Соревновательная деятельность

В подавляющем большинстве стилей и школ айкидо не проводится организованных соревнований. Это объясняется регламентом тренировочного процесса. Для достижения целей подготовки и определения уровня подготовленности учеников во всех организациях проводятся аттестации, которые и являются мерилом эффективности подготовки учащихся. Аттестационные программы, в соответствии с которыми проводятся квалификационные тесты, составлены таким образом, чтобы содействовать развитию физических и морально-волевых качеств учащихся.Однако в общем семействе стилей айкидо присутствуют направления, в которых соревновательная практика присутствует в характерной манере например Есинкан айкидо .

В стиле Ёсинкан(Согласно положению об открытом турнире по Айкидо Ёсинкан на призы Центра Айкидо Ёсинкан Санкт-Петербурга см.приложение 2) Соревнования по айкидо могут проводиться с учетом возрастных категорий (чемпионат и первенство) и с учетом квалификации спортсменов (квалификационные соревнования).Соревнования по айкидо проводятся по олимпийской системе с выбыванием проигравшего после каждого круга. В положении о проведении турнира организаторы должны четко определить техники каждого круга, которые выполняются участниками поединка четыре раза (два раза на правую, два раза на левую стороны). После команды арбитра «хаджимэ», спортсмен выполняет названную арбитром технику

сначала два раза на правую сторону, и только затем, два раза на левую сторону. После выполнения спортсменами техники арбитр дает команду «хантэй» (решение судей) и сразу же сигнал свистком: короткий резкий и длинный протяжный. Во время короткого свистка все судьи и рефери опускают голову, во время длинного свистка все одновременно поднимают флажок соответствующего цвета в сторону победившего, по их мнению, спортсмена. Спортсмен, в сторону которого было поднято большее количество флажков, получает «вазаари». Рефери опускает свой флажок и

затем резко поднимает флажок в сторону спортсмена, получившего по мнению судейской бригады оценку, сопровождая решение судей голосом: «ака (или сиро) вазаари». Арбитр делает короткий сигнал свистком, после чего все судьи и рефери опускают флажки. Секретарь напротив фамилии спортсмена, получившего «вазаари», ставит полый кружок. Спортсмен, набравший в круге три оценки «вазаари», считается победителем поединка.

После чего поединок сразу останавливается и рефери объявляет победителя. Например: «ака (или сиро) но-качи».

Спортсмен должен продемонстрировать:

- правильная осанка (положение частей тела во время выполнения техники)

- дзансин (готовность к продолжению боя)

- тайминг (время реагирования, своевременность реакции на атаку)

- кудзуси (контроль равновесия партнера)

- равновесие (при выполнении техники спортсмен должен продемонстрировать хороший собственный баланс)

- знание терминологии и понимание технических действий

- спортивное отношение (поведение)

- эффективность выполнения приема

- правильное выполнение передвижений

Глава 2. Многолетняя подготовка спортсмена айкидоиста

Многолетняя подготовка спортсмена айкидоиста строится на принципах гармоничного физического воспитания, а также в согласованности с требованиями аттестационной программы. Целью многолетней подготовки является воспитание гармонично развитого спортсмена, владеющего в полном объеме арсеналом техники айкидо.

Подготовка в айкидо - это многоэтажное здание, сложенное от фундамента до крыши из отдельных кирпичиков с определенной последовательностью по конкретной схеме. Это многолетний институт, на каждом году которого по любому разделу тренер должен иметь подробный план. Психологами замечено, что человеческая жизнь протекает по возрастным этапам. Они называют их периодами плавного и резкого изменения личности (кризисы), когда личность переходит на качественно новую ступень. В нашей жизни эти и другие периоды обусловлены еще и некоторыми социальными факторами. 15 лет — окончание девяти классов, выбор профессии, учеба в специальных учебных заведениях. 17 лет — окончание средней школы, еще один период выбора, переоценка взглядов на занятия спортом и т. д. 20 лет — демобилизация из рядов Российской армии, начало самостоятельной жизни, пересмотр отношения к занятиям спортом, возрастное изменение мотивации и т. д. Исходя из всего этого, определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки. 7-9 лет этап игровой, первоначальной подготовки, на этом этапе проводится обучение и воспитание детей в игровой форме, с целью создания положительной мотивации к занятиям спортом и развития физических качеств. 10—12 лет — этап предварительной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники айкидо. 12—15 лет — этап начального изучения техники айкидо. В это время изучается классическая техника айкидо. 15—17 лет — этап углубленного изучения техники айкидо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической техники, закладывается база технической подготовленности и т. д. 17—20 лет — этап спортивного совершенствования. Идет совершенствование индивидуального мастерства с широким применением тактики. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты. Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин. 20—22 года — этап наибольшей готовности. Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты. Дальнейшая спортивная судьба спортсмена, его стабильность и долголетие зависят от правильного и рационального использования его возможностей.

