Раскройте физиологические основы качества силы и охарактеризуйте методы его развития
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Сил. способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы. К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц; активность ферментов мышечного сокращения. От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Величина проявления силы действия зависит от:
внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; внутренних факторов – функционального состояния мышц и психического состояния человека.
Различают абсолютную и относительную силы. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
Силовые способности опред. мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц.
Методы развития силовых способностей
все упражнения, способствующие развитию силы, подразделяются на основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные массивы.
Направленность воздействий силовых упражнений в основном определяется:
(видом и характером упражнений; величиной отягощения или сопротивления; количеством повторения упражнений; скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений; темпом выполнения упражнений; характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.)
Основным методом развития силы является повторный метод. Важным тренировочным фактором в этом методе явл. кол-во повторений упр. Метод предусматривает выполнение упражнения в среднем темпе с отягощениями околопредельного и предельного веса.Ударный" метод применяется для развития "взрывной силы" ( выпрыгивание из глубокого приседа).
Дайте определение термину «координационные способности». Перечислите факторы развития и формы проявления координационных способностей, задачи по развитию координационных способностей, средства, методы, методические приемы и критерии оценки координационных способностей.
Координационные способности – это способность быстро овладеть новыми движениями и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5)смелости и решительности; 6)возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. Факторы появления: — ЦНС: восприятие и анализ спортсменом своих движений; — моторная (двигательная) память; — эффективность внутримышечных и межмышечных координаций; — функциональное состояние и адаптация деятельности сенсорных систем организма в соответствии со спецификой спортивной деятельности; — индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности занимающихся; — техническая и тактическая подготовленность (арсенал двигательных навыков и умений использовать их в различных ситуациях). При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Методические приемы не строго регламентированного варьирования связанны с использованием необычных условий естественной среды(бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров. Эффективным методом воспитания координационных способностей явл. игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упр. либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенным двигательным действиями и т.п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически подготовлены в предлагаемом для состязания упр. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упр. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Основным средством воспитания координационных способностей являются физ. упр. повышенной координационной сложности содержащие элементы новизны. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упр. динамического характера, одновременно охватывающие основы группы мышц. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффектив. средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Особую группу средств составляют упр. с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упр. по выработке чувства пространства, времени, степени развеваемых мышечных усилий.
3 Перечислите средства и методы специальной скоростной подготовки хоккеистов. Составьте комплекс упражнений для развития специальных скоростных качеств хоккеистов. Распределите объем скоростной подготовки хоккеистов в годичном цикле (в %).
Для повышения скоростных возможностей целесообразно использовать две разновидности повторного метода:
- выполнение собственно скоростного упражнения с предельной или околопредельной скоростью;
- выполнение скоростно – силового упражнения (метод динамических усилий, при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью).
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнения в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Выполнение скоростных упражнений в затрудненных условиях стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движения.
Комплекс упражнений:
1. Бег на коньках с отягощением на поясе
2. Бег с преодолением сопротивления в виде партнера
3. С различным грузом или поясным эспандером
4. Челночный бег
5. Круг на скорость ( с весом или без веса )
На общеподготовительном этапескоростная подготовка занимает 5 – 7 % от общего времени, отводимого на физическую подготовку. Ее основные задачи на данном этапе – создание предпосылок для повышения уровня развития специальных скоростных качеств, мощности и емкости алактатного механизма энергообеспечения.
Основная работа по воспитанию скоростных качеств должна проходить на специально – подготовительном этапе в объеме 15 – 18%. Исходя из закономерностей взаимосвязи физических качеств, акцент на скоростную подготовку целесообразно делать после того, как в достаточной степени будут развиты силовые и аэробные возможности хоккеистов.
В соревновательном периодепланомерная тренировочная работа из-за плотности календаря (двух- и трехдневные межигровые интервалы) крайне затруднена. В связи с этим скоростная подготовка в объеме 12 – 15% проводится главным образом в виде комплексных упражнений, предусматривающих одновременное решение задач скоростной и технико-тактической подготовки.
БИЛЕТ №21