Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности

Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвя­зи: физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия спортсменов меж­ду собой в командных играх, что необходимо учитывать в трени­ровочном процессе.

На заре спортивных игр стремление лучше играть привело к необходимости предварительной подготовки, особенно перед уча­стием в соревнованиях. Это выражалось в обучении приемам игры, освоении правил соревнований, проведении двусторонних игр, кон­трольных игр с другими командами.

Накопление опыта, обобщение результатов научных исследо­ваний привело к становлению методики тренировки и выделению ее разделов - технической, тактической и физической подготовки, а в дальнейшем - психологической и теоретической (интеллекту­альной) подготовки.

В настоящее время совершенствование тренировочного процес­са по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциа­ции: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-трениро­вочных сборов по физической (функциональной, атлетической) под­готовке, по технико-тактической подготовке, написание методичес­ких материалов, учебных пособий и т. п. Опыт показывает, что со­вершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревнователь­ной деятельности. Требуется длительное время, чтобы «дифферен­цированные эффекты» тренировки существенно проявились в эффек­тивности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (уча­стия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сокра­тить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.

Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каж­дом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двусто-

ронних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эф­фект проявится сам по себе. Как уже упоминалось выше, это про­изойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.

Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенап­равленного воздействия. Это возможно при осуществлении интег­рации - процесса формирования связей между компонентами тре­нировки с целью объединения их в единую целостную соревнова­тельную деятельность. Значение данного процесса настолько ве­лико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особен­но наряду с другими выделяется специальный раздел - «Интеграль­ная подготовка».

Интегральная подготовка представляет собой систему трениро­вочных воздействий, призванную максимально реализовать трени­ровочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов (рис. 14).

В достижении спортивного результата в спортивных играх ус­ловно можно выделить три ступени. Первая ступень: уровень физи­ческих качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры). Вторая ступень: реализация физических способно­стей через технику конкретных приемов игры. Третья ступень: ре­ализация технических приемов через тактические действия, что и от­ражается на результате. Наблюдается целостный характер ступе­ней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у спортсмена возможности максимально использовать в иг­ре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообраз­нее и соверешеннее тактика, тем больше возможностей максималь­но реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.

Положение усложняется тем, что в арсенале спортсменов-игрови­ков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо вы­полнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в сорев­нованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор ко-мандности, требующий .согласованности действий спортсменов.

Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, ме­тодов и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противо­борства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной под­готовки являются соревнования по спортивной игре.

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к дву­сторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых





               
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
 
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
  Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
 
 

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru

действий спортсменов и, во-вторых, комплексное воздействие це­лостной игровой деятельности, включая соревновательную (рис. 15).

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление свя­зи между видами подготовки - физической и технической; техни­ческой и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-так­тической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической под­готовленности в единстве в игровых действиях.

Ведущими средствами интегральной подготовки служат упраж­нения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (со­пряженно); упражнения в чередовании различных по характеру

Рис. 15. Структура интегральной подготовки в тренировочном процессе

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, такти­ке, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называ­емыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки - методы совмещен­ных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Выс­шей формой интегральной подготовки являются учебные, конт­рольные и соревновательные игры.

4.2. Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигает­ся, во-первых, при развитии физических способностей, необходи­мых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью, превышающей со­ревновательную (см. рис. 14, 15).

Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; «соедине­ние» качеств и способностей с приемом игры (например, перифе­рическое зрение и передача мяча (шайбы), быстрота перемеще­ния и удары (броски) по воротам). В каждой спортивной игре за­дания выполняются на соответствующей предметной основе (пе­редвижение на коньках в хоккее).

1. Чередование различных упражнений на быстроту, упражне­ний для развития скоростно-силовых качеств, упражнений на раз­витие специальных физических качеств.

2. Чередование упражнений для развития скоростно-силовых ка­честв с различными способами перемещений, например упражне­ния в парах с набивным мячом и перемещения.

3. Перемещения различными способами на максимальной скорос­ти. Сочетание способов перемещения (последовательное выполнение).

4. Обучаемый на линии старта в стойке игрока, дистанция 6 м. По зрительному сигналу бежать до контрольной линии, остановка, поворот на 180°, бежать в обратном направлении - 4 отрезка. Во время бега ловля и бросок набивного (передача баскетбольного, гандбольного) мяча партнеру, от которого получен мяч. Один раз ловля и бросок в одну сторону, второй - в другую.

