Глава 13. технофобия в эпоху компьютеров
Эта книга предлагает объединить научную точность и творческое воображение, которые могут привести нас в эпоху, когда интеллект будет ассоциироваться уже не только с людьми. Несмотря на боязнь обратного, потенциальные проблемы существуют не между людьми и машинами, а, скорее, связаны с ограниченностью человеческого интеллекта во времена стремительного технического прогресса.
Многие опасаются быстрого технологического развития, особенно автоматизированных и кибернетизированных механизмов, приходящих на смену людям, — если не открыто, то уж точно до определенной степени, ибо считают, что машины могут лишить их средств к существованию. Многие из этих страхов кажутся оправданными в силу быстрого роста производственных технологий, задействующих значительно меньше рабочих. Судя по всему, эта тенденция нарастает и способствует страхам людей перед тем, что их заменят превосходящими системами, не требующими человеческого участия.
Основные принципы операционной деятельности в кредитно-денежной экономике усугубляют проблему, поскольку для нее прибыль представляет больший интерес, нежели чем человек. Сегодня механизмы используются вовсе не для того, чтобы улучшить качество жизни рабочих за счет сокращения рабочего дня, увеличения продолжительности отдыха и повышения покупательной способности. Вместо этого отрасли промышленности используют автоматизацию, чтобы приносить прибыль избранному меньшинству, своим акционерам. Таким образом, большинство людей составит излишек персонала, более не представляющего ценность и подлежащего сокращению подобно тому, как сегодня списывают устаревшее оборудование. И в этом виновата не технология, а ее негуманное использование в целях частной наживы. Люди сами способствуют этому, закупая оборудование и продукты у компаний, не заботящихся о людях и окружающей среде.
Некоторые современные компьютерные разработчики испытывают необоснованные опасения относительно того, что машины в конечном счете возобладают над людьми, так как их проекты начинают демонстрировать человеческие характеристики. Это беспочвенный страх технофоба. Машинам все равно, производят ли они пять тысяч автомобилей в месяц или пятьсот. Они просто функционируют в соответствии с заданными параметрами. Они не жалуются на сбор урожая под палящим солнцем или непрерывную посадку семян. У них нет потовых желез или физической потребности во сне.
Именно потому что у них нет эмоций, они не способны на тайный сговор, направленный на порабощение людей. Технофобы же со своими необоснованными страхами по поводу того, что компьютеры и роботы поработят род человеческий и захватят мир, просто приписывают им человеческие качества. Машины, в отличие человека и животного, лишены чувств, которые являются следствием голода, жажды, сенсорной стимуляции, опыта и внутренней секреции. Если один компьютер разрушается в присутствии другого, это не вызывает гнева, негодования или жажды мести со стороны уцелевшего компьютера. Многие люди, особенно писатели-фантасты, проецируют эти черты на механизмы будущего. Даже если машины и моделируют эмоции, они не подлинные; они не испытывают никаких чувств ни к одной проблеме.
Страх того, что машины будут все в большей степени контролировать нашу жизнь, лишат нас естественных инстинктов и, в конце концов, наивысших ценностей — семьи и веры — ошибочны. Даже при том что машины могут обеспечить быструю транспортировку, готовое изобилие и искусственный интеллект, люди все еще питают эти страхи.
Некоторые из нас не доверяют компьютеризированному обществу и опасаются возможного отказа машин. Им кажется, что технологии превращают нас в роботов, ведя нас к однородности, потере индивидуальности и всего, что нам так дорого: свободы выбора и личной жизни. В защиту механизмов следует отметить, что, возможно, мы были бы более обеспечены, если бы действительно в своем поведении больше походили на машины. Безусловно, некоторые машины разработаны слабо или неудачно, но слабости человеческой натуры, несомненно, во многом превосходят иллюзорно-разрушительное воздействие машин.
