Воспитание моральных и волевых качеств
Две стороны фехтования — тренировка и соревнования развивают и опираются на разные волевые качества. В тренировке решающее значение имеют: настойчивость, упорство, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в достижении далекой цели; в соревнованиях — самообладание, инициативность, настойчивость, целеустремленность, уверенность в полном проявлении своих возможностей. Вое эти качества развиваются в процеосе правильно поставленной тренировки и участия в соревнованиях. Тем не менее развитие этих качеств в большой степени зависит от характера всего учебно-тренировочного процесса. Решающее значение здесь имеет требовательность преподавателя к ученику и ученика к самому себе.
Из двух равных по технической подготовленности и боевому опыту спортсменов побеждает тот, у кого крепче воля, больше целенаправленности, смелости и ответственности, тот, у кого лучше развиты и более совершенны психические качества.
Ответственность в соревновании по-разному влияет на фехтовальщиков. В наиболее острых, напряженных моментах некоторые фехтовальщики оказываются неустойчивыми, безвольными, теряющими те положительные качества, которые они демонстрировали в «местных» условиях, где ответственность была меньшей, а противники более слабыми или давно известными. О том, что моральные и волевые качества развиваются и совершенствуются в процессе длительной тренировки, в процессе накапливания боевого опыта и боевой «закалки», говорят примеры, когда молодые фехтовальщики, уже имеющие отличную спортивно-техническую и тактическую подготовленность, не в состоянии противопоставить себя более опытным и закаленным в ряде ответственных соревнований спортсменам. Это, однако, не означает, что фехтовальщики развивают и совершенствуют свои волевые качества только в ответственных соревнованиях. Так можно прийти к неверной мысли о невозможности для молодых спортсменов показать высокий результат без длительного спортивного стажа, исчисляемого многими годами.
Такой точки зрения еще до сего времени придерживаются некоторые зарубежные тренеры, склонные считать фехтовальщика с 5-летним стажем чуть ли не «зеленым» новичком. Это свидетельствует о недостатках в методике обучения и тренировке, где осуществляется, главным образом, одно техническое натаскивание и очень мало обращается внимания на формирование психики спортсмена, которое предоставляется самотеку и личным «талантам» занимающихся.
Работа над совершенствованием морально-волевых качеств должна значительно сократить период формировании спортсмена и открыть более широкие возможности к быстрому достижению высоких результатов. Ряд примеров может подтвердить это положение бесспорным образом. Так, чемпионкой мира в 1956 г. стала 19-летняя венгерская фехтовальщица Л. Демольки; в 1957 г. блестящей победы добилась советская фехтовальщица 20-летняя москвичка Александра Забелина, первая из русских в истории мирового фехтования ставшая чемпионкой мира среди женщин. Чемпионом мира по рапире среди мужчин в 1950 г. стал 19-летний француз К. д'Ориоля, а в 1957 г. 20-летний венгр М. Фюлёп
Наиболее существенными из психических качеств для фехтовальщика следует считать: инициативность, уверенность, самообладание, целеустремленность, волю к победе, спортивное трудолюбие.
Воспитание и совершенствование инициативы. Захват инициативы в бою представляет основную заботу фехтовальщика, а претворение ее в практику соревнования гарантирует проявление всех своих возможностей и успех.
К воспитанию инициативности следует приступать с самого начала обучения, продолжать и форсировать при тренировке, никогда не забывая об этом, наиболее важном из психических качеств человека. С этой целью фехтовальщики должны получать возможно больше самостоятельности в решении поставленных тренером задач и активно участвовать в учебно-тренировочном процессе. Мы не случайно считаем это качество основным, так как все остальные могут проявляться в полной мере только при хорошо развитой инициативе. Как известно, инициативность развивается в любой деятельности, требующей постоянного самостоятельного и творческого решения возникающих вопросов.
Для развития этого качества необходимо воспитывать в фехтовальщике стремление управлять действиями противника. Стремление это нужно ставить в задание в бою да, кроме того, развивать его посредством специальных упражнений, в которых фехтовальщик своими действиями должен создавать выгодную обстановку для совершения всякого рода атак и защитных действий от спровоцированного нападения противника.
