Центробанк обратил внимание на сайты-двойники

Мошенники копируют порталы некредитных

финансовых организаций и вводят в заблуждение потребителей

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Центробанк рекомендовал некредитным финансовым организациям — управляющим компаниям, негосударственным пенсионным фондам и МФО — предупреждать на своих сайтах потребителей о появлении мошенников. Злоумышленники все чаще копируют официальные ресурсы НФО. Об этом говорится в письме председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной (копия есть у «Известий»), которое на этой неделе было разослано участникам рынка. Цель мошенников — получение персональных данных россиян. Сами НФО в такой ситуации могут понести серьезные убытки, следует из письма. ЦБ также рекомендовал некредитным финорганизациям сообщать регулятору о выявленных фактах мошенничества: у Банка России есть право блокировать мошеннические ресурсы. Эксперты поддержали инициативу регулятора.

В письме Эльвиры Набиуллиной отмечается, что число сайтов, копирующих официальные ресурсы МФО, УК и НПФ, заметно выросло в последнее время.

«Доменные имена и стиль этих сайтов, как правило, имеют сходство с именами официальных сайтов НФО, а содержание — в том числе использование товарных знаков и знаков обслуживания— прямо указывает на их принадлежность к соответствующим НФО, — подчеркнул регулятор. — При этом посетителям указанных сайтов предоставляются заведомо ложные банковские реквизиты и контактная информация для получения персональных данных потребителей финансовых услуг, перевода денежных средств и иных действий"».

Непроходимая блокировка

Регулятор указал, что использование реквизитов, ключей электронной подписи, личного кабинета, указанных на сайтах-двойниках, а также заключение каких-либо соглашений и перевод денежных средств по ложным банковским реквизитам связаны с риском для потребителей финансовых услуг и может привести к получению ими убытков.

Поэтому ЦБ рекомендовал УК, НПФ и МФО предупреждать граждан о сайтах-подделках и сообщать регулятору о фактах мошенничества.

В прошлом году FinCERT (подразделение по борьбе с кибермошенниками при ЦБ) заблокировал 1601 мошеннический сайт.

— К сожалению, стоит констатировать, что проблема действительно существует, — отметил член президиума саморегулируемой организации «Мир», гендиректор микрофинансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов. — До недавнего времени мошенники «клонировали» в основном защищенные страницы банков, предназначенные для подтверждения совершения платежа с целью получения данных банковских карт, однако по мере развития рынка микрокредитования активизировались и в новом направлении.

Руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский назвал письмо ЦБ «очень своевременным».

— Мы постоянно отслеживаем подобные случаи и неоднократно сталкивались с сайтами-двойниками, которые стилистически повторяют наш сайт или используют сходные имена, — уточнил Николай Швайковский. — Как правило, все ситуации мы успешно решали в частном порядке. Данную рекомендацию ЦБ, разумеется, мы будем выполнять и допускаем, что подобный информационный сервис может быть создан на базе одной из саморегулируемых организаций (СРО).

По словам Александра Шустова, клонирование сайтов НФО в отличие от банков одинаково негативно сказывается и на клиентах, и на самих организациях.

— Целью мошенников часто является не только получение персональных данных граждан, но и нанесение репутационного ущерба участникам рынка и недобросовестное получение конкурентных преимуществ за счет паразитирования на чужом успешном бренде, — пояснил Александр Шустов. — Такие случаи, когда маргинальные участники рынка или мошенники используют сайты-клоны, доменные имена и наименования, схожие до степени смешения с теми, что используют крупнейшие участники рынка, учащаются. Обе проблемы — использование чужого бренда и клонирование сайтов НФО — по сути имеют общие корни и чаще всего наносят ущерб и клиентам, и добросовестным участникам рынка.

Александр Шустов заверил, что МФО будут скрупулезно выполнять рекомендации ЦБ.

По словам гендиректора МФО MoneyMan Бориса Батина, компания регулярно осуществляет мониторинг интернет-пространства на наличие сайтов-двойников, которые используют максимальное сходство с легальными компаниями.

Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов отметил, что на сайте компании уже размещено информационное письмо с предупреждением о новом виде мошенничества.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Алексеевских А. Центробанк обратил внимание на сайты-двойники // Известия.- 2017.- 28 июня.- Режим доступа: http://iz.ru/612084/anastasiia-alekseevskikh/tcentrobank-predupredil-o-novom-vide-moshennichestva [28.06.2017]

Сеть магазинов "Семья" незаконно использует символику Кубка Конфедераций - ФАС

Роспотребнадзор Москвы назначил 12,5 млн руб штрафов для магазинов "Семья"

flickr.com/moscow-live

Санкт-Петербургское УФАС России обязало сеть магазинов «Семья» (ООО «ТД Интерторг») прекратить распространение листовок с незаконным использованием изображения символики Кубка Конфедераций 2017, говорится в сообщении ФАС.

Управление выдало предупреждение ООО «ТД Интерторг» о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 14.8 закона о защите конкуренции.

Ранее в управление из СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» по просьбе представителя FIFA поступили фотографии листовок с изображением символики Кубка Конфедераций 2017, распространяемых в магазинах сети «Семья».

Такие листовки, по мнению УФАС, могут создать впечатление, что торговая сеть причастна к проведению спортивного мероприятия. Однако антимонопольный орган установил, что никакого разрешения FIFA ООО «ТД Интерторг» не получало.

«Действия торговой сети содержат признаки недобросовестной конкуренции, так как незаконное использование символики соревнований при продаже товаров запрещено законодательством. ООО «ТД Интерторг» обязано прекратить распространение незаконных листовок, в противном случае будет возбуждено антимонопольное дело», - отметило ведомство.

Специалисты контролирующего органа как члены Координационной группы по защите бренда FIFA при обнаружении признаков нарушения законодательства готовы «незамедлительно принимать соответствующие меры антимонопольного реагирования», говорится в сообщении.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сеть магазинов "Семья" незаконно использует символику Кубка Конфедераций – ФАС // РАПСИ.-2017.- 26 июня.- Режим доступа:

http://rapsinews.ru/incident_news/20170626/279084901.html [26.06.2017]

«Молвест» претендует на «Родной край»

Наши рекомендации