Только в наивных научно-фантастических рассказах машины действуют против людей по собственной воле. Машины программируются и эксплуатируются людьми. Не машин нужно бояться, а их неправильной эксплуатации людьми, которая действительно угрожает человечеству. Мы не должны забывать, что бомбежки городов, использование газа нервно-паралитического действия, тюрем, концлагерей и пыточных камер, — все это применялось и создавалось под руководством людей, а не машин. Даже атомное оружие и управляемые ракеты созданы и контролируются людьми. Люди загрязняют окружающую среду, воздух, океаны и реки. Использование и продажа вредных медикаментов, искажение правды, фанатизм и расовая ненависть — составляющие несовершенных человеческих систем и ложной идеологической обработки.
Не машины представляют опасность, а мы. Пока мы не возьмем на себя ответственность за отношение к своим ближним и разумное управление планетарными ресурсами, мы будем самой большой опасностью для планеты. Если бы и возник конфликт между людьми и машинами, мы бы ни минуты не сомневались в том, кто его инициировал! Пора признать, что, несмотря на возможное существование позиции морального превосходства, ни один из нас в настоящее время не в состоянии ее занять. Самое веское доказательство нашего невежества заключается в тех самых козлах отпущения, которых мы обвиняем в наших социальных бедах: в слишком высокой технологизации, иностранцах и разного рода меньшинствах, положении планет, демонических влияниях и субъективных моральных стандартах. Все это несущественно и лишь отвлекает внимание от истинных проблем.
Ни наука, ни техника не создали ни одну из наших проблем. Они являются результатом злоупотребления и неправильного использования человеком себе подобных, окружающей среды и технологий. Разукрупнение предприятий происходит не из-за вытеснения людей машинами. В более гуманной цивилизации машины использовались бы, чтобы сократить рабочий день, увеличить доступность товаров и услуг и удлинить отпуск. Если бы мы использовали новую технологию, чтобы поднять уровень жизни каждого, то машинная технология принесла бы пользу всем.
Поскольку опасные побочные эффекты неправильного использования технологии усугубляются, включая загрязнение окружающей среды, сверхэксплуатацию земли и моря, расходы на войны, ненужные человеческие страдания, мы наблюдаем сильное стремление к возврату упрощенной жизни с меньшим количеством технологий. В то же самое время люди призывают к возврату более гуманных ценностей и значительному сокращению темпов технического прогресса.
Те, кто с ностальгией защищает возвращение к «простой жизни» и «к земле», дезинформированы и ограничены во взглядах. Вообразите, что произошло бы, если бы мы демонтировали все механизмы в домах: радио, телевидение, компьютер, телефон, электрическое освещение, духовку, холодильник, систему охлаждения и обогрева. Незаметно, чтобы эти люди выбрасывали технику из дома или хотя бы на неделю отказывались от автомобиля. Они просто принимают желаемое за действительное и занимаются бесполезным делом. Они вольны бросить современные удобства и переехать в пещеру. Но как далеко назад мы действительно хотим вернуться?
Эти люди просто не осознают высокие показатели детской смертности, количество женщин, умирающих во время родов, недоедание и смертельные исходы инфекционных заболеваний, столь распространенных в прежние времена. Любой регресс или возвращение к прошлому были бы огромной пустой тратой человеческого потенциала. Разве вместо этого мы не стремимся обеспечить лучшие средства коммуникации, транспортировки, повышение урожаев сельскохозяйственных культур и жилье для миллиардов людей во всем мире?
Если бы противники научно-технического прогресса смогли повернуть время вспять во имя неопределенных гуманитарных ценностей, миллионы людей были бы обречены на постоянные бедствия и ненужные страдания. Экономика, основанная на ручном труде, при которой люди тратят время на обеспечение минимальных потребностей жизни, посвящая долгие часы рытью колодцев, сбору древесины, накачиванию воды вручную и стирке одежды в реке, практически не оставляет в их жизни места для личностного развития. Это также верно и для промышленного общества, для людей, занятых на поточном производстве, когда они постоянно выполняют цикл повторяющихся движений, производя комплектующие. В этих случаях мы используем весьма незначительную часть способностей человека и пренебрегаем самым важным аспектом того, что делает нас людьми и отличает от других животных, — нашим интеллектом.
