Создание авторских раскладов 63

Вопрос. Можно ли создавать расклады самим? Почему у раскладов именно такая форма? Как придумывать форму для расклада и определять, что означают разные позиции?

Я уже просмотрела множество книг, и в каждой говорится, что любой мажет придумывать свои собственные расклады, но я никак не могу вычленить основные принципы построения структуры, просто играя с разными типами раскладов.

Ответ. Придумывание собственных раскладов – моя любимая практика Таро. Некоторые расклады, которые мы сейчас даем ученикам, мы с Уолдом придумали вместе, но мне нравится их изобретать их прямо по ходу дела, в процессе гадания.

Сначала, прежде чем озаботиться формой расклада, нужно определить позиции. Далеко не всегда обязательно работать с заданными позициями, но в учебных целях давайте все же попробуем. Сформулировав вопрос, разделите его на логические компоненты и вытащите по карте на каждый из них. К примеру, вы можете взять карты, представляющие людей, варианты действий, событий в прошлом, текущие планы, известные и неизвестные препятствия, вероятные исходы и так далее.

Дабы задать позиции расклада, внимательно изучите заданный вам вопрос. Давайте потренируемся на следующем учебном вопросе «Я подумываю о том, чтобы продавать мои вышивки на ближайшей ярмарке декоративно-прикладного искусства. Если я действительно попробую, хорошо ли их будут раскупать?»

Разбейте ситуацию ка максимальное количество деталей – это поможет вам дать исчерпывающий ответ на вопрос. В рассматриваемом случае это могут быть:

◊ продавец;

◊ помощники в киоске;

◊ киоск и окружающее пространство.

◊ сами объекты продажи:

◊ покупатели;

◊ доход.

Можете просто вытащить по карте на каждый из представленных факторов и выкладывать их одну за другой на стол, а можете попробовать подойти к делу творчески. Пусть несколько карт располагаются в форме киоска, еще парочка обозначают окружение и выставленные на продажу вышивки. Внутри киоска поместите продавца, помощников и кассу. Перед киоском (снизу от него) выложите три карты, обозначающие разные типы покупателей, могущих оказаться заинтересованными в вашей продукции.

Толкование этого расклада даст вам весьма наглядную картину грядущего события и поможет ответить на заданный вопрос.

Расклады такого типа я называю иллюстративными, поскольку они рисуют картинку рассматриваемой ситуации. Можно также использовать геометрические модели: вертикальные колонки, горизонтальные ряды, круги, арки и ступеньки – последняя форма особенно хороша, если вы пытаетесь понять, как попасть из пункта А и пункт В.

Итак, первым делом выясните, в чем, собственно, заключается вопрос. Затем проанализируйте его, чтобы выявить все важные композиты, оказывающие непосредственное влияние на ситуацию. Составьте список этих компонентов и назначьте им позиции в раскладе сообразно собственному эстетическому вкусу. Истолкуйте карты.

Это лишь один из возможных подходов. Также рекомендуем вам прочитать книгу «Создание авторских раскладов Таро» Терезы Михельсен, в которой вы найдете массу творческих идей и полезных инструментов.



Глава пятая

Что ещё можно
делать при
помощи карт
Таро

В книге, посвященной практическим аспектам гадания на Таро, неизбежно должно найтись место и для рассказа о том, что еще можно делать при помощи этих карт. Это самое «еще» в чем-то похоже на обратную сторону Луны. Разница только в том, что последняя представляет собой ровно половину, так сказать, целой Луны и остается перманентно скрытой от наших глаз. Однако в Таро теневая часть составляет куда больше половины всей его силы и мудрости. К счастью, в наши дни она полностью доступна тем, кто жаждет овладеть этими знаниями.

