Обучение контратакам, защитам от них

Контратаки ни в коем случае не должны подменять защит­ных действий и должны изучаться только при условии проч­ного усвоения защит

В фех­товании на саблях изучение контратак начинают с удара по руке на широкое движение (замах) при выполнении ударного или обманного движения, что наиболее характерно для сабель­ного боя. защитных и ответные действий после контратакующего движения и к построениям схваток из контратак, защит и ответных действий. Последовательное обучение не представляет изолированного перехода от одного рода действий к другому. В каждом заня­тии имеет место закрепление и совершенствование известных приемов и действий, изучение новых вариантов или новых при­емов, тренировка, сочетающая те и другие действия и приемы.

Навык

Навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.

Самоконтроль за выполнением приемов и действий способствует более быстрому формированию пра­вильных навыков и предупреждает появление стойких ошибок. Самоконтроль возможен при условии хорошо развитого чув­ства движения и полном понимании смысла и структуры прие­ма или действия.

Мастера фехтования, даже в самых напряженных соревнова­ниях, могут определять мельчайшие особенности движения и де­лать быстрые выводы для исправления ошибок в последующих движениях в процессе этого же боя.

Способность к самоконтролю следует постепенно и настой­чиво воспитывать и развивать. Для этого могут быть рекомен­дованы такие методичеокие приемы: выполнение приемов и действий с разделением на составные элементы; чередование быстрого выполнения с замедленным; специально замедленное выполнение; остановки движения с фиксацией различных его моментов для лучшего разбора и ощущения; выполнение частей движения с заданной скоростью; выполнение под наблюдением партнера и наблюдение за партнером; выполнение перед зер­калом; анализ проведенных тренировочных боев и соревнова­ний; специальные раэборы техники фехтования; изучение основ боя и т. п.

Использование этих средств может содействовать развита у фехтовальщиков критического мышления, повышению наблю­дательности и требовательности к себе, увеличить способность к анализу движений, развить интерес и любовь к техническому совершенствованию.

Динамика формиро­вания спортивно-технических навыков может быть охарактери­зована тремя последовательными стадиями.

Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения. в начале обучения характеризуется большой напряженностью, общей ско­ванностью движений, наличием лишних и ненужных движений. В деятельное состояние вовлекается значительно большее ко­личество мышц, чем это нужно для выполнения разучиваемого приема. Именно поэтому у начинающих фехтовальщиков часто на­блюдается излишняя напряженность мышц плечевого пояса, особенно дельтовидной мышцы вооруженной руки. Имеет место напряженность прогиба в пояснице и в положении головы, су­дорожное сжимание свободной руки, тяжелые передвижения и другие ошибки, связанные с большим сосредоточением всех физических и психических сил на выполнение незнакомого движения.

Вторая стадия — автоматизацией навыка. Здесь при­обретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях (определенная позиция, типичные стандартные действия противника, обусловленные передвиже­ния или действия партнера, тренера и пр.). В следующей стадии образования навыка — стадии его ав­томатизации— происходит закрепление спортивного навыка (приема) путем многократных повторений. В процессе этих по­вторений движения делаются постепенно все более координи­рованными, лишние — устраняются.

Третья стадия характеризуется приобретением способ­ности к свободному и точному выполнению приемов или действий в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тре­нировочных занятиях или в соревновательном бою. Здесь при­обретается важнейшее качество, обусловливающее мастерство фехтовальщика,— гибкость навыков.Появляется свобода дви­жений и способность к четкому реагированию на определен­ный раздражитель—обусловленное действие противника или тренера.Умение соединять отдельные приемы в разные фехтоваль­ные действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка.

В связи с тем, что в фехтовании почти нет одинаковых условий, и каждый бой и противник имеют специфические черты, особенно важно обладать способностью вариативного выпол­нения приема.

Специальные упражнения и тренировка выполнения приемов фехтования должны проходить в постоянно изменяющихся ус­ловиях, с разной скоростью, с переменой ритма в отдельных звеньях или во всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой обусловлено подвижностью (лабиль­ностью) основных нервных процессов — возбуждения и торможе­ния. В связи с этим возникает необходимость развивать подвижность протекания основных корковых процессов, т. е. способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможе­ния в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга.

Серьезные трудности в образовании новых двигательных навыков возникают в учебно-тренировочной работе только с фехтовальщиками-новичками, которые еще не имеют доста­точного фонда основных спортивно-технических приемов. После того как новичок овладеет основными приемами и действиями фехтования и будет иметь определенный запас (фонд) основ­ных навыков, образование новых навыков проходит значительно легче и быстрее. Освоение новых приемов теперь будет про­исходить на частичном использовании ранее образовавшихся временных связей.