Один из самых позорных фактов двадцатого века — степень технологической безграмотности миллионов людей, несмотря на доступ к широчайшему диапазону знаний. Даже в Соединенных Штатах огромное количество людей проживает день без малейшего представления о том, как работает сканер в продуктовом магазине или туалет. Они только смутно информированы о зависимости своего существования от дамб, электростанций, массовых перевозок, электрификации и современной сельскохозяйственной науки. Включая свет, они почти не думают о центральной энергосистеме, которая связывает отдаленные электростанции длинными линиями передачи. Эти линии — жизненная сила промышленности, транспортировки и электрификации общества.
Без электроэнергии, телефона, кондиционирования воздуха, радио, телевидения и компьютеров то, что мы привыкли называть современным обществом, просто исчезнет. Без электричества бензонасос на заправочной станции не будет работать. Без охлаждения хранение и транспортировка продуктов питания в глобальном масштабе были бы невозможны. Ни одна больница не в состоянии поддерживать деятельность жизненноважных органов пациента во время операции без специального оборудования. Все ведущие страны мира зависят от НТП в плане выживания. Без современных методов производства продуктов питания здоровье населения было бы поставлено под угрозу, и наш уровень жизни снизился бы до стандартов экономики, основанной на ручном труде.
Другими словами, именно технологии являются двигателем современной цивилизации. Без химии, агрономии, инженерного дела и современных медицинских исследований мир, каким мы его знаем, просто не существовал бы. Человечество было бы обременено изнурительным физическим трудом и увеличенной продолжительностью рабочего дня только ради того, чтобы удовлетворить свои минимальные потребности.
Те, кто полагает, что технологическому прогрессу уделяется слишком много внимания, не видят гуманных аспектов науки. Ее называют «сухой», и этому есть оправдание в обществах, основанных на кредитно-денежных отношениях, когда инструменты науки направлены, прежде всего, на извлечение частной выгоды и поддержание чьего-то преимущественного положения. Многие писатели, увековечивающие миф о сухости и бесстрастности науки, демонстрируют техническую безграмотность и непонимание ее важности. Возможно, в силу ощущения своей отринутости и неспособности осознать ее реальное значение и потенциал.
Некоторые указывают на неблагоприятные последствия строительства дамб, оросительных каналов и проектов в области ядерной энергии, но до реализации этих проектов, как правило, хранят молчание. Во многих случаях только когда проекты терпят неудачу, их хулители подают голос, но редко предлагают жизнеспособное решение проблемы или альтернативу. Виноваты не дамбы и строящиеся электростанции, не от них нужно отказываться. Нужно находить им более эффективное и практичное применение, чтобы использовать природный потенциал, при этом защищая окружающую среду и обеспечивая человеческую жизнедеятельность.
Со всеми природными явлениями всегда связано нечто положительное. Воспримем ли мы это как добро или зло, зависит от того, какие природные виды будут затронуты и как это отразится на человеческой цивилизации. При извержении вулкана пепел может распространиться на обширной территории, уничтожив многие формы жизни; но лава также создает новый почвенный слой и удобрения, способствующие росту новых растений. Ураганы доносят семена в регионы, куда бы они иначе никогда не долетели; такое «опыление» когда-то способствовало пышному разрастанию флоры на многих островах. Мир будущего подразумевает использование и максимизирование сил природы, их переадресацию конструктивными способами, поддерживающими человеческую жизнь, вместе с этим защищая окружающую среду.
Вполне возможно строить дамбы, каналы и электростанции, гораздо более эффективные, чем сегодня, при этом минимизируя отрицательные последствия. Например, дамбы могут учесть миграции рыбы и обеспечить наличие наклонных ступеней, позволяющих ей подниматься на более высокие уровни, или, в случае необходимости, убрать иловые отложения. Если мы начнем проект с полной «карты» предложений, мы сможем увидеть и предотвратить возможный ущерб, а также доработать проект с учетом текущих природных процессов, таким образом экономя время и расходные материалы. Компьютерное моделирование существует уже сейчас. Большинство крупных проектов, однако, реализуется в рамках специальных программ, прежде всего, в угоду деловым кругам или группам с особыми интересами, без учета особенностей экологии, в процессе чего многое теряется.
