Особенности обслуживания котельной установки при работе ее на мазуте.
7.2.1. При работе котла на мазуте необходимо:
1) внимательно следить за исправностью мазутного хозяйства и отсутствием утечек мазута. Обнаруженные дефекты должны немедленно устраняться. Следить за исправностью мазутных форсунок и отсутствием коксового нароста в амбразурах.
На котле должен быть запасной комплект мазутных форсунок.
2) в зависимости от нагрузки поддерживать расход мазута перед форсунками, расход воздуха перед горелками, содержание кислорода в дымовых газах в соответствии с режимной картой. Температура мазута должна быть такой, чтобы вязкость его не превышала 2,5 о ВУ;
3) нагрузку котла регулировать изменением расхода мазута перед форсунками. Диапазон регулирования по давлению мазута паромеханических форсунок 30-100% при избыточном давлении пара перед ними 0,392-0,49МПа (4,0-5,0кгс/см2).
Для увеличения нагрузки следует прибавить тягу, увеличить подачу воздуха и затем мазута. Для уменьшения - сначала убавить подачу мазута, затем воздуха, а потом уменьшить тягу.
При номинальной нагрузке избыток воздуха за пароперегревателем должен быть не выше 1,05.
Недопустимо касание конусом факела краев амбразуры и ударов его в задний экран:
4) во избежание нарушения нормальной работы форсунок следует регулярно, два раза в смену, осматривать через гляделки работающие форсунки. В случае засорения форсунки немедленно продуть ее паром или заменить.
5) для снижения сернистой коррозии РВП обеспечить надежное сжигание мазута при избытках воздуха за пароперегревателем не выше 1,05.
Температуру воздуха, подаваемого в воздухоподогреватель, поддерживать не ниже 70 о С, при растопке не ниже 100 о С.
6) в случае, если при работе котла погаснут все форсунки, следует немедленно прекратить подачу мазута и пара в форсунки, закрыв запорную и регулирующую арматуру на паромазутопроводе перед котлом и перед горелками. Провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы, выяснить причину нарушения нормального режима горения.
7.3 Особенности обслуживания котельной установки при ее работе на газе.
1) При работе котла на газе необходимо следить за исправностью газопроводов, горелок, измерительных приборов и арматуры, не допуская утечек газа через свечи и дренажи.
2) В зависимости от нагрузки поддерживать давление газа перед горелками, давление воздуха перед горелками и содержание кислорода (О2) в дымовых газах в соответствии с режимной картой.
3) Нагрузку котла регулировать изменением давления газа перед горелками.
Для увеличения нагрузки следует постепенно прибавить сначала подачу воздуха и отрегулировать тягу, затем газа, для уменьшения -сначала убавить подачу газа, затем воздуха, после чего отрегулировать тягу.
Запорные задвижки перед горелками держать полностью открытыми. Регулирование нагрузки давлением газа осуществляется регулирующим клапаном на отводе газопровода к котлу.
При сниженных нагрузках согласно режимной карты строго следить за равномерностью поджатия горелок второго яруса, для чего после изменения режима работы котла (с поджатыми горелками) машинист ЦТЩУ котлами 6р. обязан потребовать от персонала хим. цеха проведения анализа солесодержания котловой воды в чистом отсеке слева и справа. При обнаружении перекоса по результатам анализа, принять меры к выравниванию топочного режима.
4) Избыток воздуха поддерживать за пароперегревателем не выше 1,1.
5) В случае, если при работе котла погаснут все горелки или часть из них (прекратится подача воздуха в горелки, резко повысится давление газа перед горелками) следует немедленно прекратить подачу газа в горелки, перекрыв для этого запорную и регулирующую арматуру на отводе газопровода к котлу и перед горелками, провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы, выяснить и устранить причину нарушения нормального режима горения.
7.3.3. Особенности обслуживания котельной установки при совместном сжигании газа и мазута.
1)При совместном сжигании газа и мазута в котлах, оборудованных комбинированными газо-мазутными горелками ГМВИ(III)-40, рекомендуется сжигать газ в одних горелках, мазут - в других.
7.3.4. Переход от сжигания газа к сжиганию мазута и с мазута на газ.
1) При переходе от сжигания одного вида топлива к сжиганию другого привести в состояние полной готовности соответственно газовое или мазутное хозяйство.
