Раскройте физиологические особенности фазы стабилизации двигательного навыка на третьем этапе обучения двигательным действиям.

Процесс обучения двигательному навыку у человека начинается с побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (желание заниматься данным видом труда, преуспеть в нем и пр.).При этом отмечаются три стадии формирования двигательного навыка: 1) стадия генерализации (иррадиации возбуждения); 2) стадия концентрации; 3) стадия стабилизации и автоматизации.

На третьей стадии в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях появляются стабильность и надежность двигательного навыка, снижается сознательный контроль над его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту данного двигательного навыка, не разрушая ее. Большая часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозг и вышележащие центры. Этим обеспечивается защита сформированных двигательных программ от случайных влияний и повышается надежность сформированных навыков.Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения. Однако в этой системе центров снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что, повидимому, и отражает снижение его осознаваемости.Особое значение в отработке моторных программ имеют обратные связи между вовлеченными в исполнение двигательных навыков скелетными мышцами и управляющими ими нервными центрами. Информация, поступающая в нервные центры при движении, служит для сравнения полученного результата с имеющимся в этих центрах эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах сравнения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают импульсы рассогласования и в программу вносятся поправки — сенсорные коррекции. При кратковременных движениях рабочие фазы настолько малы (составляют сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа действия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься при его повторениях.В системе обратных связей различают «внутренний контур» регуляции движений, передающий информацию в нервные центры от двигательного аппарата и внутренних органов (в первую очередь — от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и «внешний контур», несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слуховых). При первых попытках выполнения движений, благодаря множественному и неопределенному характеру мышечной афферентации, основную роль в системе обратных связей играют сигналы «внешнего контура» — зрительный и слуховой контроль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков для облегчения процесса обучения так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы. По мере освоения навыка «внутренний контур» регуляции движений приобретает все большее значение, обеспечивая автоматизацию навыка, а значимость «внешнего контура» снижается.Большую роль в процессе моторного научения играет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). В высших отделах мозга (кора больших полушарий и подкорковые образования) человека обнаружены специальные «командные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия.

Дайте определение термину «аэробная выносливость», перечислите задачи развития аэробной выносливости и критерии оценки, методы и средства развития. Укажите интенсивность и продолжительность нагрузки, интервалов отдыха и число повторений при развитии аэробной выносливости.

Аэробная выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Осн. компонентами являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Методы и характерные показатели нагрузки при развитии аэробной выносливости в процессе ФВ детей 7 – 17 лет (по Ляху, 1998): 1).метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. Средства - ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. Без пауз. Интенсивность – умеренная и переменная. ЧСС во время работы от 120 – 130 до 160 – 170 уд/мин. Длительность 1-4 класс- 5-10 мин., 5-9 класс- 10-15 мин., 10-11 класс- 15-25 мин. Число повторений – 1. 2).м. повторного интервального упражнения. Число повторений – 3-4 (при хорошей подготовке больше). Длительность – 1-2- мин. (для начинающих), 3-4 мин. (для достаточно тренированных). Интенсивность - субмаксимальная ЧСС от 120 – 140 в начале до 170- 180 уд/мин. Отдых – активный (бег трусцой, ходьба), неполный. Средства те же, что и в предыдущем методе. 3). а). м. круговой тренировки в режиме интервальной работы. Число кругов (1-2). Длительность – 5-12 мин., длительность работы на одной станции 30-45 с. Интенсивность – субмаксимальная переменная. Отдых между станциями 30- 60 с; отдых между кругами 3 мин. Средства – бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. б). м. круговой тренировки в режиме длительной непрерывной работы. Число кругов – (1-3). Время прохождения круга от 5 до 10 мин., длительность работы на одной станции 30 – 60 с. Интенсивность – умеренная или большая. Отдых – без пауз. Средства – повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2 – 1/3 ПМ (в начале), 2/3 – 3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий). 4). Игровой м. Число повторений – 1. Длительность – не менее 5-10 мин. Интенсивность – переменная. Отдых – без пауз. Средства – подвижные и сп. игры типа «два мороза», «мяч капитану», «охотники и утки», «мини – баскетбол». 5). Соревновательный м. Число повторений – 1 (проводить не чаще 4 раз в год). Длительность в соответствии с требованием программы. Интенсивность – максимальная. Отдых – без пауз. Средства – 6- или 12- минутный бег, бег на 600 – 800 м. (1-4 класс), 1000 -1500 м (5-9 класс), 2000- 3000 м (10-11 класс).

Критерии оценки. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

3 Перечислите виды физической подготовки хоккеистов. Постройте схему классификации упражнений для физической подготовки хоккеистов. Составьте комплекс упражнений для развития специальных физических качеств хоккеистов.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Специализированная физическая подготовка (СФП) проводится, как и общая, в спортивном зале, манеже или на открытой спортивной площадке. Она имеет более узкую и специфическую направленность:

- преимущественное развитие качеств, более специфичных для хоккея;

- избирательное развитие мышечных групп, которые в большей степени участвуют в основных хоккейных движениях.

В качестве ведущих средств СФП применяются такие упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характеру нервно – мышечных усилий адекватны основным движениям хоккеиста, выполняемым в игровой деятельности, например:

- имитация различных технических приемов;

-упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, основные хоккейные движения с различными отягощениями;

- имитационные прыжковые упражнения;

- модифицированные спортивные игры (баскетбол,гандбол,регби), проводимые по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности хоккеиста.

СФП осуществляется преимущественно на специально – подготовительном и промежуточных этапах годичного цикла.

Специальная физическая подготовка(СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

·спортивная подготовка;

·профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Раскройте физиологические особенности фазы стабилизации двигательного навыка на третьем этапе обучения двигательным действиям. - student2.ru

Вхоккее методически и педагогически целесообразно физическую подготовку подразделять на общую, специализированную и специальную.

Раскройте физиологические особенности фазы стабилизации двигательного навыка на третьем этапе обучения двигательным действиям. - student2.ru

Комплекс упражнения:

1. Коньковая подготовка (бег по кругу широким скользящим шагом)

2. Бег по кругам вбрасывания

3. Бег по линиям

4. Норматив 5*54

БИЛЕТ№19

Наши рекомендации