учебные бои, в которых ставится задание на выполнение определенных приемов и действий (маскировка, подготовка атак, вызовы и действия из них, маневрирования, захват дистанции для атак и контратак, выигрыш территории и пр.).
учебные бои с тренером — уроки вольного боя, где тренер создает условия для поощрения активности и инициативы фехтовальщика;
упражнения в контрах (у стены) и в других условных атаках, при которых фехтовальщики выполняют атаки без соединения;
Фехтовальщик должен видеть результат тренировки, уметь объективно оценивать свои знания в фехтовании, знать, над чем ему нужно работать каждое занятие, видеть рост спортивного мастерства в процессе тренировочной работы.
Воспитание уверенности осушествляется:
проведением специальных бесед с фехтовальщиками, в которых ставятся ясные цели на периоды тренировки, разбираются и оцениваются результаты соревнований, определяются пути и методы устранения недостатков, даются опециальные задания для самостоятельной работы;
Воспитание самообладания. Фехтовальщики, не имеющие достаточных выдержки и самообладания, легко теряют чувство боя, теряют способность к острой наблюдательности за действиями противника и под влиянием возникающих отрицательных эмоций, излишней возбужденности или подавленности отдают преимущество, несмотря на равенство, а иногда и более сильную спортивную подготовленность.
Фехтовальщики, не имеющие самообладания, могут и при преимуществе в бою прийти в состояние растерянности под влиянием показавшегося им неправильного решения судьи в соревнованиях.
Для воспитания самообладания можно рекомендовать:
организацию бесед и лекций о моральном облике спортсмена, о значении самообладания и других моральных качеств советского человека;
настойчивую требовательность в точном выполнении заданий по тренировке в технике и тактике фехтования;
разборы боев с демонстрацией примеров влияния хорошего и плохого самообладания;
систематическое участие в разных соревнованиях (учебных и официальных);
проведение боев с выполнением заданий на изменение плана боя и активности в разных частях боя (например: первую половину боя вести с максимальной активностью, вторую — преимущественно в защитной манере; первую половину вести вполсилы, вторую половину резко активизировать и стаоаться выиграть с преимуществом).
Для воспитания целеустремленности могут быть использованы:
постановка конкретных задач на достижение определенных результатов (к концу года добиться выполнения требований следующего спортивного разряда, войти в состав сборной команды, выйти в финал предстоящих соревнований и пр.);
постановка задач на тренировку и достижение определенного успеха в каких-либо действиях, на ликвидацию ошибок, на развитие того или иного физического качества;
Воспитание воли к победе. Воля к победе собирает воедино все возможности спортсмена для достижения успеха в данном бою или в целом соревновании. Воля к победе выражается в умении проявить максимум сил в самых ответственных соревнованиях, невзирая на тяжелые условия боев, неудачи, которые могут встретиться по пути к победе, утомление и всякие другие затруднения. Успешное проявление вели к победе обусловливается хорошим спортивным мастерством, отличной физической подготовленностью и хорошим состоянием психики спортсмена фехтовальщика. Каждое большое соревнование дает много примеров, свидетельствующих о первостепенном значении воли к победе в спортивной деятельности.
систематическое участие в соревнованиях, имеющих разную систему зачета (выбывание после одного проигрыша, бои на один удар (укол), соревнования с гандикапом, командные соревнования и пр.).
Воспитание спортивного трудолюбия. Все качества фехтовальщика: спортивно-технические, физические и психические — могут быть развиты и усовершенствованы только в результате настойчивого и систематического труда. Часто можно наблюдать спортсменов, которые на протяжении нескольких спортивных сезонов остаются на одном уровне или даже снижают результаты и не оправдывают тех надежд, которые они возбудили своими ранними выступлениями. Главная причина застоя и снижения результатов почти всегда заключается в отсутствии трудолюбия. Спортивное трудолюбие — одно из самых решающих и всеобъемлющих качеств спортсмена, без которого невозможно достижение спортивного мастерства. В настоящее время уровень спортивной подготовки во всех видах спорта поднялся настолько высоко, что без специальной и повседневной работы над собой, над гармоническим развитием всех сторон деятельности успехи невозможны. Для фехтовальщиков высших разрядов стало правилом проведение пяти-шестиразовых тренировок в неделю, а некоторые фехтовальщики тренируются и по два рава в день.