2) На время перевода котла на другой вид топлива автоматика процесса горения отключается. Регулирование нагрузки производится дистанционно вручную.
3) После перевода котла, сжигающего газ, на мазут арматуру газопровода держать в следующем положении:
3.1) газопровод котла отключен запорными органами от газопроводов котельной;
3.2) запорные органы перед всеми горелками плотно закрыты;
3.3) продувочные свечи на отключенном участке газопровода полностью открыты.
Если котел не будет работать на газе длительное время, газопровод котла отключить от газопровода котельной заглушкой. Отключенный газопровод должен освобождаться от газа. Удаление газа считается законченным, если его содержание в продувочном воздухе не превышает 20% нижнего предела взрываемости газа.
4) После перевода котла с мазута на газ арматуру паромазутопровода держать в следующем положении:
4.1) запорные органы на подводе мазута и пара к форсункам плотно закрыты;
4.2) форсунки выдвинуты из горелок;
4.3) мазутопровод котла находится под давлением, открыта запорная арматура на линии рециркуляции мазута в обратную магистраль;
8. Останов котельной установки
8.1.За 3-4 часа до останова котла отключить насосы подачи фосфатов, согласуя отключения с дежурным лаборантом хим. Цеха.
8.2. За один - два часа до останова котла включить в работу очистные устройства и произвести очистку конвективных поверхностей нагрева, расположенных в поворотном, опускном газоходах и обдувку РВП.
8.3. За 0,5-1часа до останова котла отключить насосы подачи щелочи, согласуя отключения с дежурным лаборантом хим.цеха. Закрыть вентили перед барабаном котла.
8.4. Плановый останов котла производится постепенным снижением нагрузки с помощью задатчика топлива. При достижении нагрузки около 50% номинальной котел перевести с автоматического управления на дистанционное и продолжать постепенно снижать нагрузку.
8.5. Снижение нагрузки до 50% от номинальной производится уменьшением расхода топлива с помощью регулирующего клапана. Дальнейшее снижение нагрузки производить отключением отдельных горелок. При отключении форсунки сначала закрыть мазутные вентили перед горелкой, открыть вентили на линии продувки мазутной форсунки паром. При отключении форсунки сокращать подачу воздуха в горелку до 20%, величина необходимая для охлаждения горелки. После продувки форсунки паром, закрыть вентиля на линии подачи пара на распыл и продувку, отключаемой форсунки. Отключенную форсунку выдвинуть из горелки.
8.6. Номинальное давление пара за котлом разрешается поддерживать до нагрузки не ниже 50% от номинальной. При нагрузке ниже 50% номинальной открыть продувку пароперегревателя или подать пар на РРОУ. В процессе снижения нагрузки следить за температурой пара и при ее снижении уменьшать подачу конденсата в пароохладители.
8.7. За 10-15минут до останова закрыть непрерывную продувку, согласовав отключение с дежурным лаборантом хим. цеха.
8.8. Непосредственно перед остановом котла, необходимо произвести продувку нижних точек для удаления шлама. Последующие продувки производятся согласно Инструкции по консервации котлов и программам хим.цеха по ведению водно-химического режима при останове котла.
8.9. При дальнейшей снижении нагрузки отключить котел от магистрали, закрытием ГПЗ.
8.10. Останов котла произвести согласно распоряжению по останову данного котла (отключением оставшихся в работе форсунок, ключом ручного останова или проверкой работы одной из защит котла, проследить действие цепочки защит). Вмешиваться в действие защит запрещается.
8.11. После отключения всех горелок произвести вентиляцию топки, газоходов и воздухопроводов котла при работающих дутьевых вентиляторах, основных и рециркуляционных дымососах в течение 10 минут. Остановить все тягодутьевые машины и закрыть их направляющие аппараты. Закрыть все шибера на подводе воздуха к горелкам.
8.12. После отключения всех форсунок отключить мазутопровод котла от мазутных магистралей котельной, отключить паропровод.
Необходимо убедиться в том, что топливо не поступает в погасшую топку через горелки. 8.13. В случае аварийного останова котла отключить подачу топлива ко всем горелкам, закрыв регулирующий клапан и задвижку на подводе мазута к котлу, отключить горелки, продуть их паром. После отключения всех горелок, работающих на газе, отключить газопровод котла от газопроводов котельной.
Продувочные свечи на отключенном газопроводе котла необходимо открыть.
Необходимо убедиться в том, что топливо не поступает в погасшую топку через горелки или запальные устройства.
8.14. После отключения всех горелок и понижения давления перегретого пара на выходе из котла на 5кгс/см2 от номинального, закрыть продувку пароперегревателя.
8.15. После останова котла отключить калориферы котла по пару и конденсату.
8.16. В зимний период при длительном нахождении заполненного водой котла в резерве установить тщательное наблюдение за плотностью газовоздушного тракта, за поверхностями нагрева, за продувочными трубопроводами и дренажами, за калориферами, а также за импульсными линиями пароводяного тракта. Принять меры к прогреву воды в котле и поддержанию температуры внутри топки выше 0 о С.
8.17. При прекращении постоянной подпитки котла открыть вентили на линии рециркуляции воды из барабана в трубопровод перед второй ступенью экономайзера.
Запрещается подпитывать остановленный котел с дренированием воды в целях ускоренного охлаждения барабана.
Наблюдение за уровнем продолжать до сохранения в котле давления.
8.18. Во время останова котла, также как при пуске, необходим тщательный контроль за разностью температур металла верха и низа барабана, которая не должна превышать 80 о С для чего необходимо охлаждение проводить со скоростью не выше 1,5 о С/мин при давлении в барабане больше 100 кг/см2 и скоростью не выше 2,0 о С/мин при давлении в барабане меньше 100кгс/см2.
Скорость расхолаживания паропроводов высокого давления при температуре более 500 град С не выше 2 град С/мин., при температуре менее 500 град С не выше 5 град/мин.
8.19. После выключения последней горелки произвести осмотр РВП, топки, газоходы котла и РВП. Убедиться в отсутствии в топке горящих остатков мазута, а в газоходах и РВП - в отсутствии очагов горения сажи.
8.20. Произвести продувку линий отбора проб воды и пара для очистки этих линий от шлама и отложений, а затем отключить их от котла.
8.21. Для равномерного охлаждения всех элементов котла необходимо после вентиляции закрыть все клапаны по газовоздушному тракту, лазы и гляделки.
8.22. При останове котла на 6-10часов после отключения котла и завершения вентиляции топки в течении не более 10 мин. Уплотнить газовоздушный тракт подпитать котел до верхнего допустимого уровня (+150мм) и плотно закрыть всю арматуру на пароводяном тракте. При снижении уровня воды в барабане до нижнего допустимого уровня (-150мм) произвести подпитку котла с возможно меньшим расходом для предотвращения недопустимых термических напряжений в теле барабана. Подпитать котел до верхнего допустимого уровня, после чего питание прекратить. Перед подпиткой проверить закрытие вентилей на линии рециркуляции барабан-экономайзер.
8.23. При останове котла на 20 часов и более без проведения высокотемпературной гидразинно-аммиачной консервации и когда нет возможности использовать пар с соседних работающих котлов для устройств ускоренного охлаждения барабана, применять вариант с заполнением барабана водой. Последовательность операций при таком варианте следующая.
1) Выполнить операции согласно п. 8.1.-8.9.
2) подготовить и включить в работу РРОУ-3 ;
3) постепенно снижаем параметры на котле, ведем тщательный контроль за разностью температур металла верха и низа барабана, которая не должна превышать 60 о С для чего необходимо охлаждение проводить со скоростью не выше 1,5 о С/мин при давлении в барабане больше 100 кг/см2 и скоростью не выше 2,0 о С/мин при давлении в барабане меньше 100кгс/см2.
Скорость расхолаживания паропроводов высокого давления при температуре более 500 град С не выше 2 град С/мин., при температуре менее 500 град С не выше 5 град/мин.
4) при снижении давления в барабане до величины, при которой температура стенки нижней части его близка к температуре воды на выходе из экономайзера, отключить подачу топлива, провентилировать котел в течение 10 минут и остановить тягодутьевые машины. Дальнейшее снижение температуры насыщения проводить со скоростью не выше 2 о С/мин;
5) после останова выполнить пункты 8.11; 8.12; 8.15.
6) после вентиляции начать заполнение барабана до уровня, расположенного выше геометрической оси барабана на 650-700мм. Контроль, за уровнем воды производится по третьему водоуказательному прибору, расположенному в верхней части барабана. Заполнение вести через байпас Dу 20. Перед заполнением закрыть РРОУ . В процессе заполнения барабана следить за давлением в барабане, не допуская повышения его более чем на 0,49МПа (5кгс/см2) (при большом росте давления организовать сброс пара из котла);
7) после заполнения барабана включить РРОУ и продолжать снижение давления;
8) После снижения давления пара до минимально возможного по условиям работы станции отключить РРОУ, открыть продувку пароперегревателя в атмосферу.
8.24. В случае необходимости спуска воды при останове котла спуск следует производить после понижения давления в нем до 1МПа(10кгс/см2).
Для спуска воды необходимо:
- произвести анализ котловой воды;
- по указанию хим.лаборатории и с разрешения НСС, собрать схему слива воды с котла через дренажи нижних камер экранов и экономайзера на ХВО или РПП (расширитель периодической продувки).
- открыть вентиля продувки пароперегревателя;
- при снижении давления до атмосферного открыть все воздушники пароводяного тракта котла.
- после слива воды и обеспаривания, воздушники и дренажи пароводяного тракта котла- закрыть.
8.24. В случае использования парового охлаждения барабана для ускоренного расхолаживания котла последовательность операций следующая:
1) снизить нагрузку из котла до 50% номинальной;
2) подготовить и включить в работу РРОУ (продувку пароперегревателя);
3) отключить котел от магистрали.
В случае необходимости открыть дренажи на паропроводе перед магистральной задвижкой;
4) уменьшением подачи топлива снизить давление в барабане котла до 9,8МПа (100кгс/см2), при этом не допускать скорости снижения температуры насыщения более 2 о С/мин;
5) перед остановом котла выполнить следующие операции по подключению парового охлаждения барабана;
- открыть дренажи на линиях подвода пара на паровое охлаждение барабана;
- открыть вентили на линии отбора насыщенного пара от одного из работающих котлов и прогреть схему;
- открыть вентили на линии подвода пара к верхнему коллектору устройства расхолаживания барабана котла. Для расхолаживания используется насыщенный пар с давлением примерно 14,7МПа (150кгс/см2).
Нижние коллекторы устройства парового расхолаживания барабана применяются при необходимости ускоренного расхолаживания барабана без уровня воды. Подводить пар к нижним коллекторам необходимо через час после погашения последней горелки;
- после открытия вентилей для подачи пара в расхолаживаемый котел дренажи на линиях подвода пара закрыть.
6) после останова котла и десятиминутной вентиляции остановить дутьевые вентиляторы и дымососы. Снижение давления осуществлять в соответствии с графиком снижения давления при охлаждении;
7) примерно через 1,5 часа после останова котла пустить один дымосос и один вентилятор при условии, что разница температур верха и низа барабана не превышает 60 о С. Загрузить вентилятор примерно на 50%, поддерживая разряжение в верхней части топки 19,6-29,4 Па (2-3кгс/м2);
8) через 3 часа после погашения котла пустить второй дымосос и второй вентилятор, загрузить оба дутьевых вентилятора примерно на 50%, разряжение в верхней части топки поддерживать 19,6-29,4МПа (2-3кгс/м2);
9) через 4 часа после погашения котла загрузить оба дутьевых вентилятора на 100%, разряжение в верхней части топки поддерживать 19,6-29,4 (2-3кгс/м2);
10) через 9 часов после погашения котла остановить один дымосос, оба дутьевых вентилятора, закрыть их направляющие аппараты, открыть клапаны на линии рециркуляции горячего воздуха и люки по топке, установить разряжение в верхней части топки 19,6-29,4 Па (2-3кгс/м2).
11)после достижения в конце расхолаживания температуры верха барабана примерно 140 о С и снижения давления до атмосферного паровое охлаждение барабана отключить. Для этого сначала закрыть вентили у котла, от которого осуществляется отбор пара, после этого закрыть вентили у барабана расхолаживаемого котла;
12)после достижения температуры воздуха по тракту котла 50-60 о С, отключить дымосос.
Ввиду того, что усиленная вентиляция газоходов сама по себе не являясь причиной возгорания возможных отложений может ускорить его развитие, необходимо при вентиляции котла осуществлять постоянный контроль за температурой воздуха на выходе из котла.
