Ян Примус — покровитель немецких пивоваров
Напиток настоящих джентльменов.Пиво в доброй старой Англии любили всегда: и до норманнского завоевания, и после. Ещё в VII веке одному из королей Кента пришлось издать указ против повального пьянства. Но пенный напиток продолжали пить и в замках, и в аббатствах, и в хижинах вилланов. В те времена эль имел сладковатый вкус: в него добавляли мёд и немного вереска. Только с XV века англичане в полной мере оценили благородную горчинку хмеля.
Английский король Генрих VIII за завтраком выпивал галлон (около 4,5 л) пива. Не отставали от него и придворные. А его дочь, Елизавета I, объезжая владения, первым делом узнавала, вкусное ли пиво варят в городе, который она намеревалась посетить. Если пиво было невкусным, то любимый напиток королевы везли из Лондона.
В XV-XVI веках в Англии появилась профессия дегустатора пива. Этот человек носил кожаные штаны. Перед тем, как попробовать напиток, он выливал немного на скамью, садился в лужицу и начинал неспешно смаковать. Через определённое время он вставал. Если штаны прилипали к лавке, значит, пиво было некачественным, с добавлением сахара.
В XVI веке англичане стали разливать пиво в бутылки. А к XIX веку его производство максимально механизировали, пивоварение стало прибыльной статьёй экспорта.
История пива на Руси и в России.Княжеские пиры проходили именно так, как описал их Пушкин в бессмертных строках «Руслана и Людмилы» Вот только пиво, что лилось рекой на подобных пиршествах, было медовым. Пасек тогда не было, а профессия бортника – человека, добывавшего дикий мёд, – была трудна и опасна. Поэтому простому люду приходилось зачастую довольствоваться пивом без мёда. Чтобы улучшить его вкус, в него стали добавлять хмель.
Отечественные учёные считают, что именно Киевская Русь научила Европу варить пиво с хмелем.
Название «пиво» - общее для всех славянских языков (что свидетельствует о его древности) и происходит от слова «пить». В IХ веке пивоварение было широко распространено в Киевской Руси и Новгородских землях. Легкое пиво называли «полпивом». Более поздним словом является «брага». Медовые дани и перевары были широко распространены на Руси. Пиво, солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование землей.
В русских былинах пиво было источником силы. Илья Муромец, чтобы стать могучим богатырём, должен был прежде выпить пива крепкого.
На Руси все значимые события сопровождались распитием пива: рождение ребёнка, крестины, переезд в новый дом, свадьба, похороны и поминальные застолья. Пиво стало синонимом праздника и перехода в другое состояние: от будней к яркому торжеству, от девичества к замужеству, от юности к зрелости, от детскости к мужественности, от жизни к смерти.
Славяне добавляли в пиво мёд. Это смешивание имело специальное название – женить пиво. Этот напиток употреблялся в обрядах поминовения предков.
По данным раскопок, в Великом Новгороде почти в каждом доме были бочонки для изготовления пива.
Сельские и городские общины издавна варили пиво для братчин, совместных общинных трапез, проводимых за общий счёт, которые обычно устраивали в дни больших церковных праздников. Как и на католическом Западе, центрами пивоварения и медоварения на Руси были монастыри. Известно, что уже иноки Киево-Печерского монастыря, подобно киевским князьям, употребляли мёд на подаяние неимущим людям.
Когда миссионеры, продвигавшие ислам на север предложили Киевскому князю принять мусульманство, которое запрещало употребление хмельных напитков, Великий князь Владимир, попивая пиво, крепко думал, какая религия для Руси лучше – то ли католичество, то ли православие, а может, оставить язычество, благо оно родное и менять ничего не надо… Выпив не одну кружку пива, прежде чем найти решение, Владимир ответил миссионерам ислама: «Руси есть веселие пити, не можем без того бытии». Известно, что новгородцы активно вели торговлю с иноземными странами, но пиво всё же предпочитали своё, тогда как привозное считалось худого качества.
В древности и в Средние века готовое пиво бочонками хранили во льду и употребляли летом и зимой. Из сохранившихся рукописей 1634 года известно, что в Москве для хранения пива использовали специальные ледники, в которых на полу из снега и льда стоял ряд бочек, накрытый ещё одним снежно-ледяным слоем, поверх него снова стояли бочки и т.д. Вся эта пирамида сверху закрывалась соломой и досками, так как у ледника не было крыши. Для пользования постепенно открывали одну бочку за другой. Применялась такая система сохранения пива много веков наряду с погребами.