Карл Густав Юнг как-то сказал: «Ваше зрение стонет ясным только тогда, когда вы заглянете в собственное сердце. Тот, чей взор устремлен вовне, спит. Кто смотрит внутрь, пробуждается». Эта сторона Таро уводит путника внутрь, за закрытые веки, во вселенную, существующую внутри нашего сознания и проникающую за его пределы. Она включает различные концепции творения мира и природы вещей, символические и магические системы, психологические и философские теории и эзотерические практики. Это обширная и захватывающая страна, однако, дли большинства людей и самого краткого знакомства с нею оказывается более чем достаточно. В нашей книге мы посвятим этой теме буквально полтора десятка страниц. Вопросы в этом разделе не были заданы студентами Школы Таро. Они впервые появились в рамках нашей рассылки по Таро в качестве базовых техник для другого курса, который мы к то время вели.




Мы решили привести их здесь, так как они позволяют взглянуть на Таро с довольно неожиданной стороны, весьма интересной и увлекательной для исследования.

В этом разделе вы найдете практики, позволяющие ощутить вкус этого «другого» Таро. Мы лишь слегка приоткроем дверь, чтобы вы могли бросить беглый взгляд на практики, несколько отличающиеся от стандартных методов работы с картами. Если вы только начинаете свое путешествие в страну Таро, они станут для вас намеком на то, сколь экзотическим может оказаться дальнейший маршрут. Если же вы уже опытный таролог, у вас есть возможность найти здесь некоторые интересные вариации старых техник, а также кое-какие полезные объяснения, которые вы, в свою очередь, сможете передать собственным ученикам.

Простой способ медитации 64

В начале сеанса гадания или учебного занятия хорошо проделать небольшую медитацию. Это поможет вам расслабиться физически и ментально, одновременно сфокусировав осознание. Вот две несложные техники, которые можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Они работают исключительно хорошо даже у тех, кто испытывает трудности с традиционными медитативными техниками.

Первую из них можно условно назвать «Дыши и расслабляйся». Прежде чем начать любую работу с Таро, закройте глаза, дышите спокойно и естественно. Следите за своим дыханием и отмечайте, если вы его каким-то образом ограничиваете. Расслабьте горло и грудную клетку. Пусть мысли текут, как им будет угодно. Расслабьте пальцы рук. Затем расслабьте пальцы ног, челюсти и живот – именно в таком порядке. Проверьте оставшиеся части тела на предмет мышечных зажимов и, если найдете, снимите их. Пусть тело и дыхание остаются расслабленными в течение еще нескольких минут или пока вам это будет доставлять удовольствие. Когда будете готовы, сделайте глубокий вдох и откройте глаза.

«Дыши и расслабляйся» – хорошее упражнение, которое можно выполнять всякий раз перед началом любой работы Таро или между частями более сложных процедур. Также оно может предварять любые другие медитации. Оно очень простое, но прекрасно расслабляет и освежает.

Вторая техника представляет собой простую трехшаговую медитацию. Это «Мантра Повешенного» или «Расслабься – Отпусти – Будь спокоен».

Дышите спокойно и расслабьтесь. На протяжении нескольких циклов следите только за своими вдохами – подчеркиваю, только за ними.

Затем переведите фокус внимания на выдохи и следите только за ними.

Теперь сосредоточьтесь на ритмическом чередовании вдохов и выдохов и на том жизнетворном воздействии, которое они оказывают на ваш организм.

К этому времени вы уже будете находиться в состоянии медитации.

Рас-слабься: на протяжении нескольких следующих циклов повторяйте про себя слово «расслабься», произнося «рас» на вдохе и «слабься» на выдохе. Между каждыми двумя повторениями проделайте один цикл, ничего не говоря. «Рас-слабься» на один цикл, молчание на второй. По мере выполнения упражнения расслабьте тело, начиная с лица и продвигаясь постепенно вниз. Проделайте все три раза. Рас-слабьтесь.

Затем пусть тело останется расслабленным, а дыхание возвращается к нормальному ритму.

Опту-сти: на протяжении нескольких следующих циклов мысленно повторяйте слово «отпусти», произнося «отпу» па вдохе и «сти» на выдохе, делая пустой цикл между каждыми двумя повторениями. По мере выполнения отпускайте все заботы, тревоги и навязчивые мысли; плывите свободно, словно сорвавшийся с ветки лист, несомый прохладным осенним ветерком, или капля дождя, растворяющаяся в водах пруда. Проделайте цикл три раза. Отпу-стите.

