Откройте в себе потенциал гения при помощи прямого обучения
В Центре Стратегий Обучения мы часто задаём клиентам вопрос: "Теперь, когда Вы владеете техникой фоточтения, что ещё может постичь Ваш мозг?" Когда они понимают, что мы говорим совершенно серьёзно, начинают спрашивать: "Что следует за фоточтением?"
С тех пор, как мною был разработан первый семинар по фоточтению, я обнаружил замечательные способности, которые наделяют фоточтение гораздо большими функциями, чем простое усвоение информации. Три концепции, изложенные здесь, помогут Вам узнать и насладиться новыми сверхвозможностями прямо сейчас.
Узнайте чудесное явление "прямого обучения"
На заре обучения фоточтению нас поражало, когда выпускники показывали резкое развитие таких навыков, как игра в теннис, гольф, игра на пианино, печатание, публичные выступления – всего не перечислить. Приобретение таких навыков неизменно сопровождалось синтоптическим чтением. Когда человек изучал книги, посвящённые развитию личностных интересов, применяя данный метод, каким-то образом у него развивались реальные способности.
Такие случаи спонтанного развития навыков бросили серьёзный вызов стандартному подходу в обучении взрос-лых. Меня учили, что приобретение знаний и развитие на-выков – две совершенно разные деятельности. Но полу-ченные свидетельства склонили меня к мнению, что прак-тические навыки могут быть приобретены даже без фи-зиических тренировок.
Фоточтение как система целостного мышления 136
Я и мои коллеги выдвинули гипотезу, что, так как фоточтение направляет информацию в мозг предсознательно, то каким-то образом разум должен создавать нервные связующие звенья с соответствующими моделями поведения, как это происходит со знаниями. Литература, посвящённая феномену "скрытого обучения" — обучения без использования сознательной или "явной" памяти – может появиться в скором времени.
На разницу между явным и скрытым обучением можно смотреть как на различия между тем, что знает Ваша голова и что знает тело. Явная память включает обучение с осведомлённостью и знанием фактов, которые Вы можете вспомнить осознанно. Скрытая (или неявная) память предполагает обучение без осведомлённости и знание, как применить навыки, не имея возможности описать этот процесс.
В соответствии с мнением невролога Ричарда Рестака, доктора медицинских наук, оба типа памяти соотносятся с различными отделами мозга. Было наглядно продемонстрировано, что человек, у которого травмирована часть мозга, отвечающая за явное обучение, всё-таки способен научиться выполнять задания, несмотря на то, что у него не возникает сознательных воспоминаний об обучении этим навыкам.
Может ли быть так, что фоточтение активирует скрытые обучение и систему памяти мозга? Для того, чтобы проверить это, Иззи Катзефф, доктор медицины из Южной Африки, предложила проследить, какие части мозга активируются при фоточтении. Команда докторов Административного Госпиталя для Ветеранов США приняла этот вызов.
Команда исследователей, возглавленная, докторами медицинских наук, Ирмой Молина, специалистом по ядерной медицине, и Сандрой Гарсиа, провела исследования мозга фоточитателей. Результаты исследования небольшой области воодушевили учёный комитет провести новые расширенные наблюдения.
Тем временем, представьте, что после фоточтения нескольких книг, посвящённых способностям, которые Вы бы хотели приобрести, эти навыки вдруг проявились бы в определённой ситуации. Можно рассматривать такое скрытое обучение как вид спонтанной активации поведения. "Прямое обучение" является нашим системным методом извлечь выгоду из феномена прямой поведенческой активации.
Откройте своё природное великолепие 137
Следуйте этим шагам, чтобы применить прямое обучение
Вот как необходимо выполнять упражнение по прямому обучению:
• Определите, какие навыки Вы бы хотели приобрести. Чем конкретней Вы их сформулируете, тем эффективнее будет упражнение. Это должно быть что-то, чему Вы страстно желаете научиться.