Во второй половине XIV века домашнее пивоварение стало облагаться специальным налогом, который взимали монастыри. Переломным моментом для крестьянских хозяйств стало исключительное право казны на варку пива, введенное Иваном III Великим (1462-1505). Пиво, солод и хмель стали облагаться пошлиной, под гнётом которой народное пивоварение погибало.
Алексей Михайлович, отец Петра I, любил пить пиво, сваренное специально для него в кремлёвском Сытном дворе. Свою любовь к пиву царь Алексей Михайлович передал и своему сыну, будущему великому реформатору Петру I. Взойдя на престол, в годы своего великого европейского посольства (1697-1698), Петр пристрастился к голландскому и английскому пиву. После возвращения из-за границы, даже в годы Северной войны, в походах Петр не забывал свой любимый напиток – пиво и мёд. Любимая сестра царя, Наталья Алексеевна, разделяла его увлечение пивом. Собирая обозы для своего брата, она собирала пиво, сваренное царёвым пивоваром Андреем Тимофеевым, и обязательно заморское – голландское и английское, которые были особо по вкусу царю. После создания регулярной армии, при Петре I официально пиво стали применять в армии как лечебное, и в частности, противоцинготное средство. Во время строительства северной столицы сразу же были заложены и первые пивоваренные заводы, призванные обслуживать нужды императорского двора и армии. Пиво всегда было в чести у наших царей и цариц, и слава приращивалась из династии в династию.
Становление и развитие промышленного производства пива в России было вызвано в первую очередь потребностями морского ведомства. В месяц матросу Балтийского флота при Петре I полагалось 45 фунтов ржаных сухарей, 10 фунтов овсяной крупы и 5 фунтов гречневой, 10 фунтов гороха, по 5 фунтов солёной говядины, а также 16 чарок вина и 7 вёдер пива.
На Руси были и общественные пивоварни. В них варили пиво для массовых гуляний. Они представляли собой бревенчатые срубы, иногда без одной стены, расположенные на месте с высоким сакральным статусом: на горе или холме, возле церкви, но чаще у воды. Строились такие пивоварни на средства местных жителей, в складчину приобреталось оборудование и сырьё для пива.
В 1741 году вступила на престол Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она также благосклонно относилась к пиву. И притом хорошо разбиралась в технологии приготовления этого напитка. Во второй половине ХVIII века, в связи с модой на всё английское, возникла мода и на пиво, и тогда вместо голландского царствующие особы стали предпочитать английское.
При Екатерине II английское пиво стало особенно популярным. Тогда-то в северной столице и возникли пивоваренные заводы, изготавливающие пиво по английской технологии. В ХVIII веке пиво для императорского двора продолжали варить придворные пивовары. И только в конце ХVIII века пивоваров вывели из штата императорского двора. Было признано целесообразным для нужд двора пиво покупать уже готовым или брать у подрядчиков. Одним из первых иностранцев, ставшим официальным поставщиком пива ко двору его императорского величества, был Абрахам Крон. Он был постоянным поставщиком «Эля» и «Портера».
Первый пивоваренный завод в России был основан в 1795 году в Петербурге Абрахамом Фридрихом Кроном. Екатерина II одобрила пожелание Крона, и предоставила ему монополию на пивоварение, подарила участок земли на берегу Невы, в северной части от монастыря Александра Невского, а также 30 000 рублей. Пивзавод носил имя Александра Невского. В конце ХVIII века Петром Казалетом было основано производство пива близ Калинкина моста в Петербурге. Калинкинский пивзавод специализировался на выпуске лучших, элитных сортов пива. В 1848 г. Крон и Казалет объединили свои заводы, в дальнейшем пивоварение велось на Калинкинском пивзаводе (в 1923 г. этому заводу «Петросовет» присвоил имя Степана Разина).
