Особенности боя на некоторых видах холодного оружия
Бой на шпагах – наиболее часто встречающийся случай батальных сцен в классической драматургии. Но не только по этой причине технику сценического фехтования принято изучать на материале шпажного боя: овладев техникой боя на шпагах, этим классическим образцом фехтования, актер без особо большого труда может освоить и другие виды оружия.
Встречаясь с новым видом оружия, актеру необходимо изучить его особенности и вытекающие из них выгоды и недостатки; учитывая эти особенности, не очень трудно применить имеющийся опыт боя на шпагах к новому виду оружия, приспособиться к нему.
Для примера здесь будут кратко охарактеризованы некоторые виды оружия и приемы боя на них.
1. Меч и щит. Боец с мечом и щитом стоит почти на прямых ногах, левой ногой вперед; расстояние между стопами равно небольшому шагу. Щит держат перед грудью, а меч – ниже щита, острием в сторону противника. Передвижения в этом бою аналогичны тем, которые описаны в школе боя на шпагах.
Уколы наносят через верх щита, справа и снизу от щита. Рубят простыми и круговыми ударами по голове, по правому и левому боку. Отличительная черта ударов – большие размахи.
Защиты применяют трех типов: движением, щитом и мечом.
Общий характер боя: движения – мощные, размашистые и сравнительно медленные.
2. Двуручный меч. Боевая стойка с двуручным мечом – левой ногой вперед, причем левое колено согнуто немного больше, чем правое: вес тела приходится в основном на левую ногу. Меч держат преимущественно в горизонтальном положении или в положении наклонно вниз. Острие можно опускать на землю. Левой рукой держат рукоять меча у самой гарды хватом снизу, правой рукой – у самого конца рукоятки (у противовеса) хватом сверху. Передвижения по технике сходны с передвижениями в бою на шпагах. Только выпад может быть исполнен любой ногой в зависимости от расстояния до противника: из стойки левой ногой вперед выпад правой ногой будет длиннее, выпад левой – короче.
Для нанесения укола левую руку вытягивают вперед, направляя меч на противника, а правой, согнутой в локте, толкают меч вперед, упираясь в противовес рукояти. Рубят по голове, по правому и левому бокам простыми ударами, а после защит и при повторных атаках – круговыми.
Защищаются движением (отходом, подскоком вверх, наклонением) и мечом.
Защиты двуручным мечом по положению оружия сходны со шпажными.
3. Шпага и дага. Основная стойка в этом бою — левой ногой вперед (см. стр. 47). Этому положению тела можно придавать разные смысловые оттенки: если передать вес тела на левую ногу и выпрямить правую, получится “стойка нападения”; если, выпрямив левую ногу, согнуть правую, передав на нее основной вес тела, получится “стойка обороны”. Шпагу держат в правой руке, дагу – в левой.
Левая рука находится почти в таком же положении, как и правая, только больше выставлена вперед – настолько чтобы концы обоих клинков были на одной высоте и на одной линии. Кисти обеих рук повернуты ладонями внутрь и находятся на высоте груди. Острия обоих клинков находятся против середины груди противника. Из передвижений наиболее типичны шаги, перемена стойки и уклонения. При повторных атаках применяется выпад сзади стоящей ногой.
Нормальной дистанцией в этом бою (при стойке левой ногой вперед) считается такая, при которой концы клинков обоих видов оружия едва соприкасаются с концами клинков противника.
Уколы, удары и защиты шпагой исполняются в технике, описанной в разделе “Боевые действия шпагой”. Из ударов шпагой наиболее употребимы круговые. Дагой можно наносить уколы сверху (после первой, третьей и пятой защит) в грудь, в живот или в ногу, сбоку (после третьей, четвертой и шестой защит) — в живот или в грудь. Для укола снизу после шестой защиты надо сначала быстро опустить руку. Защиты дагой аналогичны по технике исполнения шпажным, но исполняются в другую сторону: первая – от удара по правому боку; вторая – от удара по левому боку; третья — отбивает влево, четвертая – вправо; пятая – кисть руки находится слева от головы, шестая – кисть справа от головы.
