Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Составление рассказа по картине «Белочка» (подготовительная группа)
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитательныезадачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
- воспитывать интерес к природе, к животным.
Наглядныйматериал, картина «Белочка», аудиокассета
«Звуки леса», игрушка-ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды рябины, сухие листочки. Альбомный лист с пустыми окружностями, чтобы дети их заполняли, составляя рассказ про белочку, и такой же образец — у воспитателя; фломастеры на всех детей..
Предварительнаяработа:
- чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;
- разучивание потешек, считалочек про белку;
- разучивание стихотворения с одним из детей;
- рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса»;
- загадывание загадок про белку и ежа;
- прослушивание аудиокассеты — музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как некоторые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:
Вот художник так художник — Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?
Дети. Осень.
Педагог. А вы хотите побывать в лесу? Дети. Хотим.
Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы очутились в осеннем лесу.
Звучит фонограмма «Звуки леса».
Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?
Дети. Осень золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая.
Педагог. Ой, ребятки, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит и показывает детям игрушку-ежика), он плачет. Что же с ним случилось? Ежик, почему ты плачешь?
Дальше педагог говорит и за Ежика.
Ежик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.
Педагог. Ребятки, поможем Ежику найти белочку?
Дети. Поможем!
Педагог. Давайте возьмем Ежика и пойдем искать белочку, а чтобы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».
Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся под легкую музыку, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе.
Педагог. А вот, ребятки, мы и нашли белочку (показывает картину). На каком дереве сидит белочка — на лиственном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у нее домик так высоко? Что запасла белочка к зиме?
А ты, Ежик, хочешь узнать о жизни белочки?
Ежик. Да!
Педагог. Тогда, Ежик, и вы, ребятки, садитесь на поляну и слушайте.
Дети садятся за столы, на которых лежат схемы-модели и фломастеры.
Педагог. Ежик, сейчас ребятки расскажут тебе про белочку. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.
В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?
Дети отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».
Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 дерево с дуплом и дом.
Педагог. Как называются детеныши белки? Мама-белка большая, а бельчата?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 маму-белку и бельчонка.
Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат? Придумаем добрые слова про белку, какая белочка?
Дети описывают белку — без схемы, пишут в кружочке №3 слово «мама».
Педагог. А кто знает врагов белки?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 зубы и ружье.
Педагог. Чем питаются белки?
Дети. Белки питаются грибами, шишками.
Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.
Дети в кружочке №5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.
Педагог. Какую пользу приносят белки людям?
Дети отвечают и рисуют в кружочке Мб кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).
Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?
Дети отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».
Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?
Составление рассказов детьми.
Ежик. Молодцы, ребятки, теперь я знаю, что моя знакомая белочка сделала запасы на зиму. Я могу спокойно спать
зиму, а когда наступит весна, мы снова встретимся. А вы, ребятки, помогайте всем животным и птицам выжить в холодную зиму. До свидания, спасибо вам, ребятки!
Педагог. Давайте проводим Ежика до норки. Спи, Ежик, до весны, а нам надо вернуться в группу. Закрыли все глазки... На одной ножке покрутились — и в группу возвратились. Вот мы и опять в своей группе. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? А вы запомнили врагов белочки?
Дети. Враги белочки — хищники, охотники. Педагог. Правильно, молодцы! А сейчас пойдем гулять, возьмем хлеб — покормим птиц.
Рассказ «Белочка»
Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.
Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый.
Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму.
У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.
Главный корм белок — семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).
Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, желуди и ягоды.
Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и варежки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.
Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца — знай: весна у крыльца» (подготовительная группа)
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Воспитательныезадачи:
- воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядныйматериал, картина «Скворцы», аудиокассета «Голоса птиц», маски-ободки черного цвета — с черными клювиками для девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Маска скворчихи для воспитателя, игрушка-кошка, игрушка-скворец (или вырезанный из картона). Листочки с пустыми окружностями, чтобы дети их заполняли, составляя схемы-модели, на всех детей и для воспитателя, фломастеры — на всех детей. Маленькая картинка «Скворец и скворечник». Разные кормушки для птиц, слою «школа» на бумаге (висит на стене с начала занятия).
Предварительнаяработа:
- чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы»;
- разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
- разучивание стихотворения с одним из детей;
- рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;
- загадывание загадок о птицах;
- рисование и лепка птиц;
- прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о весне, о перелетных птицах. Послушайте стихотворение о весне.
Взгляните, как стало красиво вокруг: Уже зеленеют деревья и луг. Пришла к нам веселая гостья весна, И все пробудилось от зимнего сна.
Закройте глазки и представьте, что мы очутились в лесу. Звучит фонограмма «голоса птиц». Педагог. О чем поют птицы? Чему они радуются? Дети. Птицы поют о весне, они радуются солнышку, теплу. Педагог достает игрушку-скворца и далее говорит за него. Педагог. Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный, грустный. Что с ним случилось?
Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик- скворечник — забыл, какой он. Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.
Педагог показывает детям кормушку из коробки.
Педагог. Давайте, ребятки, поможем Скворцу и расскажем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.
Дети. Домик из коробки может промочить дождь.