• Подберите несколько книг, в которых бы наиболее авторитетно раскрывалась интересующая Вас тема. Важно, чтобы в этих книгах описывались практические аспекты, техники выполнения. Теоретические пособия могут приго-диться, если в них имеется практический раздел. В каждой книге представлено несколько лет труда и опыта автора, основные идеи, собранные из разных источников. Пред-ставьте, что загружаете всё это в свою нервную систе-му.
• Изучите книги методом фоточтения. Помните, что, необходимо установить конкретную цель прежде, чем при-ниматься за чтение и произнести чёткое заключительное утверждение после изучения каждой из книг. Хорошо сде-лать короткий перерыв или выпить воды между книгами. Ос-тавайтесь сконцентрированными и расслабленными. Ес-ли что-то отвлекло Вас во время перерыва, потратьте некоторое время на то, чтобы вернуться в прежнее состояние.
• Пусть Ваш мозг прогенерирует поведенческие ти-пы. Помните, в детстве Вы представляли, как что нужно делать? Вы называли эту игру "Притворяться". Сторонники гештальт-терапии называют это "Играть в "как-будто". Представьте ментальную модель будущего поведения; это кодирует в мозге необходимую информацию для того, чтобы начать развитие необходимых Вам навыков. Это является стадией активации прямого обучения. Инфор-мация будет активирована спонтанно в соответствующем контексте. Полную процедуру прямого обучения Вы
найдёте в моей книге "Природное Великолепие"[23].
Во время прямого обучения не следует активировать книги осознанно, так как сознательный разум склонен создавать помехи, пытаясь контролировать процесс. Видите ли, большинство людей обучались по системе "Пуританской Этики", что означает: "Нужно много работать, чтобы достигнуть успеха". Ваш спортивный тренер мог сказать: "Нет боли – нет победы", усиливая идею, что тяжёлый труд, попытки и борьба являются кратчайшими путями к успеху. Управляйте вызовами, которые бросает нам обучение такими традиционными предположениями. Показывайте, что внутренний разум
Фоточтение как система целостного мышления 138
может привести к "пути меньшего сопротивления" успеху. Жить бездействуя – впервые появившаяся функция человека, почему бы не использовать её?
В заключении можно сказать, что процесс прямого обучения призывает Вас ответить на простой вопрос: "Чего Вы хотите?" Когда сможете точно ответить на него, это будет означать, что Вы находитесь на верном пути к реализации своих желаний. При прямом обучении Вы методом фоточтения изучаете кипы книг, в которых описывается то, как использовать необходимые навыки. Затем, Вы представляете себя в будущем, в момент достижения цели. Это провоцирует мозг спонтанно генерировать модели желаемого поведения.
Считайте свой мозг союзником в личностном и профессиональном развитии. Попросите помочь, доверьте ему показать чудеса, на которые он способен.
Используйте модель Природного Великолепия
Вы легко можете открыть в себе гениальные способности. Фоточтение начнёт этот процесс. Четырёхступенчатая модель Природного Великолепия усилит Ваши способности.
Природное Великолепие – процесс последовательного прорыва к успеху в тех жизненных сферах, где Вы можете чувствовать неполноценность. Модель состоит из следующих шагов: Расслабление, Внимание, Реакция и Наблюдение. Я описал их детально в своих книгах "Природное Великолепие: Двигаясь от Затруднений к Успеху"[24] и "Курс обучения технике Природного Великолепия"[25].
На первой стадии – Расслабления – происходит очищение физиологических систем от стресса. Расслабляя тело и разум, Вы делаете первый шаг к достижению оптимального состояния для обучения – расслабленной бдительности.
Напряжение и сопротивление являются характеристиками человека, который пытается изменить существующее положение. Парадоксально, но напряжение и стресс заставляют нас чётко сосредотачивать внимание. Мы концентрируемся на мелких деталях и упускаем из вида картину в целом.
Расслабиться можно различными способами. Изменение положения, фокусирования взгляда, дыхания и хода мыслей может произвести успокаивающий эффект. Освобождая тело и разум от стресса, Вы автоматически ослабляете модели поведения, приводящие к чувству затруднения. Одновременно Вы
Откройте своё природное великолепие 139
восстанавливаете нервную деятельность чувствительной системы, которая осуществляет доступ к новой информации и выбору.
