И эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии
В путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»
РАЗРАБОТАНО
Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта» (Разделы 1 – 10, Приложения 2 – 11)
Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (Приложение 1)
Содержание Стр.
1. | Область применения | ||||
2. | Нормативные ссылки | ||||
3. | Термины, определения и сокращения | ||||
4. | Общие положения | ||||
5. | Требования к технологической документации на проведение неразрушающего контроля | ||||
6. | Требования к средствам неразрушающего контроля | ||||
7. | Порядок технического обслуживания и ремонта средств неразрушающего контроля | ||||
8. | Требования к персоналу, выполняющему неразрушающий контроль | ||||
9. | Требования к регистрации результатов неразрушающего контроля | ||||
10. | Требования безопасности | ||||
Приложение № 1. | Методика определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути | ||||
Приложение № 2. | Правила ультразвукового контроля рельсов съемным дефектоскопом | ||||
Приложение № 3. | Правила расшифровки дефектограмм результатов контроля рельсов съемными дефектоскопами | ||||
Приложение № 4. | Правила неразрушающего контроля рельсов дефектоскопной автомотрисой | ||||
Приложение № 5. | Правила контроля рельсовой колеи и неразрушающего контроля рельсов автомотрисой дефектоскоп-путеизмеритель | ||||
Приложение № 6. | Правила неразрушающего контроля рельсов вагоном-дефектоскопом | ||||
Приложение № 7. | Правила неразрушающего контроля рельсов мобильной дефектоскопной лабораторией | ||||
Приложение № 8. | Правила вторичного ультразвукового контроля рельсов | ||||
Приложение № 9. | Правила ультразвукового контроля рельсов покилометрового запаса | ||||
Приложение № 10. | Положение о вагоне-дефектоскопе | ||||
Приложение № 11. | Положение о дефектоскопной автомотрисе | ||||
Приложение № 12. | Положение об автомотрисе дефектоскоп-путеизмеритель | ||||
Положение о системе неразрушающего контроля рельсов
И эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии
В путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»
Область применения
1.1. Настоящее Положение распространяется на неразрушающий контроль (далее НК) рельсов, сварных стыков, рельсов ПКЗ и элементов стрелочных переводов, находящихся в ведении ОАО «РЖД».
Настоящее Положение является основным нормативным и техническим документом, определяющим организацию, условия и порядок проведения НК с целью выявления в рельсах, сварных стыках рельсов и элементах стрелочных переводов недопустимых дефектов, а также устанавливает общие требования к нормативной и технологической документации по НК, средствам НК и квалификации персонала по НК.
1.2. Положение применяется подразделениями аппарата управления, филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД» и предназначено для работников дистанций пути, центров диагностики и мониторинга инфраструктуры и иных подразделений, осуществляющих НК, а также должностных лиц, причастных к организации и обеспечению работ по НК.
1.3. Сведения о результатах контроля, укомплектованности подразделений, оснащенности средствами НК являются конфиденциальной и коммерческой информацией.
Нормативные ссылки
В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения (далее – ГОСТ 8.315-97);
ГОСТ 12.1.001-89 Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.1.001-89);
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности (с изменением № 1) (далее – ГОСТ 12.1.003-83);
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования (далее – ГОСТ 12.1.004-91);
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (далее – ГОСТ 12.1.005-88);
ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля (далее – ГОСТ 12.1.006-84);
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление (далее – ГОСТ 12.1.030-81);
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.2.003-91);
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.2.007.0-75);
ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний (далее – ГОСТ 12.2.013.0-91);
ГОСТ 12.3.020-80 Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.3.020-80);
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования (далее – ГОСТ 12.4.021-75);
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия (далее – ГОСТ 166-89);
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия (далее – ГОСТ 7502-98);
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (далее – ГОСТ 16504-81);
ГОСТ 18576-96 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые (далее – ГОСТ 18576-96);
ГОСТ 23829-85 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения (далее – ГОСТ 23829-85);
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты (далее – ГОСТ Р 12.1.019-2009);
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (далее – ГОСТ Р 51685-2013);
ГОСТ Р 55724-2013 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые (далее – ГОСТ Р 55724-2013);
ГОСТ Р 55820-2013 Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия (далее – ГОСТ Р 55820-2013);
СТО РЖД 1.11.003-2009 Метод ультразвукового контроля сварных стыков рельсов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2009 г. № 983р (далее – СТО РЖД 1.11.003-2009);
СТО РЖД 1.11.006-2010 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Порядок разработки и ввода в эксплуатацию средств неразрушающего контроля, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 02 июля 2010 г. № 1429р (далее – СТО РЖД 1.11.006-2010);
СТО РЖД 11.008-2014 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Основные положения, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2014 г. № 3230р (далее – СТО РЖД 11.008-2014);
ПР 32.113-98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта, утвержденные указанием МПС России от 26 мая 1998 г. № Г-612у (далее – ПР 32.113-98);
ПР 32.151-2000 Правила и порядок проведения аккредитации лабораторий неразрушающего контроля, утвержденные указанием МПС России от 05 июля 2001 г. № М-1225у (далее – ПР 32.151-2000);
