Восстановление целостности рельсовой плети и температурного

Режима ее работы

4.5.1 При обнаружении в рельсовой плети опасного дефекта должны быть приняты меры по его устранению и восстановлению целостности плети.

Восстановление производится в два или три этапа, включающих: краткосрочное, временное и окончательное.

4.5.2 При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса (за вертикальную ось симметрии рельса), или указанные дефекты вышли на поверхность рельса, а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектами образовавшемся зазоре до 40 мм, для пропуска нескольких поездов может проводиться краткосрочное восстановление плети. Для этого в месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 (путевые соединители стыков), рисунок 4.7, или конструкции ПТКБ ЦП (рисунок 4.9а, по схемам, показанным на рисунке 4.8 и 4.9б, в).При этом на плети бесстыкового пути, уравнительном рельсе или месте временного восстановления возможно краткосрочное восстановление, расстояние от стыка до места излома (трещины), должно быть не менее 4,5 м, на участках движения тежеловесных поездов не менее 6 м. Скорость движения поездов на таком участке не должна быть более 25 км/ч. При этом расстояние до сварного стыка должно быть не менее 3 м.

Губка струбцины ППС-36 с пазами для размещения боковых кромок подошвы рельса
Стопорные скобы, установленные в верхнее положение
Восстановление целостности рельсовой плети и температурного - student2.ru

Рисунок 4.7 Одинарная (2 шт. шириной 70 мм) и двойная (1 шт. шириной 140 мм) струбцины ПСС-36

Восстановление целостности рельсовой плети и температурного - student2.ru


Рисунок 4.8 Схемы установки струбцин ПСС-36: а) при дефекте или изломе плети в середине шпального ящика; б) при дефекте или изломе плети над шпалой

Восстановление целостности рельсовой плети и температурного - student2.ru

1 – струбцина; 2 – гайка М27; 3 – болт М27

Рисунок 4.9 Струбцинапо проекту ПТКБ ЦП (а) и схемы установки струбцин при изломе между шпалами (б)и на шпале (в)

Струбцины ПСС-36 стягиваются высокопрочными болтами с затяжкой гаек болтов крутящим моментом не менее 900 Н.м. При затяжке болтов должно производиться обязательное обстукивание накладок молотками. По завершению затяжки гайки болтов струбцин должны быть зафиксированы стопорными скобами. Скорость движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцин ПСС-36, при зазоре в месте излома 25 мм и менее, не должна превышать 50 км/ч, а при зазоре более 25 мм (25-40 мм) – 25 км/ч.

На линиях «В» и «С» для поездов типа «Сапсан», «Дезиро», «Аллегро» и др. с осевой нагрузкой не более 18 т/ось при зазоре в месте излома до 25 мм скорость их движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцины ПСС-36, не должна превышать 70 км/ч.

На путях 1 и 2 классов линий «О» и «Т» струбцины ПСС-36 при краткосрочном восстановлении плетей могут находиться в пути не более 3-х часов, а на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М» не более 6 часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети.

При применении струбцин ПТКБ ЦП (рисунок 4.9) болты затягиваются с крутящим моментом 600 Н.м. Струбцины ПТКБ ЦП рекомендуется применять на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М».

Скорость движения поездов по участку, где краткосрочное восстановление производилось с использованием струбцин ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч, а время нахождения их в пути - не более 3-х часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети. При этом стык должен находиться под непрерывным наблюдением специально выделенного работника, по должности не ниже бригадира пути, который, как и при струбцинах ПСС-36, должен следить за раскрытием зазора в стыке и в случае превышения им 40 мм или дальнейшего разрушения рельс в месте излома остановить движение поездов.

Если трещина или излом произошли по дефектам 24.2, 25.2, 26.3, 26.4, 27.3, 27.4, 30.2, 31.2, 50.2, 55.2, 56.3, 56.4, 57.3, 57.4, 60.2, 65.2, 66.3, 66.4, 67.3, 67.4, 69.2, 70.2, 71.2, 72.2, 74.2, 75.2, 76.3, 76.4, 77.3, 77.4, 79.2, 99.2 или были обнаружены два и более дефекта 21.2, 22.2 между двумя сварными стыками, т.е. на одном рельсе, или при их сквозном изломе образовался зазор более 40 мм, ставить на дефектное место накладки, сжатые струбцинами, запрещается. В этих случаях должно сразу же производиться временное или окончательное восстановление целостности рельсовой плети.

