Дайте определение термину «выносливость». Укажите формы проявления выносливости, перечислите средства и методы воспитания выносливости, критерии оценки уровня развития выносливости.

Выносливость - это способность противостоять наступающему утомлению в любом виде деятельности (по Фарфелю В.С.). Выносливость – это физ. качество, определяющееся проявлением морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно – анаэробную), силовую и координационную. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мыш. системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Основными компонентами обшей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей. Средства воспитания выносливости: Средствами развития общей выносливости явл. упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. ФУ циклического и ацик­лического характера. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном фун­кционировании мышц. Эффективным средством развития специальной выносливости являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их. Критерии и способы оценки. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утом­ления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости отно­сят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы пре­одолел её со скоростью, показываемой им на коротком (эталон­ном) отрезке. Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.





Опишите функции центрального нападающего в хоккее. Составьте схему классификации тактики игры нападающих в атаке. Нарисуйте схему расположения игроков при комбинированной защите и опишите функции центрального нападающего при таком построении.

Центральный нападающий — это главная фигура в команде. Диапазон его функций широк и универсален. Он выполняет организующую, конструирующую, диспетчерскую функции в атаке и обороне, являясь активным создателем и завершителем атак и разрушителем атакующих действий противника. Поскольку он выполняет большой объем действий, к нему предъявляется ряд требований. Центральный нападающий должен иметь высокий уровень развития физических и психических качеств, а также технико-тактической подготовленности, уметь отлично видеть и «читать» окружающую обстановку, обладать оперативным мышлением. Выполняя оборонительную функцию, центральный нападающий в зоне нападения или непосредственно сам атакует противника, владеющего шайбой, или участвует в спаренном отборе, или перекрывает возможные направления передачи шайбы противником. В средней зоне опекает игрока, владеющего шайбой, а на рубеже красной и синей линий зоны защиты ведет активный отбор шайбы. В зоне защиты выполняет роль третьего защитника, охраняя самые горячие точки перед своими воротами — ближний и средний «пятачки», страхует своих партнеров. В фазах организации и развития атаки центральный нападающий, умело маневрируя без шайбы и с шайбой, организует наступательные действия партнеров, обеспечивает четкий выход из своей зоны, быстрое прохождение средней зоны, организованный вход в зону противника и атаку с ходу. При атаке с ходу он максимально нацелен на взятие ворот. После выполнения броска или бросков в ворота партнеров активно участвует в добивании и подправлении шайбы. В позиционной атаке выполняет ведущую роль, умело маневрируя и взаимодействуя с партнерами, постоянно выходит на ударную позицию (средний и ближний «пятачки») для завершающего броска.

В качестве примера комбинированной защиты можно привести следующий вариант. При позиционном нападении на владеющего шайбой игрока-лидера выходит ближний игрок 4. Соперника, вышедшего ему на помощь, опекает нападающий 9. С этого момента игроки 9 и 4 при любом перемещении играют персонально. Защитник 5 держит зону ближнего и среднего «пятачка» и опекает в ней противника. Крайний нападающий 7 контролирует свою зону и опекает ближнего к шайбе защитника противника. Крайний нападающий 9 контролирует зону среднего и дальнего « пятачка» и отвечает за другого защитника. При переводе шайбы на другой фланг центральный нападающий 9 плотно опекает противника, выходящего в центр на средний и ближний « пятачок».

Дайте определение термину «выносливость». Укажите формы проявления выносливости, перечислите средства и методы воспитания выносливости, критерии оценки уровня развития выносливости. - student2.ru

БИЛЕТ№18

Наши рекомендации