И эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии

В путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»

РАЗРАБОТАНО

Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта» (Разделы 1 – 10, Приложения 2 – 11)

Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (Приложение 1)

Содержание Стр.

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины, определения и сокращения
4. Общие положения
5. Требования к технологической документации на проведение неразрушающего контроля  
6. Требования к средствам неразрушающего контроля
7. Порядок технического обслуживания и ремонта средств неразрушающего контроля  
8. Требования к персоналу, выполняющему неразрушающий контроль
9. Требования к регистрации результатов неразрушающего контроля
10. Требования безопасности
Приложение № 1. Методика определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути  
Приложение № 2. Правила ультразвукового контроля рельсов съемным дефектоскопом  
Приложение № 3. Правила расшифровки дефектограмм результатов контроля рельсов съемными дефектоскопами  
Приложение № 4. Правила неразрушающего контроля рельсов дефектоскопной автомотрисой  
Приложение № 5. Правила контроля рельсовой колеи и неразрушающего контроля рельсов автомотрисой дефектоскоп-путеизмеритель    
Приложение № 6. Правила неразрушающего контроля рельсов вагоном-дефектоскопом  
Приложение № 7. Правила неразрушающего контроля рельсов мобильной дефектоскопной лабораторией  
Приложение № 8. Правила вторичного ультразвукового контроля рельсов  
Приложение № 9. Правила ультразвукового контроля рельсов покилометрового запаса  
Приложение № 10. Положение о вагоне-дефектоскопе
Приложение № 11. Положение о дефектоскопной автомотрисе
Приложение № 12. Положение об автомотрисе дефектоскоп-путеизмеритель  
           

Положение о системе неразрушающего контроля рельсов

И эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии

В путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»

Область применения

1.1. Настоящее Положение распространяется на неразрушающий контроль (далее НК) рельсов, сварных стыков, рельсов ПКЗ и элементов стрелочных переводов, находящихся в ведении ОАО «РЖД».

Настоящее Положение является основным нормативным и техническим документом, определяющим организацию, условия и порядок проведения НК с целью выявления в рельсах, сварных стыках рельсов и элементах стрелочных переводов недопустимых дефектов, а также устанавливает общие требования к нормативной и технологической документации по НК, средствам НК и квалификации персонала по НК.

1.2. Положение применяется подразделениями аппарата управления, филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД» и предназначено для работников дистанций пути, центров диагностики и мониторинга инфраструктуры и иных подразделений, осуществляющих НК, а также должностных лиц, причастных к организации и обеспечению работ по НК.

1.3. Сведения о результатах контроля, укомплектованности подразделений, оснащенности средствами НК являются конфиденциальной и коммерческой информацией.

Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения (далее – ГОСТ 8.315-97);

ГОСТ 12.1.001-89 Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.1.001-89);

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности (с изменением № 1) (далее – ГОСТ 12.1.003-83);

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования (далее – ГОСТ 12.1.004-91);

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (далее – ГОСТ 12.1.005-88);

ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля (далее – ГОСТ 12.1.006-84);

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление (далее – ГОСТ 12.1.030-81);

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.2.003-91);

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.2.007.0-75);

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний (далее – ГОСТ 12.2.013.0-91);

ГОСТ 12.3.020-80 Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности (далее – ГОСТ 12.3.020-80);

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования (далее – ГОСТ 12.4.021-75);

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия (далее – ГОСТ 166-89);

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия (далее – ГОСТ 7502-98);

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (далее – ГОСТ 16504-81);

ГОСТ 18576-96 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые (далее – ГОСТ 18576-96);

ГОСТ 23829-85 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения (далее – ГОСТ 23829-85);

ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты (далее – ГОСТ Р 12.1.019-2009);

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (далее – ГОСТ Р 51685-2013);

ГОСТ Р 55724-2013 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые (далее – ГОСТ Р 55724-2013);