Вы доверили бы свою жизнь механизму? Фактически, вы делаете это каждый раз, когда садитесь в самолет или в автомобиль. И в аэропорт Сан-Франциско в густом тумане вы прибудете благодаря сложной электронной навигационной системе, а не пилоту, который не видит ничего дальше носа самолета! А сколько пациентов больниц в чрезвычайных ситуациях бывают спасены благодаря механическим системам жизнеобеспечения?
Как и в случае со многими другими вещами, с которыми люди входят в контакт, они часто склонны олицетворять механизмы с живым существом. Люди могут к ним привязаться, и даже плакать или гневаться на них. В кинотеатре, наблюдая за мультипликационными героями, нарисованными карандашами и тушью, люди порой идентифицируют себя с экранными персонажами, смеются и плачут над судьбами придуманных существ. Мы часто называем свои автомобили «детками». Слово-заместитель для существительного «лодка» в английском языке — личное местоимение «она», относимое к одушевленным объектам. Большинство мужей, услышав от жены или сына-подростка фразу «я попал/-а в аварию», прежде всего спросят, насколько сильно пострадала машина.
С появлением персональных компьютеров механизмы стали неотъемлемой частью жизни многих. Это теперь не только средство заработать на жизнь и поддержать стабильность психического состояния. Компьютеры становятся нашим продолжением, а иногда невольно — и лучшими друзьями. Компьютеры не спорят, не возмущаются, не ревнуют, не реагируют на оскорбления. Сидя за клавиатурой, пользователи могут потворствовать своим самым буйным фантазиям без необходимости сталкиваться с трудностями личного общения. Персональный компьютер стал существенной и весьма экстенсиональной частью их жизней.
Технологическая революция уже началась и, в конечном итоге, хотим мы этого или нет, освободит людей от необходимости бесконечной борьбы за безопасность и благополучие. Компьютеры уже вторглись в наши школы, церкви и на самые высокие правительственные посты, но они вовсе не намерены поработить или регламентировать весь род людской. Их не интересует цвет кожи пользователя, его кредо, сексуальная ориентация, политические или религиозные взгляды. В каком-то смысле они более добры к нам, чем мы — к самим себе.
Нам нужно больше технологий, а не меньше. Но мы должны научиться применять их по-новому. Если бы технологиями управляли разумно и с заботой о человеке, то они помогли бы преодолеть дефицит и освободить миллионы людей от бедности и социальной необеспеченности.
Вместо того чтобы обрекать человечество на вечное рабство среди машин за зарплату при системе кредитно-денежной экономики, мы должны позволить машинам освободить людей от опасной, скучной или бессмысленной работы. Будучи далекими от того, чтобы представлять угрозу, которой так боятся технофобы, машины могли бы стать освободителями, снабдив нас временем и ресурсами для того, чтобы понять, что же это означает — быть человеком и членом мирового сообщества.
Глава 14. ОБРАЗОВАНИЕ: УМЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Чем выше будет интеллектуальный уровень развития наших детей, тем лучше будет наша жизнь, тем богаче наша культура. Каждый ребенок, принимающий наркотики и живущий без руководства и цели в жизни, ведет ущербное существование, и за это мы будем расплачиваться в будущем. Именно наши дети унаследуют будущее. При надлежащей информированности и воспитании они поймут, что Земля — фантастическое место, более чем приспособленное для обеспечения потребностей всех и каждого.
Развитие новой цивилизации подразумевает не только строительство новых городов для того, чтобы жить, но также и создание положительных и заботливых межличностных отношений. Молодежь и старики, принадлежащие к новой цивилизации, научатся жить в гармонии друг с другом. Образование играет наиболее важную роль в достижении этой цели, особенно в детском возрасте.
Изучаемые предметы будут связаны с направлением и потребностями динамично развивающейся культуры. Новый учебный план сделает акцент на универсальном восприятии действительности и введении в современное естествознание. Ученики узнают о симбиотических отношениях между людьми, технологиями и окружающей средой. Они лучше поймут принципы развития культур и применения передовых технологий к новому социальному устройству.
