Углубленная спортивная специализация и индивидуализация

Научные исследования и практический опыт свидетельству­ют о том, что при современном уровне развития спорта одному человеку практически невозможно добиться одинаково высоких достижений не только в различных видах спорта, но и в различ­ных дисциплинах одного и того же вида. Это доказывает важность принципа углубленной спортивной специализации. Проведение это­го принципа требует предельной концентрации сил и времени на работе, прямо или опосредованно влияющих на эффективность про­цесса подготовки к выступлению в конкретных номерах соревно­вательной программы.

Современную тренировку спортсменов, специализирующихся в отдельных номерах программы различных видов спорта, отличают специфические особенности, которые в полной мере должны про­являться на этапе подготовки к высшим достижениям.

Учитывая это, необходимо планировать углубленную специа­лизацию за 2–3 года до возраста, считающегося оптимальным для достижения наивысших результатов. При этом не надо забы­вать, что его границы колеблются в зависимости от видов спорта, номера программы в конкретном виде спорта, пола спортсмена. Так, для мужчин, специализирующихся в беге на средние и длин­ные дистанции, возраст наивысших спортивных результатов ко­леблется в пределах 24–28 лет, для пловцов-спринтеров – 19–23 лет (мужчины) и 15–18 лет (женщины).

Конечно, можно привести примеры, когда возраст спортсме­нов, показывающих блестящие результаты, выходит за рамки установленных норм. Это чаще всего девочки с ускоренными тем­пами биологического развития или спортсмены, по какой-либо причине поздно начавшие занятия спортом. В каждом конкретном случае специальные наблюдения и медико-биологические иссле­дования помогут определить оптимальный возраст для начала углубленной специализации.

Результаты спортсменов, намечающих достичь пика спортив­ных результатов в оптимальном возрасте и в соответствии с этим планирующих этап углубленной специализации, являются не толь­ко высокими, но и стабильными. В то же время факты неопровер­жимо доказывают спортивное недолголетие спортсменов, совер­шивших быстрый «взлет» к относительно высоким результатам в подростковом возрасте в силу ранней («форсированной») углубленной специализации.

Принцип углубленной специализации в спорте непосредственно связан с принципом углубленной индивидуализации. Спортивная специализация, проводимая с учетом индивидуальных особенно­стей спортсмена, позволяет наиболее полно проявить его способ­ности в спорте и удовлетворить спортивные интересы. Но это спра­ведливо именно при условии соответствия специализации индиви­дуальным качествам спортсмена. Ошибочный, не отвечающий его индивидуальным особенностям выбор предмета специализации может в значительной мере свести на нет усилия спортсмена и тренера, привести к разочарованиям, преждевременному прекра­щению активной спортивной деятельности. Отсюда ясно, сколь от­ветственную роль играет своевременная диагностика индивиду­альных спортивных способностей. Этой проблеме в спорте уде­ляется сейчас серьезнейшее внимание.

Особое значение принципа индивидуализации в спорте определяется также использованием повышенных нагрузок, прибли­жающихся нередко к пределам функциональных возможностей организма спортсмена. Принцип индивидуализации требует, что­бы в спортивной тренировке тщательно обеспечивалось соответст­вие роста нагрузок функциональным и адаптационным возможно­стям организма спортсмена с учетом индивидуальных различий темпов разви­тия тренированности. Дело в том, что в силу индивидуальных различий приспособительных возможностей организма одни и те же внешне нагрузки могут иметь совершенно неодинаковые след­ствия. Это должно находить соответствующее отражение в планировании прироста спортивных результатов и нормировании тренировочных нагрузок.

Единство общей и специальной подготовки

Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разно­сторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализа­ции закономерно связан с прогрессированием спортсмена не толь­ко в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях, в чем со всей очевидностью убеждает обобщение научных данных и передового опыта спортивной практики.

Зависи­мость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями:

1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних способностей не может происходить изолированно от развития других. Каждое свойство, качество, способ­ность развивается успешнее, если одновременно происходит развитие и других свойств, качеств и способностей, правда, в определенном соотно­шении и до оптимального уровня.

2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с сорев­новательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладе­ния новыми навыками и совершенствования освоенных ранее.

Специальная подготовка оказывает разностороннее влияние на функциональные системы, возмож­ности которых определяют уровень достижений в конкретном ви­де спорта. Однако отдельные качества и способности, прежде всего физические, могут эффективнее развиваться при использовании неспецифических средств и методов, относящихся к общей и вспомогательной подготовке. Кроме того, односторонняя специальная подготовка может привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности или однобокому разви­тию отдельных сторон подготовленности в ущерб другим. Так, например, по мере осуществления узкоспециализированной сило­вой подготовки группы мышц, не принимающие активного участия в выполнении специализированных упражнений и не имеющие достаточной нагрузки, постепенно ослабевают. Но, что еще хуже, при эпизодическом применении неспецифических движений, в вы­полнении которых этим мышцам все же приходится участвовать, часть их функций принимают на себя более развитые мышцы, что влечет за собой дальнейшее снижение уровня силы мышц, не не­сущих значительной физической нагрузки (В.В. Кузнецов, 1970). Это, а также необходимость гармоничного физического развития личности обусловливают закономерную связь общей и специаль­ной подготовки, их единство. Однако при проведении этого прин­ципа в процессе спортивной тренировки следует учитывать два момента. Во-первых, общая подготовка должна быть в основном направлена на развитие качеств, совершенствование навыков и умений, которые опосредованно влияют на спортивную специализацию. Таким образом, общая подготовка прежде всего носит вспомогательный характер и создает своеобразную основу для последующей специальной подготовки. Во-вторых, разносторонняя подготовленность, как следствие общей подготовки, требует такой организации специальной тренировки, которая позволила бы «увязать» имеющийся функциональный потенциал со спецификой конкретного вида спорта.

Соотношение общей и специальной подготовки, а также содержание общей подготовки во многом определяются особенностями построения многолетней и годичной тренировки. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика (до 80–90%), и она прежде всего служит задачам укрепления здоровья, повыше­ния общего уровня физических и функциональных возможностей примени­тельно к разнообразным формам мышечной деятельности. В даль­нейшем, по мере роста мастерства спортсмена, это соотношение изменяется в сторону увеличения средств специальной подготовки (на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей она достигает 60% и более применяемых средств), а сама общая подготовка существенно снижается в объеме, все более приобретает вспомогательный характер, но никогда не теряет своей актуальности для полноценного тренировочного процесса.

Аналогичное положение наблюдается и в течение тренировоч­ного макроцикла. В подготовительном периоде объем общей под­готовки весьма высок и может достигать 30–60 % суммарного объема выполняемой работы. С приближением к основным соревнованиям доля общей подготовки уменьшается и в соревно­вательном периоде обычно не превышает 10–25 % общего объ­ема выполняемой работы.

Соотношение общей и специальной подготовки обусловливается также возрастом спортсмена, уровнем его спортивного мастер­ства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. Колебания в соотношении и направленности общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спла­нировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста резуль­татов у каждого конкретного спортсмена.

Четкой грани между рассматриваемыми видами подготовки не существует. Имеется большое количество упражнений, носящих промежуточный характер, когда трудно точно определить, к какому виду подготовки их отнести – к общей или специальной. Это естественно, так как подготовка спортсмена является планомер­ным процессом, предполагающим создание функциональных пред­посылок для достижения высоких результатов и постепенное их внедрение в соответствии с требованиями эффективной соревно­вательной деятельности.

Наши рекомендации