ГОСТ Р 55820-2013 Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия (далее – ГОСТ Р 55820-2013);

СТО РЖД 1.11.003-2009 Метод ультразвукового контроля сварных стыков рельсов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2009 г. № 983р (далее – СТО РЖД 1.11.003-2009);

СТО РЖД 1.11.006-2010 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Порядок разработки и ввода в эксплуатацию средств неразрушающего контроля, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 02 июля 2010 г. № 1429р (далее – СТО РЖД 1.11.006-2010);

СТО РЖД 11.008-2014 Система неразрушающего контроля в ОАО «РЖД». Основные положения, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2014 г. № 3230р (далее – СТО РЖД 11.008-2014);

ПР 32.113-98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта, утвержденные указанием МПС России от 26 мая 1998 г. № Г-612у (далее – ПР 32.113-98);

ПР 32.151-2000 Правила и порядок проведения аккредитации лабораторий неразрушающего контроля, утвержденные указанием МПС России от 05 июля 2001 г. № М-1225у (далее – ПР 32.151-2000);

ПОТ РМ-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденные постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3 (далее – ПОТ РМ-016-2001);

ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98 (далее – ПБ 10-382-00);

СанП и Н 2.4.723-98 Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 13 ноября 1998 г. № 31 (далее – СанП и Н 2.4.723-98);

СП 2.5.1335-03 Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30 мая 2003 г. № 113 (далее – СП 2.5.1335-03);

МУ 07.82-2009 Методические указания по ультразвуковому контролю участка рельса с повреждением поверхности катания, утвержденные ОАО «РЖД» в 2009 г. (далее – МУ 07.82-2009);

Нормы времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативы численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р;

Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р;

Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 (далее – ПТЭ);

Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2790р;

Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков крестовин стрелочных переводов в условиях их эксплуатации ТИ 07.129-2013, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 30 июля 2014 г. № 1768р (далее – ТИ 07.129-2013);

Инструкция по проверке работоспособности средств неразрушающего контроля рельсов на испытательных участках пути ТИ 07.139-2014, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3132р (далее – ТИ 07.139-2014);

Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути ТИ 07.96-2011, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 6 декабря 2011 г. № 2630р (далее – ТИ 07.96-2011);

Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю стыков алюминотермитной сварки рельсов с широким зазором ТИ 07.149-2015, утвержденная распоряжением ОАО РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2536р (далее – ТИ 07.149-2015);

Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденная приказом МПС России от 13 февраля 2003 г. № ЦРБ-934;

Приказ МПС России от 4 апреля 1997 г. № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов»;

Типовое штатное расписание дистанций пути железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 9 июля 2009 г. № 1452р;

Положение об организации промеров путей и стрелочных переводов на станционных и подъездных путях путеизмерительными тележками, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 22 января 2007 г. № 77р;

Положение о дополнительном профессиональном и бизнес-образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42р;

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, утвержденный приказом Минтруда России от 18 февраля 2013 г. № 68н;

Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 31 мая 2017 г. № 1041р;

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятый постановлением Росстандарта от 26 декабря 1994 г. № 367;

Профессиональный стандарт «Работник по контролю за состоянием железнодорожного пути», утвержденный приказом Минтруда России от 14 мая 2014 г. № 310н;

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденные приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44.

3. Термины, определения и сокращения

3.1. В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:

неразрушающий контроль – контроль качества продукции, который должен не нарушать её пригодность к использованию по назначению (ГОСТ 16504-81);

персонал, выполняющий неразрушающий контроль (далее – персонал НК) – начальник (заместитель) вагона, начальник (заместитель) лаборатории, начальник (заместитель) сетевой обследовательской станции, техник (по расшифровке записей регистратора дефектоскопа), ведущий технолог, дефектоскопист по магнитному, ультразвуковому контролю, оператор дефектоскопной тележки;

метод неразрушающего контроля – метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению (ГОСТ 16504-81).