Расслабление позволяет заглянуть настолько далеко за дерево, чтобы увидеть, что Вы находитесь в лесу. Когда Вы вновь включаете чувствительные системы, то перестаёте видеть только тоннель. Весь мир открывается перед Вами.
Второй шаг, Внимание, предполагает переход на стадию повышенной бдительности. Внимание уделяется информации настоящего. При подключении к чувствительным системам, Вы генерируете креативные функции и многообещающие реакции.
Скорость работы мозга огромна. Внутренний разум создаёт ассоциации намного быстрее, чем сознательный. Если задать нужное направление, целостный разум способен виртуально найти решение любой проблемы.
Человек, находящийся в состоянии затруднения, колеблется между тем, чтобы продолжать или всё бросить. Такое происходит, когда имеется желание достигнуть цели; однако потенциальные неудачи и наказания должны быть ликвидированы. Стадии Расслабления и Внимания в совокупности позволяют Вам избавиться от сомнений и затруднений.
Внимание влечёт за собой проявление бдительности к тому, что происходит вокруг. Это приводит к развитию новой точки зрения, позиции восприятия, с помощью которой Вы можете взглянуть со стороны на определённую ситуацию. Затем, исходя из большого объёма информации, полученной через внутренние и внешние ощущения, Вы можете принять решение и реагировать.
Бдительность "вокруг себя" позволяет балансировать. Состояние затруднения напоминает катание на качелях с детской площадки. При помощи Внимания Вы спрыгиваете с них и выбираете новый подход к работе, который не затрагивает сомнения. Очень просто свести сомнения к минимуму и сбалансировать колебания качели.
Объединив шаги Расслабления и Внимания, Вы достигните оптимального состояния для обучения – состояния расслабленной бдительности. Развив его однажды и расширив информационную базу, Вы сможете выбрать новые способы осуществления огромного набора способностей.
Шаг 3, Реакция, предполагает совершение действия, для того, чтобы увидеть перемены. Любая реакция способна либо увеличить сомнения и неспособность двигаться дальше, либо может притупить их и ускорить
Фоточтение как система целостного мышления 140
движение к цели. Ваши действия могут и улучшить ситуацию, и ухудшить. В любом случае, движение приводит к мгновенному возникновению обратной связи.
Осознав однажды, что делаете (или нет) что-либо, что улучшает или ухудшает ситуацию, Вы достигаете перемен и делаете первый шаг к управлению своей реакцией. Когда чувствуете, что способны сделать свою жизнь лучше, можете добиться позитивного эффекта, развив самоуверенность и самоуважение.
Четвёртый шаг данной модели – Наблюдение за результатами Ваших действий – способствует достижению желаемых результатов. Во время наблюдений Вы находите независимую позицию, с помощью которой оцениваете обучение. Не имеет значения, к чему привела Ваша реакция на третьем этапе – к успеху или поражению. Важно сформировать обратную связь, которая наладит процесс обучения. На данном этапе присутствует чувство безопасности и Божественного дара.
Хотите ли Вы перейти на новый уровень своих возможностей? Модель Природного Великолепия приводит к преумножению и восстановлению сохранности и Божественного дара Ваших гениальных природных способностей.
К сожалению, для многих из нас школа стала местом травмирования. Модель Природного Великолепия поможет Вам излечиться от полученных травм, заменив их чувством стабильности и Божественного дара. У Вас, как у взрослого человека, есть уникальная возможность ежедневно наблюдать плоды законченного обучения. Когда Вы достигните Природного Великолепия, результаты Вашей деятельности осветят всю последующую жизнь.
Если Вы никогда не испытывали затруднений при изучении курса "Фоточтение как система целостного мышления", пройдите четыре этапа Природного Великолепия. Расслабьтесь, не пытайтесь сделать что-то правильно. Обратите внимание на большое количество информации вокруг и внутри Вас. Реагируйте новым, более развитым способом, это приведёт к большему удобству и потоку. Наблюдайте за полученными результатами и оставайтесь на пути к своим целям.
