Знакомство с понятием «сезонная одежда»
Цель:
• провести связь одежды с временами года;
• объяснить понятие « сезонная одежда»
Оборудование: наборное полотно, карточки с изображением сезонных изменений: снежинка, дождь, солнце, разрезные карточки с изображением зимней, летней, осенней (весенней) одежды.
Ход беседы:
Сегодня мы с тобой продолжим разговор об одежде, обуви и головных уборах.
Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? – ( Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.)
(на наборное полотно выставляются карточки с изображением сезонных изменений: СНЕЖИНКА, СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ).
- Какой это знак? (СНЕЖИНКА)
- К какому времени года относится? (к зиме)
- Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)
- Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.
(Аналогично с солнцем, с дождём).
Вывод:одежда бывает сезонная; зимой мы носим зимнюю одежду, летом – летнюю, а осенью и весной демисезонную ( слово “демисезонная” - французского происхождения, «межсезонье» – переходное время года.)
Физ.минутка
Вы называете предметы одежды, обуви, головные уборы, ребенок должен : если это предмет одежды- похлопать, предмет обуви – потопать, головной убор -погладить себя по голове.
5. Игра « В чем пойти...»
Цель: закрепить умение ребенка соотносить одежду, обувь, головной убор со временем года (сезоном)
Вы называете обувь ,одежду, головной убор и говорите когда его надевают, ребенок внимательно следит за вашей речью и , если заметит ошибку хлопает в ладоши.
Босоножки носят зимой.
Шубу одевают, когда тепло.
Панаму одевают от солнца.
Резиновые сапоги одевают в сухую погоду.
В шортах катаются на лыжах.
В футболке ходят на физкультуру.
Туфли носят зимой на улице.
Плащ одевают во время дождя
В валенках ходят на пляж.
6. Итог занятия
Похвалите ребенка за его старания.
Занятие 5. Знакомство с различными видами застежек на одежде детей с ограниченными возможностями
Теоретическая часть
Сто одежек и сто застежек. Только подумайте, сколько существует различных застежек, сколько всего предстоит ребенку усвоить,чтобы научиться ими пользоваться! Липучки, кнопки, молнии, шнурки, пуговицы самых разных форм и размеров- и на каждом виде одежды их может быть несколько видов. Так с чего же начать? Проще всего научить ребенка застегнуть и расстегнуть липучки. Этому можно учить уже с полутора лет. Как раз к этому времени детские пальчики достаточно окрепнут для того, чтобы справиться с этой застежкой. Застежка –липучка очень проста в применении и поэтому часто используется в детской одежде. Начинать обучение лучше всего с обуви на липучках - ее малыш сможет сам держать в руках и она легче всего расстегивается. Дайте ребенку ботиночек и покажите, как его расстегнуть и застегнуть. Помогите повторить ваши действия. Малышу наверняка понравится звук липучки, и он с удовольствием будет ею заниматься.
Когда липучка освоена, можно постепенно переходить к застежкам- кнопкам. Они тоже не слишком сложны в применении, но торопиться с ними не стоит. Застегивание и расстегивание кнопок требует довольно развитой мелкой моторики и хорошей координации движений. Кроме того, лучезапястный сустав, который находится между костями запястья и предплечья, может быть просто не готов к подобной работе. От излишнего усердия малыша может возникнуть боль в руке, подобия той, что возникает у взрослого после долго работы за клавиатурой или с компьютерной мышью. Поэтому, прежде чем учить пользоваться кнопками, убедитесь, что ребенок физически готов к таким манипуляциям.
Медленно покажите, как вы застегиваете на куртке кнопки. Пусть малыш пальчиками одной руки придерживает основание кнопки, а другой рукой накладывает сверху вторую полу куртки. Защелкнулась! Держа обеими руками основания кнопки и потянув полы в разные стороны, можно расстегнуть одежду. Такое открытие порадует и заинтересует ребенка.
Объясняйте малышу, что если он будет с силой дергать полы куртки, кнопки оторвутся, и одежда будет испорчена.