4.5.3 Если внутренняя трещина по дефектам 21.2, 22.2 не выходит на поверхность, а границы ее за середину головки рельса, допускается устанавливать на поврежденное место шестидырные накладки с четырьмя болтами так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом. При этом отверстия под два средних болта не сверлятся во избежание развития дефекта в рельсе в их сторону. После постановки накладок поезда пропускаются с установленной скоростью.

Для предотвращения растяжения зазора и среза болтов в случае сквозного излома рельса под накладками на протяжении 50 м в каждую сторону от дефектного места закрепление промежуточных рельсовых скреплений должно соответствовать нормативному значению. Место с дефектом, взятым в накладки, необходимо осматривать при всех проверках пути, стыковые болты, клеммы промежуточных рельсовых скреплений простукивать молоточком, а их болты и шурупы подтягивать до нормативных значений. Рельсы в месте дефекта и на подходах к нему должны тщательно проверяться средствами дефектоскопии.

При распространении трещины по рисунку 21.2, 22.2 за середину головки, а также при сквозном изломе плети, должно быть выполнено временное или окончательное восстановление плети.

4.5.4 При временном восстановлении из рельсовой плети должна быть вырезана часть рельса с дефектом и вместо нее уложен рельс длиной 8-11 м. Перед вырезкой дефектного места должно быть произведено сплошное подтягивание до нормативного значения болтов (шурупов) на протяжении 50 м в обе стороны от места вырезки. Болтовые стыки должны располагаться на расстоянии не менее чем 3 м от ближайшего сварного стыка. Концы укладываемого рельса соединяют с образовавшимися концами рельсовой плети шестидырными накладками, стягиваемыми полным комплектом болтов. В регионах Сибири и Дальнего Востока следует использовать высокопрочные болты, затягиваемые с крутящим моментом 1100 Н.м. Сведения о местах временного восстановления короткой плети с указанием ее температуры и длины вырезанного из плети рельса и уложенного временного рельса, а также стыковых зазоров заносятся в Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей.

Каждый временно уложенный рельс (в местах временного восстановления) на расстоянии 500-1500 мм от начала его по ходу километров пути маркируется путем нанесения с внутренней стороны рельса светлой несмываемой краской длины рельса в метрах, даты укладки и температуры рельса при его укладке, например: 8.36-05.03.14 (-10).

4.5.5 Окончательное восстановление заключается в вваривании электроконтактным способом в рельсовую плеть заранее подготовленного рельса без болтовых отверстий взамен временного или сваривании алюминотермитной сваркой временно уложенного рельса длиной 8-11 м с болтовыми отверстиями с образовавшимися концами рельсовой плети. Пропущенный тоннаж ввариваемого рельса не должен превышать пропущенный тоннаж плети более, чем на 100 млн. т брутто, и в годах производства не должна быть старше 20 лет.

На путях 1 и 2 классов линий «В», «С», «О», «Т» работы по восстановлению целостности плетей сваркой выполняются преимущественно машинами ПРСМ. Работы производятся по утвержденнымв установленном порядке технологическим процессам, разработанным в соответствии с требованиями Технологических указаний по восстановлению дефектных рельсовых плетей, приведенных в Приложении 4.

На остальных путях и линиях восстановление целостности плетей производится преимущественно алюминотермитной сваркой производится по утвержденным технологическим процессам, разработанным в соответствии с Техническими условиями «Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья» (ТУ 0921-127-01124323-2005), изменениями к ним и Приложением 4.

Восстановление целостности плетей сваркой должно производиться при температуре закрепления плети ±5оС.

Если работы выполняются при температуре ниже температуры закрепления плети более чем на 50С, то необходимо восстановить ее температуру закрепления на участке производства работ в соответствии с требованиями п.4.5 Приложения 4.

4.5.6 Короткие плети или участки длинных плетей, имеющие на протяжении 800 м три и более, а на протяжении 400 м два и более мест временного восстановления, после восстановления сваркой ПРСМ или АЛТС должны быть перезакреплены с восстановлением оптимальной температуры закрепления. При меньшем количестве мест окончательного восстановления плетей сваркой, восстановление оптимальной температуры закрепления плетей на участке производства работ должно выполняться в соответствии с требованиями Приложения 4 настоящей Инструкции.

4.5.7 Постановка накладок на дефектное место и временное восстановление целостности плети должны выполняться под руководством дорожного мастера, а окончательное восстановление сваркой под руководством начальника участка при работе на перегоне и главных путях станций, дорожного мастера - при работе на станционных путях.

4.5.8 При восстановлении пути после выброса или сдвига, участки рельсовых плетей в месте наибольшего остаточного искривления должны быть вырезаны и заменены рельсами с соответствующим износом и пропущенного тоннажа.

Наши рекомендации