Особенности проведения занятий с фехтовальщиками юношеского возраста
Программы юношеских спортивных школ предусматривают три возрастные группы: младший возраст (13—14 лет), средний (15—16 лет) и старший возраст (17—18 лет).
Очень многое зависит от первого впечатления, произведенного на новичков тренером и построением занятий. Они должны импонировать занимающимся, привлекать их, вызывать желание подражания и стремление к регулярным занятиям. Первые уроки могут быть весьма мало насыщены фехтованием, о котором даются только самые элементарные представления. Главный акцент делается на упражнения общеразвивающего и игрового характера, которые должны заинтересовать новичка и позволить преподавателю ознакомиться с ним. Вообще на занятиях с младшей группой юношей и девушек не следует форсировать обучение фехтованию
. Основной метод обучения — парные упражнения.
По сравнению со взрослыми и старшими юношами большее место в занятиях с фехтовальщиками младшего возраста занимают упражнения под команду. На первых порах это связано с неспособностью занимающихся сохранять дисциплину и сознательно добиваться полноценного эффекта в выполнении заданий. По мере роста сознательности и организованности доминирующее значение приобретут и самостоятельные парные упражнения и взаимоуроки (рис. 233).
Важно добиться сознательного выполнения роли обслуживающего партнера, что вначале достигается с трудом. Для этого нужно поручать наблюдение и помощь партнеру, чтобы повысить интерес и ответственность не только за свои действия, но и партнера.
Главной задачей должно являться привитие правильных навыков о основных приемах без большой требовательности к точности выполнения и (быстроте действий. Особое значение имеет соблюдение принципа доступности и постепенности.
У юных фехтовальщиков всегда ярко выражается стремление к самому бою, на которой они «срываются» при малейшем ослаблении внимания преподавателя. Вместе с тем это естественное стремление нужно удовлетворять во избежание снижения интереса и эмоционального тонуса. Давать легкие боевые задания на проведение учебных боев можно и нужно, но при этом необходимо обусловливать их соблюдением правильной техники фехтования. Например, при ведении боя можно не засчитывать уколы, искажающие технику, при проявлении ненужного азарта можно наказывать отстранением от боя на 2—3 мин. и т. п.
. Длительность занятий на протяжении первых 2 месяцев не должна превышать полутора часа, и только потом постепенно она доводится до двух часов.
Большое значение имеют упражнения, направленные на правильное физическое развитие и на корригирование асимметричности фехтовальных движений и положений. Здесь следует неукоснительно применять систематические упражнения в левосторонней стойке (для левшей – в правосторонней), уделяя им на протяжении всего обучения не менее 40% времени. Во всех упражнениях должно быть обращено постоянное внимание на воспитание правильной осанки, что является непременным условием для нормальной работы внутренних органов.
Нет необходимости задерживать естественное стремление к радости спортивной борьбы при условии соответственного контроля со стороны врача и тренера. Нельзя забывать, что этому возрасту еще не под силу длительные и мощные напряжения, а способности к проявлению выносливости еще только начинают развиваться. Это объясняется еще не полной координацией функциональных возможностей разных систем организма, и в частности некоторым отставанием в развитии сердечно-сосудистой системы.
. Нельзя чрезмерно форсировать спортивную подготовку и стремиться к преждевременному достижению высоких результатов. Это будет отрицательно оказываться на дальнейшем физическом росте и может оставить отрицательные следы в нервной и других системах организма. В ряде случаев следует прибегать к так называемому восстановительному отдыху в продолжение 6—8 дней.
Такой отдых предотвращает переутомление юношей, ведущих круглогодичную тренировку по фехтованию и участвующих в. ряде соревнований.
Следует правильно решить вопрос о частоте тренировочных занятий. Некоторые научные данные свидетельствуют о необходимости перерыва между занятиями по фехтованию при нормальной нагрузке в них не менее чем на 24 часа, а при усиленных тренировках и соревнованиях не менее чем на 48 часов.
Эти данные вполне соответствуют и нашим наблюдениям над восстановительным периодом в процессе тренировок и после соревнований для среднего и старшего возрастов. Наиболее правильными будут трехразовые тренировки в неделю с обязательными перерывами между ними.
Занятия с юношами и девушками старшего возраста. При правильной предварительной работе в предшествующих возрастных категориях и планомерной систематической тренировке в фехтовании и других видах спорта юноши и девушки 17—18 лет показывают себя способными к высоким тренировочным нагрузкам и большим напряжениям в соревнованиях и в ряде случаев, с разрешения врача, могут участвовать уже в соревнованиях со взрослыми спортсменами. Однако этот возраст является еще только переходным к категории взрослых, и не случайно, в международных соревнованиях для молодежи устанавливается возрастной щенз до 21 года. В этом имеется определенный смысл, так как только к этому возрасту заканчиваются основные процессы формирования организма и достигается нормальная уравновешенность нервных процессов. Привлекая 17—18-летних спортсменов к соревнованиям для ускорения достижения высоких спортивных результатов, не следует забывать о еще неполной устойчивости психики, чем в значительной мере объясняется неровность в спортивных выступлениях, когда наряду с очень высокими результатами наблюдаются спады и неудачи.
В физическом, нравственном развитии юношей и девушек имеются весьма существенные отличия, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушать важнейшего положения об индивидуальном подходе к занимающимся. Большинство будет приближаться к взрослым спортсменам, но некоторые могут расти медленнее и стоять по своему физическому развитию рядом с 15—16-летними. Ясно, что подход к ним должен быть совершенно другой, особенно в смысле регламентации и (применения средств и методов тренировки. В остальном методика тренировки фехтовальщиков старшего юношеского возраста базируется на общих для всех принципах.