Спецификой боя на шпаге и даге являются двойные атаки, когда нападающий действует одновременно двумя видами оружия. Выпад при этом делают левой ногой.
Защиты от двойных атак можно исполнить двумя оружиями (шпагой от даги, дагой от шпаги) или одним – либо шпагой, либо дагой. Одной шпагой (как и одной дагой) можно защититься только в том случае, если оба клинка противника угрожают одной и той же части тела.
4. Шпага и кинжал. В этом бою применяется стойка правой ногой вперед, в ее классическом виде, только колени согнуты несколько меньше. Левую руку, согнутую в локте под острым углом, держат перед грудью; кинжал зажимают в кулаке вниз клинком так, что острие его несколько выдвинуто вперед.
В этой стойке отражена преобладающая роль шпаги в бою; кинжалу отводится вспомогательная роль.
Все передвижения, уколы и удары, а также защиты шпагой соответствуют технике шпажного боя.
Выпад левой ногой применяется только при нанесении уколов кинжалом. Уколы кинжалом наносятся сверху, в правый и в левый бок, в положении ближней дистанции (после перемены стойки вперед).
Защиты кинжалом будут описаны в главе “Бой на кинжалах”.
5. Сабля. Саблю держат зажатой в кулаке правой или левой руки, так что четыре пальца охватывают рукоять хватом снизу, а большой палец – хватом сверху. Кисть развернута ладонью вниз. Предплечье почти горизонтально – так, что кисть на одном уровне с локтем. Клинок находится в положении приподнятом вверх, причем конец сабли значительно выше, чем конец шпаги, то есть сабля круче поднимается кверху. Стойка с саблей почти не отличается от шпажной боевой стойки, только расстояние между стопами чуть меньше и левая рука упирается в поясницу сбоку или заложена за спину.
Передвижения, выпады – как в фехтовании на шпагах. Удары и защиты тоже очень похожи, имеется только одна особенность, вытекающая из особенностей сабельного клинка. Клинок сабли имеет только одно лезвие. Поэтому при замахах следует придавать сабле такое положение, чтобы удар наносился лезвием, а не тыльной частью (обухом) клинка. Для этого кисть руки при замахах и защитах разворачивается несколько иначе, чем в бою на шпагах. Эти положения кисти легко найти, руководствуясь указанным соображением.
Бой на кинжалах (ножах)
Кинжал – вид холодного оружия чрезвычайно разнообразного назначения. Это не только боевое оружие, но и предмет, необходимый в быту, в различных жизненных обстоятельствах. Распространенный повсеместно и во все времена, кинжал (нож) имел едва ли не самое большое в истории холодного оружия количество разновидностей, связанных с множеством способов его использования. Кинжалами пользовались и в самые древнейшие времена, и в пору расцвета античной культуры, и в средние века, и в новое время. В наши дни кинжал является самым распространенным видом холодного оружия утилитарного назначения.
Чтобы показать, насколько разнообразны были формы кинжала и способы его применения, приведем несколько примеров.
В рыцарском войске, закованном в броню, имел хождение с XIV века кинжал для добивания поверженного противника – так называемый “нож милосердия”. Ландскнехты XV—XVI веков пользовались массивными кинжалами в железных ножнах. В XVII веке широкое распространение получили неоднократно упоминавшиеся “кинжалы для левой руки” как оружие, дополнительное к шпаге (см. стр. З9). Как самостоятельное оружие кинжал употреблялся на протяжении всего средневековья. В бою его держали в правой руке, острием вниз. В мирной обстановке его носили в ножнах за поясом с левой стороны живота, в наклонном положении.