ПОТ РМ-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденные постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3 (далее – ПОТ РМ-016-2001);
ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98 (далее – ПБ 10-382-00);
СанП и Н 2.4.723-98 Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 13 ноября 1998 г. № 31 (далее – СанП и Н 2.4.723-98);
СП 2.5.1335-03 Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30 мая 2003 г. № 113 (далее – СП 2.5.1335-03);
МУ 07.82-2009 Методические указания по ультразвуковому контролю участка рельса с повреждением поверхности катания, утвержденные ОАО «РЖД» в 2009 г. (далее – МУ 07.82-2009);
Нормы времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативы численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р;
Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р;
Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ);
Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2790р;
Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков крестовин стрелочных переводов в условиях их эксплуатации ТИ 07.129-2013, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 30 июля 2014 г. № 1768р (далее – ТИ 07.129-2013);
Инструкция по проверке работоспособности средств неразрушающего контроля рельсов на испытательных участках пути ТИ 07.139-2014, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3132р (далее – ТИ 07.139-2014);
Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути ТИ 07.96-2011, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2011 г. № 2630р (далее – ТИ 07.96-2011);
Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю стыков алюминотермитной сварки рельсов с широким зазором ТИ 07.149-2015, утвержденная распоряжением ОАО РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2536р (далее – ТИ 07.149-2015);
Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденная приказом МПС России от 13 февраля 2003 г. № ЦРБ-934;
Приказ МПС России от 4 апреля 1997 г. № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов»;
Типовое штатное расписание дистанций пути железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 9 июля 2009 г. № 1452р;
Положение об организации промеров путей и стрелочных переводов на станционных и подъездных путях путеизмерительными тележками, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 22 января 2007 г. № 77р;
Положение о дополнительном профессиональном и бизнес-образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42р;
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, утвержденный приказом Минтруда России от 18 февраля 2013 г. № 68н;
Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 31 мая 2017 г. № 1041р;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятый постановлением Росстандарта от 26 декабря 1994 г. № 367;
Профессиональный стандарт «Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути», утвержденный приказом Минтруда России от 14 мая 2014 г. № 310н;
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:
неразрушающий контроль – контроль качества продукции, который должен не нарушать её пригодность к использованию по назначению (ГОСТ 16504-81);
персонал, выполняющий неразрушающий контроль (далее – персонал НК) – начальник (заместитель) вагона, начальник (заместитель) лаборатории, начальник (заместитель) сетевой обследовательской станции, техник (по расшифровке записей регистратора дефектоскопа), ведущий технолог, дефектоскопист по магнитному, ультразвуковому контролю, оператор дефектоскопной тележки;
метод неразрушающего контроля – метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению (ГОСТ 16504-81).
средство контроля – техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения контроля (ГОСТ 16504-81);
условная чувствительность по эхо-методу – чувствительность, характеризуемая размерами и глубиной залегания выявляемых искусственных отражателей, выполненных в стандартном образце из материала с определенными акустическими свойствами (ГОСТ 18576-96);
эквивалентная чувствительность – чувствительность, характеризуемая размерами и глубиной расположения естественных отражателей (торец рельса; угловой отражатель, образованный торцом рельса; болтовое или другое отверстие в рельсе) или искусственных отражателей, выполненных в образце рельса (ГОСТ 18576-96);
коэффициент выявляемости дефекта – отношение максимальной амплитуды эхо-сигнала от дефекта к максимальной амплитуде эхо-сигнала от цилиндрического отверстия диаметром 6 мм на глубине 44 мм в стандартном образце СО-2 (СО-2Р) или СО-3Р (ГОСТ 18576-96);
цилиндрический боковой искусственный отражатель – искусственный отражатель в виде боковой поверхности цилиндрического отверстия, ось которого перпендикулярна направлению падающего акустического пучка (ГОСТ 23829-85);
угол ввода – угол между нормалью к поверхности, на которой установлен преобразователь, и линией, соединяющей центр цилиндрического отражателя с точкой выхода при установке преобразователя в положение, при котором амплитуда эхо-сигнала от отражателя наибольшая (ГОСТ Р 55724-2013);
точка выхода луча – точка пересечения акустической оси преобразователя с его рабочей поверхностью (ГОСТ 23829-85);
мертвая зона – неконтролируемая зона, прилегающая к поверхности ввода и/или к донной поверхности (ГОСТ 23829-85);
входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции (ГОСТ 16504-81);
приёмочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о пригодности её к поставкам и (или) использованию (ГОСТ 16504-81);
государственный стандартный образец – стандартный образец, признанный национальным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, применяемый во всех областях народного хозяйства страны, включая сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГОСТ 8.315-97);
отраслевой стандартный образец – стандартный образец, утверждённый органом, наделённым соответствующими полномочиями от Государственного органа управления или от объединения юридических лиц, применяемый на предприятиях и в организациях отрасли или объединения юридических лиц, утвердивших стандартный образец (ГОСТ 8.315-97).