Пробудите свою интуицию
Во время первого публичного семинара по фоточтению в январе 1986 года я задал вопрос в начале нашего третьего занятия: "Какие новые или необычные ощущения Вы заметили после того, как начали использовать технику фоточтения?"
Откройте своё природное великолепие 141
Том, который был довольно стеснителен, поднялся, и смело сказал, "Я не знаю, имеет ли это какое-то отношение к фоточтению, может, Вы мне объясните. Я добровольный пожарник. Ночью в прошлую среду я проснулся по тревоге, оделся и пошёл на станцию. Я был удивлён, что появился там первым. Такого никогда раньше не случалось. Я простоял там минуту, и вдруг раздался сигнал тревоги. Я отреагировал на тревогу за десять минут до того, как она была объявлена! Вы можете объяснить, как такое могло произойти? "
На протяжении многих лет, я проводил семинары, обучающие людей способности овладения силами интуиции. Сверхъестественный случай Тома показывает, как спонтанно может пробудиться интуиция. То, как действовал внутренний разум для оказания пользы, кажется неправдоподобным.
Во время фоточтения и активации Вы усиливаете связь между сознательным и бессознательным разумом. Это как раз и является интуицией — осознанная связь с бессознательным восприятием. Вот как Вы можете усилить интуицию:
• Исследуйте свою внутреннюю чувствительность, включающую внутреннее видение, диалог и ощущения.
• Путём открытия периферического зрения обращайте внимание на информацию, которая практически не попадает под Вашу бдительность. Слушайте, чтобы усилить слуховую информацию. Например, прислушивайтесь к разговорам в людных местах, таких как рестораны. Замечайте также мельчайшие кинестетические случаи. Например, прямо сейчас обратите внимание на то, что чувствуете, когда сидите, на свои эмоции и температуру затылка.
• Интересуйтесь и воспринимайте информацию, поступающую к Вам из внутренней и внешней среды.
• Поиграйте со своей интуицией. Стоя в коридоре перед лифтами, нажмите кнопку вызова и угадайте, какой из лифтов придёт первым.
Двойная выгода развития интуиции состоит в повышении навыков фоточтения и активации, что внесёт в Вашу жизнь одновременно качество и удобство.
Секрет курса "Фоточтение как система целостного мышления"
Секрет возможности прочтения методом фоточтения 25 000 слов в минуту состоит в том, что Вы уже обладаете этой способностью. Ваш мозг запрограммирован на гениальность. Откройте свою природную гениальность вновь. Поиграйте с ней и позвольте стать частью Вашей повседневной жизни.
Активно воодушевляйте себя. Вы откроете способности, намного превышающие фоточтение.
Призыв к активному чтению
Я обладал привилегией обучать самых способных учеников на Земле – детей. Они активные, целенаправленные, ненасытные ученики. Мы с женой обожали наблюдать, как наши трое малышей постигали вселенную физически и умственно. Их желание почувствовать жизнь безмерно.
Несмотря на то, что все наши сыновья давно вышли из детского возраста, они продолжают активно изучать окружающий мир. Обучение требует активности; активность – топливо гениальности. Наша гениальность ослабевает, когда пассивность выходит на первый план.
Телевидение учит быть пассивными. Оно говорит: "Подождите"; всё, что мы пожелаем, само придёт к нам – сразу же после рекламной паузы. Когда чтение становится пассивным, подавляется наша гениальность.
Независимо от того, какой метод Вы используете при чтении, оставайтесь активными. Чем Вы активнее, тем выше скорость чтения, и тем скорее достигнете желаемого результата. Люди, обладающие высокой скоростью чтения, поддерживают хорошую степень фокусировки путём того, что читают целенаправленно и задают вопросы автору.
Секрет курса "Фоточтение как система 143
целостного мышления"
Концентрация, лежащая в основе активного чтения, является скорее результатом Вашего отношения, нежели дисциплины.
Осознайте, что, чтение – Ваш собственный выбор. Вы хотите увеличить себе цену. Сделав такой выбор, Вы гораздо быстрее достигните поставленной цели, будь это желание приобрести знания и навыки, оценить чьё-либо мнение или просто расслабиться. Выбирая чтение сознательно, Вы задействуете мозг на полную мощность.
Я пишу это и думаю о Георгии Лозанове, дедушке ускоренного обучения. В самом начале карьеры Лозанов считал, что цель его методик состояла в устранении страха из учебных аудиторий и в повышении внушаемости — способности людей получать информацию на бессознательном уровне. С годами это мнение изменилось, и основной целью доктора стало стремление предоставить людям наибольшее количество возможностей выбора.
Такую же задачу я ставлю перед Вами при чтении. Цель этой книги – заложить новую парадигму для чтения, в комплекте с набором инструментов. Это предоставит больше возможностей выбора во время общения с печатным словом.
Пусть данный курс по фоточтению станет Вашим союзником в становлении более активным, целеустремлённым и требовательным читателем. Читайте с высокой скоростью и эффективностью. Воспользуйтесь возможностью расширить существующие границы понимания. Более того, используйте весь потенциал мозга для достижения личных и профессиональных целей, и Вы ощутите непрекращающееся наслаждение процессом. Вы способны на это!
Новый сценарий, заключительная мысль
Помните сценарий выбора, описанный во второй главе? Вернёмся к нему на мгновение. Вы готовы насладиться любой его частью.
Каждый новый рабочий день Вы начинаете с чувством информационной насыщенности, необходимым для принятия правильных и своевременных решений. Всякий раз, когда Вы приступаете к чтению, делаете это без усилий и с чувством расслабленности. Теперь Вам легче получить одобрение своих предложений, так как они имеют веские обоснования.
На прочтение технических отчётов, отнимавшее раньше целые часы, теперь требуется всего несколько минут для каждого документа. В конце дня Вы смотрите на
Фоточтение как система целостного мышления 144
пустой стол и чувствуете себя готовым к следующему рабочему дню.
Всё это распространяется и на домашнюю жизнь, по мере того, как исчезают кипы непрочитанных книг, журналов, газет и почты, которые однажды заполонили окружающее пространство. Вы уделяете 10-15 минут на изучение ежедневных новостей. За один присест Вы сокращаете или ликвидируете стопки, которые "необходимо прочитать". В дополнительное время Вы последовательно завершаете основные поставленные задачи.
Ваши сверхспособности к чтению позволяют посещать различные курсы, получать учёные степени, достигать повышения, приобретать новые навыки, расширять знания и удовлетворять любопытство. Простота всего этого делает обучение приятным.
Оставляйте время для художественной литературы, журналов, на чтение для удовольствия, которое не связано с рабочими вопросами, требующими срочного решения. Во время этого Вы, как правило, выделяете время для игр.
Когда овладеете всеми возможностями, насладитесь новыми ощущениями. Какие у Вас теперь обязательства? Что ещё Вы можете предпринять в последующие двадцать четыре часа для того, чтобы реализовать очередной отрывок данного сценария?
Питер Сэнж в своей книге "Пятая дисциплина"[26] предлагает отличное резюме:
Обучение маленького ребёнка служит прекрасной метафорой для обозначения тех трудностей, с которыми мы все сталкиваемся: постепенно увеличивать бдительность и понимание, видеть всё больше взаимозависимостей между действиями и реальностью, ощущать чаще взаимодействие с окружающим миром.
Возможно, нам так никогда и не удастся полностью осознать те сверхъестественные способы, с помощью которых мы оказываем влияние на мир. Однако если мы будем просто открытыми для таких возможностей, то этого окажется достаточно для освобождения мысли.