средство контроля – техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения контроля (ГОСТ 16504-81);

условная чувствительность по эхо-методу – чувствительность, характеризуемая размерами и глубиной залегания выявляемых искусственных отражателей, выполненных в стандартном образце из материала с определенными акустическими свойствами (ГОСТ 18576-96);

эквивалентная чувствительность – чувствительность, характеризуемая размерами и глубиной расположения естественных отражателей (торец рельса; угловой отражатель, образованный торцом рельса; болтовое или другое отверстие в рельсе) или искусственных отражателей, выполненных в образце рельса (ГОСТ 18576-96);

коэффициент выявляемости дефекта – отношение максимальной амплитуды эхо-сигнала от дефекта к максимальной амплитуде эхо-сигнала от цилиндрического отверстия диаметром 6 мм на глубине 44 мм в стандартном образце СО-2 (СО-2Р) или СО-3Р (ГОСТ 18576-96);

цилиндрический боковой искусственный отражатель – искусственный отражатель в виде боковой поверхности цилиндрического отверстия, ось которого перпендикулярна направлению падающего акустического пучка (ГОСТ 23829-85);

угол ввода – угол между нормалью к поверхности, на которой установлен преобразователь, и линией, соединяющей центр цилиндрического отражателя с точкой выхода при установке преобразователя в положение, при котором амплитуда эхо-сигнала от отражателя наибольшая (ГОСТ Р 55724-2013);

точка выхода луча – точка пересечения акустической оси преобразователя с его рабочей поверхностью (ГОСТ 23829-85);

мертвая зона – неконтролируемая зона, прилегающая к поверхности ввода и/или к донной поверхности (ГОСТ 23829-85);

входной контроль – контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции (ГОСТ 16504-81);

приёмочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о пригодности её к поставкам и (или) использованию (ГОСТ 16504-81);

государственный стандартный образец – стандартный образец, признанный национальным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, применяемый во всех областях народного хозяйства страны, включая сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГОСТ 8.315-97);

отраслевой стандартный образец – стандартный образец, утверждённый органом, наделённым соответствующими полномочиями от Государственного органа управления или от объединения юридических лиц, применяемый на предприятиях и в организациях отрасли или объединения юридических лиц, утвердивших стандартный образец (ГОСТ 8.315-97).

3.2. В настоящем Положении кроме стандартизованных терминов применены также следующие термины с соответствующими определениями:

автоматическая сигнализация дефекта (АСД) – автоматическая сигнализация регистрации эхо-сигнала, амплитуда которого выше (при эхо-импульсном методе) или ниже (при зеркально-теневом методе) опорного уровня на экране дефектоскопа в режиме А-развертки;

сертификация персонала – установление уровня квалификации персонала по одному из методов неразрушающего контроля технических объектов определенного вида с последующей выдачей сертификата (удостоверения);

квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, необходимый персоналу НК для выполнения неразрушающего контроля;

аккредитация лаборатории неразрушающего контроля – официальное признание компетентности лаборатории осуществлять неразрушающий контроль конкретных технических объектов;

опорный уровень чувствительности – уровень чувствительности (значение усиления), при котором сигнал от опорного отражателя имеет заданную высоту на индикаторе дефектоскопа (уровень срабатывания АСД);

сканирование – процесс контроля посредством перемещения преобразователя по поверхности контролируемого объекта по определенной траектории и с заданным шагом;

объект контроля – подвергаемая контролю продукция на стадиях её жизненного цикла (создание, применение, хранение, ремонт и т.д.);

дефект – несплошность или структурная неоднородность, недопустимая по требованиям нормативной документации на качество и (или) контроль качества, утверждённой в установленном порядке;

ультразвуковой метод неразрушающего контроля – метод акустического неразрушающего контроля, при котором применяются приборы и устройства, использующие ультразвуковой диапазон частот;

дефектограмма – условное изображение контролируемой зоны и дефектов объекта контроля на носителе информации;

контроленепригодные рельсы – рельсы, ультразвуковой контроль которых с поверхности катания головки рельса невозможен;

рельсы с «подозрительными» сечениями – рельсы, на дефектограммах которых имеются сигналы от дефектов, не позволяющие однозначно оценить степень их опасности.