3.2. В настоящем Положении кроме стандартизованных терминов применены также следующие термины с соответствующими определениями:
автоматическая сигнализация дефекта (АСД) – автоматическая сигнализация регистрации эхо-сигнала, амплитуда которого выше (при эхо-импульсном методе) или ниже (при зеркально-теневом методе) опорного уровня на экране дефектоскопа в режиме А-развертки;
сертификация персонала – установление уровня квалификации персонала по одному из методов неразрушающего контроля технических объектов определенного вида с последующей выдачей сертификата (удостоверения);
квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, необходимый персоналу НК для выполнения неразрушающего контроля;
аккредитация лаборатории неразрушающего контроля – официальное признание компетентности лаборатории осуществлять неразрушающий контроль конкретных технических объектов;
опорный уровень чувствительности – уровень чувствительности (значение усиления), при котором сигнал от опорного отражателя имеет заданную высоту на индикаторе дефектоскопа (уровень срабатывания АСД);
сканирование – процесс контроля посредством перемещения преобразователя по поверхности контролируемого объекта по определенной траектории и с заданным шагом;
объект контроля – подвергаемая контролю продукция на стадиях её жизненного цикла (создание, применение, хранение, ремонт и т.д.);
дефект – несплошность или структурная неоднородность, недопустимая по требованиям нормативной документации на качество и (или) контроль качества, утверждённой в установленном порядке;
ультразвуковой метод неразрушающего контроля – метод акустического неразрушающего контроля, при котором применяются приборы и устройства, использующие ультразвуковой диапазон частот;
дефектограмма – условное изображение контролируемой зоны и дефектов объекта контроля на носителе информации;
контроленепригодные рельсы – рельсы, ультразвуковой контроль которых с поверхности катания головки рельса невозможен;
рельсы с «подозрительными» сечениями – рельсы, на дефектограммах которых имеются сигналы от дефектов, не позволяющие однозначно оценить степень их опасности.
3.3. В настоящем Положении применяются следующие сокращения:
АСД – автоматическая сигнализация дефекта;
ВК – визуальный контроль;
ВРЧ – временная регулировка чувствительности;
ГСО – государственный стандартный образец;
Д – дефектный элемент стрелочного перевода;
ДИЦДМ – центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры дирекции инфраструктуры;
ДР – дефектный рельс;
ДСП – дежурный по станции;
ДЦНТИ – Дорожный центр научно-технической информации;
ЕСТД – Единая система технологической документации;
ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
ЗТМ – зеркально-теневой метод;
ЛНК – лаборатория неразрушающего контроля;
НК – неразрушающий контроль;
ОД – остродефектный элемент стрелочного перевода;
ОДР – остродефектный рельс;
ОСО – отраслевой стандартный образец;
ПКЗ – покилометровый запас рельсов;
ПЧ – дистанция пути дирекции инфраструктуры;
ПЭП – пьезоэлектрический преобразователь;
РСП – рельсосварочное предприятие;
РЭ – Руководство по эксплуатации;
СОП – стандартный образец предприятия;
СПНПК – стрелочный перевод с непрерывной поверхностью катания;
СПС – сетевая путеобследовательская станция;
ССПС – специальный самоходный подвижной состав;
ТИ – технологическая инструкция;
ТРА – техническо-распорядительный акт станции;
УЗК – ультразвуковой контроль;
ЭМАП – электромагнитоакустический преобразователь.