Продолжайте свободно дрейфовать по волнам медитации, пока дыхание возвращается к нормальному ритму.

Оставайся-спокойным: на протяжении следующих нескольких циклов повторяйте про себя словосочетание «оставайся спокойными, произнося «оставайся» на вдохе и «спокойным» на выдохе, делая пустой цикл между каждыми двумя повторениями. По мере выполнения упражнения оставайтесь полностью расслабленным, плывите по течению и сохраняйте внутреннее спокойствие и безмолвие. Повторите цикл трижды. Осгавайтесь-споконным.

Пройдя все эти шаги, вы окажетесь в состоянии глубокой медитации. Дрейфуйте по ее волнам в безмолвии и комфорте, пока не решите вернуться. Затем два раза глубоко вдохните с закрытыми глазами и осознайте окружающую реальность. Когда будете готовы, откройте глаза.

Таро и медитация 65

Медитация не имеет никакого отношения к разуму; это нечто, выходящее за пределы разума. И первый шаг заключается в том, чтобы относиться к ней легко, как к игре. Если вы относитесь к ней как к игре, разум не сможет разрушить ее. Иначе все прекратится в очередное занятие для вашего эго, а это, в свою очередь, сделает вас страшно серьезным.

Ошо

Медитация – это практика, которая прекрасно сочетается с занятиями Таро. Она может оказаться очень веселой и, тем не менее, принести прекрасные практические результаты.

Каждое очное занятие в нашей Школе Таро мы начинаем с короткой медитации, преследуя сразу несколько целей.

1) Это хороший способ отделить себя от того, что происходило за стенами школы – от проведенного на работе дня, от поездки через весь город с его пробками, – и подготовиться к тому, что будет происходить сейчас. Медитация в буквальном смысле освобождает внутри место для новых знаний и помогает снять стресс. Это прекрасный способ подготовки к магической работе любого типа. Именно поэтому мы горячо рекомендуем медитацию как предварительный этап учебного процесса и вообще любых практик, связанных с Таро.

2) Медитация создает священное пространство, в котором будет проходить работа. Даже если вы работаете в полном одиночестве, медитация очистит и зарядит правильной энергией ваше окружение. Групповая медитация тоже создает круг энергии и помогает привести всех присутствующих, так сказать, к общему рабочему знаменателю.

3) Я использую медитацию и в классе в качестве педагогического приема. Этой цели я достигаю, превращая медитацию в непосредственное кинестетическое переживание или даже проживание карты или масти, с которой мы в данный момент работаем. К примеру, если группа изучает карту Солнце, в процессе медитации можно визуализировать, как вы лежите на склоне зеленого холма, на пляже или у бассейна и впитываете благодатное солнечное тепло, позволяя ему расслаблять ваше тело и умиротворять душу. Это самый очевидный пример, но можно придумать и массу других, не менее творческих и приятных. Суть здесь в том, чтобы принять в себя сущность карты через телесный опыт, а не просто интеллектуально или интуитивно. Попробуйте, это интересно.

Далее я привожу пример медитации для карты Мир. Наслаждайтесь!

Медитация на карту Мир

Сегодняшнее занятие посвящена карте Мир, и медитация сегодня будет простой или, наоборот, сложной – по вашему выбору. Все зависит только от вас.

Для начала примите удобную позу. Поставьте ступни на пол, войдите в контакте миром, в котором живете. Закройте глаза и почувствуйте связь с ним через ступни ног...

Соедините кончики большого и указательного пальцев каждой руки, чтобы получилось кольцо, похожее на венок на карте...

Пусть ваше дыхание тоже идет циклом, по кругу, снова и снова...

Вдыхайте через нос...

Выдыхайте через рот...

Пусть цикл повторяется снова и снова...

Спокойно и легко...

