Обучение тактике игры в обороне
Обучение тактическим оборонительным действиям осуществляется параллельно с атакующими еще до выхода занимающихся на лед и начинается с освоения индивидуальных тактических действий (перемещений, выбора позиции, опеки и отбора) в различных подвижных и спортивных играх. Уже на раннем этапе обучения занимающимся прививается умение правильного выбора позиции для проведения оборонительных действий. Игрок обороны должен располагаться так, чтобы видеть движения соперника с шайбой (мя-
чом в другой спортивной игре), перемещения его и своих партнеров и находиться на наиболее вероятном пути направления атаки, готовым пойти в активный отбор. Одновременно следует обучать и правильному применению опеки, акцентируя внимание занимающихся на том, когда, как и каким способом опекать игрока противника. Одновременно в игровых упражнениях, подвижных играх формируются навыки проведения отбора. При этом очень важно развивать умение прогнозировать вероятное направление атаки, способы сближения с противником, владеющим мячом (или шайбой), выбор момента активного отбора.
На льду хоккейного поля обучение и совершенствование индивидуальных тактических действий проходит более конкретно и целенаправленно. При обучении маневрированию важно рационально использовать различные приемы передвижения на коньках в зависимости от игровой ситуации, особенно обращая внимание на передвижение спиной вперед, а также быстрое и своевременное переключение с бега лицом вперед на бег спиной вперед и наоборот.
Обучение опеке противника следует начинать с дистанционной опеки, т. е. опеки противника, находящегося на некотором расстоянии. Обычно ее используют в зоне нападения. Главное в ее освоении -научить занимающихся умению правильно подкатиться к игроку противника и двигаться сбоку-сзади от него, ограничивая ему маневр и препятствуя взаимодействию с партнерами. В средней зоне опекающий также катится сбоку-сзади, но уже рядом с противником, исключая ему возможность приема и передачи шайбы. В упражнениях по совершенствованию опеки следует обращать внимание опекающих на одновременное контролирование места нахождения шайбы, передвижение игроков противника и партнеров. В зоне защиты, вблизи своих ворот используют плотную (контактную) опеку. При ее освоении важно научить занимающихся располагаться между своими воротами и подопечными и, контактируя с игроком туловищем или клюшкой, быть всегда готовым вступить в силовое единоборство и помешать ему атаковать ворота.
Обучение отбору шайбы как индивидуальному тактическому действию следует начинать с отбора шайбы клюшкой способом выбивания в упражнениях с партнером. Затем также в парах способами подбивания и прижимания клюшки противника. При обучении способам выбивания и подбивания следует акцентировать внимание занимающихся на правильный выбор позиции: подкат -сближение с противником и выбор момента нанесения короткого и быстрого удара.
После освоения отбора клюшкой следует переходить к обучению отбора с применением силовых приемов. При этом очень важно научить занимающихся целесообразному выбору того или иного способа отбора, согласуясь с конкретной игровой ситуацией.
При обучении индивидуальному тактическому действию -ловле шайбы на себя - следует развивать у занимающихся способность
зрительного восприятия и оценки выполнения броска соперника во времени и в пространстве, по подготовительным движениям и на их основе мгновенный выбор способа и момента начала выполнения приема. Для этого в игровых упражнениях необходимо, чтобы соперник при выполнении бросков изменял способ, скорость и расстояние.
Параллельно с освоением индивидуальных действий следует обучать и групповым: страховке, переключению, спаренному отбору и взаимодействию защитников с вратарем.
Обучение страховке следует начинать с выбора позиции в соответствии с вероятным направлением развития атаки и расположением партнеров. При обучении следует добиваться, чтобы страхующий располагался несколько сзади партнеров и дальше от шайбы, смещался в сторону наиболее вероятного направления атаки противника и был готов оказать помощь партнеру или исправить его ошибку.
Одновременно со страховкой следует обучать переключению, т.е. передаче друг другу своих подопечных в случае, когда нападающие противника меняются местами или когда противник обыграл партнера. В игровых упражнениях по обучению переключению следует акцентировать внимание хоккеистов на своевременность начала переключения, синхронность и оперативность взаимодействий партнеров.
