Определите значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья и повышении продолжительности жизни.

Определите значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья и повышении продолжительности жизни.

Физическая культура— сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- уровень здоровья и физического развития людей;

- степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Основные средства физической культуры - сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей.Составные части физической культуры:

Массовая физическая культура-для своего общего физического развития и оздоровления,улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация - Рекреация — отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр,а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

ЛФК -направлениеФК(двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Адаптивная физическая культура - средства физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура формирует необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Дайте определение терминам «физическая нагрузка», «объем нагрузки», «интенсивность нагрузки». Укажите, каким образом осуществляется дозирование и регулирование физической нагрузки. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды и интервалы отдыха.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА-этостепень интенсивности и продолжительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат организма, развиваемой мощности или произведенной работы.

ОБЪЕМ НАГРУЗКИ- это суммарное количество выполненной физической работы за одно занятие или тренировочный цикл. Выражается в количестве упражнений, подходов и повторений, а также расстоянии, времени выполнения упражнений и количестве тренировочных дней.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ- это показатель трудности (тяжести) выполняемой физической работы. Выражается в рабочих весах. При этом помимо веса снаряда, для уменьшения или увеличения интенсивности можно изменять скорость выполнения движений, время отдыха во время тренировки или использовать более тяжёлые упражнения.

ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗОК-. Сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

ВИДЫ ОТДЫХА:

-пассивный отдых(относительный покой, сменяющий двигательную активность).

-активный отдых(отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности).

ИНТЕРВАЛЫ МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ:

-ординарный интервал между занятиями - уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего

-жесткий интервал между занятиями (короче, чем ординарный) - происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные! сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате (в определенных условиях) может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов

-суперкомпенсаторный интервал - соразмерен по продолжительности со временем, достаточным для наступления суперкомпенсации — своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов.

3. Перечислите задачи подготовительного периода подготовки хоккеистов. Постройте структуру подготовительного периода. Расположите по дням недели задания разной направленности в структуре втягивающего микроцикла подготовительного периода.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД. подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель.

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Определите значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья и повышении продолжительности жизни. - student2.ru

БИЛЕТ №3

1)Охарактеризуйте восстановительные процессы в период отдыха после физической нагрузки (фазный характер и закономерности восстановления физиологич ф-ций, средств, ускоряющих восстановление)

Восстановление - это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию". В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т. е. положительный тренировочный эффект. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы:

1) быстрого восстановления, 2) замедленного восстановления, 3) суперкомпенсации, 4) длительного восстановления. Наличие этих фаз, их длительность и характер сильно варьируют для разных функций. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе - повышенная работоспособность, четвертой - возвращение к нормальному уровню работоспособности. Общие закономерности восстановления функций после работы состоят в следующем. 1.скорость и длительность восстановления функциональных показателей находятся в прямой зависимости от мощности работы.Это означает, что чем короче предельная продолжительность упражнения, тем короче период восстановления. 2. восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а в некоторые фазы восстановительного процесса и с разной направленностью, так что достижение ими уровня покоя происходит неодновременно. 3. работоспособность и многие опред ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его, проходя через фазу "перевосстановления" Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма

В процессе мышечной работы расходуются кислородный запас организма, углеводы, (гликоген мышц и печени, глюкоза крови) и жиры. После работы происходит их восстановление. Исключение составляют жиры, восстановления которых может и не быть. Восстановительные процессы, находят свое энергетическое отражение в повышенном потреблении кислорода - кислородном долге. Скорость потребления О2 после работы снижается: на протяжении первых 2-3 мин очень быстро, а затем более медленно , пока не достигает (через 30-60 мин) постоянной величины, близкой к предрабочей. Восстановление запасов кислорода. Скорость восстановления запасов кислорода зависит лишь от доставки его к мышцам. Восстановление гликогена. Восстановление гликогена в мышцах может длиться до 2-3 дней. В период восстановления происходит устранение молочной кислоты из рабочих мышц, крови и тканевой жидкости, причем тем быстрее, чем меньше образовалось молочной кислоты во время работы.В опытах И. М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом. Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью.

Дайте определение термину «техника физических упражнений». Перечислите основы, определяющие звено, детали техники. Перечислите фазы двигательных действий. Приведите основные характеристики техники физических упражнений.