Горожане предпочитали пользоваться стилетом – маленьким кинжалом с узким шилообразным трех- или четырехгранным клинком. Его прятали под курткой, в сапоге и даже в рукаве – когда попадали в особо враждебную, чреватую неожиданными опасностями обстановку. Стилетом пользовались также женщины всех сословий, в том числе –знатные дамы. Женщины считали самым удобным носить стилет за корсажем платья. В Испании XV века были в ходу мавританские кинжалы с раздвоенной в верхней части рукоятью – “с ушами”. Испания же является родиной “навахи”– ножа, иногда имевшего два лезвия, которые выходили из рукоятки в разные стороны. Бой на навахах – традиционный вид народного фехтования в Испании. Этот бой вели с помощью короткого плаща – капы, – намотанного на левую руку. В Италии кинжал также пользовался большой популярностью. Известны очень широкие (в ладонь) кинжалы под названьем “воловьи языки” или “пять пальцев” (по ширине клинка). Их употребляли на охоте и как парадное оружие с XIV века до второй половины XVI. Они имели богато украшенные рукояти из кости.
В XVII веке печально прославился “генуэзский нож”, носить который было запрещено рядом законов под страхом каторги – сначала пожизненной, позднее – пятилетней. Нож этот имел большую иглу, ввинченную в прорезь клинка.
В XVIII веке привилегированные слои общества в обыденной жизни понемногу перестали носить кинжал в ножнах за поясом. Стали появляться “потайные кинжалы”, спрятанные в трости и в иные предметы вполне мирного вида. Появились складные ножи и ножи с лезвием, спрятанным в рукояти и выскакивающим при нажатии на пружину. Они получили особое распространение среди низших слоев городского населения.
Огромным разнообразием назначения, форм и способов употребления кинжала, по-видимому, объясняется то обстоятельство, что в ножевом бою не произошло такой унификации боевой техники, которую можно наблюдать в фехтовании на других видах холодного оружия.
В отдельных странах складывались свои особые традиции ножевого боя, его приемы и правила. В Испании, например, различалось несколько школ, каждая из которых имела свой стиль боя: малагская, андалузская, наварская.
В рыцарских турнирах и дуэлях на кинжалах также не наблюдалось строгого единообразия приемов и правил, принятых повсеместно. Одновременно существовали разные системы, разные способы вести бой, иногда очень специфичные. Например, известна такая жестокая форма боя на кинжалах: бойцы, держа ножи в правых руках, подают друг другу левые руки и ведут поединок, не имея возможности ни оторваться от противника, ни защититься левой рукой.
Надо сказать, что настоящая дуэль на ножах в драматургии встречается крайне редко. Гораздо чаще приходится иметь дело с такими сценами, где ножи выхватываются только в решительную минуту, как последний аргумент в драке; при этом нож появляется только у одного из противников. В этом случае трудно говорить об искусстве фехтования: просто один старается любым способом, без соблюдения каких-либо правил, всадить нож в тело врага, а тот –обороняется всеми доступными средствами.
Тем не менее действия человека с ножом отличаются определенной стилистикой, дающей возможность использовать ее в художественных целях. В силу этого здесь будет дана если не полная, то достаточно законченная картина возможностей ножевого боя. Это поможет режиссеру увидеть характер сцены боя на ножах, ее пластически-образные особенности.
Одна из особенностей ножевого боя состоит в том, что кинжал, как оружие, эффективен только в ближнем бою, когда противники сходятся вплотную. Эта особенность влияет на мизансценировку боя: так как зритель может не увидеть того, что происходит между схватившимися грудь с грудью противниками, целесообразно сочетать короткие схватки (не более трех приемов) с перерывами, во время которых противники маневрируют на расстоянии, выжидая удобный момент для нанесения нового удара.