8.25. При останове котла без применения устройства парового охлаждения барабана пуск дымососа для расхолаживания разрешается не ранее, чем через 18 часов после останова котла, при условии, если разность между температурами стенки верха и низа барабана не превышает 60 о С.
8.26. Дежурный персонал должен осуществлять надзор за остановленным котлом до полного снижения давления в котле и снятия напряжения с электродвигателей.
8.21. При необходимости ревизии внутрибарабанных устройств после слива воды отключить котел от всех трубопроводов, находящихся под давлением. Люк барабана открывать осторожно: вначале слегка ослабить болты и лишь, убедившись, что воды и пара нет, открыть люк.
8.27. Запрещается выключать приборы, показывающие и регистрирующие температуру воздуха и газа перед и за РВП ранее чем через 24 часа после останова котла.
Консервация котла
9.1. Для предотвращения стояночной коррозии пароводяной тракт должен подвергаться консервации при выводе котла в резерв, останове его на текущий и капитальный ремонты и других кратковременных (аварийных и плановых) остановах.
Стояночная коррозия протекает под воздействием кислорода воздуха, попадающего в пароводяной тракт при останове котла и снижении давления в нем до атмосферного.
Характерные особенности стояночной коррозии - образование на поверхности металла язвин и накопление большого количества продуктов коррозии металла, что приводит к развитию коррозионных процессов при последующей эксплуатации оборудования.
9.2. Остановы котла по длительности можно условно разделить на две группы:
9.2.1. Кратковременные остановы (на срок не более трех суток):
1) плановые, связанные с выводом в резерв на выходные дни в связи с уменьшением нагрузки или выводом в резерв на ночное время;
2) вынужденные (аварийные) из-за вывода из строя труб поверхностей нагрева или повреждений других узлов котла, для устранения которых не требуется более длительный останов.
9.2.2. Длительные остановы (на срок более трех суток):
1) вывод котла в резерв;
2) останов для производства текущего ремонта котла;
3) останов для капитального ремонта.
9.3. В зависимости от характера и длительности останова котла возможны следующие способы консервации:
1) заполнение пароводяного тракта котла инертным газом (азотом);
2) заполнение пароводяного тракта котла деаэрированной водой и поддержание в котле избыточного давления;
3) обработка поверхностей нагрева в режиме останова котла гидразинно - аммиачным консервирующим раствором с концентрацией 30-200 мг/кг гидразина и рН более 10 и при температуре начала консервации 300-340 о С.
3) заполнение пароводяного тракта котла раствором аммиака (рН=10,5-11,0);
4) обработка поверхностей нагрева растворами гидразина (300-500 мгк/кг) и аммиака (рН не менее 10,5) с температурой 150-200 о С в течение 20-24 часов;
5) обработка поверхностей нагрева однопроцентным раствором нитрата и аммиака (рН не менее 10,5) при температуре 20-60 о С в течение 20-24 часов.
9.4. При останове котла на короткое время, без проведение ремонтных работ на поверхностях нагрева, применять консервацию его путем заполнения деаэрированной водой с поддержанием избыточного давления или газовый способ консервации.
Если останов связан с ремонтом поверхностей нагрева, то единственным способом консервации является газовый способ.
9.5. При выводе котла в резерв или при длительном простое от трех суток до трех месяцев без выполнения ремонтных работ на поверхностях нагрева целесообразно проводить консервацию путем заполнения раствором аммиака. Возможна в этих случаях и газовая консервация, при этом необходимо принять меры для создания плотности системы с целью предотвращения чрезмерного расхода газа.
9.6. Для предотвращения стояночной коррозии поверхностей нагрева котла во время капитального и текущего ремонтов применять обработку поверхностей нагрева растворами гидразина, аммиака и нитрата натрия.
При обработке поверхностей нагрева растворами гидразина и аммиака создается защитная пленка, сохраняющая свои свойства в течение одного-двух месяцев после слива консервирующего раствора, а при обработке раствором нитрата натрия до трех месяцев.
9.7. После консервации котлоагрегата 1-го и 15-го числа каждого месяца, в смену с 0800 до 2000 производить контроль на предмет наличия воды в экранных трубах, змеевиках экономайзера, пароперегревателя первой ступени с записью в оперативный журнал.
9.8. При консервации оборудования необходимо руководствоваться Инструкцией по консервации котлоагрегатов БКЗ-320-140 ГМ на Камчатской ТЭЦ-2.