3.4 В настоящем Положении применяются следующие обозначения:
a – угол ввода луча, в градусах;
g – угол разворота преобразователя относительно продольной оси рельса, в градусах;
f – частота ультразвуковых колебаний, МГц;
Кд – коэффициент выявляемости дефекта, дБ;
Ку – условная чувствительность, дБ;
Кэ – эквивалентная чувствительность, дБ;
N – амплитуда эхо-сигнала, дБ
М – мертвая зона, мм.
Общие положения
4.1. Система НК рельсов и элементов стрелочных переводов в ОАО «РЖД» включает в себя организационную структуру, средства НК и персонал, выполняющий НК на основе регламентирующей его документации.
4.2. Организационная структура включает в себя подразделения аппарата управления Центральной дирекции инфраструктуры и входящие в нее структурные подразделения.
4.3. Непосредственное выполнение работ по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов возлагается на соответствующее подразделение в ДИЦДМ и ПЧ, к которым относятся:
а) участок диагностики пути;
б) вагон-дефектоскоп;
в) мобильная дефектоскопная лаборатория;
г) дефектоскопная автомотриса;
д) автомотриса дефектоскоп-путеизмеритель;
е) участок производства РСП.
4.4. Периодичность НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов различными средствами НК устанавливают на основании Методики определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути (приложение № 1 к настоящему Положению).
4.5. Максимальные месячные нормы НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов средствами НК должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Тип средства НК | Максимальная месячная норма проверки на одно средство контроля | |
в летний период | в зимний период | |
Дефектоскопная автомотриса, автомотриса дефектоскоп- путеизмеритель | 1200 км | 1000 км |
Совмещенный вагон-дефектоскоп | 2400 км | 2200 км |
Мобильная дефектоскопная лаборатория | 400 км | 350 км |
Съемный двухниточный дефектоскоп | 140 км | 120 км |
Однониточный дефектоскоп для контроля стрелочных переводов | 280 стрелочных переводов | 230 стрелочных переводов |
Примечания:
в зависимости от местных условий: интенсивности движения поездов, состояния пути и т.д. месячные нормы могут быть изменены на ±10% начальником ПЧ по согласованию с ДИЦДМ;
приведенные в таблице месячные нормы соответствуют 40-часовой рабочей неделе. При меньшей продолжительности рабочей недели месячные нормы должны соответственно уменьшаться;
нормы для УЗК электроконтактных и алюминотермитных сварных стыков устанавливаются в соответствии с Нормами времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативами численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р;
нормы проверки рельсов средствами рельсовой дефектоскопии других типов утверждаются Центральной дирекцией инфраструктуры;
при наличии автоматической расшифровки результатов контроля нормы проверки рельсов мобильными средствами дефектоскопии утверждаются Центральной дирекцией инфраструктуры;
проверка одного стрелочного перевода дефектоскопом приравнивается к проверке 250 метров пути.
4.6. Сменные нормы контроля рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов различными средствами НК не должны быть выше значений, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Тип средства НК | Максимальная сменная норма контроля на дефектоскоп | |
в летний период | в зимний период | |
Ультразвуковой съемный дефектоскоп для сплошного контроля рельсов | 9 км | 8 км |
Однониточный дефектоскоп для контроля стрелочных переводов | 14 стрелочных переводов | 12 стрелочных переводов |
Нормы для УЗК электроконтактных и алюминотермитных сварных стыков устанавливаются в соответствии с Нормами времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативами численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р.
4.7. Сплошной НК рельсов на участках главных путей дирекции инфраструктуры выполняют в соответствии с периодичностью контроля, утвержденной начальником службы пути и согласованной с ДИЦДМ.
4.8. Для проведения сплошного НК каждого участка контроля в участке диагностики пути организуют постоянную группу операторов дефектоскопных тележек (далее – операторов), назначаемую приказом начальника ПЧ
4.9. Расшифровка результатов НК рельсов, зарегистрированных съемными дефектоскопами, проводится в Центре расшифровки или в участке диагностики пути.
Для инспекционного контроля качества расшифровки дефектограмм и оценки работы, выполненной мобильными средствами НК в ДИЦДМ должен быть создан отдел (сектор) расшифровки результатов контроля, выполняющий расшифровку не менее 5% от объема контроля рельсов, выполненного мобильными средствами дефектоскопии.
4.10. Основными технологическими документами, регламентирующими процедуру НК, являются Правила контроля соответствующего объекта конкретной группой средств НК (приложения 2 – 9 к настоящему Положению).