После двух лет малыша можно научить пользоваться молнией . Здесь у него вряд ли возникнут проблемы с застегивание и расстегиванием. Двигать бегунок вверх-вниз – чего уж проще. Однако вставить замок в проем не так-то просто. Это действие требует очень хорошей координации и , что куда важнее, понимание конечного результата. Поэтому не скупитесь на объяснения , когда будете показывать ребенку принцип работы застежки –молнии и демонстрируйте «вставление и вынимание» столько, сколько потребуется.
Для обучения возьмите одежду на молнии с крупной застежкой и замком. Покажите ребенку отверстие на замке и объясните принцип действия застежки: сначала опустить бегунок вниз до упора, затем вставить сверху вниз основание второй половинки молнии и потянуть замок вверх ,придерживая полы одежды.
Не огорчайтесь,если первое время у малыша не будет получаться – это действительно сложная задача для него.Заправляйте основание в бегунок сами и давайте ребенку застегнуть молнию дальше. Вскоре он сам захочет научиться этому « фокусу».
В формировании навыка застегивания пуговиц используйте острое желание подражать. Продемонстрируйте малышу, как вы застегиваете блузку или кофту (желательно с большими круглыми пуговицами). Медленно покажите, каким способом вы застегнули пуговицу. Пусть малыш одной рукой возьмет пуговицу и протолкнет ее в петельку (начинать надо с нижних пуговиц, так как это удобней). Для ребенка бывает сложно поймать пуговицу в петле, так как маленькие ручки еще недостаточно ловки. Однако постоянная тренировка будет способствовать формированию навыка, и у малыша обязательно все получится. Предлагайте ребенку самому застегивать свою кофточку или просите помочь застегнуть пуговицы на вашей одежде. Не забывайте при этом говорить, что у вас растет настоящий помощник (помощница); детям это нравится, они начинают гордиться собой и своими достижениями. Застегивание — с непривычки длительный и сложный процесс, поэтому ребенку будет легче, если вы разобьете его на шаги:
· раскрыть петлю;
· просунуть пуговицу в петлю;
· взять пуговицу большим и указательным пальцами и вытянуть ее с другой стороны;
· оттянуть край петли, заводя ее за пуговицу.
Каждую из этих операций нужно по очереди освоить. Как? Смотрите по ребенку — кому-то понадобится несколько раз все проделать рука в руку, кому-то помочь начать движение, кому-то просто объяснить и показать. Главное — не торопиться! Сначала несколько дней, одевая ребенка, просим (или помогаем) расширить петлю, но сами вставляем пуговицу. Когда эта операция освоена — учим просовывать пуговицу в петлю, но подхватываем ее сами с другой стороны, потом так же учим вытягивать пуговицу из петли и расправлять петлю, заводя ее за пуговицу. На первых порах можно взять специальный тренажер — книжку или рамку с застежками (их можно сделать самим). Самый простой вариант — возьмите свое пальто. Только потом ребенку придется отдельно учиться застегивать одежду на себе — это немного сложнее.
Когда малыш понял, как застегиваются пуговицы, он может сам проявить любознательность и попробовать просунуть пуговицу обратно. Если же этого не случилось, покажите крохе, как их расстегнуть, и со временем он в совершенстве освоит этот процесс. Не забывайте помогать ребенку управляться с верхними пуговицами, так как застегивать то, чего не видишь, на ощупь довольно тяжело в таком возрасте.
Практическая часть
В гостях у пуговки»
Оборудование : пуговицы ,различные по величине, цвету и форме, небольшая емкость,пуговичным тренажером « Веселый зоопарк »
Ход занятия:
Пальчиковый игротренинг
Цель: развитие мелкой моторики рук
Пуговка раз, пуговка два, ( сжимаем поочередно кулачки обеих рук)
Это не сложно, поверь, я права. ( разжимаем поочередно кулачки обеих рук)
Не хочешь одеться? Но надо, дружок! ( грозим поочередно указательным пальцем
обеих рук)
Гулять мы идем, а там ветерок. (имитируем на столе ходьбу
указательным и средним пальцем обеих
рук)
Предложите ребенку отгадать загадку. Пусть определит о чем пойдет речь:
Одеваться соберёшься
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети