Формирование умения дифференцировать понятия: одежда, головной убор, обувь у детей с особенностями развития.
Пальчиковый игротренинг «Одежда»
Цель:развитие мелкой моторики рук
Я одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)
И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)
Майка, брюки, а еще(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)
Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим .)
Чтение стихотворений и беседа по их содержанию.
Цель: познакомить детей с тем, что вещи, которые люди носят, делятся на одежду, обувь, головные уборы
Оборудование:предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов
Ход беседы:Почитайте ребенку зарифмованные тексты и задайте несколько вопросов по их содержанию, с той целью, чтобы ребенок закрепил такие понятия, как « одежда», «обувь», «головной убор» .
1.Куртки, брюки, пальто и штаны,
Платья, юбки человеку нужны.
Все, что мы надеваем, одеждой зовется.
И название это запомнить придется.
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Согревает в морозы, защищает в жару,
От прохлады избавит она поутру.
Только, чтобы служила подольше одежда,
Содержать ее нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
Вопросы:
Что такое одежда?
Какие предметы одежды ты запомнил из текста. Какие знаешь еще?( показ предметных картинок с изображением одежды )
Для чего человеку нужна одежда?
2.Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Тогда шапку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках модницы всегда,
А у мальчиков — пилотки
И бейсболки неспроста.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде.
Был к лицу и украшал.
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
Вопросы:
Что такое головной убор?(Вещи, служащие одеждой для головы.)
Какие головные уборы ты знаешь?( показ предметных картинок с изображением головных уборов )
Для чего нужны человеку головные уборы?
3.Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она..
Обувь всякая важна.
Вопросы:
Что такое обувь?(Изделие, которое носят на ногах.)
Для чего нужна обувь человеку?
Какую обувь еще ты можешь назвать?( показ предметных картинок с изображением обуви )
Предложите ребенку рассмотреть одежду, обувь, головной убор на предметных картинках и попросите его назвать их части.
Рубашка:рукава, воротник, пуговицы, манжеты.
Брюки:пояс, штанина, карманы.
Туфля:подошва, каблук, пятка, мысок.
Шляпа : головка ,поля.
Игра « Чего не хватает?»
Цель:закрепить умения различать понятия « одежда», «обувь», «головной убор»;закрепить умение называть детали одежды , обуви, головного убора.
Оборудование: предметные картинки
Вы показываете предметную картинку, закрывая какую-либо деталь. Ребенок комментирует:
«У футболки не хватает рукава».
«У туфли не хватает каблука».
«У брюк не хватает штанины».
«У рубашки не хватает манжета».
« У шляпы не хватает полей».
«У куртки не хватает пуговицы».
«У свитера не хватает воротника».
«У брюк не хватает пояса».
« У панамки не хватает головки».
« У сапога не хватает подошвы».
Итог занятия
Похвалите ребенка за его старания.
Разъяснение связи между одеждой и временами года детям с отклонениями в развитии
Пальчиковый игротренинг« Магазин одежды»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Открываем магазин,( соединить ладони, круговые движения в
противоположные стороны)
Протираем пыль с витрин.(ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону
другой и наоборот)
В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по
тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх-
вниз по ладони другой руки)
ребенок называет различную одежду
Магазин теперь закроем,(фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по
центру другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами
указательного и среднего пальцев другой
руки)
Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать. ( поглаживаем каждый палец)
Игра « Покупки »
Цель:закрепить знания о видах одежды, обуви и головных уборов;
Оборудование:3 маленьких пакета, разрезные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов
Ход игры :
Возьмите 3 три пакета: одежда, обувь, головные уборы и попросите ребенка разложить по пакетам вещи, правильно называя их. Ребенок должен рассуждать так:«Я взял (а) кофту. Кофта – это одежда. Я её положу в средний пакет »; «Я взял(а) туфли. Туфли – это обувь. Я их положу в первый пакет »и т.д.