Важнейшее свойство нервной системы — пластичность — позволяет фехтовальщику проявлять способность к переделке старых навыков я к выработке новых, более совершенных по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большое количество опробований и мно­гократных повторений в стандартных условиях, то спортсмены высших разрядов проявляют способность к образованию новых двигательных навыков после минимального количества опро­бований, а в отдельных случаях и совсем без предварительных опробований — только на основании мысленных представлений и имеющихся уже сходных навыков.

Ошибки и их разновидности

Исправление ошибок. Ошибками называют откло­нения, нарушающие механизм движения, искажающие его структуру, своевременность и целесообразность действий.

Все ошибки по специальному фехтовальному признаку можно разделить на технические и тактические; по физиологиче­скому — на автоматизированные и неавтоматизированные и по биомеханическому — на локальные и цепные.

Технические ошибки нарушают основную правиль­ность движений, искажают элементы, составляющие рабочее движение фехтовальщика. Это ошибки в координации движе­ний. Даже при тактическом преодолении противника они мо­гут помешать достижению победы, так как их результатом являются незасчитываемые уколы или удары (промахи, уколы в непоражаемое пространство, недобранные защиты, случайные падения и т. д.).

Тактические ошибки выражаются в несоответствии действий и поведения фехтовальщика в бою действиям, пове­дению и всему боевому облику своего противника.

Автоматизированные ошибки возникают в ре­зультате многократных повторений неправильных движений, в процессе которых вырабатывается стереотип неправильного двигательного навыка. Автоматизированные ошибки исправля­ются со значительными трудностями, а в ряде случаев, если их запустили, остаются навсегда. Исправление этих ошибок требует ломки образовавшегося неправильного навыка и пога­шения установившихся рефлексов.

Неавтоматизированные ошибки чаще всего возникают в начальном обучении и представляют собой как бы неизбежное явление, обусловленное неподготовленностью нерв­но-мышечного аппарата и психики к выполнению новых необычных движений. Они связаны с недостаточностью контро­ля со стороны двигательных анализаторов в работе по установ­лению сложных условнорефлекторных связей, т. е. в выработ­ке новых координации.

При встрече с новым движением, до установления навыка, в нервной системе идет деятельная работа, связанная с необхо­димостью наладить правильные взаимоотношения частей тела и органов. Совершенные координации возникают только в ре­зультате этой борьбы. И пока идет обучение, возникновение ряда ошибок представляет собой как бы неизбежное явление. При отсутствии должного внимания к ним они могут стать автоматизированными и будут представлять большую помеху в дальнейшей тренировке фехтовальщика.

Локальные ошибки представляют искажение отдель­ных деталей движения, отклонения от структурной правильно­сти, не искажающие основы приема или действия. Примерами таких ошибок могут быть: 'значительное лроваливаиие тела книзу при выпаде, недостаточная црофильность боевой стойки, поворот ступни сзади стоящей ноги на внутренний край при выпаде, излишне широкие движения предплечьем в защитных действиях и пр. Вое эти ошибки представляют неточности в выполнении движений, с которыми нужно настойчиво бороться, так как они делают движения фехтовальщика неполноценными в боевом отношении.

Цепные ошибки искажают движение или положение в целом. При этих ошибках нарушение правильности в одной ча­сти тела ведет к ряду отрицательных последствий во всей цепи движения. Так, наклон головы вниз-вправо, часто встречаю­щийся у начинающих, вызывает изменение в положении позво­ночника, перераспределяет тонус мышц всего тела, влечет к падению корпуса вниз и, как следствие, ведет к потере точно­сти и равновесия.

Бывает, что ошибка не поддается исправлению. В этих случаях полезно совершенно исключать выполнение тех прие­мов, в которых она встречается, чтобы сгладить след от нее в памяти. Через некоторое время надо снова вернуться к этим приемам, разучивая их как бы сначала и стараясь обойти те моменты, при которых ранее возникала ошибка.

При устранении ошибок, особенно в работе с молодыми фехтовальщиками, нельзя перечислять сразу мелкие и большие недостатки, которых может в начале обучения возникать зна­чительное количество. Необходимо обратить внимание сперва на главную ошибку, а после ее устранения перейти к исправ­лению более мелких.

Преподаватель не должен успокаиваться на том, что прием или действие выполняется «в основном правильно», хоть и с небольшими погрешностями. Малозаметные ошибки могут впо­следствии оказать резко отрицательное влияние на спортивное совершенствование. По существу настоящая работа над спор­тивным совершенствованием начинается именно после правиль­ного овладения основными механизмами движений, и эта работа над характером движения, его качеством и деталями, т. е, шлифовка, должна неуклонно продолжаться на протяжении всей спортивной жизни фехтовальщика.

Наши рекомендации