Школы будущего научат детей аналитичности. Студенты будут изучать взаимоотношения, существующие в жизни, а не разрозненные, не связанные друг с другом предметы. Основное внимание будет сосредоточено на взаимосвязях людей с Землей и друг с другом. Образование с раннего возраста значительно облегчит понимание и сотрудничество.
При модернизации образования первым делом возникают следующие вопросы: Каким целям должно служить образование? Как определить направленность образования в кибернетизированном обществе? Вот некоторые возможные цели:
• обучение восприятию мировых ресурсов как всеобщего наследия;
• выход за пределы искусственных границ, разделяющих людей;
• замена монетарной экономики на ресурсоориентированную глобальную экономику;
• рекультивация и возрождение окружающей среды до максимально возможного естественного состояния;
• перепроектирование городов, систем транспортировки, сельскохозяйственных и промышленных предприятий с тем, чтобы они стали энергосберегающими, экологичными и удовлетворяли потребности всех людей;
• отказ от политического руководства на любом уровне: местном, общенациональном и надгосударственном как средства социального управления;
• коллективное применение новых технологий в пользу всех;
• исследование, развитие и использование чистых возобновляемых источников энергии, таких как ветер, солнечная и геотермическая энергия, энергия приливов и отливов;
• использование продуктов высшего качества во благо всех людей в мире, при этом — отказ от запланированного устаревания;
• развитие навыков межличностного общения с целью улучшения контактов с окружающими;
• требование изучения воздействий на окружающую среду до разработки любых мегапроектов;
• поощрение самого широкого диапазона творческого потенциала и стимулирование конструктивной деятельности;
• стабилизация населения в мире через образование и добровольный контроль рождаемости, дабы обеспечить его баланс с несущей способностью Земли;
• уничтожение национализма, фанатизма и предрассудков;
• постепенный отказ от любого рода элитизма: технического и проч.;
• разработка методологий за счет результатов тщательных исследований, а не случайных мнений;
• улучшение качества коммуникации с тем, чтобы наш язык был более адекватен по отношению к физическим условиям окружающего нас мира;
• не только обеспечение всем необходимым для жизни, но и постановка задач, стимулирующих работу мозга, с акцентом на индивидуальность, а не на однородность;
• и, наконец, интеллектуальная и эмоциональная подготовка людей к грядущим изменениям.
В конечном счете, эти цели определяют направленность образования. Если мы решим исследовать поверхность Луны или вырыть туннель под морем, сначала мы должны создать организацию, посвященную достижению этой цели и способную ее достигнуть. Чтобы создать цивилизацию, которая обеспечит более высокий уровень жизни для всех и уничтожит войны, бедность и голод, общество должно поставить цели, которые помогут этого добиться.
С внедрением ресурсо-ориентированной экономики образование подчеркнуло бы важность инициативы открытого для сотрудничества мира, в котором индивидуальность, творческий потенциал и сотрудничество будут нормой, а не исключением. Он будет свободен от политики, нравов, свойственных той или иной отдельной социальной группе, и суеверий, а вот любого рода инновационное мышление будет всячески поощряться. В школах объединенной мировой цивилизации учителя могли бы поведать о человеческом поведении и силах, которые формируют нашу культуру и ценности. У всех студентов будет доступ к информации без каких-либо ограничений. Отдельные системы взглядов могут быть сохранены в качестве вспомогательных средств и ассоциативных структур, но подвергнутся самомодификации и развитию в соответствии с новой информацией и событиями.
Вероятно, люди будущего могут быть озадачены тем, что в прошлом был только один Эдисон, один Пастер, один Александр Грэм Белл, один Тесла и вообще так мало талантливых людей. Как случилось, что столь немногие самобытные умы родились на нашей планете с многомиллиардным населением? Вообразите мир, где тысячи таких людей живут и процветают в одну и ту же эпоху, думая и творя, используя весь свой потенциал способностей, — мир, в котором большинство людей активно участвуют в улучшении условий жизни на Земле вместо того, чтобы просто трудиться, дабы зарабатывать себе на жизнь.