Основными организационными документами подразделений НК являются Положения (приложения 10 – 12 к настоящему Положению), в которых определяются общие задачи подразделения, функции, подчиненность и порядок взаимодействия.
4.11. Средства НК должны быть сертифицированы (аттестованы) и внесены в Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД». Требования к средствам НК приведены в пункте 6 настоящего Положения.
4.12. Начальную подготовку и повышение квалификации специалистов по НК проводят с отрывом от производства в образовательных учреждениях, получивших соответствующую лицензию в установленном порядке и по программам, утвержденным ОАО «РЖД». Требования к персоналу, выполняющему НК, приведены в пункте 8 настоящего Положения.
4.13. Ответственность за обеспечение работ по НК рельсов на уровне Центральной дирекции инфраструктуры возлагается на Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры и Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры, основными задачами которого являются:
а) координация работы ДИЦДМ по вопросам НК рельсов;
б) сбор, обработка результатов и проведение анализа работы средств НК всех типов в дирекциях инфраструктуры ОАО «РЖД», разработка мероприятий по повышению эффективности их использования;
в) оперативный учет и выяснение причин изломов рельсов, разработка мероприятий по их предотвращению;
г) планирование и организация работы СПС по дефектоскопии рельсов. Контроль ее выполнения;
д) подготовка графиков ремонта СПС по дефектоскопии рельсов;
е) комиссионные проверки состояния систем НК рельсов в дирекциях инфраструктуры;
ж) подготовка предложений по разработке и корректировке нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств НК рельсов;
з) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам создания новых и модернизации находящихся в эксплуатации средств НК рельсов;
и) участие в проведении испытаний и внедрении новых и модернизированных средств НК рельсов;
к) координация разработки нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств дефектоскопии рельсов;
л) информирование ДИЦДМ о новых разработках в области НК;
м) подготовка предложений по разработке методических указаний, учебных планов, наглядных пособий для проведения технической учебы, подготовки и повышения квалификации специалистов НК рельсов;
н) подготовка предложений по организации проведения сетевых школ по НК рельсов;
о) разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и охраны труда.
4.14. СПС по дефектоскопии Управления диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры предназначены для проверки организации работы средств НК и контрольных проверок рельсов в дирекциях инфраструктуры, проведения испытаний новых средств НК, обучения и стажировки обслуживающего персонала вагонов-дефектоскопов и дефектоскопных автомотрис. СПС по дефектоскопии должны укомплектовываться штатом для двухсменной работы и работать по плану-графику, утвержденному Центральной дирекцией инфраструктуры.
4.15. Организация работ по НК в ДИЦДМ.
4.15.1. Ответственность за общее руководство и обеспечение работ по НК на уровне ДИЦДМ возлагается на начальника ДИЦДМ.
4.15.2. Основными задачами центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры по вопросам НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов являются:
а) планирование и организация работы вагонов-дефектоскопов. Контроль работы вагонов-дефектоскопов и дефектоскопных автомотрис;
б) контроль за организацией работы съемных средств НК (первоочередное внимание необходимо уделять дистанциям пути, находящимся в зоне повышенного риска по результатам факторного анализа и рейтинга цехов дефектоскопии);
в) согласование выбора специализированной схемы контроля и расчетов периодичности контроля рельсов;
г) оперативный учет и выяснение причин изломов рельсов, разработка мероприятий по их предотвращению;
д) сбор, обработка результатов и проведение анализа работы средств НК рельсов в дирекции инфраструктуры, разработка мероприятий по повышению эффективности их использования;
е) сбор сведений и формирование заявок на разработку методик контроля, приобретение или организацию изготовления средств НК и механизации работ;
ж) подготовка предложений по совершенствованию технических средств НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов;
з) комиссионные проверки организации работы по дефектоскопии рельсов в вагонах-дефектоскопах, ПЧ;
и) информирование персонала вагонов-дефектоскопов, ПЧ о новых разработках в области НК;
к) подготовка предложений по разработке нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов;
л) подготовка предложений по разработке методических указаний, учебных планов, наглядных пособий для проведения технической учебы, подготовки и повышения квалификации специалистов по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов;
м) планирование и организация ремонта средств НК;
н) организация и проведение технических совещаний и школ передового опыта;
о) организация и проведение конкурсов на звание «Лучший по профессии»;
п) контроль уровня знаний и участие в технической учебе работников ПЧ;
р) контроль работоспособности средств НК;
с) участие в рекламационной работе;
т) разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и охраны труда.