В силу этого поведение в паузах между схватками приобретает особое значение, требует интересного пластического оформления; материал для этого режиссер может найти в таких действиях, как стойка и различные передвижения в бою на ножах.
|
на другую ногу—в зависимости от обстановки в каждый момент боя. Правая рука согнута в локте под острым углом (локоть направлен вниз) и держит нож в кулаке лезвием вниз на уровне груди. Левая рука, согнутая в локте, прижимается к левой стороне груди, защищая область сердца. В бою на навахах левая рука активно участвовала в боевых действиях (в защите); для этой цели ее обматывали плащом, просто тряпкой или прикрывали войлочной шляпой, зажав в кулак края полей.
В стойке “по-корсикански” (рис.23б) общее положение тела то же, но правая рука, почти выпрямленная, опущена вдоль правого бока, в ней нож горизонтально на уровне бедра, острием в сторону противника. В первом случае, выхватывая нож, зажимают рукоять в горсти так, что большой и указательный пальцы охватывают рукоять у противовеса, а мизинец – у основания клинка. Такое положение ножа удобно для нанесения ударов сверху и сбоку.
Во втором случае большой и указательный пальцы охватывают рукоять у основания клинка, а мизинец – у противовеса. Держа нож таким образом, удобно наносить удары сбоку и особенно снизу в живот. Если хотят переменить положение ножа, его подбрасывают в воздух и перехватывают по-новому. Следует добавить, что нож можно перехватывать и в левую руку. При этом можно менять стойку на правостороннюю, но можно и сохранить положение левым плечом вперед. Точно так же, держа нож в правой руке, меняют стойку, вынося вперед то левую, то правую ногу, – об этом несколько ниже будет сказано более подробно. Передвижения в боевой стойке характеризуются четкостью, резкостью, но вместе с тем и своеобразной пружинной мягкостью движений. Шаг вперед начинают впереди стоящей ногой: ее переносят вперед на некоторое расстояние; колено при этом не распрямляют до конца. Затем другую ногу переставляют на то же расстояние, и положение боевой стойки восстанавливается. Хотя сзади стоящая нога начинает движение позже, чем впереди стоящая, заканчивают они его почти одновременно. Совершается шаг вперед очень быстро.
Шаг назад аналогичен по технике шагу вперед, но начинается сзади стоящей ногой.
Двойной шаг вперед начинают сзади стоящей ногой. Её выставляют вперед несколько дальше впереди стоящей; тело при этом не меняет своего положения; затем оказавшуюся сзади ногу выносят вперед до положения боевой стойки.
Стойка левым плечом вперед считается основной в бою на ножах, хотя это весьма условно. В бою стойку меняют неоднократно, в зависимости от намерений бойцов. Действия по перемене стойки очень эффектны и выразительны.
Смена стойки вперед выглядит как проявление угрозы, как активное наступательное действие. Стоя в левосторонней стойке, отталкиваются от пола правой ногой и выносят ее вперед несколько дальше левой. Тело при этом разворачивается правым плечом вперед. Кисть руки принимает несколько наклонное положение (ладонью в сторону пола) – так, чтобы острие ножа смотрело вперед-вниз, в сторону противника.
При перемене стойки назад относят назад левую ногу; в результате тело принимает такое же положение, как при перемене стойки вперед.
Аналогичным образом совершается перемена правосторонней стойки на левостороннюю. Возможна и перемена стойки прыжком на месте. Тело при этом меняет свое положение таким же образом, как и при перемене назад или вперед, но не перемещается в пространстве.
Шаги вправо и влево могут быть как простыми, так и двойными. Простой шаг вправо начинают правой ногой, влево – левой; двойной шаг вправо начинают левой ногой, двойной шаг влево – правой. Часто делают подряд несколько двойных шагов вправо или влево без остановки; создается непрерывное движение по кругу, в центре которого находится партнер. В ответ на это партнер может начать отход тем же способом в другую сторону – получается одновременный переход по кругу вправо или влево.
