Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к предельным нагрузкам

Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спортивного мастерства в процессе тренировочных занятий предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.

Однако следует заметить, что целесообразно нормированная максимальная нагрузка в тре­нировке не всегда равнозначна нагрузке «до отказа», до полного утомления. Принципиальная грань, отделяющая оправданные мак­симальные нагрузки от «запредельных», заключается в соответст­вии требований, предъявляемых ими организму, его адаптацион­ным возможностям. Если спортсмен, упражняясь «до отказа», пре­ступает эту грань, он как следствие «приобретает» состояние перетренированности. Оправданная же максимальная нагрузка, предъявляя организму запрос в полную меру его реальных функ­циональных возможностей, является фактором высшего подъема тренированности. Другими словами, это есть нагрузка, достигаю­щая границ возможной функциональной активности организма, но ни в коем случае не преступающая границ его адаптационных воз­можностей.

При реализации рассматриваемого принципа следует придерживаться следую­щих положений:

1. Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок как в отдель­ных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю много­летнюю тренировку.

2. Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически вклю­чать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированнос­ти, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида спорта, периода и этапа тренировочного процесса.

3. По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать, так как максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональ­ных способностей организма.

При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса:

Ø суммарный годовой объем работы увеличивается от 100–200 до 1300–1500 часов в год;

Ø плавное увеличение объема спе5циальной подготовки;

Ø количество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается от 2–3 до 15–20 и более;

Ø количество занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла увеличиваются до 5–7;

Ø увеличение количества тренировок в течение одного дня от 1 до 3–4;

Ø увеличивается количество занятий избирательной направленности, углубленно воздействующих на конкретные функциональные структуры организма (например, на мышечную систему пояса верхних конечностей или на специальную выносливость нижних конечностей и т.п.);

Ø возрастает доля тренировочной работы в «жестких» режимах, способствующих повышению специальной выносливости;

Ø увеличивается объем соревновательной деятельности, количества стартов;

Ø постепенно расширяется применение физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств с целью повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

Опыт подготовки сильнейших отечественных и зарубежных бегунов, пловцов, гребцов, велосипедистов, лыжников и конько­бежцев показывает, что в основе подавляющего большинства по­истине крупных достижений лежат исключительно высокие трени­ровочные и соревновательные нагрузки.

Разумное использование вышеперечисленных возможностей ин­тенсификации тренировочного процесса позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптималь­ной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсме­нов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовитель­ными упражнениями, средствами интенсификации восстановитель­ных процессов и может приводить к относительно быстрому исчерпа­нию физического и психического потенциала их организма, а иногда и угрозе здоровья спортсмена. В связи с этим правильная реализация тренером данного принципа затрагивает и гуманистический аспект, заложенный в основополагающем принципе предназначения всей системы физического воспитания в обществе: оздоровительной направленности всех занятий физическими упражнениями.

Наши рекомендации