5. То же, что 4, но перед ловлей и передачей обучаемый делает поворот на 360° (не снижая скорости). Поворот выполнять пооче­редно в одну и другую стороны.

6. Дистанция 20-30 м. По обе стороны линии пробегания стоят
обучаемые с набивными мячами в руках. По сигналу со старта обу­
чаемый, пробегая дистанцию, ловит и возвращает мяч партнеру, ко­
торый ему его бросил: один раз ловля и бросок в одну сторону, вто­
рой - в другую и т. д. То же, но перед ловлей и броском поворот на
360°. То же, но ловля слева, а бросок вправо, потом ловля справа,
а бросок влево: вначале без поворота на 360°, затем с поворотом.
Варианты: только с набивным мячом; только с игровым мячом (бас­
кетбольным, гандбольным); чередование различных мячей, вначале
известно, какие мячи будут в упражнении, затем неизвестно.

В упражнениях 4-6 в футболе и хоккее ловлю и броски игрово­го мяча заменить обработкой футбольного мяча или шайбы.

7. Перемещения различными способами, остановки и ускорения, ускорение - остановка - ускорение с отягощениями: двумя набив­ными мячами в руках или мешком с песком на плечах, куртка-отя­гощение (вес от 2 до 10 кг и более в зависимости от возраста и под­готовленности).

8. У стены. Броски и ловля набивного мяча (4-6 раз), передачи игрового мяча (4-6 раз) - с максимальной скоростью. Цикл по­вторить 2-4 раза. Это же выполнить в парах; в хоккее применение клюшек и шайбы большего веса.

9. В парах, бросок и ловля набивного мяча, расстояние 4-6 м (2-4 раза), после этого бег к партнеру и обратно, снова броски и ловля и бег. 4-6 серий. То же с игровыми мячами: передачи в волейболе, баскетболе, гандболе; в футболе и хоккее чередование передач и перемещений.

10. То же, что в упражнении 9, но передвижение прыжками на одной ноге (на правой в одну сторону, на левой - в другую); то же, но чередовать после бросков и ловли набивного мяча бег и прыжки.

11. Упражнения для развития физических качеств с учетом струк­туры приемов игры: выполнение перемещений с отягощениями, приемов игры с отягощением звеньев тела, всего тела, завершать упражнение выполнением приема в обычном режиме.

12. Чередование подготовительных и подводящих упражнений по отдельным приемам игры, например, в волейболе, броски на­бивного мяча 1-2 кг с Выпадом и последующим падением - пере­дача сверху подвешенного мяча с падением и перекатом на спину; броски двумя руками набивного мяча в прыжке, мешочков с пес­ком (свинцовой дробью) в прыжке - нападающий удар по мячу на

мортизаторах.

13. Чередование упражнений на развитие специальных качеств
рименительно к изученным техническим приемам и выполнение
тих же приемов.

14. Чередование подготовительных, подводящих упражнений упражнений по технике.

15. Развитие специальных физических способностей в процессе ногократного выполнения технических приемов: основное требо-




Железняк



Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru вание - качественное выполнение приема, особенно в заключитель­ной серии попыток (на фоне утомления).

16. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов в процессе многократного их выполнения. На примере волейбола: различные способы перемещения в чередовании с мак­симальной скоростью; передачи сверху (снизу) с перемещениями; прием снизу и сверху в чередовании между собой и с перемещения­ми; подачи различными способами; передачи в прыжке (у стены двумя руками и попеременно одной); нападающие удары по мячу на амортизаторах, у стены, имитация блока (подвесной мяч) у сет­ки, блокирование; прием мяча от удара одной рукой через сетку, стоя на подставке (нападающих - один, два); различные перемеще­ния в сочетании с действием с мячом; передачи на точность (стоя лицом, спиной к цели; в прыжке, с падением - отдельно, и чередо­вание); нападающие удары каждым способом в отдельности и че­редование; прием мяча от подачи, нападающих ударов различны­ми способами.

17. У стены (щита) бросок набивного мяча (1-2 кг) двумя ру­
ками в прыжке из положения мяч над лицом; приземление и лов­
ля в прыжке; приземление, бросок в прыжке и т.д. То же, но с бас­
кетбольным мячом (в баскетболе) броски чередовать двумя и од­
ной рукой; в волейболе это упражнение можно выполнять в па­
рах. Количество повторений в зависимости от подготовленности -

многократно.