Люди будущего могут счесть невероятным, что лидеры независимых стран и отраслей промышленности не сумели воспользоваться возможностями социальной системы, основанной на сотрудничестве, а не на конкуренции. Мы отчаянно нуждаемся в более разумном строе цивилизации, не делящей человечество на расы и ранги. Жители общества с сетевым информационным обменом могли бы получать образование с рождения и научились бы считать себя гражданами планеты Земля, при этом не принося в жертву свою свободу и индивидуальность какой-либо форме тоталитаризма.
ШКОЛЫ БУДУЩЕГО
Система образования будет значительно улучшена. У детей появится время на изучение собственных интересов помимо демонстрации коллективного поведения и взаимодействия с другими детьми и окружающей средой. Практические эксперименты и изучение окружающей среды, производственные и другие отрасли промышленности станут постоянным рабочим пространством для выработки навыков.
В этом случае среда обучения поощряла бы фактическое участие на упрощенных уровнях. Дети младшего возраста могли бы сажать семена в почву, поливать их и удобрять, вести дневники их роста, что уже сейчас практикуется во многих школах. По сути, участие ребенка в развитии растений и животных навсегда изменит его точку зрения на природу, улучшит его понимание принципов работы природы и их взаимосвязи. Дети осознают, что природа являет собой пример симбиотического процесса и что рост растений обусловлен далеко не одним фактором. Они не могут развиваться без энергии солнца, воды и питательных веществ, и даже сила тяжести играет не последнюю роль в этом процессе.
Дети поймут, что каждый человек может доводить разработку или реализацию идеи только до определенного момента. Другие неизменно что-нибудь добавляют и улучшают. Каждый вклад мотивирует и поощряет других. Идеи растут, расширяются и, как кристаллы, разрастаются в различные и сложные формы. Чем выше наша взаимозависимость друг с другом, тем в меньшей степени проступает наша эгоистичность.
Патриотизм и национальная гордость одной нации и страны, преуменьшают заслуги других стран, поэтому эти качества не будут востребованы в новой развивающейся культуре. Дети, например, узнают, что за шестьсот лет до рождества Христова арабы изобрели аккумуляторную батарею. За тысячу лет до того, как братья Райт запустили свой первый аэроплан в городке Китти-Хок, китайцы построили воздушного змея, способного поднять в воздух человека. Русский ученый и изобретатель К.Э.Циолковский первым подробно описал принципы космического полета. Француз Луи Пастер разработал прививку против бешенства. В шестнадцатом столетии итальянец Леонардо да Винчи разработал принципы полетов человека и спроектировал элементарный вертолет. Польский астроном Николай Коперник издал свою книгу о вращении небесных тел. Немец Альберт Эйнштейн дал нам теорию относительности. Вклады всех стран способствовали формированию нашего нынешнего уровня жизни и обогатили его. Но мы все еще стоим на пороге будущего.
Учащиеся узнают, что нет такой страны, которая могла бы предоставить ответы на все вопросы или дать один универсальный ответ, годный сразу для всех ситуаций. Общество находится в постоянном процессе изменений. Станет ясно, что окончательные границы не существуют, что каждая фаза развития общества привносит ряд ценностей, соответствующих своему времени. Все ценности, включая многие постулаты науки, должны быть использованы как лучшие доступные на тот момент времени инструменты. С появлением дополнительной информации и более современных инструментов наши понятия о природе мира будут постоянно обновляться. Наука будет преподаваться как ряд известных фактов и прикладных технологий, которые подвержены изменениям, а не как набор неизменных правил и законов, поскольку в нашем распоряжении окажется гораздо больше информации.
Дети, обучаемые коллективным и практическим навыкам, разовьют лучшие умения для общественных отношений и уверенность в себе. Вместо зубрежки наши новые школы могли бы предоставить ученикам возможность улучшить их взаимодействие друг с другом в реальных жизненных ситуациях. В новых школах учащиеся будут исследовать различные темы, выбирая предметы по собственному усмотрению. При желании им будет оказана помощь через консультанта или машину с элементами искусственного интеллекта, которые осуществляют передачу информации через слова, диаграммы, наглядные изображения и т. п. Наши новые школы освоят множество различных методов обучения детей.