Педагог. Ав каком домике лучше жить?
Дети. Лучше жить в домике-скворечнике из дерева.
Педагог. А почему?
Дети. Такой домик прочнее.
Педагог. Тебе, Скворец, нужно найти вот такой домик- скворечник.
Педагог показывает картинку «Скворец и скворечник».
Скворец. Ребятки, какие вы умные: теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Спасибо вам, я полетел.
Педагог. Я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно ему искать домик. Ребятки, а вы хотите узнать о жизни скворцов?
Дети. Хотим.
Педагог. Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова:
Я на ножке покручусь —
И в скворчонка превращусь!
Дети кружатся на одной ноге, надевают маски скворчат: с черными клювиками — девочки, с желтыми клювиками — мальчики.
Педагог. Дважды покружилась — и в маму-скворчиху превратилась!
Педагог надевает маску скворчихи.
Педагог. Теперь я мама-скворчиха, а вы — мои детки- скворчата. Сегодня я вас буду учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки. Давайте поиграем в игру «Птички и кот».
В одной стороне группы — «птички», в другой (в домике) — «кот», роль которого играет ребенок.
Педагог. Птички вылетают из гнезда!
Дети начинают бегать в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые показывает педагог.
«Кот» ловит «птичек», которые бегут к своей «маме». Не поймав никого, «кот» возвращается в домик. Игра повторяется 2раза.
Педагог. Скворчата! Возвращаемся в гнездо. Поиграли немного, а сейчас отправляемся в лесную школу.
«Дети-скворчата» идут за «мамой-скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и фломастеры.
Педагог. Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц.
Дети. Скворцы, ласточки...
Педагог. А почему у вас клювики разного цвета?
Дети. У девочек-скворчат клювики черные, а у мальчи- ков-скворчат — желтые.
Педагог. Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.
А кто у вас папа?
Дети. Наш папа — скворец.
Педагог вывешивает картину «Скворцы». Дети пишут букву «С» в центральном кружочке.
Педагог. Когда прилетают скворцы?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 солнышко, ручейки, проталинки.
Педагог. Как выглядит скворец, какой он?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 знак «?»
Педагог. Где устраивают свои гнезда скворцы? И как они их утепляют?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник.
Педагог. Как поет скворушка? На пение каких птиц похожа его песенка?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки..
Педагог. Какие скворчихи-мамы? Чему учит мама- скворчиха своих птенчиков?
Дети. Скворчихи очень хорошие мамы, они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности.
Педагог. Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз, и каждый раз приносят своим птенцам еду. Мама-скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.
Дети пишут в кружочке №5 слово «мама».
Педагог. Какую пользу приносят скворцы людям?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №6 контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых.
Педагог. А что полезного вы сделали для птиц?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я» или свое лицо.
Педагог. Какие вы знаете поговорки, народные приметы о птицах?
Дети рассказывают поговорки и приметы.
Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про птиц?
Составление рассказов детьми.
Педагог. Ребята, смотрите, прилетел Скворец.
Скворец. Я летел мимо и решил спросить: что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнить? А что легко? Как называется домик для скворцов? А для чего всем нужна школа?
Дети рассказывают.
Педагог. Молодцы, ребятки, сейчас я знаю, чем занимаются в школе, и постараюсь рассказать своим скворчатам об этом. А еще я хочу сказать «спасибо». Я нашел домик- скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.
Скворец «улетает».
Педагог. Мы много узнали о птицах. Мне было легко с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребяток. Для этого нужно сказать слова:
На одной ножке покрутились —
И в ребяток превратились!
Раз, два, три, четыре, пять — воспитатель я опять!
Все крутятся на одной ножке и снимают маски. Педагог. А сейчас пора идти гулять и вешать кормушки для птиц.
Дети берут кормушки и идут гулять.
Скворцы
Скворцы прилетают ранней весной из теплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, везде текут ручейки.
Скворец — красивая крупная птица. Все тело покрыто перьями черного цвета с зеленым отливом. У скворцов прямой длинный клюв: черный — у мамы-скворчихи, а у папы-скворца — ярко-желтый. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.
Они устраивают свои гнезда в скворечниках и дуплянках, где выводят птенцов-скворчат.
Утепляют свои гнезда сухими травинками, пухом, перышками, мехом, тканью, прутиками.
Скворушка очень любит петь, его песенка звонкая, красивая. Она похожа на пение других птиц: ласточки, иволги, жаворонка.
Скворчихи — очень хорошие мамы. Они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками. Учит их летать, узнавать сигнал опасности, прятаться от холода и дождя.
Скворцы помогают человеку: они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.
Когда становится холодно, скворцы собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны.
Зимой я делаю кормушки для птиц. Подкармливаю их зерном, семечками и хлебными крошками.
Папа-скворец
Я люблю своего папу-скворца. У него красивые черные перышки с зеленым отливом. Прямой длинный клюв желтого цвета. Люди его называют ласково — скворушка. Папа очень любит петь утром и вечером. Его песенка звонкая, радостная. Она похожа на пение других птиц: ласточки, жаворонка. Когда я вырасту, то буду петь как папа.