Перемены в нашей жизни так же неизбежны, как и в окружающем мире в целом. Фоточтение – катализатор личностного роста – освобождает наше мышление и повышает способность успешно справляться с переменами. Люди, обладающие навыками фоточтения способны управлять изменениями, случающимися с ними в учебных заведениях, на работе, в профессиональной среде, обществе, в национальных общинах, глобальном сообществе и на планете.
Секрет курса "Фоточтение как система 145 целостного мышления"
Владея техникой фоточтения, Вы можете активно управлять переменами при помощи выбора. Выберете теперь любой раздел курса "Фоточтение как система целостного мышления" с целью овладеть этими навыками. Каждое предпринятое действие ведёт к самосовершенствованию.
Спортсмен, занимающийся горным велоспортом, мчится вниз по склону быстрее, так как поле его зрения шире. "Я доверяю внутреннему чутью. Я расслаблен, и велосипед минует препятствия".
Новая служащая пришла на собрание в первый рабочий день. Перед собранием она несколько минут изучала отчёты методом фоточтения, и принимала участие в разговоре, как-будто работала на этом предприятии всю жизнь. "Собрание выступило в роли активации изученного материала. Не знаю, кто был удивлён больше: я или мои новые коллеги!"
Двое друзей, проводя отпуск на горнолыжном курорте, читали романы перед камином по вечерам. Тот из них, который обладал техникой фоточтения, прочёл пять книг, а другой всего одну.
Один химик обнаружил, что фоточтение записей его коллеги помогло понять схемы, которые раньше представляли для него проблему.
Двое друзей много лет занимались теннисом. Один из них прошёл курсы по фоточтению, и фоточитал пять книг о теннисе. Его игра сразу же улучшилась на столько значительно, что его партнёр был просто ошеломлён. Когда мы поняли, каким чудесным способом ему удалось развить технику, он записался на курсы по фоточтению. Результат был аналогичный – совершенствование собственной техники игры в теннис.
Начинающий практикант фоточтения, прочитывал этим методом по десять книг в день на протяжении нескольких недель. Таким образом, фоточтение стало привычкой. Однажды он прочёл книгу о том, как квантовая физика связана с мозговой деятельностью. В тот вечер, во время футбольного матча с участием команды "Миннесота Викингс", у него вдруг возникли мысли, идеи, концепции, принципы и теории, связанные с физикой. Несколько дней спустя, он рассказал об этом своим коллегам, один из которых был экспертом в области физики. После небольшого тестирования, физик сказал, что наш читатель для непрофессионала знает чертовски много. Читатель был на сто процентов уверен, что, если бы он вернулся к этой книге и активировал её, то мог бы запросто получить дополнительные знания, так как фоточтение заложило в нём прочную основу для понимания.
Краткое справочное руководство:
Шаги курса "Фоточтение как система целостного мышления"
Один из принципов данной книги – это забыть о том, чтобы "практиковать" курс "Фоточтение как система целостного мышления". Вместо этого, просто используйте его.
Для закрепления приобретённых навыков фоточтения, выберете ещё одну книгу для чтения и примените к ней все шаги, перечисленные ниже. Чем быстрее Вы это сделаете, тем лучше. Приступите к выполнению задания сейчас или определите время для этого в течение следующих трёх дней.
Используйте данное руководство по мере необходимости, когда потребуется вспомнить пройденный материал.
Краткое справочное руководство 147
Шаг 1: Подготовка
• Установите чётко цели чтения.
• Перейдите в идеальное состояние для обучения (расслабленная бдительность).
Шаг 2: Предпросмотр
• Сделайте обзор текста.
• Выявите триггеры.
• Просмотрите найденную информацию и откоррек-тируйте цель дальнейшего чтения.
• Помните о ловушках, которые содержит предпросмотр. Лучше сделать краткий минутный обзор, дополнив его постпросмотром после фоточтения.
Шаг 3: Фоточтение
• Подготовьтесь к фоточтению.
• Перейдите в состояние ускоренного обучения.
• Произнесите положительные утверждения о своих личных способностях и целях, которые будут достигнуты в результате чтения.
• Перейдите в состояние фотофокуса, установив точку внимания (техника "мандарин") и вызвав "мираж- страницу".