3.3. В настоящем Положении применяются следующие сокращения:

АСД – автоматическая сигнализация дефекта;

ВК – визуальный контроль;

ВРЧ – временная регулировка чувствительности;

ГСО – государственный стандартный образец;

Д – дефектный элемент стрелочного перевода;

ДИЦДМ – центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры дирекции инфраструктуры;

ДР – дефектный рельс;

ДСП – дежурный по станции;

ДЦНТИ – Дорожный центр научно-технической информации;

ЕСТД – Единая система технологической документации;

ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

ЗТМ – зеркально-теневой метод;

ЛНК – лаборатория неразрушающего контроля;

НК – неразрушающий контроль;

ОД – остродефектный элемент стрелочного перевода;

ОДР – остродефектный рельс;

ОСО – отраслевой стандартный образец;

ПКЗ – покилометровый запас рельсов;

ПЧ – дистанция пути дирекции инфраструктуры;

ПЭП – пьезоэлектрический преобразователь;

РСП – рельсосварочное предприятие;

РЭ – Руководство по эксплуатации;

СОП – стандартный образец предприятия;

СПНПК – стрелочный перевод с непрерывной поверхностью катания;

СПС – сетевая путеобследовательская станция;

ССПС – специальный самоходный подвижной состав;

ТИ – технологическая инструкция;

ТРА – техническо-распорядительный акт станции;

УЗК – ультразвуковой контроль;

ЭМАП – электромагнитоакустический преобразователь.

3.4 В настоящем Положении применяются следующие обозначения:

a – угол ввода луча, в градусах;

g – угол разворота преобразователя относительно продольной оси рельса, в градусах;

f – частота ультразвуковых колебаний, МГц;

Кд – коэффициент выявляемости дефекта, дБ;

Ку – условная чувствительность, дБ;

Кэ – эквивалентная чувствительность, дБ;

N – амплитуда эхо-сигнала, дБ

М – мертвая зона, мм.

Общие положения

4.1. Система НК рельсов и элементов стрелочных переводов в ОАО «РЖД» включает в себя организационную структуру, средства НК и персонал, выполняющий НК на основе регламентирующей его документации.

4.2. Организационная структура включает в себя подразделения аппарата управления Центральной дирекции инфраструктуры и входящие в нее структурные подразделения.

4.3. Непосредственное выполнение работ по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов возлагается на соответствующее подразделение в ДИЦДМ и ПЧ, к которым относятся:

а) участок диагностики пути;

б) вагон-дефектоскоп;

в) мобильная дефектоскопная лаборатория;

г) дефектоскопная автомотриса;

д) автомотриса дефектоскоп-путеизмеритель;

е) участок производства РСП.

4.4. Периодичность НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов различными средствами НК устанавливают на основании Методики определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути (приложение № 1 к настоящему Положению).

4.5. Максимальные месячные нормы НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов средствами НК должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

  Тип средства НК Максимальная месячная норма проверки на одно средство контроля
в летний период в зимний период
Дефектоскопная автомотриса, автомотриса дефектоскоп- путеизмеритель 1200 км 1000 км
Совмещенный вагон-дефектоскоп 2400 км 2200 км
Мобильная дефектоскопная лаборатория 400 км 350 км
Съемный двухниточный дефектоскоп 140 км 120 км
Однониточный дефектоскоп для контроля стрелочных переводов   280 стрелочных переводов   230 стрелочных переводов  
 

Примечания:

в зависимости от местных условий: интенсивности движения поездов, состояния пути и т.д. месячные нормы могут быть изменены на ±10% начальником ПЧ по согласованию с ДИЦДМ;

