Охарактеризуйте физиологические особенности предстартовых состояний и роль разминки в регуляции этих состояний.

Еще до начала выполнения мышечной работы, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. Предстартовое состояние Предстартовое изменение функций происходит в определенный период - за несколько минут, часов или даже-дней до начала мышечной работы. Иногда выделяют отдельно стартовое состояние, характерное для последних минут перед стартом. В предстартовом состоянии учащается и углубляется дыхание, учащаются и усиливаются сокращения сердца, пов температура тела и т. д. Таким образом, организм как бы переходит на "рабочий уровень" еще до начала деятельности, и это обычно способствует успешному выполнению работы (К.М. Смирнов). Предстартовые изменения функций являются условно рефлекторными нервными и гормональными реакциями. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изменений часто находятся в прямой связи со значимостью данного соревнования для спортсменам Потребление О2, основной обмен, перед стартом могут в 2- 2,5 раза превышать обычный уровень покоя. Активность этих систем увелич еще до начала работы. Под влиянием гормонов ускоряются процессы расщепления гликогена в печени, жиров в жировом депо, так что еще до начала работы в крови повышается содержание глюкозы, свободных жирных кислот. Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положит влияние на спортивный результат. Выделяют три формы предстартового состояния: состояние готовности - проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повыш спортивного результата; состояние стартовой лихорадки - резко выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повыш, так и пониж спортивной работоспособности; состояние угнетения и депрессии - стартовой апатией, ведущей к снижению спортивного результата.

Под разминкой понимается вып упр, которое предшествует выступлению на сорев или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации предстартового состояния, обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность. Влияние разминки на последующую соревновательную или тренировочную деятельность многообразны. 1.Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров, усиливает деятельность желез внутренней секреции, благодаря этому создаются условия для ускорения процессов регуляции функций во время выполнения последующих упражнений. 2 Разминка усиливает деятельность всех звеньев кислород - транспортной системы: повышается ЛВ, ЧСС и сердечный выброс. Это приводит к усилению снабжения тканей кислородом и соответственно к уменьшению кислородного дефицита в период врабатывания. 3 Разминка снижает порог начала потоотделения, поэтому она оказывает положительное влияние на терморегуляцию, облегчая теплоотдачу и предотвращая чрезмерное перегревание тела во время выполнения последующих упражнений. 4 Многие из положительных эффектов разминки связаны с повышением температуры тела. Поэтому разминку часто называют разогреванием.

Важнейший результат активной разминки - регуляция функций дыхания, кровообращения и двигательного аппарата в условиях максимальной мышечной деятельности. Следует различать общую и специальную разминку. Общая разминка может состоять из самых разных упражнений, цель которых - способствовать повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела. Специальная разминка в работе должны участвовать те же системы и органы тела, что и при выполнении основного упр. В эту часть разминки следует включать сложные по координации упражнения.

Продолжительность и интенсивность разминки и интервал определяются : характером предстоящего упражнения, внешними условиями (температурой воздуха и др.).

Дайте характеристику процессу обучения двигательным действиям перечислите основные этапы обучения, их особенности, основные средства и методы, которые применяются на данных этапах. Укажите предпосылки обучения двигательным действиям.

Обучение — это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития качеств, необходимых для выполнения каких-либо функций. Обучение : учение и преподавание. Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания­ми, умениями и навыками. Разнообразные двиг. действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать разл. характер. Процесс образования принято представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к умению выполнить. Обучение Двиг.Действ вкл. в себя суть решаемой задачи, и основные опорные точки программы её реализации. В рез-те формирования Двиг.Действ возникает первоначальное двигательное умение. В результате двиг. умение автоматизируется, превращается в двиг. навык. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга частными задачами и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах. Основные задачи.1. Сформировать зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения, 2. Создать двигательные представления подводящих упражнений . 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах. 4. Устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике формируются в результате объяснения упражнения, просмотра наглядных пособий, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения облегчающие выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Освоение действия может быть без ошибок и с ошибками. На этапе начального разучивания двигательные ошиб­ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча­емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков. 2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение. Основные задачи.. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике. Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо применять зрительную, зву­ковую и двигательную наглядность, направленную на создание правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: 1. упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма с учетом изучаемого двига­тельного действия. 2. Используются подводящие упражнения, которые подготав­ливают к освоению основного действия. Под­водящие упражнения (элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия). 3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов­ленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, иначе произойдет забы­вание ранее выученного движения. Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении : а) цели и задачи упраж­нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само­контроль выполнения.. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, точность и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях.



Наши рекомендации