4.15.3. Лаборатория дефектоскопии является структурным подразделением ДИЦДМ и предназначена для координации работы участков диагностики пути по вопросам эксплуатации, ремонта средств НК и путевых измерений.
4.15.4. ДИЦДМ имеет право запрещать работу неисправных средств НК рельсов и отстранять от работы персонал, выполняющий НК.
4.16. Начальник службы пути, начальник ДИЦДМ и их заместители должны не реже одного раза в квартал сопровождать вагоны-дефектоскопы и дефектоскопные автомотрисы, а также ежемесячно принимать отчеты о работе мобильных средств НК.
4.17. Организация работ по НК в ПЧ.
4.17.1. Ответственность за организацию и обеспечение работ по НК в ПЧ в соответствии с настоящим Положением должна возлагаться на начальника ПЧ.
Требования к технологической документации на проведение неразрушающего контроля
5.1. НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов выполняют по ТИ на контроль конкретным типом средства НК, которые разрабатывают на основании Правил контроля (приложения № 2 – 9 к настоящему Положению) в соответствии с требованиями настоящего Положения.
5.2. ТИ должны содержать:
а) перечисление типов объектов контроля (рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов), на НК которых распространяется ТИ, и требования их контролепригодности, условия прозвучиваемости, состояние поверхностей сканирования (загрязненность, шероховатость), наличие технологических отражателей и т.д.;
б) указание типов применяемых средств НК;
в) требования к квалификации и указание ответственности персонала, выполняющего НК и оценку результатов НК;
г) способы и параметры сканирования, значения основных параметров контроля;
д) порядок, последовательность и нормы периодичности выполнения операций настройки и проверки основных параметров аппаратуры;
е) порядок и последовательность проведения НК;
ж) описание способов интерпретации результатов НК, в том числе методов выделения полезных сигналов на фоне помех и оценки наличия акустического контакта;
з) критерии оценки результатов НК (браковочные критерии);
и) перечень регистрируемых параметров и результатов НК, формы и сроки хранения протоколов (журналов) регистрации;
к) требования безопасности при работе с конкретным средством НК.
5.3. ТИ должны разрабатывать специалисты II или III уровня квалификации по акустическому виду НК (согласно ПР 32.113-98). ТИ должны утверждаться в установленном в ОАО «РЖД» порядке. По согласованию с Управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры допускается включение ТИ в РЭ соответствующего средства НК в качестве отдельного приложения.
Требования к средствам неразрушающего контроля
6.1. Средства НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов по предназначению и конструктивному исполнению подразделяют на:
а) мобильные средства контроля рельсов (ультразвуковые и совмещенные вагоны-дефектоскопы, ультразвуковые и совмещенные дефектоскопные автомотрисы, автомотрисы дефектоскоп-путеизмеритель, мобильные дефектоскопные лаборатории);
б) съемные двухниточные дефектоскопы сплошного контроля, оборудованные регистрирующими устройствами дефектоскопических сигналов и других параметров;
в) съемные однониточные дефектоскопы сплошного контроля, оборудованные регистрирующими устройствами дефектоскопических сигналов и других параметров, предназначенные для УЗК элементов стрелочных переводов, рельсов ПКЗ и рельсов, проверка которых одновременно по двум ниткам пути затруднена или небезопасна (рельсы, расположенные в тоннелях, на мостах, в пределах или напротив пассажирских платформ, в местах с интенсивным движением поездов и т.д.);
г) одно- или многоканальные дефектоскопы локального контроля для УЗК сварных стыков рельсов и выборочной перепроверки участков рельсов в пути по показаниям мобильных и съемных средств НК.
6.2. Порядок использования средств НК регламентирован данным Положением и может быть изменен с разрешения Центральной дирекции инфраструктуры.
6.3. Средства НК должны соответствовать требованиям нормативной и технологической документации по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов.
6.4. Новые типы средств НК должны приниматься и вводиться в эксплуатацию в соответствии с СТО РЖД 1.11.006-2010.
6.5. Мобильные средства НК и съемные двухниточные дефектоскопы сплошного контроля с блоками преобразователей (ПЭП или ЭМАП) должны обеспечивать реализацию всех схем прозвучивания, представленных на рисунке 1 (минимальная базовая комплексная схема прозвучивания).
6.6. Средства НК должны обеспечивать автоматическую регистрацию в электронном виде (с возможностью распечатки) протоколов (дефектограмм), содержащих реализованные значения параметров, сигналы и результаты НК. Новые типы средств сплошного НК должны иметь системы автоматизированной расшифровки ре<