Образование сделает акцент на общечеловеческие ценности и коммуникации, что немаловажно для улучшения взаимодействия и для связей между людьми всех расовых принадлежностей, цветов кожи и жизненных позиций. И дети, и взрослые могут научиться преодолению эгоистичности, которая сегодня доминирует в поведении большинства. Новая форма образования могла бы предельно ясно продемонстрировать, что все наши привязанности и неприятия основаны на существующей культуре, и наше видение будущего всегда определяется культурой.
Дети будут посещать фермы, электростанции, производственные и учебно — методические центры, и на деле смогут принять участие в управлении и планировании собственных дел. Каждый ребенок сможет почувствовать себя лидером, планируя действия, и эти обязанности должны постоянно перераспределяться с тем, чтобы каждый ученик получил такого рода опыт. Чтобы улучшить умственное развитие всех наших детей, мы должны обучать их не только через книги и визуальные пособия, но и через игры, которые стимулируют физическое и умственное состояние ребенка.
Детские центры будут снабжены книгами, компьютерами и разнообразными визуальными пособиями. В этих учебных центрах детские игры будут учитывать потребности ребенка и новой динамичной культуры. Сегодня слишком многие игры, доступные нашим детям, основаны на принципах конкуренции и поощряют враждебность.
Игра в шахматы не генерирует творческий потенциал, применимый в других областях; с практикой стратегия игры в шахматы может быть доведена до совершенства, но творческий потенциал разовьется исключительно в рамках этой игры, которая требует затрат огромных усилий на то, чтобы научиться в нее играть, но, в сущности, она ни о чем. Если бы те же усилия затрачивались на обучение играм, которые дают понимание правильного питания, здорового образа жизни и борьбы с болезнями, то это было бы намного полезнее для игрока и для общества. Люди считают шахматы сложной игрой, но по значимости она равна конкурсам красоты. Так какие же игры будут доступны в будущем?
Рассмотрим в качестве примера игру, основанную на виртуальном изображении Земли. Дети знакомятся с различными областями Земли, изучают географию и языки этих регионов. При помощи лазерных индикаторов, точно определяющих ту или иную область, они могут получать важную информацию о любом аспекте любого географического района в интерактивном режиме. Эта игра объединит в себе элементы развлечения, постановки и решения задач, как и современные игры, но без необходимости перехитрить других игроков.
Другие игры могут давать знания о материальном мире в приложении к потребностям людей и общества. Некоторые игры могут развивать математические способности. При касании определенной точки на технической модели скелета человека или животного означенная модель может озвучивать названия структур и органов, обучая анатомии и физиологии. Изучение растений и физических явлений могло бы осуществляться подобным же образом.
Определенные игры будут развивать творческий потенциал. В среде творческих игр ассоциативная память и приобретенный опыт формируют основу творческого мышления. Думать означает коррелировать, устанавливать взаимосвязь, и самым важным фактором является адекватность корреляции. Воображение основано на совокупном опыте. Чем богаче и обширнее прошлое человека, тем ближе он подходит к постижению предмета.
Творческое разнообразие людей будущего будет поощряться. Даже дети дошкольного возраста смогут участвовать в играх, развивающих гибкость, индивидуальную инициативу и творческий потенциал наряду с высокой степенью самостоятельности. Если бы им сказали, что четыре и четыре будет восемь, то они, вероятно, ответили бы: «Восемь чего?» Если две капли жидкости зависнут в сурдокамере, посредством ультразвукового воздействия мы можем преобразовать две капли в восемь или одну — в четыре. Все числовые отношения в будущем будут структурированы в пределах данной системы ориентиров и координат.
Сегодня детей не учат задавать вопросы и исследовать идеи. Образование заключается, прежде всего, в зубрежке, в простом запоминании понятий и пропаганде идей. Дети будущего не будут принимать идеи без их всестороннего исследования и понимания. Если бы ребенку будущего сказали, что страна, в которой он живет, самая лучшая в мире, то он, вероятно, задал бы вопрос: «В каком смысле?» и «По сравнению с каким набором стандартов?» Свободные умы двадцать первого столетия будут бросать вызов любой задаче, и большинство, фактически, станут экспертами в изменении своего мировоззрения.