2.1. Особенности многолетней подготовки айкидоиста на примере аттестационной программы Федерации Айкидо России.

В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При детальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.

Примерная краткая программа обучения приводится ниже (Полный вариант аттестационной программы см. в приложениях)

Ученическая степень Миним. Возраст +стаж занятий
10 кю 7 лет
9 кю 8 лет
8 кю 9 лет
7 кю 10 лет
6 кю 10 лет + 3мес. занятий(30 часов)
5 кю 11 лет + 4мес. Занятий после 6 кю.
4 кю 12 лет + 4мес. Занятий после 5 кю.
3 кю 13 лет +8 мес. Занятий после 4 кю.
2 кю 14 лет + 8 мес. Занятий после 3 кю.
1 кю 15 лет + 1 год. Занятий после 2 кю.
1 дан 1 год после 1кю (не менее 100 дней праккики)
2 дан 2 года после 1 дана ( не менее 200 дней практики)

2.1.1. Особенности подготовки айкидоистов дошкольного и младшего школьного возраста (10-7 кю)

Программа квалификационных тестов построена с учетом возрастных особенностей физического и психологического развития учащихся. Так в подготовке детей дошкольного и младшего школьного возраста ( с 5-10 лет ) основной акцент делается на общеразвивающие упражнения, упражнения самостраховки, которые способствуют формированию правильной осанки, развитию опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, применяются упражнения развивающие координацию движений, гибкость, быстроту. С психологической точки зрения, юные спортсмены начинают привыкать к дисциплине, чувству товарищества, уважению к наставнику, происходит развитие физических задатков, осуществляется гармоничное развитие организма учащегося. Главной особенностью этого периода подготовки является преобладание игрового метода проведения тренировочного занятия.

2.1.2 Особенности подготовки айкидоистов среднего школьного возраста (6-2 кю)

На этом этапе многократно возрастает важность технической подготовленности айкидоиста. На ряду с общеразвивающими упражнениями в тренировочных занятиях увеличивается количество специальных упражнений, характерных для данного вида единоборства. Более выраженной становится силовая подготовка. Основным методом достижения тренировочного эффекта становиться фиксированное упражнение.

Изучение техники айкидо происходит в упражнениях с партнером, где один из партнеров исполняет роль нападающего (укэ), производя ограничивающий захват, и/или нанося удар, а другой производит защитное действие (нагэ), после чего партнеры меняются ролями. Такой метод подготовки позволяет устранить негативную эмоциональную составляющую борьбы, и целиком сосредоточиться на совершенствовании технической стороны техники. Величина тренировочного воздействия регулируется:

а) Частотой изменения отрабатываемых учениками технических действий, т. к. каждое следующее техническое действие задействует разные группы мышц, что позволяет равномерно нагружать все мышцы опорно-двигательного аппарата.

б) Характером реакции атакующего на защитные действия: По заданию тренера, партнер может применять три основных вида реакции на защитные действия: 1. Не оказывать противодействия, это необходимо когда учащийся знакомиться с новым для себя техническим действием. 2. Оказывать противодействие немного слабее или равное силе защитному действию, такой тип реакции характерен в период выработки устойчивого навыка выполнения защитных действий. 3. Оказывать противодействие всеми силами, этот тип реакции необходим в практике айкидоистов высокого уровня, т. к. помогает проявить имеющиеся навыки и выработать уверенность в своих силах.

в)Изменением направленности тренировочного процесса: Практика айкидо имеет очень разноплановый характер и на ряду с общей и специальной физической подготовкой на тренировках проводится тактическая и психологическая подготовка, которая за частую не требует столь значительных затрат мышечных усилий, что позволяет использовать время отдыха между упражнениями для теоретического обучения.

2.1.3 Особенности подготовки айкидоистов старшего возраста (1 кю-2 дан)

На этом этапе подготовки, акцент в тренировках смещается в сторону тактической составляющей применения техник айкидо. К моменту аттестации на 1-й кю и выше спортсмен айкидоист должен владеть всей базовой техникой айкидо. На этом этапе при прохождении аттестационных испытаний необходимо демонстрировать умение динамичного исполнения техник айкидо, в том числе и от нескольких атакующих одновременно.

В свою очередь это предъявляет повышенные требования к тактической и морально-волевой подготовке айкидоистов. В ходе аттестаций, начиная с 1-го кю на первый план выходит умение быстро ориентироваться в стремительно меняющейся ситуации, своевременный выбор актуального технического действия, что в свою очередь, возможно только в случае безукоризненного владения техническим арсеналом, умение экономить свои усилия, решающее значение приобретают такие физические качества как ловкость, выносливость и быстрота.

Наши рекомендации