приведенные в таблице месячные нормы соответствуют 40-часовой рабочей неделе. При меньшей продолжительности рабочей недели месячные нормы должны соответственно уменьшаться;

нормы для УЗК электроконтактных и алюминотермитных сварных стыков устанавливаются в соответствии с Нормами времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативами численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р;

нормы проверки рельсов средствами рельсовой дефектоскопии других типов утверждаются Центральной дирекцией инфраструктуры;

при наличии автоматической расшифровки результатов контроля нормы проверки рельсов мобильными средствами дефектоскопии утверждаются Центральной дирекцией инфраструктуры;

проверка одного стрелочного перевода дефектоскопом приравнивается к проверке 250 метров пути.

4.6. Сменные нормы контроля рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов различными средствами НК не должны быть выше значений, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Тип средства НК Максимальная сменная норма контроля на дефектоскоп
в летний период в зимний период
Ультразвуковой съемный дефектоскоп для сплошного контроля рельсов   9 км   8 км
Однониточный дефектоскоп для контроля стрелочных переводов 14 стрелочных переводов 12 стрелочных переводов

Нормы для УЗК электроконтактных и алюминотермитных сварных стыков устанавливаются в соответствии с Нормами времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативами численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2014 г. № 2993р.

4.7. Сплошной НК рельсов на участках главных путей дирекции инфраструктуры выполняют в соответствии с периодичностью контроля, утвержденной начальником службы пути и согласованной с ДИЦДМ.

4.8. Для проведения сплошного НК каждого участка контроля в участке диагностики пути организуют постоянную группу операторов дефектоскопных тележек (далее – операторов), назначаемую приказом начальника ПЧ

4.9. Расшифровка результатов НК рельсов, зарегистрированных съемными дефектоскопами, проводится в Центре расшифровки или в участке диагностики пути.

Для инспекционного контроля качества расшифровки дефектограмм и оценки работы, выполненной мобильными средствами НК в ДИЦДМ должен быть создан отдел (сектор) расшифровки результатов контроля, выполняющий расшифровку не менее 5% от объема контроля рельсов, выполненного мобильными средствами дефектоскопии.

4.10. Основными технологическими документами, регламентирующими процедуру НК, являются Правила контроля соответствующего объекта конкретной группой средств НК (приложения 2 – 9 к настоящему Положению).

Основными организационными документами подразделений НК являются Положения (приложения 10 – 12 к настоящему Положению), в которых определяются общие задачи подразделения, функции, подчиненность и порядок взаимодействия.

4.11. Средства НК должны быть сертифицированы (аттестованы) и внесены в Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД». Требования к средствам НК приведены в пункте 6 настоящего Положения.

4.12. Начальную подготовку и повышение квалификации специалистов по НК проводят с отрывом от производства в образовательных учреждениях, получивших соответствующую лицензию в установленном порядке и по программам, утвержденным ОАО «РЖД». Требования к персоналу, выполняющему НК, приведены в пункте 8 настоящего Положения.

4.13. Ответственность за обеспечение работ по НК рельсов на уровне Центральной дирекции инфраструктуры возлагается на Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры и Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры, основными задачами которого являются:

а) координация работы ДИЦДМ по вопросам НК рельсов;

б) сбор, обработка результатов и проведение анализа работы средств НК всех типов в дирекциях инфраструктуры ОАО «РЖД», разработка мероприятий по повышению эффективности их использования;

в) оперативный учет и выяснение причин изломов рельсов, разработка мероприятий по их предотвращению;

г) планирование и организация работы СПС по дефектоскопии рельсов. Контроль ее выполнения;

д) подготовка графиков ремонта СПС по дефектоскопии рельсов;

е) комиссионные проверки состояния систем НК рельсов в дирекциях инфраструктуры;

ж) подготовка предложений по разработке и корректировке нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств НК рельсов;

з) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам создания новых и модернизации находящихся в эксплуатации средств НК рельсов;

и) участие в проведении испытаний и внедрении новых и модернизированных средств НК рельсов;

к) координация разработки нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств дефектоскопии рельсов;

л) информирование ДИЦДМ о новых разработках в области НК;

м) подготовка предложений по разработке методических указаний, учебных планов, наглядных пособий для проведения технической учебы, подготовки и повышения квалификации специалистов НК рельсов;

н) подготовка предложений по организации проведения сетевых школ по НК рельсов;

о) разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и охраны труда.

4.14. СПС по дефектоскопии Управления диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры предназначены для проверки организации работы средств НК и контрольных проверок рельсов в дирекциях инфраструктуры, проведения испытаний новых средств НК, обучения и стажировки обслуживающего персонала вагонов-дефектоскопов и дефектоскопных автомотрис. СПС по дефектоскопии должны укомплектовываться штатом для двухсменной работы и работать по плану-графику, утвержденному Центральной дирекцией инфраструктуры.

4.15. Организация работ по НК в ДИЦДМ.

4.15.1. Ответственность за общее руководство и обеспечение работ по НК на уровне ДИЦДМ возлагается на начальника ДИЦДМ.

4.15.2. Основными задачами центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры по вопросам НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов являются:

а) планирование и организация работы вагонов-дефектоскопов. Контроль работы вагонов-дефектоскопов и дефектоскопных автомотрис;

б) контроль за организацией работы съемных средств НК (первоочередное внимание необходимо уделять дистанциям пути, находящимся в зоне повышенного риска по результатам факторного анализа и рейтинга цехов дефектоскопии);

в) согласование выбора специализированной схемы контроля и расчетов периодичности контроля рельсов;

г) оперативный учет и выяснение причин изломов рельсов, разработка мероприятий по их предотвращению;

д) сбор, обработка результатов и проведение анализа работы средств НК рельсов в дирекции инфраструктуры, разработка мероприятий по повышению эффективности их использования;

е) сбор сведений и формирование заявок на разработку методик контроля, приобретение или организацию изготовления средств НК и механизации работ;

ж) подготовка предложений по совершенствованию технических средств НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов;

з) комиссионные проверки организации работы по дефектоскопии рельсов в вагонах-дефектоскопах, ПЧ;

и) информирование персонала вагонов-дефектоскопов, ПЧ о новых разработках в области НК;

к) подготовка предложений по разработке нормативной и технической документации, определяющей эксплуатацию, модернизацию и метрологическое обеспечение средств НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов;

л) подготовка предложений по разработке методических указаний, учебных планов, наглядных пособий для проведения технической учебы, подготовки и повышения квалификации специалистов по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов;

м) планирование и организация ремонта средств НК;

н) организация и проведение технических совещаний и школ передового опыта;

о) организация и проведение конкурсов на звание «Лучший по профессии»;

п) контроль уровня знаний и участие в технической учебе работников ПЧ;

р) контроль работоспособности средств НК;

с) участие в рекламационной работе;

т) разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов и охраны труда.

4.15.3. Лаборатория дефектоскопии является структурным подразделением ДИЦДМ и предназначена для координации работы участков диагностики пути по вопросам эксплуатации, ремонта средств НК и путевых измерений.

4.15.4. ДИЦДМ имеет право запрещать работу неисправных средств НК рельсов и отстранять от работы персонал, выполняющий НК.

4.16. Начальник службы пути, начальник ДИЦДМ и их заместители должны не реже одного раза в квартал сопровождать вагоны-дефектоскопы и дефектоскопные автомотрисы, а также ежемесячно принимать отчеты о работе мобильных средств НК.

4.17. Организация работ по НК в ПЧ.

4.17.1. Ответственность за организацию и обеспечение работ по НК в ПЧ в соответствии с настоящим Положением должна возлагаться на начальника ПЧ.

