Рассказ по мнемотаблице «Зима»
Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снеговиков и кататься на лыжах.
Составление рассказа «Осень» (средняя группа)
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядныйматериал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк» (см. стр. ООО), «Осень»; игрушка-заяц и шапочка-маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, магнитофонные записи (плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»),
Предварительнаяработа:
- экскурсии и наблюдения в природе;
- рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Волк», «Заяц»;
- показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;
- работа с тактильными дощечками;
- пение песен про животных;
- чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест».
Ход занятия
Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?
Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная.
Педагог. Сегодня мы с вами поговорим об осени.
Звучит магнитофонная запись — плач зайки.
Но что я слышу: как будто кто-то плачет?
Появляется игрушка-зайчик с морковкой. Дальше педагог будет говорить и за зайчика Степашку.
Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.
Ребятки гладят зайку рукой.
Педагог. А почему ты плачешь?
Степашка. Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?
Педагог. Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?
Дети. Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.
Степашка. Спасибо, ребятки, какие вы добрые!
Педагог. Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».
Степашка. Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).
Педагог. А сейчас узнаешь — ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам опять поможет помощница-таблица. Кто хочет рассказать про волка?
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».
Степашка. Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы».
Покружились, покружились —
В зайчиков превратились
Степашка «надевает» шапочку-маску волка, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «волк» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.
Степашка.
Покружились, покружились —
И в ребяток превратились
Дети садятся на свои места.
Степашка. На улице холодно, я не люблю осень. А вы, ребятки, любите осень?
Дети. Не очень любим.
Педагог. А почему вы не любите осень?
Дети. Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.
Педагог. Но наши ребятки в лужу не пойдут.
Степашка. А почему?
Педагог. Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдет»?
Степашка. Я умный, я бегаю по лужам — так здорово! Попробуйте, ребятки!
Педагог. Что ты, что ты, нельзя бегать по лужам!
Зайка. А почему? А вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя бегать по лужам.
Дети. Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог. Вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.
Степашка. Да, сейчас я тоже лужи буду обходить. А кому нравится осень и почему? (Ответы детей.) Теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.
Педагог. Ребятки, а какими словами можно начать рассказ про осень?
Осень
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог вносит в группу свечу, ставит на стол.
Педагог. Пламя свечи — это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.
Пауза.
Педагог. Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно
Дети. Наступила осень, пришла осень. Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что... Педагог. А сейчас давайте нашему зайчику расскажем все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет наша помощница-таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Осень».
слушали музыку. Придумали ласковые слова зайчику. Красивые рассказы про зайца и про волка придумали Наташа и Ксюша. Дружно играли в игру «Зайцы и волк». Придумывали начало и конец рассказа Геля и Вика.
Вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. У Степашки есть для вас угощение!