• Поддерживайте состояние фотофокусировки во время перелистывания страниц и произнесения речитатива. Сохраняйте дыхание глубоким и ровным.
• В завершении произнесите утверждение, что Вы получили необходимую информацию и способны её активировать.
• Если Вы свели предпросмотр перед фоточтением к минимуму, то проведите постпросмотр. Он предполагает свободный обзор текста, выявление триггеров и постановку вопросов. Не читайте, чтобы получить на них ответы.
10 - 15 минут обычно оказывается достаточно.
Шаг 4:Активация
• Подождите несколько минут, в идеале - ночь, после предпросмотра и фоточтения, перед тем, как активировать информацию. Это является инкубационным периодом.
Фоточтение как система целостного мышления 148
• Протестируйте мозг. Задайте себе вопросы о том, что прочитали. Это станет началом активации.
• Прочтите методом суперчтения отрывки текста, привлекающие Ваше внимание. Быстро перемещайте взгляд вниз по центру страницы, захватывая объёмные части текста и перемещая их на уровень сознательной осведомлённости. Идеальным для активации является состояние, когда Вы замечаете едва уловимые сигналы мозга, поступающие с периферии сознательного мышления.
• Выполните погружение для выбранных отрывков текста и ответьте на поставленные вопросы. Техника ритмического прочтения является наилучшим способом погружения.
• Выполните скольжение в качестве дополнения или альтернативы суперчтению и погружению. После прочтения заголовка, скользите взглядом по словам, раскрывающим тему, затем, прочтите последнее предложение.
• Создайте карту памяти, нарисовав диаграмму, состоящую из ключевых идей, изложенных в тексте.
• Испробуйте другие техники активации, включая обсуждение и сновидения, задействующие весь мозг полностью.
Шаг 5: Скорочтение
Быстро двигайтесь по тексту от начала до конца без остановок. Варьируйте скорость чтения, в зависимости от сложности и важности материала.
Синтопическое чтение
1. Установите цель.
Первый шаг синтопического чтения – установить цель, которая действительно значима и ценна для Вас.
2. Составьте библиографический список.
Второй шаг – создать библиографический список – перечень книг, которые Вы планируете прочитать. Выполните их предпросмотр, чтобы определить соответствуют ли они поставленной цели.
3. Фоточитайте все отобранные материалы за 24 часа до начала активации. Мозгу необходим инкубационный период для создания новых нейро-соединений. Фоточитайте выбранную литературу за 24 часа до того, как планируете её активировать.
Краткое справочное руководство 149
4. Создайте огромную карту памяти.
Держите при себе книги, большой лист бумаги и несколько цветных маркеров для составления карты памяти. Используйте карту памяти для ведения заметок во время прохождения следующих шагов синтопического чтения.
5. Найдите соответствующие отрывки текста.
Изучите методом суперчтения и погружения все выбранные книги для того, чтобы отыскать материал, соответствующий поставленной цели.
6. Подведите итог своими словами.
Вернитесь к карте памяти и просмотрите всё, что Вы на ней записали. Кратко сформулируйте основную суть текста, используя собственную терминологию.
7. Определите основную мысль текста.
Найдите схожесть и различие между точками зрения разных авторов. Какие мысли являются доминирующими, на которые ссылаются все авторы. Запишите их.
8. Определите выводы.
Противоречия в точках зрения авторов являются ключевыми выводами Вашей темы. Их понимание значительно повышает знания по изучаемому предмету. Выполните суперчтение и погружение для обнаружения ключевых аспектов, связанных с такими выводами.
9. Сформулируйте собственную точку зрения.
Обнаруживая выводы, Вы начнёте формировать своё мнение. Опытные читатели изучают все точки зрения, не отдавая предпочтения ни одной из них. Собрав достаточное количество информации, сформулируйте собственную позицию.
10. Применяйте.
В соответствии со своими потребностями, используйте полученные знания.
