Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к предельным нагрузкам
Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спортивного мастерства в процессе тренировочных занятий предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.
Однако следует заметить, что целесообразно нормированная максимальная нагрузка в тренировке не всегда равнозначна нагрузке «до отказа», до полного утомления. Принципиальная грань, отделяющая оправданные максимальные нагрузки от «запредельных», заключается в соответствии требований, предъявляемых ими организму, его адаптационным возможностям. Если спортсмен, упражняясь «до отказа», преступает эту грань, он как следствие «приобретает» состояние перетренированности. Оправданная же максимальная нагрузка, предъявляя организму запрос в полную меру его реальных функциональных возможностей, является фактором высшего подъема тренированности. Другими словами, это есть нагрузка, достигающая границ возможной функциональной активности организма, но ни в коем случае не преступающая границ его адаптационных возможностей.
При реализации рассматриваемого принципа следует придерживаться следующих положений:
1. Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок как в отдельных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю многолетнюю тренировку.
2. Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически включать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированности, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида спорта, периода и этапа тренировочного процесса.
3. По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать, так как максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональных способностей организма.
При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса:
Ø суммарный годовой объем работы увеличивается от 100–200 до 1300–1500 часов в год;
Ø плавное увеличение объема спе5циальной подготовки;
Ø количество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается от 2–3 до 15–20 и более;
Ø количество занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла увеличиваются до 5–7;
Ø увеличение количества тренировок в течение одного дня от 1 до 3–4;
Ø увеличивается количество занятий избирательной направленности, углубленно воздействующих на конкретные функциональные структуры организма (например, на мышечную систему пояса верхних конечностей или на специальную выносливость нижних конечностей и т.п.);
Ø возрастает доля тренировочной работы в «жестких» режимах, способствующих повышению специальной выносливости;
Ø увеличивается объем соревновательной деятельности, количества стартов;
Ø постепенно расширяется применение физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств с целью повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.
Опыт подготовки сильнейших отечественных и зарубежных бегунов, пловцов, гребцов, велосипедистов, лыжников и конькобежцев показывает, что в основе подавляющего большинства поистине крупных достижений лежат исключительно высокие тренировочные и соревновательные нагрузки.
Разумное использование вышеперечисленных возможностей интенсификации тренировочного процесса позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсменов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями, средствами интенсификации восстановительных процессов и может приводить к относительно быстрому исчерпанию физического и психического потенциала их организма, а иногда и угрозе здоровья спортсмена. В связи с этим правильная реализация тренером данного принципа затрагивает и гуманистический аспект, заложенный в основополагающем принципе предназначения всей системы физического воспитания в обществе: оздоровительной направленности всех занятий физическими упражнениями.