В далёком 1875 году родилась история Московского «Трехгорного пивоваренного завода» ныне «Бадаевского». Два энтузиаста – московский купец Б.А. Гивартовский, владелец спиртодрожжевого завода на Дербенёвской набережной, и молодой, хорошо образованный в Риге и Мюнхене пивовар А.А. Кемпе, одержимый идеей построить в Москве современный пивзавод, - решили объединить свои усилия и на окраине Москвы приобрели неухоженный участок земли для строительства пивоваренного предприятия. Так как финансов у двух зачинателей было недостаточно, они обратились к нескольким известным и богатым предпринимателям с предложением принять участие в создании завода на паях. Так учредилось «Трехгорное пивоваренное общество» с уставным капиталом. Руководить строительством поручили А. Кемпе, как специалисту по пивоварению, известному своими деловыми и организаторскими способностями. Спустя год завод стал выпускать свою продукцию. На Всероссийской промышленной выставке 1882 года в Москве завод выступил с размахом. Правительство отметило заслуги «Трехгорного», удостоив его высшей награды – права изображать на заводской продукции государственный герб России – золотого двуглавого орла. Революция 1917 года пронеслась и над «Трехгорным» пивзаводом.
Интересна история Жигулёвского пива. В середине ХIХ века обедневший австрийский дворянин Филипп фон Вакано открыл в г. Самаре небольшой пивоваренный заводик. Его сын Альберт сумел расширить дело отца и в 1879 году самарская Городская дума дала ему в аренду на 99 лет участок земли под строительство пивного завода. Строительство велось такими стремительными темпами, что уже в 1881 году было произведено 75 тысяч вёдер пива. На заводе работала электростанция, хотя в городе её не было. Пивные склады завода находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири. Пиво поставлялось даже в Персию. Пиво Вакано было доступно бедным слоям населения. Самым популярным было Венское пиво. В 1913 году завод произвёл уже 3,4 миллиона вёдер пива и был третьим в списке крупнейших пивзаводов России. Но в 1914 году был введён сухой закон и в корпусах завода был размещен лазарет и налажен выпуск гранат. И только после революции завод начал налаживать производство. В 1936 году пиво Куйбышевского завода получило высшую оценку на конкурсе лучших марок советского пива. Этой маркой было «Венское пиво», которое и переименовали в «Жигулёвское».
Время и события предъявляли новые требования к пивоварению. Открывались пивзаводы. Качество пива напрямую зависело от мастера пивовара. Кому же было доверено это важное дело - пивоварение в России? В ХVII – начале ХIХ вв. владельцы небольших пивзаводов чаще полагались на свой опыт в изготовлении пива или брали на работу практиков самоучек без специального образования. В период расцвета промышленного пивоварения и возрастающей конкуренции (со второй половины Х1Х века) процент пивоваров со специальной подготовкой был достаточно высок. Активно приглашались пивовары из Баварии, Пруссии, Австро-Венгрии, прошедшие курсы обучения в школах и академиях пивоварения в Мюнхене, Берлине, Вене, Пльзени и Праге.
Некоторые пивовары, накопив значительные капиталы на своих очень хорошо оплачиваемых местах, сами становились владельцами заводов. Если они возвращались на родину или умирали, чаще всего их заменяли российские помощники, пусть не дипломированные, но получившие достаточную практическую подготовку. Так постепенно росли отечественные кадры пивоваров-практиков. Однако часть владельцев пивзаводов, особенно крупных, полагались на опыт исключительно иностранных специалистов.
Традиция почитания пива как полезного, тонизирующего и утоляющего жажду напитка продолжала сохраняться вплоть до 1917 года. А потом наступило послереволюционное время.
Новая власть все, связанное с прошлым, отрицала и разрушала: ей было неважно, что пивоваренное производство холили и лелеяли веками. Во время Гражданской войны пивоваренные заводы сначала национализировали, потом закрыли, а во время НЭПа снова начали их восстанавливать. В правительство пришли малосведущие руководители, они принесли в управление пивоваренной отраслью своё ограниченное знание и опыт… В 1925 году Наркомфин повысил ставки на пиво – сразу же упал спрос на него: ведь оно стало дороже вина и водки. Пиво просто перестали покупать. Что бы поправить финансовое положение власти уменьшили налоги, и пиво снова пошло продаваться.