Удары ножом из любой стойки можно наносить с выпадом, если этого требует расстояние между партнерами; без выпада наносят удары в ближнем бою, когда противники уже схватились вплотную. Выпад делают правой ногой, если нож в правой руке, и левой – если нож в левой руке. На сцене наиболее употребительны четыре основных вида ударов ножом: сверху в грудь или в спину, снизу в живот и два удара сбоку в горизонтальной плоскости. Удар сверху в грудь хорошо виден зрителю при любом расположении бойцов на сцене. Его наносят ножом, зажатым в руке “по-испански”, лезвием вниз. Замах для удара одинаково удобно делать и в правосторонней стойке и в левосторонней. Для этого правую руку поднимают вверх – так, чтобы локоть был направлен в лицо партнеру – и до предела сгибают ее в локте. Затем наносят удар сверху, в грудь противника или в спину, если он стоит спиной; рука в момент нанесения удара полностью распрямляется, а правая нога, оттолкнувшись от пола, делает выпад, если он необходим. Удар снизу в живот лучше всего виден зрителю, если бойцы стоят боком к зрительному залу. Его наносят ножом, зажатым в руке “по-корсикански”– у бедра, острием вперед.
|
|
Удар ножом может привести к одному из трех результатов: попасть в цель, пройти мимо цели (если противник успел уклониться) или натолкнуться на защиту.
Удар, достигший цели, означает, как правило, что бой окончен: один из бойцов “заколот”. Для этого последнего удара надо строить мизансцену таким образом, чтобы скрыть от зрителей условность приема. “Убивать” ударом сверху в грудь можно только в том случае, если “жертва” стоит спиной к зрительному залу. “Победитель” исполняет движение удара и останавливает руку с ножом перед грудью партнера. Затем сразу же резким движением в обратном направлении “выдергивает” нож. Если тот, кому предстоит “погибнуть” стоит лицом к зрительному залу, то лучше всего “покончить” с ним ударом в спину. Заключительный удар часто делают двойным, то есть наносят два быстрых удара подряд.
Чаще всего для финала боя выбирают удар снизу в живот. “Победитель”, исполнив движение удара, останавливает руку перед животом противника, а тот резко сгибает тело в поясе вперед, хватаясь за живот руками. В этом положении “убитый” может прижать своими ладонями лезвие ножа к животу; тогда “победитель”, выпустив рукоять, отдергивает руку, оставив нож “в. теле врага”. Можно и “выдернуть” нож – при согнутом положении тела “побежденного” иллюзия получения удара сохранится в обоих случаях.
Вообще, оставлять нож в теле противника в большинстве случаев нежелательно; но иногда это представляется возможным и даже оправданным. Например, в “Вестсайдской истории” такая мизансцена вполне закономерна. Ведь Тони убил Бернардо неожиданно для себя, в пылу драки, пытаясь защититься, но не желая убить. Лишь когда нож вошел в чье-то тело, инстинкт самосохранения уступает место ужасу перед совершенным. Можно с полным основанием предположить, что в момент осознания убийства Тони оцепенел, руки его разжались, и нож остался в теле убитого. Он там нужен, этот нож, чтобы Тони, глядя на него, мог осознать вторую страшную истину: он убил брата любимой девушки.
Чтобы нож мог остаться “в теле убитого”, последний должен либо прижать клинок к себе своими ладонями, как бы зажимая рану, либо зажать его под мышкой руки, дальней от зрителя. Для этого тот, кто наносит удар, поднеся нож к телу противника, гасит инерцию движения и прикладывает нож к его боку под рукой. Самое выгодное положение тела потерпевшего в момент удара – в три четверти к зрительному залу; таким способом нож может быть “воткнут” в спину, в грудь или в бок, обращенный в глубь сцены.
Защиты от удара ножом довольно разнообразны по применяемым средствам: здесь и уклонения, и защиты ножом, и левой рукой, и захваты.
Уйти от удара ножом можно прыжком в сторону или назад, а также уклонением. Уклонение делают корпусом вправо или влево с выпадом в сторону соответствующей ногой.
|
|
|
|
Защищаться от некоторых ударов ножом можно и левой невооруженной рукой.
|
|
|
|
|
|
Рис.
