ТЕМА 2. Технические средства реализации информационных процессов
Информационные революции. Информатизация общества. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы. Основные этапы истории развития вычислительной техники. Поколения развития ЭВМ. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ). Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Устройства ввода и вывода информации.
Используемая литература: [1,2,4,5,6,7,8,11].
ТЕМА 3. Программные средства реализации
Информационных процессов
Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов. Операционная система компьютера (назначение , состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов. Операции с файлами и папками в среде операционной системы. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности. Графический редактор. Назначения и основные возможности. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.
Используемая литература: [1,2,4,5,6,7,8,11].
ТЕМА 4. Алгоритмизация и программирование
Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов и формы их представления. Циклические алгоритмы. Команда повторения. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм. Основные принципы структурного программирования. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
Используемая литература: [1,2,5,6,7,8,10,11].
ТЕМА 5. Локальные и глобальные компьютерные сети
Сетевые технологии передачи и обработки информации. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики. Типы каналов связи ТКС. Типы сигналов в ТКС. Режимы передачи в ТКС. Направление передачи. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Топология ЛВС. Особенности построения и управления. Сетевое программное обеспечение. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР». Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности. Протоколы передачи информации в Internet. Адреса компьютеров в Internet. Система доменных имен. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet. Ведомственная сеть ФСИН России.
Используемая литература: [2,4,5,6,7,8,11].
ТЕМА 6. Антивирусная защита
Компьютерные вирусы. Основные понятия и определения. Классификация вирусов. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.
Используемая литература: [2,4,5,6,7,8,11].
Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п | Виды выполняемой самостоятельной работы | Время на выполнение, час |
1. | Тема 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 1 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 1в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
2. | Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 2 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 2 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
3. | Тема 3. Программные средства реализации информационных процессов | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 3 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 3 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
4. | Тема 4. Алгоритмизация и программирование | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 4 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 4 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
5. | Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 5 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 5 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
6. | ТЕМА 6. Антивирусная защита | |
Самостоятельная работа - 18 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 6 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 6 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля |
6. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предусмотрено на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы курсантов.
При подготовке по темам модуля обучающимся следует начинать с тщательного ознакомления с рабочей программой учебной дисциплины, где четко обозначено необходимое содержание для успешного освоения материала. Знакомство с содержанием тем позволяет обучающимся определить объем подготовки и тщательно его спланировать.
Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучающихся в определенной теме и стимулирует их активную познавательную деятельность, способствует формированию у них твердых знаний по дисциплине. Целесообразно на основе изученного материала проработать конспект с учетом использования рекомендованной литературы, научных статей, монографий и т.д. во время самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
При реализации программы учебной дисциплины «Математика» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практические занятия организуются с выполнением практических заданий, обсуждением проблемных вопросов и конкретных ситуаций, решением задач. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данной специальности используются интерактивные формы работы.
7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части основной образовательной программы.
Цель–оценить соответствие знаний, умений и уровня приобретенных компетенций обучающихся целям и требованиям основной образовательной программы в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Основная задача – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых обучающимся в соответствии с этими требованиями.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
на занятиях;
по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий во время самостоятельной работы;
по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
по результатам выполнения тестовых заданий.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра могут использоваться: тестирование, проверка конспектов лекций, проверка выполнения контрольных работ. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Обязательными видами текущего контроля успеваемости являются тестирование остаточных знаний, промежуточный контроль текущей успеваемости, тестирование перед зачетом.
Тестирование остаточных знаний проводится в течение первых двух недель учебного семестра во время самостоятельной работы.
Промежуточный контроль текущей успеваемости проводится, как правило, в середине периода времени, запланированного календарным учебным графиком для теоретического обучения, во время учебных занятий или самостоятельной работы.
Тестирование перед зачетом проводится перед началом промежуточной аттестации во время самостоятельной работы.
Форма проведения промежуточной аттестации – устный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины и практическое задание. Оценка по результатам экзамена: отлично, хорошо удовлетворительно и неудовлетворительно.