Физические упражнения – это активная двигательная деятельность человека, направленная на реализацию задач физического воспитания и построенная по его законам. Техника физических упражнений – это способы выполнения двигательных действий, которые позволяют решить двигательную задачу целесообразно, с большей эффективностью. Различают основу техники движений, её основное звено и детали. Основа техники движений – совокупность тех звеньев ,которые необходимы для решения двигательной задачи определённым образом (порядок проявления мышечных сил). Основное (главное) звено техники движений – наиболее важная (основная) часть упражнения, от которой во многом зависит решение двигательной задачи. Например, в прыжках – это отталкивание; Выполнение движений требует больших мышечных усилий, концентрации внимания, происходит в сравнительно короткий промежуток времени. Детали техники – это второстепенные особенности движений, которые во многом содействуют успешности выполнения двигательной задачи. Детали техники всегда индивидуальны и зависят от состояния здоровья, роста, веса, уровня тренированности,характера и пр.(например: стойка горнолыжника). Необходимыми чертами совершенной техники двигательного действия являются стабильность и целесообразная вариативность техники физических упражнений. При этом вариативность характерна для деталей техники, а стабильность особенно важна в главном звене или основной фазе действия. Стабильность – единообразное воспроизведение действия при повторении упражнения не только в стандартных, но и в меняющихся условиях. Вариативность – внесение целесообразных изменений в двигательное действие, применительно к необычным условиям его выполнения (например, метание снаряда при сильном ветре). В двигательном действии различают три фазы: подготовительную, главную и заключительную.Фазы двигательных действий:1.Подготовительная – направлена на создание благоприятных условий для выполнения главной фазы, решения поставленной задачи (стартовое положение бегуна). 2. Главная (основная) фаза – состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (выполнение поворота и финального усилия). Основная фаза требует наибольших сил, внимания, совпадает с основным звеном техники; в некоторых упражнениях главных фаз может быть несколько (опорный прыжок, тройной) 3.Заключительная – завершает действие (пробежка по инерции после финиша). Заключительная фаза может быть активной (обычно это связано с сохранением равновесия – приземление в опорном прыжке в гимнастике), а может быть и пассивной (мягкое торможение после финиша дистанции).Основные характеристики техники ФУ:1. Кинематические характеристики: а) Пространственные характеристики: рациональное взаиморасположение звеньев двигательного аппарата (положение тела: правильное исходное положение, оперативная поза); соблюдение оптимальной траектории движения(направление движения, амплитуда движения). б) Временные характеристики: согласованность по времени друг с другом, синхронность, последовательность.Это характеризует временную структуру физических упражнений, т.е. как они организованы во времени (длительность движений, темп движений). в) Пространственно-временные характеристики: целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений (скорость, ускорение).Динамические характеристики – биомеханические силы: внутренние (активные, пассивные, реактивные) и внешние (сила тяжести, сила инерции, сила реакции опоры, сила сопротивления и др.); взаимодействие их составляет силовую или динамическую структуру двигательных действий.Ритмические характеристики – определённая упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (ритм циклических движений, ритм ациклических движений).Качественные характеристики: энергичные движения, эластичные движения, точные движения, экономные движения и т. д

3 Перечислите задачи соревновательного периода подготовки хоккеистов. Постройте структуру соревновательного периода. Составьте схему проведения занятий разной направленности в однодневном межигровом цикле.

Соревновательный (основной) период - самый большой по времени (7,5 месяца). Основная задача данного периода - стабилизация спортивной формы, выражающаяся в сохранении и дальнейшем повышении достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полной ее реализации в соревнованиях. Частные задачи:

- поддержание и повышение уровня специальной физической и психологической подготовленности;

- повышение уровня технико-тактического мастерства; - совершенствование тактической подготовленности;

- подведение хоккеистов к каждому матчу в состоянии высокой работоспособности.

Его структура во многом определяется календарем официальных соревнований внутри страны и международных (чемпионат мира, Олимпийские игры). Соревновательный период включает в себя два или три соревновательных и один-два промежуточных этапа.

При однодневном межигровом цикле на следующий день после игры проводится одно занятие восстанавливающей направленности (кроме зарядки), а в день игры - предыгровое (раскатка).

