Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности
Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвязи: физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия спортсменов между собой в командных играх, что необходимо учитывать в тренировочном процессе.
На заре спортивных игр стремление лучше играть привело к необходимости предварительной подготовки, особенно перед участием в соревнованиях. Это выражалось в обучении приемам игры, освоении правил соревнований, проведении двусторонних игр, контрольных игр с другими командами.
Накопление опыта, обобщение результатов научных исследований привело к становлению методики тренировки и выделению ее разделов - технической, тактической и физической подготовки, а в дальнейшем - психологической и теоретической (интеллектуальной) подготовки.
В настоящее время совершенствование тренировочного процесса по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической) подготовке, по технико-тактической подготовке, написание методических материалов, учебных пособий и т. п. Опыт показывает, что совершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревновательной деятельности. Требуется длительное время, чтобы «дифференцированные эффекты» тренировки существенно проявились в эффективности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (участия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сократить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.
Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каждом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двусто-
ронних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Как уже упоминалось выше, это произойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.
Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции - процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Значение данного процесса настолько велико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особенно наряду с другими выделяется специальный раздел - «Интегральная подготовка».
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов (рис. 14).
В достижении спортивного результата в спортивных играх условно можно выделить три ступени. Первая ступень: уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры). Вторая ступень: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры. Третья ступень: реализация технических приемов через тактические действия, что и отражается на результате. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у спортсмена возможности максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и соверешеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.
Положение усложняется тем, что в арсенале спортсменов-игровиков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор ко-мандности, требующий .согласованности действий спортсменов.
Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по спортивной игре.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых
действий спортсменов и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную (рис. 15).
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в игровых действиях.
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (сопряженно); упражнения в чередовании различных по характеру
Рис. 15. Структура интегральной подготовки в тренировочном процессе
упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки - методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.
4.2. Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается, во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью, превышающей соревновательную (см. рис. 14, 15).
Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чередование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; «соединение» качеств и способностей с приемом игры (например, периферическое зрение и передача мяча (шайбы), быстрота перемещения и удары (броски) по воротам). В каждой спортивной игре задания выполняются на соответствующей предметной основе (передвижение на коньках в хоккее).
1. Чередование различных упражнений на быстроту, упражнений для развития скоростно-силовых качеств, упражнений на развитие специальных физических качеств.
2. Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с различными способами перемещений, например упражнения в парах с набивным мячом и перемещения.
3. Перемещения различными способами на максимальной скорости. Сочетание способов перемещения (последовательное выполнение).
4. Обучаемый на линии старта в стойке игрока, дистанция 6 м. По зрительному сигналу бежать до контрольной линии, остановка, поворот на 180°, бежать в обратном направлении - 4 отрезка. Во время бега ловля и бросок набивного (передача баскетбольного, гандбольного) мяча партнеру, от которого получен мяч. Один раз ловля и бросок в одну сторону, второй - в другую.
5. То же, что 4, но перед ловлей и передачей обучаемый делает поворот на 360° (не снижая скорости). Поворот выполнять поочередно в одну и другую стороны.
6. Дистанция 20-30 м. По обе стороны линии пробегания стоят
обучаемые с набивными мячами в руках. По сигналу со старта обу
чаемый, пробегая дистанцию, ловит и возвращает мяч партнеру, ко
торый ему его бросил: один раз ловля и бросок в одну сторону, вто
рой - в другую и т. д. То же, но перед ловлей и броском поворот на
360°. То же, но ловля слева, а бросок вправо, потом ловля справа,
а бросок влево: вначале без поворота на 360°, затем с поворотом.
Варианты: только с набивным мячом; только с игровым мячом (бас
кетбольным, гандбольным); чередование различных мячей, вначале
известно, какие мячи будут в упражнении, затем неизвестно.
В упражнениях 4-6 в футболе и хоккее ловлю и броски игрового мяча заменить обработкой футбольного мяча или шайбы.
7. Перемещения различными способами, остановки и ускорения, ускорение - остановка - ускорение с отягощениями: двумя набивными мячами в руках или мешком с песком на плечах, куртка-отягощение (вес от 2 до 10 кг и более в зависимости от возраста и подготовленности).
8. У стены. Броски и ловля набивного мяча (4-6 раз), передачи игрового мяча (4-6 раз) - с максимальной скоростью. Цикл повторить 2-4 раза. Это же выполнить в парах; в хоккее применение клюшек и шайбы большего веса.
9. В парах, бросок и ловля набивного мяча, расстояние 4-6 м (2-4 раза), после этого бег к партнеру и обратно, снова броски и ловля и бег. 4-6 серий. То же с игровыми мячами: передачи в волейболе, баскетболе, гандболе; в футболе и хоккее чередование передач и перемещений.
10. То же, что в упражнении 9, но передвижение прыжками на одной ноге (на правой в одну сторону, на левой - в другую); то же, но чередовать после бросков и ловли набивного мяча бег и прыжки.