Требования к технологической документации на проведение неразрушающего контроля

5.1. НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов выполняют по ТИ на контроль конкретным типом средства НК, которые разрабатывают на основании Правил контроля (приложения № 2 – 9 к настоящему Положению) в соответствии с требованиями настоящего Положения.

5.2. ТИ должны содержать:

а) перечисление типов объектов контроля (рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов), на НК которых распространяется ТИ, и требования их контролепригодности, условия прозвучиваемости, состояние поверхностей сканирования (загрязненность, шероховатость), наличие технологических отражателей и т.д.;

б) указание типов применяемых средств НК;

в) требования к квалификации и указание ответственности персонала, выполняющего НК и оценку результатов НК;

г) способы и параметры сканирования, значения основных параметров контроля;

д) порядок, последовательность и нормы периодичности выполнения операций настройки и проверки основных параметров аппаратуры;

е) порядок и последовательность проведения НК;

ж) описание способов интерпретации результатов НК, в том числе методов выделения полезных сигналов на фоне помех и оценки наличия акустического контакта;

з) критерии оценки результатов НК (браковочные критерии);

и) перечень регистрируемых параметров и результатов НК, формы и сроки хранения протоколов (журналов) регистрации;

к) требования безопасности при работе с конкретным средством НК.

5.3. ТИ должны разрабатывать специалисты II или III уровня квалификации по акустическому виду НК (согласно ПР 32.113-98). ТИ должны утверждаться в установленном в ОАО «РЖД» порядке. По согласованию с Управлением диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры допускается включение ТИ в РЭ соответствующего средства НК в качестве отдельного приложения.

Требования к средствам неразрушающего контроля

6.1. Средства НК рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов по предназначению и конструктивному исполнению подразделяют на:

а) мобильные средства контроля рельсов (ультразвуковые и совмещенные вагоны-дефектоскопы, ультразвуковые и совмещенные дефектоскопные автомотрисы, автомотрисы дефектоскоп-путеизмеритель, мобильные дефектоскопные лаборатории);

б) съемные двухниточные дефектоскопы сплошного контроля, оборудованные регистрирующими устройствами дефектоскопических сигналов и других параметров;

в) съемные однониточные дефектоскопы сплошного контроля, оборудованные регистрирующими устройствами дефектоскопических сигналов и других параметров, предназначенные для УЗК элементов стрелочных переводов, рельсов ПКЗ и рельсов, проверка которых одновременно по двум ниткам пути затруднена или небезопасна (рельсы, расположенные в тоннелях, на мостах, в пределах или напротив пассажирских платформ, в местах с интенсивным движением поездов и т.д.);

г) одно- или многоканальные дефектоскопы локального контроля для УЗК сварных стыков рельсов и выборочной перепроверки участков рельсов в пути по показаниям мобильных и съемных средств НК.

6.2. Порядок использования средств НК регламентирован данным Положением и может быть изменен с разрешения Центральной дирекции инфраструктуры.

6.3. Средства НК должны соответствовать требованиям нормативной и технологической документации по НК рельсов, сварных стыков рельсов и элементов стрелочных переводов.

6.4. Новые типы средств НК должны приниматься и вводиться в эксплуатацию в соответствии с СТО РЖД 1.11.006-2010.

6.5. Мобильные средства НК и съемные двухниточные дефектоскопы сплошного контроля с блоками преобразователей (ПЭП или ЭМАП) должны обеспечивать реализацию всех схем прозвучивания, представленных на рисунке 1 (минимальная базовая комплексная схема прозвучивания).

6.6. Средства НК должны обеспечивать автоматическую регистрацию в электронном виде (с возможностью распечатки) протоколов (дефектограмм), содержащих реализованные значения параметров, сигналы и результаты НК. Новые типы средств сплошного НК должны иметь системы автоматизированной расшифровки ре<

Наши рекомендации