Определите значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья и повышении продолжительности жизни. - student2.ru

БИЛЕТ №4

Раскройте структуру отдельного тренировочного занятия по ИВС. Постройте правильную последовательность изменения зон работоспособности спортсмена на отдельном УТЗ. Поставьте три задачи разной направленности для проведения УТЗ в избранном виде спорта.

БИЛЕТ №8

Дайте характеристику процессу обучения двигательным действиям перечислите основные этапы обучения, их особенности, основные средства и методы, которые применяются на данных этапах. Укажите предпосылки обучения двигательным действиям.

Обучение — это целенаправленный, систематический и орга­низованный процесс формирования и развития качеств, необходимых для выполнения каких-либо функций. Обучение : учение и преподавание. Учение — это деятельность обучаемого по овладению знания­ми, умениями и навыками. Разнообразные двиг. действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать разл. характер. Процесс образования принято представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к умению выполнить. Обучение Двиг.Действ вкл. в себя суть решаемой задачи, и основные опорные точки программы её реализации. В рез-те формирования Двиг.Действ возникает первоначальное двигательное умение. В результате двиг. умение автоматизируется, превращается в двиг. навык. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга частными задачами и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах. Основные задачи.1. Сформировать зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения, 2. Создать двигательные представления подводящих упражнений . 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах. 4. Устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Представле­ния о технике формируются в результате объяснения упражнения, просмотра наглядных пособий, возникающих при первых попытках вы­полнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие уп­ражнения облегчающие выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Освоение действия может быть без ошибок и с ошибками. На этапе начального разучивания двигательные ошиб­ки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Продолжительность этапа начального разучивания двигатель­ного действия зависит от: 1) степени сложности техники изуча­емого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использо­вать положительный эффект переноса навыков. 2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение. Основные задачи.. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике. Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо применять зрительную, зву­ковую и двигательную наглядность, направленную на создание правильного исполнения деталей техники. Метод сло­весного воздействия, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволя­ет более углубленно познать технику изучаемых действий. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: 1. упражнения для укрепления мышечной систе­мы и всего организма с учетом изучаемого двига­тельного действия. 2. Используются подводящие упражнения, которые подготав­ливают к освоению основного действия. Под­водящие упражнения (элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия). 3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготов­ленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, иначе произойдет забы­вание ранее выученного движения. Эффективность использования различных упражнений (подго­товительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении : а) цели и задачи упраж­нения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и само­контроль выполнения.. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, точность и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от практических обстоятельств. Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последо­вательно, так как все они тесно взаимосвязаны. На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях.

Укажите цель этапа углубленного разучивания двигательного действия. Перечислите особенности методики, укажите основные ошибки, возникающие на данном этапе и пути их исправления. Укажите, каким образом осуществляется дозирование нагрузки, контроль и оценка на данном этапе.

Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи. 1 Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2 Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3 Устранить мелкие ошибки в технике.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе используется комплекс разнообразных средств. 1 Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2 Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета. 3 Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, иначе произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Методы: - метод расчлененного обучения, - метод целостного обучения, - методы развития физических качеств. К числу сравнительно часто допускаемых здесь ошибок относятся следующие. 1. Расхождения между сформированными представлениями о действии и двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. Частной причиной расхождений может быть несоответствие между фактическими параметрами совершаемых движений и их субъективным отображением в сознании исполнителя. Пути устранения несоответствия : Это в первую очередь систематическое сопоставление инструкции, и регистрируемых данных о фактических параметрах совершаемых движений. 2. Нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий. Хотя формируемое двигательное умение на втором этапе меньше поддается влиянию утомления, но большое число повторений, очень большие интервалы между занятиями могут быть причинами ухудшения качества действия. Чтобы избежать этого: нужно соблюдать указанные правила регламентации режима упражнений. 3. Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений. Важно учитывать, что формирование техники действия на втором этапе необходимо теснее связывать с повышением уровня проявления функциональных возможностей организма, иначе будет тормозиться развитие Двигательных способностей и техника движений окажется приспособленной к заниженному уровню их проявления. Установка должна быть на точность движений и др (слаженность, ритмичность и т. п.), для чего важно четко оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием наглядных критериев.