В раннем возрасте дети могли бы изучать социальную и культурную антропологию, а также историю цивилизации и историю развития технологий, начиная от создания лука и стрел до космической эры.
Вместо того чтобы пытаться привить им чувство собственной значимости через нравоучительные лекции, следует убедить детей развивать навыки, необходимые для продолжения их изысканий. Образование будущего могло бы использовать природное любопытство детей. Запросы детей, однако, не будут мгновенно удовлетворяться, поскольку это снижает мотивацию, при этом жизнь без мгновенного вознаграждения станет для них практически невозможной. Например, в ответ на просьбу ребенка собрать модель самолетика родитель может ответить: «Я тебе покажу, как это делается». Это поможет ребенку научиться ценить собственные достижения и усилит ощущение собственной значимости. С развитием этого процесса ребенок станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
Дети считают движущиеся игрушки захватывающими и интересными. В новых школах они могли бы создавать свои собственные игрушки такого рода. Прежде чем они построят эти модели, им необходим инструктаж относительно определенных навыков и умений. Когда они научатся паять, монтировать провода, сваривать и изготавливать конечный продукт, они смогут воспользоваться этим на практике, что научит их ценить усилия, необходимые для изготовления вещей, которые иначе они воспринимали бы как нечто само собой разумеющееся. Они могут научиться постоянно соблюдать правила техники безопасности, работая сначала с простыми, а затем и с более сложными машинами.
Ученики узнают, как самостоятельно и при помощи компьютера проектировать и вычерчивать модели, которые они намереваются создать. Физика, математика, гуманитарные науки, письменная речь, навыки межличностного общения должны быть задействованы в решении этой единой задачи. По завершении проекта учащиеся лучше поймут суть отношений между проектом и материалами, требуемыми для его реализации. Математика преподавалась бы как часть проектировочного этапа, необходимого в работе над проектами, обеспечивая этим вещественные эталоны для систем счисления.
При описываемой более продвинутой системе будет гораздо легче использовать эти принципы применительно к другим областям творчества в рамках гуманитарных и естественных наук. Благодаря этому процессу учащиеся сумеют понять отношения между природой, технологией и цивилизацией.
Если мы хотим, чтобы дети выстраивали положительные конструктивные отношения друг с другом и становились полезными членами общества, мы должны спроектировать окружающую среду, которая сформировала бы это желаемое поведение. Например, если дети захотят собрать небольшой автомобиль, чтобы поднять его, потребуется четыре ребенка, а двое других будут устанавливать колеса. Остальные элементы автомобиля могут быть собраны подобным же образом, при этом в его окончательной сборке понадобится помощь и сотрудничество всех и каждого. Эта компетентная модель образования поможет учащимся понять преимущества сотрудничества.
Обучение в нашей школе будет не принудительным, монотонным или порождающим конкуренцию, а станет частью опыта обучения детей в классах. Учебная мастерская, которая так им нравится, может быть расположена на вершине невысокой горы посреди озера. Чтобы добраться туда, дети будут грести на лодке или плыть самостоятельно, а затем подниматься на вершину горы. Это обеспечит не только тренировку организма, но и принесет сознание собственного успеха, способствующее укреплению их психического здоровья и мотивации.
Это упрощенные примеры сложных процессов и идей, которые должны быть учтены при модернизации образования. Следует уделять много внимания эмоциональному развитию. Это научит детей эффективно взаимодействовать с другими, обмениваться опытом, исследовать альтернативные подходы к проблемам, учитывать культурные и индивидуальные особенности и различия, что, в свою очередь, позволит значительно снизить конфликтность на личном и межличностном уровне.
Дети научатся убедительно излагать свою точку зрения, используя при этом здравый смысл и сдержанность, а не очернительство и крики. Они научатся честно выражать свое несогласие, не вызывая обиды у собеседника. Такие субъективные суждения, как «верно» и «неверно», постепенно выйдут из употребления. Их словарный запас станет более совершенным. Их лексика также станет более з<