Кроме этих распространенных способов обезоруживания существует еще множество; некоторые из них заслуживают того, чтобы их здесь привести. Выкручивание руки (рис. 35, а, б, в) – верный способ отнять нож. Для осуществления этого Приема правую руку противника захватывают правой рукой у запястья, а левой – у локтя. Затем одновременно обеими руками делают резкое движение в противоположных направлениях – дергают запястье вниз-направо, а локоть — кверху, как бы поворачивая колесо. В результате этого движения тело противника разворачивается левым плечом назад, а рука его оказывается завернутой вниз за спину. Разжать его кисть и отобрать нож при таком положении руки очень легко (партнер при этом не должен сопротивляться, чтобы не испытать боли). Отняв нож, иногда дополняют прием ударом ноги в спину противника, отбрасывая его от себя на безопасное расстояние. Выкручивание руки может быть сделано не вниз и за спину, а назад через верх. В этом случае захватывают руку противника правой рукой у запястья, а левой – у локтя; почти одновременно с этим делают выпад правой ногой за спину противника, прижимаясь своим правым бедром к его правому бедру. Затем правой рукой дергают руку противника на себя, а левой отжимают его кисть от себя, сверху вниз. Удержать нож в руке в результате этого приема невозможно – он падает к ногам бойцов.
Бой на ножах – борьба жестокая, в ней возможны самые грубые, неблагородные приемы. Поэтому для обезоруживания могут быть применены удары ногой, кулаком, головой. Например, захватив руку противника в момент нанесения удара сверху, можно ударить коленом в живот – от боли противник выронит нож. Если противник делает сильный выпад для удара сбоку, то, захватив его руку, можно бить ногой снизу в челюсть или толкать стопой в грудь. При ударах сверху и снизу можно, защитившись одной рукой, другой бить кулаком в челюсть или в живот. Один из наиболее эффектных трюков в ножевой драке – бросок ножа, поражающий противника на расстоянии, столь популярный в ковбойском быту, если верить Голливуду. Для постановщика этот прием особенно приятен, так как в нем не содержится никакой, даже самой малой опасности. Дело в том, что в действительности нож никуда не летит – трюк состоит в создании зрительной иллюзии.
Для исполнения этого трюка необходимы два совершенно одинаковых ножа у обоих исполнителей: один им действует, другой прячет его в рукаве или в кармане до нужного момента. Особое значение имеет мизансцена – размещение бойцов относительно друг друга и относительно зрительного зала. Лучше всего, когда исполнители находятся достаточно далеко друг от друга – так, чтобы зритель должен был переводить взгляд с одного на другого поочередно (хотя зритель может и не заметить этого обстоятельства – ему кажется, что он видит обоих актеров одновременно).
|
Бросок часто сопровождают выпадом правой ноги вперед, по направлению броска. Что касается ножа, то он может быть спрятан за какой-нибудь предмет сценической обстановки, к которому специально “пристраивают” мизансцену броска, или в карман, удобным образом пришитый к костюму, или, наконец, брошен назад в кулису, для чего становятся к ней почти вплотную спиной. Нож может быть также перехвачен за спиной в другую руку: для этого находят такую мизансцену, при которой это действие будет безусловно незаметно для зрителя.
Нож может поразить “жертву” в грудь или в спину. В обоих случаях, пока противник готовится к броску и все внимание зрителей приковано к нему, “жертва” готовит подставной нож: вынув его из рукава или из
|
|
Вообще, этот трюк требует особенно тщательной тренировки. Малейшая неточность движений каждого из исполнителей, малейшее несовпадение их действий во времени ведут к тому, что зритель не поверит броску или даже разглядит “секрет” приема. Самое главное в трюке – скорость движения во время броска: она должна быть предельной, такой, за которой не в состоянии поспеть взгляд зрителя.