Эффективность спаренного отбора зависит от синхронности действий и взаимопонимания партнеров, при этом главную роль в отборе выполняет игрок, идущий в активный отбор первым. В этой связи обучение спаренному отбору надо начинать с освоения вступления в контакт с противником, владеющим шайбой. С этой целью в проведении тренировочных упражнений следует требовать, чтобы отбирающий стремительно атаковал противника в момент, когда он еще недостаточно надежно контролирует шайбу, лучше у борта, и вступал с ним в единоборство. Затем в упражнение подключается партнер, который идет на отбор шайбы, после того как первый отбирающий вступил с противником в единоборство.
Обучение взаимодействию защитников с вратарем следует начинать с теоретического разбора основных вариантов взаимодействия с последующим опробованием их в упрощенных положениях. При этом обращается внимание на руководящую роль вратаря по организации оборонительных действий, на рациональное расположение защитников в момент атаки противника, в подстраховке вратаря, выкатывающегося из ворот, в подборе шайбы, отбитой вратарем.
Закрепление и совершенствование групповых взаимодействий осуществляются в игровых упражнениях в усложненных условиях и непосредственно в игре.
Обучение и совершенствование командной тактики обороны. Обучение командной тактике обороны начинается с создания у зани-
мающихся четкого представления о разучиваемом варианте тактического построения и особенностях его проведения в каждой зоне хоккейного поля. С этой целью рассказ и объяснение сочетаются с демонстрацией видеозаписи и на макете хоккейного поля. Начинать надо с более оборонительных тактических построений с малоактивных систем 0-5 и 1-4. Практическое разучивание следует проводить по зонам поля, сначала в зоне нападения, затем -в средней и зоне защиты.
Овладение системой начинается с расположения игроков, способов перемещения и опеки игроков противника в зоне нападения. Так как главным в этой системе является опека нападающими обороняющейся команды нападающих атакующей команды по своим местам, то в качестве основного подводящего следует проводить упражнение 3:3 по опеке нападающих противника в зоне нападения и средней зоне без шайбы. В этом упражнении следует обращать внимание на правильный подкат и расположение опекающих относительно своих подопечных, для того чтобы сдерживать их маневр и исключить возможность приема ими передачи. Освоив откат с опекой нападающих противника, следует переходить к упражнению 5:5, т.е. с подключением защитников и шайбы (рис. 182). В этом упражнении обращается внимание на взаимодействие нападающих и защитников, которые откатываются по центру на игровом расстоянии от нападающих, отвечая за„их страховку и середину поля. Ключевыми моментами этого упражнения в средней зоне являются уплотнение опеки, начало активного отбора при пересечении средней линии поля и построение позиционной обороны на синей линии своей зоны. Поэтому при разу-
чивании этой системы обороны следует предварительно провести несколько подводящих упражнений по расположению, перемещению и взаимодействию игроков обороны на рубеже синей линии в случае перевода шайбы с фланга в центр или на другой фланг.
Освоение командных оборонительных тактических действий в своей зоне защиты следует начинать с зонной системы защиты, с расстановки игроков и вариантов их передвижения и взаимодействия в зависимости от перемещений шайбы и игроков противника. Целесообразно начинать с упражнения 5:5, в котором пятерка защищающихся располагается «конвертом», а пятерка нападающих, располагаясь широко на бортах, передает друг другу, заставляя игроков обороны перемещаться. Затем нападающие начинают атаковать, пытаясь создать численное превосходство на каком-либо участке и выйти на ударную позицию, а защищающаяся команда стремится им активно противодействовать, сосредоточиваясь на наиболее опасных участках. Такой же последовательности следует придерживаться и при разучивании других вариантов малоактивной обороны (1-4; 1-2-2). Однако при освоении этих систем следует акцентировать особое внимание на действия выдвинутого вперед игрока в зоне нападения и средней зоне. Он своими рациональными передвижениями мешает организации атаки игрокам противника, стремится увести ее в нужное для своей команды направление и при этом не должен быть обыгран.
