего проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, следовательно, и улучшению работоспособности. Именно в творчестве можно научить малыша получать удовольствие от процесса работы.
В изобразительном творчестве ребенка интерес во многом определяет характер деятельности: является ли она репродуктивной, или творческой. Составными элементами интереса являются:
- эмоциональные проявления;
- проявления, характеризующие познавательную и творческую активность;
- волевые усилия для получения результата деятельности.
Анализируя, выделяем три основных компонента: восприятие, исполнительство и творчество, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи, так как являются фундаментом продуктивной изобразительной деятельности.Только при разумном сочетании всех трех компонентов происходит художественное развитие ребенка.
Выдающийся ученый Николай Николаевич Поддъяков подчеркивает, что творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество – это особая форма процесса развития ребенка. Автор пишет о том, что творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельности. Поэтому его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Ученый утверждает, что яркие положительные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества, и благодаря этому возможно управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка. Н.Н. Поддъяков выделил два генетических источника творчества детей дошкольного возраста.
Первый – это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, она выступает в форме экспериментирования (экспериментирования красками – кули-мули), интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства. Эта деятельность стимулируется насыщяемой потребностью в новых впечатлениях, новых «открытиях».
Второй – генетический источник детского творчества– игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия (фантастические животные, птицы, цветы – придуманный мир глазами ребенка), создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей. Творчество – это деятельность ребенка, которая предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается «продукт», отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Стремление к новизне характеризует художественное творчество, так как экспериментируя с материалами, создавая образцы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения. Главным для ребенка в этом процессе является возможность самоутверждения, самовыражения: «Я научился рисовать. Мне нравится рисовать красками. У меня получилась аппликация».
2. Ознакомление с методами и приемами развития мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями: словесный, наглядно-действенный, практический, игровой.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога и родителей, организующих практическую и познавательную деятельность детей.
Методы обучения:
1. информативно — рецептивный;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец педагога;
- показ педагога.
Это наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, стараемся широко использовать приемы наглядности: показывая предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.
2. Репродуктивный;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
- исследовательский;
- эвристический.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
3.Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Словесные обращения взрослого к ребенку - объясненияпри рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
4.Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагаем ребенку выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.
5. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности, с характерной для малышей игровой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения;
- обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
- игры с конструктором, кубиками;
- игры с ладошками;
- игры с природным материалом (шишки, камушки, грецкие орехи, плоды каштана, бобы, фасоль, деревянные палочки);
- игры с предметами домашнего обихода (пуговицы, спички);
- занятия продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, рукоделие).
Нужно отметить, что на каждом возрастном этапе обозначено приоритетное направление, которое включает взаимодействие средств изобразительного творчества детей:
- 2-3 года – вхождение ребенка в мир прекрасного через слово и форму (изображение), познание окружающей среды и ее эмоциональное освоение в процессе экспериментирования;
- 3-4 года – начало освоения красоты мира через слово и цвет (изображение), расширение представлений об окружающем мире, его красок, эстетических качествах предметов, стремление изображать самому;
- 4-5 лет – через слово и действие освоение многообразия форм в окружающей природе, видение прекрасного в произведениях искусства (музыке, картине, танце и т.д.), проявления творчества в процессе художественной предметно-пространственной деятельности;
- 5-6 лет – через действие и форму создание художественных образов, развитие эстетического восприятия произведений искусства и реализация в творчестве своих впечатлений, участие в разных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
- 6-7 лет – через изображение, музыку, действие, развитие у ребенка ощущения среды, пространства, посредством сочинительства в рисунке, в пластилине, в словотворчестве, в сюжетных играх, проявление индивидуальности во всех видах художественной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном творчестве, при создании сказочных композиций, проявление авторской позиции, своего «я» как в процессе творчества, так и в оценке его результатов.