Бой без применения оружия
Удары кулаком
Бой без применения оружия, или, говоря просто – драка, отличается от фехтования гораздо меньшей сложностью технических приемов. Это естественно: кулак, ничем не вооруженный, и безопаснее и проще в обращении, чем тот же кулак, с зажатым в нем длинным и острым стальным клинком. И все же, когда драку надо осуществить на сцене сделать это можно только при помощи определенной техники. Хотя ударом кулака, как правило, нельзя убить – вывести из строя артиста на время спектакля можно. Следовательно, нужны приемы недействительных, условных ударов.
Как и в фехтовании, для создания условных приемов сценической драки послужил утилитарный кулачный бой. Наибольшее количество материала оказалось возможным почерпнуть в боксе, поскольку он представляет собой целую систему приемов, сложившуюся школу боя. Так же как и утилитарное фехтование, бокс вобрал в себя наиболее целесообразные приемы, движения и положения тела, возможные в кулачном бою. Но если мы можем провести четкую грань между существовавшим в прежние века утилитарным фехтованием и спортивным фехтованием нашего времени, то в боксе этой грани почти не существует. Спортивный бокс – не условный, а подлинный бой, лишь введенный в некоторые рамки сводом спортивных правил. В спортивном фехтовании благодаря условности оружия уколы не причиняют реального вреда. Удары в боксе столь же реальны и полновесны, как и кулаки, которыми их наносят. Последствия таких ударов выходят далеко за пределы Допустимого на сцене.
Значит, для сценического боя приемы кулачного боя должны быть трансформированы, переведены в план условного исполнения.
Трансформированный боевой прием, приспособленный для сценического боя, представляет собой пластический трюк, основанный на зрительной иллюзии. Любой пластический трюк должен отвечать двум непременным требованиям: он должен быть, во-первых, безопасен, а во-вторых, правдоподобен.
Правдоподобие всякого трюка строится, с одной стороны, на максимальном сходстве движений условного удара с движениями удара подлинного, а с другой – на особенностях зрительного восприятия, благодаря которым можно скрыть моменты имитации.
Скрытие момента имитации основывается прежде всего на том обстоятельстве, что сцена открыта зрителю только с одной стороны. Всегда можно найти такое размещение актеров на сценической площадке, при котором кулак в момент нанесения удара зрительно совмещается с целью, хотя в действительности кулак не доходит до цели на несколько сантиметров.
Вторым обстоятельством, обеспечивающим правдоподобие трюка, является точность реакции актера, получающего удар. Он должен воспроизвести все движения, принять именно то положение, к которому привел бы такой удар в действительности.
Немалую роль играет и скорость движений, благодаря которой зритель безусловно видит общий результат, но не успевает уследить за мелкими подробностями.
Безопасность трюка может быть гарантирована только при одном условии: он должен быть полностью, во всех технических деталях понят, осознан исполнителями прежде, чем они приступят к его исполнению. Артист должен усвоить в первую очередь последовательность и направление движений, из которых состоит прием, то есть его техническую схему. Только после этого движениям можно придавать нужную силу и скорость. Никогда не следует показывать актерам новый прием сразу в полную силу и скорость в его законченной трюковой форме – такова первая методическая заповедь постановщика. Иначе актер может стать жертвой иллюзии, предназначенной для зрителя. Ошибка может заключаться как в том, что актер сочтет иллюзорную силу удара за подлинную, должную, так и в том, что он упустит какую-то деталь самого момента имитации, существенную для обеспечения безопасности. Поскольку же показ приема продемонстрировал его полную безопасность, у артиста возникает чувство беспечности, обманчивой уверенности в заведомом успехе исполнения трюка. А в результате – самая незначительная ошибка в технике может привести к тому, что вместо условного удара артист нанесет партнеру настоящий. Последствия такого результата весьма печальны. Помимо физической боли, испытанной о