Опишите функции крайнего нападающего в хоккее. Составьте схему классификации тактики игры нападающих в атаке. Нарисуйте различные схемы расположения нападающих при выходе 3-1 и 3-2 и опишите их действия.

Крайний нападающий — это игрок передней линии, активно выполняющий атакующие и оборонительные функции. Он должен быть очень подвижен, отлично технически оснащен, уметь эффективно выполнять скоростной маневр как с шайбой, так и без нее. В фазе организации атаки крайний нападающий, отрываясь от своего опекуна, открывается для получения паса в своей зоне защиты или в средней зоне. В средней зоне, участвуя в развитии атаки, он осуществляет скоростной маневр с шайбой или без шайбы с целью входа в зону противника и проведения атаки с ходу. Велика роль крайнего нападающего и в завершающей фазе атаки. Часто он сам завершает атаку броском или обводкой, осуществляет подправление и добивание шайбы, брошенной партнерами. В позиционной атаке много маневрирует, выкатываясь на ударную позицию, постоянно угрожая воротам противника. При потере шайбы в зоне нападения крайние нападающие первыми начинают оборонительные действия, выражающиеся в опеке игрока, владеющего шайбой, или крайних нападающих противника, или в активном отборе шайбы, в том числе спаренном, с применением силовых единоборств. В средней зоне крайний нападающий опекает игрока противника, отвечая за борт; в зоне защиты участвует в спаренном отборе шайбы вместе с защитником; в позиционной обороне, в зоне защиты опекает защитника противника и закрывает борт.

Тактика нападения

Командная

Системы:

Атака, контр-атака, атака с ходу, позиционная атака

Групповые

Взаимодействия 2-3 игроков, тактические комбинации

Индивидуальные и тактические действия

Техническое мастерство:

Моторные данные, физические качества, психические качества, двигательный опыт, теоретические знания.

Вариантов атаки с ходу при численном большинстве множество, приводим один из них – 3*2.

Левый крайний нападающий 8, войдя на скорости в зону, идет на ворота, отвлекая на себя соперника. Затем отдает скрытый пас центральному нападающему 9. который атакует ворота сам или отдает острую передачу на дальнюю штангу выходящему крайнему нападающему 7.

Такой же вариант можно использовать при атаки 3*1 и другой вариант.

Например, правый крайний нападающий, войдя на скорости в зону, идет на ворота, в это время центральный нападающий двигается на дальнюю штангу, а левый крайний нападающий перестраивается в центр. Во время перестроения правый крайний нападающий может бросить сам по воротам, отдать передачу в центр, или отдать передачу на дальнюю штангу.

БИЛЕТ №17

Опишите функции центрального нападающего в хоккее. Составьте схему классификации тактики игры нападающих в атаке. Нарисуйте схему расположения игроков при комбинированной защите и опишите функции центрального нападающего при таком построении.

Центральный нападающий — это главная фигура в команде. Диапазон его функций широк и универсален. Он выполняет организующую, конструирующую, диспетчерскую функции в атаке и обороне, являясь активным создателем и завершителем атак и разрушителем атакующих действий противника. Поскольку он выполняет большой объем действий, к нему предъявляется ряд требований. Центральный нападающий должен иметь высокий уровень развития физических и психических качеств, а также технико-тактической подготовленности, уметь отлично видеть и «читать» окружающую обстановку, обладать оперативным мышлением. Выполняя оборонительную функцию, центральный нападающий в зоне нападения или непосредственно сам атакует противника, владеющего шайбой, или участвует в спаренном отборе, или перекрывает возможные направления передачи шайбы противником. В средней зоне опекает игрока, владеющего шайбой, а на рубеже красной и синей линий зоны защиты ведет активный отбор шайбы. В зоне защиты выполняет роль третьего защитника, охраняя самые горячие точки перед своими воротами — ближний и средний «пятачки», страхует своих партнеров. В фазах организации и развития атаки центральный нападающий, умело маневрируя без шайбы и с шайбой, организует наступательные действия партнеров, обеспечивает четкий выход из своей зоны, быстрое прохождение средней зоны, организованный вход в зону противника и атаку с ходу. При атаке с ходу он максимально нацелен на взятие ворот. После выполнения броска или бросков в ворота партнеров активно участвует в добивании и подправлении шайбы. В позиционной атаке выполняет ведущую роль, умело маневрируя и взаимодействуя с партнерами, постоянно выходит на ударную позицию (средний и ближний «пятачки») для завершающего броска.