Овладение активными системами обороны (2-1-2), при которых активный отбор шайбы в зоне нападения осуществляют два игрока, начинается с упражнений по обучению индивидуальному и спаренному отбору. Например, упражнение в единоборствах 1:1. Все игроки располагаются за синей линией в средней зоне. Тренер вбрасывает шайбу в дальний борт, к ней устремляется защитник и чуть позже нападающий. Задача защитника - подобрать шайбу первым и выйти с ней из зоны, задача нападающего - вступить в единоборство с защитником, овладеть шайбой и атаковать ворота. В этом упражнении обращается внимание на подкат нападающего к защитнику, вступление с ним в единоборство и его отделение от шайбы. Следует последовательность в обучении - это выполнение упражнений 3:2; 2:2. Эти упражнения проводятся с такими же задачами: для защитников - выйти из зоны или выбросить шайбу, для нападающих - овладеть ей и атаковать ворота. Однако в них осуществляется взаимодействие партнеров, в том числе в спаренном отборе. По мере освоения групповых взаимодействий в активном отборе подключаются упражнения 5:4 и 5:5 в зоне нападения, в которых осваиваются взаимодействия всех игроков команды в рамках той или иной системы активного отбора.
В средней зоне в активном отборе также участвуют два или три игрока, однако (в отличие от игры в зоне нападения) на игрока, владеющего шайбой, они выходят попеременно. Так же, как и при
обучении малоактивным системам, следует акцентировать внимание на усилении активности в отборе после того, как противник с шайбой пересек среднюю линию поля, и построении позиционной обороны (1-4 или 1-3-1) на рубеже своей синей линии.
Овладение персональной обороной в своей зоне защиты следует начинать с упражнения 5:5, в котором обращается внимание на правильное расположение и плотное держание игрока. После овладения системами зонной и персональной обороны можно изучать различные варианты комбинированной обороны, придерживаясь рассмотренных методических подходов.
9.7. Физическая подготовка хоккеистов
Достижение высоких спортивных результатов в современном хоккее определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т. е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности, обеспечивающих высокий уровень спортивного мастерства и успешное выступление в соревнованиях. Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет особое значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста.
Основными задачами физической подготовки являются:
1. Повышение уровня здоровья и функциональных возможностей различных систем организма хоккеиста.
2. Развитие основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) в их органическом единстве, отвечающих специфике хоккея.
Виды физической подготовки
Вхоккее методически и педагогически целесообразно физическую подготовку подразделять на общую, специализированную и специальную.
Общая физическая подготовка хоккеиста является фундаментом, необходимой базой для высоких результатов. Она обеспечивает главным образом решение следующих задач:
1. Всестороннее гармоническое развитие организма хоккеиста, разностороннее повышение его функциональных возможностей.
2. Повышение уровня здоровья.
3. Обеспечивание активного отдыха в период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.
Общая физическая подготовка должна иметь место в подготовке хоккеистов всех уровней, от новичка до большого мастера, однако ее удельный вес в интегральной подготовке во многом определяется квалификацией игрока. Естественно, на первых эта-
пах многолетней подготовки (у юных хоккеистов) ее удельный вес значительно больше, чем на этапе спортивной зрелости. Кроме того, на этапе высшего спортивного мастерства она носит более целенаправленный и специализированный характер. Важно отметить, что многие средства общей физической подготовки более эффективны в развитии очень важных для хоккеистов качеств, чем средства специальной физической подготовки.
Для общей физической подготовки используется большой арсенал различных средств, в числе которых можно выделить упражнения на снарядах и со снарядами, с партнером, на специальных тренажерах, общеразвивающие упражнения (типа зарядки), а также упражнения из других видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, гребля, плавание и др. (табл.11).
Специализированная физическая подготовка проводится, как и общая, в условиях спортивного зала, манежа или спортивной площадки. Она имеет более узкую и специфическую направленность и призвана решать следующие задачи:
1. Преимущественное развитие тех качеств, которые более специфичны для хоккея.
2. Избирательное развитие тех мышечных групп, которые в большой степени принимают участие в основных хоккейных движениях.
В этой связи в качестве ведущих средств специализированной физической подготовки будут применяться такие упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характе-
ру нервно-мышечных усилий адекватны основным движениям хоккеиста, выполняемым в игровой деятельности. Среди них можно выделить следующие:
1. Имитация различных технических приемов.
2. Упражнения, выполняемые на специальных тренажерных устройствах, основные хоккейные движения с различными отягощениями.