18. Для волейболистов в одном упражнении: стоя на коленях на
поролоновом мате удары кистью (по 4-6 раз) по набивному мячу
весом 1 кг (гандбольному); удары по волейбольному мячу, мяч
удерживается вытянутой левой рукой, правая рука выпрямлена,
ладонь над мячом (15-30 см), левая рука убирается (мяч не под­
брасывать), и тут же следует удар, после отскока мяч подхватыва­
ется и снова удар и т.д.; главное внимание - заключительному
движению кистью, рука выпрямлена; удар по мячу на амортиза­
торах в прыжке с разбегу; удар по мячу через сетку с собственно­
го подбрасывания.

19. Челночное перемещение 4x3 м (бег, прыжки на одной и двух ногах) и выполнение приемов игры: подача мяча; бросок в корзину, по воротам; удары по воротам и т.п. (на материале конкретной игры).

20. Спрыгивание с высоты 20-40 см и прыжок вверх с выполне­нием приема игры: нападающий удар по мячу на амортизаторах, бросок в корзину, бросок по воротам.

21. В парах, один обучаемый направляет мяч (шайбу) партнеру так, чтобы тот последовательно выполнял серию приемов игры. То же, но двое обучаемых посылают мяч (шайбу) так, чтобы обу­чаемый перед выполнением приема вынужден был перемещаться различными способами.

22. У стены (щита). Бросок набивного мяча в стену, сесть и пой­
мать мяч сидя, бросок сидя над собой, встать и поймать, бросок

в стену, сесть и т. д. То же с мячом: волейбольным - передачи, бас­кетбольным и гандбольным - передача (бросок) одной рукой и лов­ля. 4-6 серий.

23. Многократное выполнение технического приема (двух, трех). Основное требование - добиваться правильного выполнения при­ема. Проводить в виде соревнования.

24. Упражнения на переключения при выполнении технических приемов нападения и защиты с повышенной интенсивностью и до­зировкой для совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств.

25. Упражнения на переключения при выполнении тактичес­ких действий в нападении и защите с повышенной интенсивнос­тью и дозировкой для совершенствования навыков тактических действий и технических приемов, но с акцентом на развитие спе­циальных качеств.

4.3. Взаимосвязь технической и тактической подготовки

Единства технической и тактической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических дей­ствий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники (см. рис. 14, 15).

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посред­ством трех типов упражнений: первый - выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на пра­вильное техническое исполнение приемов игры; третий - переклю­чение в тактических действиях различного характера на прочной «технической» основе. Для всех типов упражнений характерно про­должительное их выполнение.

1. Чередование изученных технических приемов и их способов: перемещения различными способами и выполнение приема игры (всевозможные варианты - продолжительно и при высокой интен­сивности); чередование различных приемов игры между собой при тех же условиях - в рамках приемов нападения, приемов защиты, приемов нападения и защиты.

2. Последовательное выполнение комплекса приемов (поточно): приемов нападения, приемов защиты, чередование приемов напа­дения и защиты.

3. Выполнение приемов в рамках тактических действий (пов­торный метод). Основное внимание обращают на технику (напри­мер, в групповых действиях в нападении на передачу или нападаю­щий удар в волейболе), но соблюдают структуру тактического дей­ствия. Все действия обучаемых заранее обусловлены.





Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru 4. Упражнения для совершенствования навыков технических при­емов в процессе многократного выполнения тактических действий. Для многократного повторения последовательно выбирают такти­ческие действия - индивидуальные, групповые или командные в на­падении или защите с высокой интенсивностью (соответствующая организация обучаемых при проведении упражнений) и большой дозировкой (соответственно подготовленности обучаемых). Тогда можно повысить надежность выполнения технического приема, но не вообще, а в тесной связи с тактическим действием. Это создает благоприятные предпосылки для эффективности игровых действий.

5. Чередование индивидуальных, групповых и командных так­тических действий в нападении, в защите, в защите и нападении: отдельно индивидуальных, отдельно групповых, отдельно команд­ных - в нападении, в защите; то же, но в защите и в нападении.

6. Переключения при выполнении тактических действий: инди­видуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных -отдельно в нападении и защите. То же, но одно действие в защите, другое - в нападении - отдельно в индивидуальных, групповых и ко­мандных. То же, но при сочетании индивидуальных и групповых

тактических действий.

