Занятие 3. Формирование навыка умывания у детей с особенностями развития (20 минут)
Теоретическая часть занятия.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Из практики видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать с того, что научить ребенка засучивать рукава, как показывает взрослый, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку.
Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: душистое мыло, мыльницу, мягкое полотенце. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте.
Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:
• вымыть с мылом руки;
• вымыть лицо, шею, уши;
• вытереться полотенцем;
• привести в порядок умывальные принадлежности: положить мыло в мыльницу, повесить на крючок полотенце.
Обучаясь умыванию, ребенок не всегда может быть аккуратным в ванной. Непременно будут и расплесканная вода и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: "Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...”
Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:
1.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
2.Кап-кап-кап! Водичкою
Мы умоем личико.
Открывайтесь, глазки!
Улыбайся, ротик!
Рядом умываются
Пёсик наш и котик.
Весело нам утром.
Вместе просыпаться,
Солнцу и друг другу.
Задорно улыбаться!
3. Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!
Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается любимая кукла, а подарком к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.
Используйте не только аргументы в пользу гигиены тела – смыть грязь, но и психологические. Расскажите, что умывание сделает его сильнее – для мальчиков, ведь Супермен всегда умывался по утрам.
А девочкам, что после умывания личико становится краше – принцессы во дворцах всегда умываются перед балами. Помогите малышу увидеть в скучной и не совсем приятной процедуры смысл и идею, и Вы удивитесь насколько легко будут проходить Ваши умывания.
Практическая часть.Учимся умываться.
Игра «Губка-водонос»
Цель:развитие моторики рук;отработка схемы «ладошка-кулачок-ладошка ».
Переливать воду из одной миски в другую можно не только с помощью ложек и стаканов, но и… губкой. Губкой переносим воду из одной емкости в другу сначала правой рукой , затем - левой
2.Игра «Что нужно кукле!»
Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки ( умывание )
Оборудование:полотенце, картинки с изображением предметов, используемых при умывании ( мыло, полотенце )
В ходе игры знакомим ребенка с картинками, спрашиваем его, для чего нужен каждый предмет, затем берет куклу ,перемешиваем картинки и доставая по одной задаем ребенку вопрос: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?"Ребенок должен показать нужные картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания.
Отработка навыка умывания.
Цель:отработать навык умывания с переносом на ребенка.
Предлагаем ребенку проделать все действия , которые он производил во время умывания куклы, на себе, называя при этом каждую его часть . Вместе с ним эту последовательность действий проделывает взрослый, при этом комментируя каждое свое действие и произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...