3. Имитационные прыжковые упражнения.
4. Модифицированные спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, регби), проводимые по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности хоккеиста.
Специальная физическая подготовка хоккеиста осуществляется главным образом на льду хоккейного поля и направлена на развитие наиболее важных двигательных качеств в структуре двигательных навыков, т.е. непосредственно в основных движениях хоккеиста, выполняемых в игровой деятельности. Поэтому в качестве основных средств специальной физической подготовки используются в основном игровые упражнения с подключением всевозможных усложнений, усиливающих их воздействие на организм хоккеиста. Например, броски и ведение утяжеленной шайбы, различные виды челноков с отягощением на поясе, игровые упражнения 3:0, 3:1, 3:2, 3:3 в различных режимах, адекватных игровой деятельности. Как правило, такие упражнения комплексно воздействуют на тренированность хоккеиста, одновременно повышая его физическую и технико-тактическую подготовленность.
Все указанные виды физической подготовки хоккеистов органически взаимосвязаны и их следует рассматривать как единое целое в воспитании хоккеиста высокой квалификации. Единство общей и специальной подготовки является одним из принципов отечественной системы спортивной тренировки.
Направленность, методы и формы организации и проведения физической подготовки
Тренировочный процесс, направленный на повышение физической подготовленности хоккеистов, должен обеспечивать воспитание основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Хоккей, как и другие спортивные игры, характерен комплексным проявлением указанных физических качеств. Поэтому и работа над их повышением проводится, как правило, в органической взаимосвязи так, чтобы одно двигательное качество дополняло, а не угнетало другое. Воспитание физических качеств непосредственно связано с совершенствованием процессов энергообеспечения работающих мышц. Для эффективного воздействия на то или иное физическое качество необходимо применять нагрузки определенной физиологической направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитичес-кие и анаэробно-алактатные).
В качестве основных методов используются:
- метод стандартного повторного упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки;
- метод переменного (вариативного) упражнения в режиме непрерывной и интервальной нагрузки;
- игровой и соревновательный методы;
- различные варианты комбинированных методов.
Преимущественное использование тех или иных методов в физической подготовке хоккеистов зависит от тренировочного этапа, контингента занимающихся, условий и других факторов.
Среди наиболее приемлемых организационно-методических форм проведения физической подготовки можно выделить раздельную, круговую и поточную.
Взаимосвязь физической подготовки с технической, тактической и волевой
Впроцессе подготовки хоккеистов высокой квалификации физическая подготовка сочетается с технико-тактической и волевой, поскольку в соревновательной деятельности хоккеиста они проявляются в органическом единстве и взаимосвязи.
Так, выполнение любого игрового приема связано с проявлением физических качеств и двигательного навыка, т.е. техники движения. Известно, что скорость бега на коньках, сила броска, силовое единоборство и другие приемы являются, с одной стороны, критериями техники, а с другой - высокой физической подготовки и, в частности, высокого уровня специальной силы и скорости.
Исследованиями на хоккеистах высокой квалификации установлена тесная взаимосвязь между показателями силовой, скоростной, скоростно-силовой подготовленности и уровнем их технического мастерства.
Подобная взаимосвязь существует и между физической и тактической подготовкой. Известно, что уровень подготовленности хоккеистов команды, в частности их выносливость и скорость, во многом определяют выбор тактики команды.
Команда, имеющая низкий уровень физической подготовленности, не в состоянии вести игру прессингом по прогрессивной тактической системе 3-2.
Несомненно, команда, достигнувшая более высокого уровня физической подготовленности, имеет большие возможности к разносторонней тактической оснащенности.
В соревновательной и тренировочной деятельности хоккеистов физическая подготовка связана также с психологической. Низкий уровень физической подготовки негативно отражается на волевых качествах спортсмена и не способствует эффективному освоению тренировочных и соревновательных нагрузок и росту спортивного мастерства.
9.8. Подготовка вратаря
Вратарь в хоккейной команде - это особая, значимая фигура. От уровня его игровой деятельности во многом зависит результат игры команды. Вместе с тем структура и содержание соревновательной деятельности вратаря значительно отличаются от полевого игрока и вызывают целесообразность отдельного изучения техники, тактики и методики его подготовки.