11. Упражнения для развития физических качеств с учетом структуры приемов игры: выполнение перемещений с отягощениями, приемов игры с отягощением звеньев тела, всего тела, завершать упражнение выполнением приема в обычном режиме.
12. Чередование подготовительных и подводящих упражнений по отдельным приемам игры, например, в волейболе, броски набивного мяча 1-2 кг с Выпадом и последующим падением - передача сверху подвешенного мяча с падением и перекатом на спину; броски двумя руками набивного мяча в прыжке, мешочков с песком (свинцовой дробью) в прыжке - нападающий удар по мячу на
мортизаторах.
13. Чередование упражнений на развитие специальных качеств
рименительно к изученным техническим приемам и выполнение
тих же приемов.
14. Чередование подготовительных, подводящих упражнений упражнений по технике.
15. Развитие специальных физических способностей в процессе ногократного выполнения технических приемов: основное требо-
Железняк
вание - качественное выполнение приема, особенно в заключительной серии попыток (на фоне утомления).
16. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов в процессе многократного их выполнения. На примере волейбола: различные способы перемещения в чередовании с максимальной скоростью; передачи сверху (снизу) с перемещениями; прием снизу и сверху в чередовании между собой и с перемещениями; подачи различными способами; передачи в прыжке (у стены двумя руками и попеременно одной); нападающие удары по мячу на амортизаторах, у стены, имитация блока (подвесной мяч) у сетки, блокирование; прием мяча от удара одной рукой через сетку, стоя на подставке (нападающих - один, два); различные перемещения в сочетании с действием с мячом; передачи на точность (стоя лицом, спиной к цели; в прыжке, с падением - отдельно, и чередование); нападающие удары каждым способом в отдельности и чередование; прием мяча от подачи, нападающих ударов различными способами.
17. У стены (щита) бросок набивного мяча (1-2 кг) двумя ру
ками в прыжке из положения мяч над лицом; приземление и лов
ля в прыжке; приземление, бросок в прыжке и т.д. То же, но с бас
кетбольным мячом (в баскетболе) броски чередовать двумя и од
ной рукой; в волейболе это упражнение можно выполнять в па
рах. Количество повторений в зависимости от подготовленности -
многократно.
18. Для волейболистов в одном упражнении: стоя на коленях на
поролоновом мате удары кистью (по 4-6 раз) по набивному мячу
весом 1 кг (гандбольному); удары по волейбольному мячу, мяч
удерживается вытянутой левой рукой, правая рука выпрямлена,
ладонь над мячом (15-30 см), левая рука убирается (мяч не под
брасывать), и тут же следует удар, после отскока мяч подхватыва
ется и снова удар и т.д.; главное внимание - заключительному
движению кистью, рука выпрямлена; удар по мячу на амортиза
торах в прыжке с разбегу; удар по мячу через сетку с собственно
го подбрасывания.
19. Челночное перемещение 4x3 м (бег, прыжки на одной и двух ногах) и выполнение приемов игры: подача мяча; бросок в корзину, по воротам; удары по воротам и т.п. (на материале конкретной игры).
20. Спрыгивание с высоты 20-40 см и прыжок вверх с выполнением приема игры: нападающий удар по мячу на амортизаторах, бросок в корзину, бросок по воротам.
21. В парах, один обучаемый направляет мяч (шайбу) партнеру так, чтобы тот последовательно выполнял серию приемов игры. То же, но двое обучаемых посылают мяч (шайбу) так, чтобы обучаемый перед выполнением приема вынужден был перемещаться различными способами.
22. У стены (щита). Бросок набивного мяча в стену, сесть и пой
мать мяч сидя, бросок сидя над собой, встать и поймать, бросок
в стену, сесть и т. д. То же с мячом: волейбольным - передачи, баскетбольным и гандбольным - передача (бросок) одной рукой и ловля. 4-6 серий.
23. Многократное выполнение технического приема (двух, трех). Основное требование - добиваться правильного выполнения приема. Проводить в виде соревнования.
24. Упражнения на переключения при выполнении технических приемов нападения и защиты с повышенной интенсивностью и дозировкой для совершенствования навыков технических приемов и развития специальных качеств.
25. Упражнения на переключения при выполнении тактических действий в нападении и защите с повышенной интенсивностью и дозировкой для совершенствования навыков тактических действий и технических приемов, но с акцентом на развитие специальных качеств.
4.3. Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Единства технической и тактической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических действий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники (см. рис. 14, 15).
Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый - выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры; третий - переключение в тактических действиях различного характера на прочной «технической» основе. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.
1. Чередование изученных технических приемов и их способов: перемещения различными способами и выполнение приема игры (всевозможные варианты - продолжительно и при высокой интенсивности); чередование различных приемов игры между собой при тех же условиях - в рамках приемов нападения, приемов защиты, приемов нападения и защиты.
2. Последовательное выполнение комплекса приемов (поточно): приемов нападения, приемов защиты, чередование приемов нападения и защиты.