В качестве примера комбинированной защиты можно привести следующий вариант. При позиционном нападении на владеющего шайбой игрока-лидера выходит ближний игрок 4. Соперника, вышедшего ему на помощь, опекает нападающий 9. С этого момента игроки 9 и 4 при любом перемещении играют персонально. Защитник 5 держит зону ближнего и среднего «пятачка» и опекает в ней противника. Крайний нападающий 7 контролирует свою зону и опекает ближнего к шайбе защитника противника. Крайний нападающий 9 контролирует зону среднего и дальнего « пятачка» и отвечает за другого защитника. При переводе шайбы на другой фланг центральный нападающий 9 плотно опекает противника, выходящего в центр на средний и ближний « пятачок».

Определите значение физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья и повышении продолжительности жизни. - student2.ru

БИЛЕТ№18

Дайте определение термину «аэробная выносливость», перечислите задачи развития аэробной выносливости и критерии оценки, методы и средства развития. Укажите интенсивность и продолжительность нагрузки, интервалов отдыха и число повторений при развитии аэробной выносливости.

Аэробная выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Осн. компонентами являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Методы и характерные показатели нагрузки при развитии аэробной выносливости в процессе ФВ детей 7 – 17 лет (по Ляху, 1998): 1).метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. Средства - ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. Без пауз. Интенсивность – умеренная и переменная. ЧСС во время работы от 120 – 130 до 160 – 170 уд/мин. Длительность 1-4 класс- 5-10 мин., 5-9 класс- 10-15 мин., 10-11 класс- 15-25 мин. Число повторений – 1. 2).м. повторного интервального упражнения. Число повторений – 3-4 (при хорошей подготовке больше). Длительность – 1-2- мин. (для начинающих), 3-4 мин. (для достаточно тренированных). Интенсивность - субмаксимальная ЧСС от 120 – 140 в начале до 170- 180 уд/мин. Отдых – активный (бег трусцой, ходьба), неполный. Средства те же, что и в предыдущем методе. 3). а). м. круговой тренировки в режиме интервальной работы. Число кругов (1-2). Длительность – 5-12 мин., длительность работы на одной станции 30-45 с. Интенсивность – субмаксимальная переменная. Отдых между станциями 30- 60 с; отдых между кругами 3 мин. Средства – бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. б). м. круговой тренировки в режиме длительной непрерывной работы. Число кругов – (1-3). Время прохождения круга от 5 до 10 мин., длительность работы на одной станции 30 – 60 с. Интенсивность – умеренная или большая. Отдых – без пауз. Средства – повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2 – 1/3 ПМ (в начале), 2/3 – 3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий). 4). Игровой м. Число повторений – 1. Длительность – не менее 5-10 мин. Интенсивность – переменная. Отдых – без пауз. Средства – подвижные и сп. игры типа «два мороза», «мяч капитану», «охотники и утки», «мини – баскетбол». 5). Соревновательный м. Число повторений – 1 (проводить не чаще 4 раз в год). Длительность в соответствии с требованием программы. Интенсивность – максимальная. Отдых – без пауз. Средства – 6- или 12- минутный бег, бег на 600 – 800 м. (1-4 класс), 1000 -1500 м (5-9 класс), 2000- 3000 м (10-11 класс).

Критерии оценки. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв­ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. В практике физического воспитания в основном применяется кос­венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан­ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан­ции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик­сированной длительностью бега - 6 или 12 мин. В этом случае оце­нивается расстояние, преодоленное за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру­гих групп тестов: неспецифических (по их результатам оцени­вают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят: - бег на тредбане, - педалирование на велоэргометре, степ- тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объём и интенсивность выполнения), так и фи­зиологические показатели (МПК, ЧСС, порог анаэробно­го обмена). Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Наиболее известными в ФВ и С относительными показателями выносливости явл. запас скорости, индекс и коэффициент выносливости. Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим вре­менем на этом отрезке. Индекс выносливости – это разнос

Наши рекомендации