Задать вопросы по фоточтению можно на форуме http://www.yugzone.ru/forum
Фоточтение
Библиографический список
Многие источники, использовавшиеся при разработке курса "Фоточтение как система целостного мышления", были опубликованы в первом и втором изданиях данной книги. Настоящий библиографический список содержит наиболее поздние версии многих из них. Чтобы получить копию первоначального библиографического списка, свяжитесь с издательством.
Adler, Mortimer J., and Charles Van Doren. How to Read A Book. New York: Simon and Schuster, 1972.
Bennett, J. Michael. FourPoivers of Communication: Skills for Effective Learning. New York: McGraw-Hill, 1991.
Bennett, J. Michael. Four Powers of Greatness Personal Learning Course. Wayzata, MN: Learning Strategies Corporation, 1998.
Barker, Joel. Future Edge: Discovering the Neiv Paradigms of Success. New York: William Morrow & Company, Inc., 1992.
Belf, Teri-E, and Charlotte Ward. Simply Live It UP: Brief Solutions. Bethesda, MD: Purposeful Press, 1995.
Buzan, Tony. The Mind Map Book. New York: Penguin Books, 1996.
Cartwright, Rosalind, and Lynne Lamberg. Crisis Dreaming: Using Your Dreams to Solve Your Problems. New York: Harper Collins Publishers, 1992.
Campbell, Don G. 200 Ways to Improve Teaching Using Your Voice and Music: Pathways to Accelerate Learning. Tucson, AZ: Zephyr Press, 1992.
Carson, Richard. Taming Your Gremlin. New York: Harper Perennial, 1983.
Copland, Aaron. What to Listen for in Music. New York: New American Library, 1957.
Csikszentmihalyi, Mihaly. Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper & Row Publishers, 1990.
Csikszentmihalyi, Mihaly. Finding Flow:The Psychology of Engagement with Everyday Life. New York: Harper & Row Publishers, 1997.
Cudney, Milton, and Robert Hardy. Self-Defeating Behaviors: Free Yourself from the Habits, Compulsions, Feelings, and Attitudes That Hold You Back. New York: Harper Collins Publishers, 1991.
Davis, Ron D. The Gift of Dyslexia: Why Some of the Smartest People Can't Read and How They Can Learn. San Juan Capistrano, CA: Ability Workshop Press, 1994.
[1] 1 фут = 30,48 см, 8000 футов = 2,4384 км.
[2] SAT-экзамен - единый экзамен для поступающих в американские колледжи и университеты
[3] 1 дюйм = 2,54 см, 3 дюйма = 7,62 см
[4] Ron Davis "The Gift of Dyslexia"
[5] Win Wenger "The Einstein Factor"
[6] 1 дюйм = 2,54 см; 6 дюймов = 15,24 см
[7] 1 миля = 1,609 км; 10 миль = 16,09 км
[8] 18 дюймов = 45,72 см
[9] 100 000 миль = 160 900 км
[10] 10 000 миль = 16 090 км
[11] J. Michael Bennett " Four Powers for Greatness Personal Learning Course"
[12] Tony Buzan "The Mind Map Book"; Joyce Wycoff "Mind Mapping"
[13] 8,5 дюймов = 21,59 см; 11 дюймов = 27,94 см
[14] Gerald Edelman "The Remembered Present and Bright Air Brilliant Fire"
[15] Музыка New Age – направление электронной музыки, сформировавшееся в начале 70-х годов XX века.
[16] Barbara Sher and Ann Gottlieb "Teamworks!"
[17] Tim Gallwey " Inner Game"
[18] F. Noah Gordon "Magical Classroom"
[19] Mortimer Adler and Charles Van Doren " How to Read a Book"
[20] Richard Carson "Taming Your Gremlin"
[21] Win Wenger " The Einstein Factor"
[22] Aaron Copland " What to Listen for in Music"
[23] "Natural Brilliance"
[24] "Natural Brilliance: Moving from Feeling Stuck to Achieving Success"
[25] "Natural Brilliance Personal Learning Course"
[26] Peter Senge " The Fifth Discipline"