В наше время история отечественного пива делается на наших глазах. В 90-х годах первыми поняли перспективность капиталовложений в российское пивоварение иностранные бизнесмены. В 1993 году стала реализовываться мощная программа инвестиций в российские предприятия. Модернизируется тульский завод «Таопин», ярославский «Ярпиво», основным успехом кампании считается крупнейший производитель пива в Восточной Европе – пивоваренный завод «Балтика».
Когда иностранные инвесторы поставили своё дело в российском пивоварении на широкую ногу, началась реорганизация ряда российских заводов уже без участия иностранных компаний. Зарубежные эксперты предполагают, что в России образуется более десятка заводов огромной производительности и независимые иностранные компании будут постепенно вытесняться с рынка. Ну а пока отечественные производители Очаковский, Клинский, Майкопский заводы растут, увеличивают мощности, пробиваются на западный рынок.
Из истории российского предпринимательства видно – как раньше, так и теперь непременными условиями развития пивоваренного бизнеса являются стартовый капитал, хорошее знание своего дела, удобное географическое положение завода и точек сбыта готовой продукции.
С развитием промышленного производства домашнее пивоварение было почти забыто. Но сегодня во всём мире происходить настоящий ренессанс традиционного, «допромышленного» пивоварения. Рождаются маленькие пивоварни, где готовится пиво по тщательно восстановленным старинным рецептам, где посетителей угощают всегда свежим, «живым» пивом». Возродилась и традиция домашнего пивоварения. Достоинства домашнего изготовления пива известны даже начинающему домашнему пивовару – это вкусно, это удобно, это интересно.
Древняя рецептура.В северных областях (в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей) солод приготавливали из ржи: необходимое количество злаков замачивали в воде в специальном солодовом корыте, сделанном из цельного ствола берёзы; затем тонким слоем рассыпали в избе на пол и накрывали мешками, чтобы зерно не просыхало и томилось нужное количество дней, после чего его сушили на печи.
Готовый солод размалывали в ручных жерновах, состоящих из двух вращающихся деревянных или каменных кругов.
Солод из ячменя готовили так: мешки с зерном погружали в реку или в озеро, где они мокли в течение двух недель (иногда замачивали в кадках). Вымоченное зерно рассыпали на пол в тёмном месте и накрывали соломой. Когда ростки достигали размеров «пчелиной лапки», зёрна сгребали в большую кучу и клали на неё груз-гнёт. После этого зерно сушили в доме на печи и затем перемалывали покрупнее хлебной муки.
Для запаха.Для придания дополнительных вкусовых оттенков пиво приправляли патокой, ягодными смесями, полынью, люпином, корнями и плодами некоторых растений.
Позднее ароматические вещества заменил хмель, открытие которого ознаменовало начало новой эпохи в истории пивоварения. Хмель добавлял пиву неповторимую горечь и защищал его от быстрого прокисания, выполняя роль консерванта.
Без дрожжей.Изначально пиво готовилось без использования дрожжей. Бродильные грибки попадали в сусло естественным путём через воздушную среду, а также с насекомыми, листьями, травинками, пылью, это называли воздушным брожением. Для ускорения брожения и чистоты напитка впоследствии стали использовать закваску – пивные дрожжи, называемые бродилом. Пиво, в которое добавлены дрожжи, именовалось зелёным пивом. Брожение продолжалось максимально от 5 до 10 дней. После этого пиво было готово к употреблению.
Что такое корчажное пиво?На Руси бытовало два способа приготовления пива в зависимости от необходимого количества напитка. Небольшие объёмы для домашнего потребления готовились в глиняной корчаге (горшке) с отверстием внизу для слива, которое затыкалось деревянным гвоздём. Такое пиво называли «корчажным» и варили его обычно женщины. Перед большими праздниками, к многолюдным застольям. Когда требовалось большое количество напитка, его варили на общественной пивоварне с использованием хлебного сырья, собранного в складчину. Это была физически тяжелая работа, которую обычно выполняли мужчины.
Самый древний рецепт «корчажного пива» не требовал солода. Из ржаной, пшеничной или ячменной муки делали кислое тесто, смешивали с достаточным количеством воды и оставляли бродить при обыкновенной температуре. Такой напиток практически не содержал спирта, поэтому, чтобы он приобрёл качества пива, в сусло добавляли хмель и варили. Когда жидкость остывала, вновь клали в неё кислое тесто или корки ржаного хлеба, натёртого дрожжами для усиления брожения.