Представьте себе венок, изображенный на карте Мир, расположенный перед вами вертикально, словно дверной проем, и настолько же большой. Глядя на него, вы будете видеть внутри закручивающееся спиралью энергетическое поле... Что находится за ним – непонятно.

Это вас не пугает. Напротив, оно выглядит успокаивающим и притягательным... Это зрелище дарит душевный комфорт... гипнотизирует и затягивает.

Красный сияющий свет и яркие краски.

Через мгновение я позвоню в колокольчик, и когда вы услышите этот звук, переступите порог и войдите в проем – сквозь цветочный венок мира. Вы ощутите настоящее блаженство. Просто дышите, расслабляйтесь и наслаждайтесь этим состоянием, пока снова не услышите звук колокольчика...

Еще одни глубокий вдох затем выдох... (колокольчик)

(Медитации продолжается с закрытыми глазами.)

Через мгновение вы снова услышите звук колокольчика. Когда это произойдет, выходите обратно через венок, найдите в комнате свое место и ощутите себя сидящим на нем (колокольчик). Еще раз ощутите землю подошвами стоп, почувствуйте свою связь с ней. Пошлите энергию вниз, чтобы лучше войти с ней в контакт. Когда ваша энергия встретится и сольется с энергией земли, вы почувствуете покалывание в ступнях.

Ощутите тяжесть своих ладоней, лежащих на коленях, осознайте свое тело, продолжайте дышать спокойно и ровно.

Когда будете готовы, откройте глаза.

Созерцание 66

Кто-то из мудрых однажды сказал: «Никакое знание не приносит плодов без созерцания». Это верно и в отношении Таро.

Созерцание не есть мышление. Оно не имеет ничего общего с анализом, с определениями или с мысленным повторением стандартных философских максим. Не нужно прилагать никаких усилий, не нужно преследовать никаких целей и ни на чем усиленно сосредоточиваться.

Для созерцания нужно просто открыться и слушать. По природе своей оно спокойно и терпеливо. Созерцая какой-нибудь образ или идею, вы без усилий удерживаете его в сознании, медленно поворачивая его перед мысленным взором, словно вкусную конфету на языке, чтобы его можно было рассматривать и пробовать на вкус с разных сторон. Через некоторое время такое спокойное, но настойчивое внимание растворит объект медитации, и подлинное знание о нем приникнет в ваше сознание. Это знание может доставить вам удовольствие, удивить, взволновать, встревожить или придать уверенность, но оно всегда приходит изнутри. Оно по природе своей аутентичное глубже и истиннее любой записанной в книгах мудрости.

Созерцание образов Таро позволяет проникнуть глубоко в их сущность, раскрыть сокровенный смысл и отведать сладкой начинки внутреннего знания. Это ключевая техника и цель наших учебных групп в Школе Таро. Делясь друг с другом своими переживаниями, мы превращаем каждый символ Таро, созерцаемый в индивидуальном порядке, в чашу общей мудрости, поражающую воображение своей глубиной.

Созерцание просто с технической точки зрения, не требует никаких дополнительных усилий и навыков. Однако при всем при этом оно очень информативно и обогащает наше восприятие сразу на многих уровнях. Со временем вы сможете в полной мере использовать преимущества, которые оно дает, и узнать о Таро столько, сколько никогда и не мечтали.

Таро и литературный труд 67

Существует один способ практического использования Таро, который не сразу придет в голову человеку, неискушенному в творческой работе. Это литературный труд. Пробовали вы когда-нибудь свои силы в этой области или нет, все равно карты можно использовать для того, чтобы придумывать новые сюжетные ходы и характеры, насыщать историю подробностями и даже преодолевать так называемый писательский блок, он же кризис жанра.

В следующий раз, когда задумаете написать что-нибудь новенькое, возьмите свою любимую колоду и спросите, какие идеи она может вам предложить. Вот несколько вопросов, которые вы сможете задать картам:

◊ Где будет происходить действие истории? (Посмотрите на изображенный на карте пейзаж.)

◊ Что этот персонаж будет делать дальше?

◊ Какой поворот можно добавить к этому сюжету?