3. Выполнение приемов в рамках тактических действий (повторный метод). Основное внимание обращают на технику (например, в групповых действиях в нападении на передачу или нападающий удар в волейболе), но соблюдают структуру тактического действия. Все действия обучаемых заранее обусловлены.
4. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов в процессе многократного выполнения тактических действий. Для многократного повторения последовательно выбирают тактические действия - индивидуальные, групповые или командные в нападении или защите с высокой интенсивностью (соответствующая организация обучаемых при проведении упражнений) и большой дозировкой (соответственно подготовленности обучаемых). Тогда можно повысить надежность выполнения технического приема, но не вообще, а в тесной связи с тактическим действием. Это создает благоприятные предпосылки для эффективности игровых действий.
5. Чередование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении, в защите, в защите и нападении: отдельно индивидуальных, отдельно групповых, отдельно командных - в нападении, в защите; то же, но в защите и в нападении.
6. Переключения при выполнении тактических действий: индивидуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных -отдельно в нападении и защите. То же, но одно действие в защите, другое - в нападении - отдельно в индивидуальных, групповых и командных. То же, но при сочетании индивидуальных и групповых
тактических действий.
7. Переключение «нападение-защита»: команда (группа игро
ков) выполняет нападающие действия обусловленным вариантом
групповых тактических действий, соперник осуществляет защиту
против данного действия, которое ему известно. По сигналу «на
падавшая» команда переходит к защите, «защитники» нападают.
Многократное выполнение при высокой интенсивности и обес
печении надежности техники (введение нескольких мячей и т.п.).
Последовательно «прорабатываются» основные тактические дей
ствия, индивидуальные и коллективные, с включением основно
го арсенала техники.
8. Переключение «защита-нападение»: по аналогии с предыдущим упражнением команда (группа игроков) после защитных действий переходит к нападению. Также в переключения вводятся основные варианты индивидуальных и коллективных действий с использованием арсенала техники.
9. Переключение «нападение-защита-нападение»: после нападающих действий по сигналу команда (группа игроков) переключается на защиту и по сигналу снова переходит в нападение. Переключение происходит в ограниченное время в условиях интенсивной нагрузки.
10. Переключение «защита-нападение-защита»: упражнения
строятся на основе упражнений 3-5 при соблюдении аналогичных
требований.
Приведенные выше «модельные» упражнения необходимо строить на программном материале для конкретного контингента, этапа тренировки и т.д. Они предваряют игровые упражнения, игровые фрагменты, учебную двустороннюю игру.
Взаимосвязь двух и более видов подготовки в учебном процессе в течение года (тренировочного процесса в годичном цикле) осуществляется следующим образом. Первоначально решают специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - в пределах одного вида подготовки; содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определенной последовательности: в рамках одного вида подготовки; физическая и техническая; физическая и тактическая; техническая и тактическая; все три вида подготовки - в учебных и контрольных играх, соревнованиях (см. рис. 15).
С позиции решения задач интегральной подготовки необходимо рассматривать структуру становления навыков конкретной игры, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения технике и тактике. На каждой стадии становления навыка должны быть задействованы такие средства (упражнения), которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки. Представление об этом дает рисунок 15.
4.4. Игровая и соревновательная подготовка
Подготовка игроков в спортивной игре может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Система заданий, которые ставят обучаемым во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и тактических действий они целенаправленно воспроизводят в игровой обстановке. С учетом задания «соперник» создает необходимые условия для выполнения того или иного действия в нападении или защите.
Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью «установок на игру» и последующего разбора игр. Соревнования являются высшей формой интегральной подготовки, опирающейся на сформированные взаимосвязи компонентов тренировки.
Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:
1. Упражнения по технике в виде игр - «Эстафета у стены» (передачи о стену), «Мяч водящему», «Передал - садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (с учетом специфики спортивной игры).
2. Игры подготовительные к спортивным - в них должна быть отражена специфика конкретной игры.
3. Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направлены на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На начальном этапе в работе с детьми применяется игра «мини».
4. Контрольные игры с заданиями - установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, слу-
жат промежуточным звеном между учебными и календарными играми, официальными соревнованиями.
Учебные игры. Игра по правилам «мини». Игра по правилам спортивной игры с некоторыми отступлениями от правил. Игра при полном соблюдении правил игры. Игра уменьшенными составами, игра полными составами.
Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр приглашают «чужую» команду. Контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий - «закрепить» в игре изучаемые приемы техники. Обязательное требование при проведении учебных игр - применение изученных технических приемов. В систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.
Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть обязательно. Они строятся на основе программного материала для данного года обучения: это тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные.
Об эффективности интегральной подготовки судят по следующим показателям: объем («ассортимент») технических приемов и тактических действий, применяемых обучаемыми в игре й соревнованиях (на основе программы для соответствующего возраста) и качество (по числу «своих ошибок»); эффективность игровых действий в игре и соревнованиях (по результатам наблюдений).