Взаимодействие предметно-пространственной деятельности с изобразительным творчеством ребенка И.Н.Клюева (ученый, доктор психологических наук) рассматривает как оптимальный путь развития сенсорных и творческих способностей, формирования эстетического отношения к окружающему миру. Занятия изобразительным творчеством помогают развитию мелкой моторики, помогут ребенку скорее начать владеть своей рукой и манипулировать различными предметами. Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача взрослого заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Литература:
Т.Г.Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Москва, 2006г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС;
Средства обеспечения:
· дидактические игры «Шнуровка», «Длинная лента», «Квадраты», «Солнышко и тучки», «Разрезные картинки», «Собери фигуру», «Выполни узор»,
· игрушки пальчикового театра (из бумаги и картона),
· игрушки мякиши,
· тексты песен и потешек,
· детская художественная литература (сказки, стишки, раскраски),
· природные материалы (крупа, семена, камешки, ракушки, шишки, веточки деревьев, бруски, опилки, песок),
· предметы вторичного сырья (трубочки, резинки, пуговицы, колпачки, лоток и шпринцовка),
· трафареты,
· творческие образцы работ продуктивной деятельности.
Занятие 4. Использование продуктивных видов деятельности ребенка с ОВЗ для развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями на занятиях изобразительного творчества
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Б.Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Рисование.Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать? В ранний период (от года до 1,5 лет) ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаши. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребенок начинает заниматься рисованием по своей инициативе. Ребенка привлекает возможность двигать рукой с карандашом, что составляет ему удовольствие. Его движения «чирканье» носят импульсивный характер. Ребенок не может еще предположить, что в результате движений руки появится след на бумаге. У одних детей следы карандаша едва заметны; у других движения энергичны, штрихи сильны и ярки. После полутора лет ему уже не безразлично двигать карандашом по бумаге. У него возникает желание получить яркий след. Именно это является главным побудителем в освоении разных материалов (карандаши, краски).
Ребенок постепенно овладевает дифференцированными, все более преднамеренными движениями. Рука делается все более послушной, гибкой и подвижной. Самые первые рисунки отличаются беспорядочностью движений. Отрывистые штрихи, линии без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, находятся в случайном направлении (дугообразная штриховка соответствующая размаху его руки). Зрение на данном этапе еще не регулирует движений, а лишь сопровождает их.
Однако, скоро они приобретают более организованный характер. Ребенок выполняя штрихи осваивает пространство листа. После полутора лет совершенствуются движения, которыми дети овладели ранее. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются (мотки, пучки), линии ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок уже умеет перекрещивать линии. Неотрывное повторение однородных движений служит теперь для получения пятна, как бы массы, выделяющейся на плоскости бумаги (период «каракуль»).
Первое полугодие третьего года жизни характеризуется новыми достижениями: линии закругляются, замыкая контуром фигуру. Ребенку уже ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Сходство с предметом не является еще для ребенка главным признаком в рисунке. Представление о форме только создается. Найдя в своем рисунке хотя бы намек на образ, ребенок испытывает удовлетворение, радость и пытается закрепить свою находку, повторить изображение. Способность к игровому отражению явлений позволяет ему видеть в них больше, чем фактически отражено. Деятельность рисования с самого начала требует развития мелкой моторики рук, по преимуществу движений кистей рук.
Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает ее достаточно высокий уровень развития.
Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ОВЗ тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно - потребностного плана деятельности.
Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.
Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.
Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.
Важной задачей обучения ИЗО-деятельности детей с ОВЗ является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследования проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.
В ходе обследования очень важно вызвать у детей с ДЦП положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. В результате проводимой диагностики можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП.
Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь.
На занятиях по изобразительного творчества дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают умением пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Они штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями, штампами (из картофеля, поролона, рисуют птичьим пером, нитками).
Рисовать жесткой кистью, применяя прием тычкования, создавать изображения с помощью клея и манки, опилок, стружки, различных круп (горох, фасоль, овес, рис, гречка). Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток, умеют выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток .
В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму. Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить начатое дело до конца.
Большой коррекционной эффективности в процессе обучения мы добиваемся в проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира.
Сочетание рисования по трафарету красками, кистью и пальцем с обрывной аппликацией (“Солнышко”, “Листик”, “Облака”), создание коллажей и другие виды работы способствуют возникновению и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.
Занятия ручным трудом, особенно работа с объектами живой природы - листья, ветки, семена, шишки, желуди и другие развивают полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно – образующую сферу.
Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.
В проведении занятий мы придерживаемся поэтапного проведения – эмоциональный настрой (доброжелательная встреча ребёнка), пальчиковые игры и гимнастики по возрасту, рассматривание объекта для рисования, лепки, образец обязательно должен присутствовать при работе, для того чтобы ребёнок мог предположить итог своей деятельности (при этом мы всегда исходим из пожеланий самого ребёнка).
Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей с ДЦП, совершенствуется память, вообр