7. Переключение «нападение-защита»: команда (группа игро­
ков) выполняет нападающие действия обусловленным вариантом
групповых тактических действий, соперник осуществляет защиту
против данного действия, которое ему известно. По сигналу «на­
падавшая» команда переходит к защите, «защитники» нападают.
Многократное выполнение при высокой интенсивности и обес­
печении надежности техники (введение нескольких мячей и т.п.).
Последовательно «прорабатываются» основные тактические дей­
ствия, индивидуальные и коллективные, с включением основно­
го арсенала техники.

8. Переключение «защита-нападение»: по аналогии с предыду­щим упражнением команда (группа игроков) после защитных дей­ствий переходит к нападению. Также в переключения вводятся ос­новные варианты индивидуальных и коллективных действий с ис­пользованием арсенала техники.

9. Переключение «нападение-защита-нападение»: после напа­дающих действий по сигналу команда (группа игроков) переклю­чается на защиту и по сигналу снова переходит в нападение. Пере­ключение происходит в ограниченное время в условиях интенсив­ной нагрузки.

10. Переключение «защита-нападение-защита»: упражнения
строятся на основе упражнений 3-5 при соблюдении аналогичных

требований.

Приведенные выше «модельные» упражнения необходимо стро­ить на программном материале для конкретного контингента, эта­па тренировки и т.д. Они предваряют игровые упражнения, игро­вые фрагменты, учебную двустороннюю игру.

Взаимосвязь двух и более видов подготовки в учебном процессе в течение года (тренировочного процесса в годичном цикле) осу­ществляется следующим образом. Первоначально решают специ­фические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - в пределах одного вида подготовки; содей­ствие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определен­ной последовательности: в рамках одного вида подготовки; физи­ческая и техническая; физическая и тактическая; техническая и так­тическая; все три вида подготовки - в учебных и контрольных иг­рах, соревнованиях (см. рис. 15).

С позиции решения задач интегральной подготовки необходи­мо рассматривать структуру становления навыков конкретной игры, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения техни­ке и тактике. На каждой стадии становления навыка должны быть задействованы такие средства (упражнения), которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки. Пред­ставление об этом дает рисунок 15.

4.4. Игровая и соревновательная подготовка

Подготовка игроков в спортивной игре может считаться эффек­тивной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Система заданий, которые ставят обучаемым во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и тактических действий они целенаправ­ленно воспроизводят в игровой обстановке. С учетом задания «со­перник» создает необходимые условия для выполнения того или иного действия в нападении или защите.

Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью «установок на игру» и последующего разбора игр. Сорев­нования являются высшей формой интегральной подготовки, опира­ющейся на сформированные взаимосвязи компонентов тренировки.

Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:

1. Упражнения по технике в виде игр - «Эстафета у стены» (пе­редачи о стену), «Мяч водящему», «Передал - садись!», «Мяч в воз­духе», «Точно в цель» (с учетом специфики спортивной игры).

2. Игры подготовительные к спортивным - в них должна быть отражена специфика конкретной игры.

3. Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направле­ны на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На началь­ном этапе в работе с детьми применяется игра «мини».

4. Контрольные игры с заданиями - установками на игру и пос­ледующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, слу-

               
  Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
 
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
 
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
    Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru
 

Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности - student2.ru

жат промежуточным звеном между учебными и календарными иг­рами, официальными соревнованиями.

Учебные игры. Игра по правилам «мини». Игра по правилам спортивной игры с некоторыми отступлениями от правил. Игра при полном соблюдении правил игры. Игра уменьшенными соста­вами, игра полными составами.

Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняе­мость учебной группы. Как правило, для контрольных игр пригла­шают «чужую» команду. Контрольные игры незаменимы при под­готовке к соревнованиям.

Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий - «зак­репить» в игре изучаемые приемы техники. Обязательное требова­ние при проведении учебных игр - применение изученных техни­ческих приемов. В систему заданий в игре последовательно вклю­чают программный материал для данного года обучения.

Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть обязательно. Они стро­ятся на основе программного материала для данного года обуче­ния: это тактические действия в нападении и защите - индивиду­альные, групповые и командные.

Об эффективности интегральной подготовки судят по следу­ющим показателям: объем («ассортимент») технических приемов и тактических действий, применяемых обучаемыми в игре й со­ревнованиях (на основе программы для соответствующего воз­раста) и качество (по числу «своих ошибок»); эффективность иг­ровых действий в игре и соревнованиях (по результатам наблю­дений).

Наши рекомендации