◊ Мой персонаж попал в беду. Как его можно оттуда вытащить?

◊ Нужен ли этой истории счастливый конец?

Если вы мучительно переживаете кризис жанра или даже боитесь писать, используйте карты для того, чтобы понять причины своего состояния и осознать способы выхода из него. Возможно, ответы на эти вопросы помогут вам сдвинуться с мертвой точки:

◊ Каковы причины моего страха письма или писательского блока?

◊ С чего мне начать, чтобы вырваться из этой ловушки?

◊ Какое следующее действие я могу для этого предпринять?

◊ Хорошее ли сейчас время, чтобы начать писать эту книгу? (Разумеется, если у вас есть уже подписанный контракт, вы не можете позволить себе роскошь задавать подобные вопросы.)

◊ Если нет, то когда будет лучше всего приняться за дело?

Еще один неплохой способ сразу взять с места в карьер – это вытащить одну карту и предоставить право голоса ее персонажу. Не мешайте ему, просто предоставите ему свободу самовыражения и записывайте все, что он с собой несет. Это весьма увлекательное занятие; вы оцените, насколько данная техника проста и эффективна – стоит только начать. По сути дела, она представляет собой комбинацию гадания на Таро и сеанса автоматического письма.

Эта методика может оказаться очень полезной, и когда вы пытаетесь найти голос для уже готового персонажа. Просмотрите всю колоду, найдите карту, которая наиболее точно отражает личность или энергию этого персонажа, и предоставьте ему возможность говорить с вами через эту карту.

Если вы поэт, Таро может стать для вас неисчерпаемым источником вдохновения. Образный ряд и символизм карт бесконечно богаты, а колод так много, и у всех них совершенно разные настроения. Просто выберите карту и погрузитесь в нее.

Не надо думать, что теперь вы обязаны написать целое стихотворение об этой карте или о ее символическом значении – если, разумеется, вы этого не хотите. Могущество Таро заключается в том, что оно способно пробуждать в нас сильные эмоции, идеальным средством художественного выражения которых служит поэзия.

В греческой мифологии было девять муз, а в Таро их целых семьдесят восемь!

А ведь это всего одна колода!

Круг историй 68

Круг историй – это отличная групповая техника, которая особенно подходит для работы с картами Таро. Каждый из участников тасует свою личную колоду и кладет ее перед собой лицом вниз. Один человек переворачивает верхнюю карту колоды и начинает рассказ, основанный на персонаже или событии, изображенном на ней. Примерно через минуту (но не раньше!) он останавливается и передает эстафету следующему. Тот в свою очередь переворачивает верхнюю карту своей колоды и продолжает рассказ с того места, где он был прерван. Так продолжается по кругу.

В этой игре есть только три правила:

1) история должна начинаться с сакраментального «Однажды...»;

2) история должна заканчиваться, но менее сакраментальным «...И жили они долго и счастливо» (чтобы предпоследний рассказчик мог подложить последнему свинью, например, устроив героям кораблекрушение);

3) персонаж, введенный первой картой, должен появляться во всех последующих «главах».

Вы можете работать с этой техникой и в полном одиночестве, используя те же самые правила, что и в группе. Единственное отличие будет состоять в том, что выбирать все карты нужно самому.

Для начала задайте число карт, с помощью которых вы намерены рассказать свою историю. Затем выбирайте их из предварительно перетасованной колоды любым известным вам способом и выкладывайте лицом вниз в горизонтальный ряд слева направо. Переверните первую карту и начинайте рассказ, разумеется, в письменной форме. Пусть карта сама определит, куда он вас заведет. После первой карты переверните вторую и продолжайте и том же духе. Дойдя до предпоследней карты, загоните сюжет в какие-нибудь ужасные обстоятельства, а потом на последней изловчитесь придумать обусловленный правилами счастливый конец.

Закончив, вы обнаружите, что только что написали отличную историю с совершенно нетривиальным сюжетом. Поверьте, это милое упражнение может дать вам такой творческий заряд, что потом вам будет трудно остановиться.

Наши рекомендации