Переписка И.В. Сталина с женой Н. Аллилуевой. 1929 г.

Н.С. Аллилуева И.В. Сталину

28 августа 1929 г.

Дорогой Иосиф.

Как твое здоровье, поправился ли, лучше ли чувствуешь себя в Сочи? Я уехала с беспокойством, обязательно напиши. Доехали хорошо как раз к сроку. В понедельник будет письменный экзамен по математике, потом физическая география и русский яз. Должна сознаться тебе, что я крайне волнуюсь. Пока никого не видела и нигде не была. Слыхала, как будто Горький поехал в Сочи, наверное, побывает у тебя, жаль без меня – его очень приятно слушать. По окончании моих дел напишу тебе о результатах. Тебя же очень прошу беречь себя. Целую крепко, крепко, как ты меня поцеловал на прощанье.

Твоя Надя.

И.В. Сталин Н.С. Аллилуевой

1 сентября 1929 г.

Здравствуй, Татька!

Получил Твое письмо. Оказывается я был близок к воспалению легких. Хотя чувствую себя намного лучше у меня «хрип» в обоих легких и все еще не покидает кашель. Дела, черт побери…

Как только выкроишь себе 6-7 дней свободных, катись прямо в Сочи. Как дела с экзаменом?

Целую мою Татьку.

И. Сталин.

Н.С. Аллилуева И.В. Сталину

2 сентября 1929 г.

Здравствуй Иосиф.

Твое письмо я получила. Очень рада, что в Сочи ты чувствуешь себя лучше. Конечно, ты там поправишься, особенно, если будешь следить за собой. Как мои дела в Пром. Академии ты спрашиваешь. Теперь могу сказать, что лучше, так как сегодня у меня был экзамен по математике, который прошел удачно. Но в общем мне все же не везет, а именно: утром нужно было быть в Академии к 9.00, я конечно вышла в 8.30, и что же – испортился трамвай, стала ждать автобуса – нет его, тогда, катастрофически опаздывая, я решила сесть на такси и, представляешь, не доехав до Академии машина сломалась! Я добежала пешком, но к счастью экзамены задержали на 2 часа.

Вчера звонил Микоян, интересовался твоим здоровьем и моими делами. Говорил, что будет у тебя. Кстати, должна тебе сказать, что в Москве всюду хвосты и за молоком, и за мясом. Зрелище неприятное, а главное, все же можно было бы путем правильной организации это все улучшить…

Я разболталась, забыв, что ты длинных писем не любишь. Пиши мне что-нибудь, тогда не будет скучно. А сейчас целую крепко тебя. До свидания.

Твоя Надя.

Кремль.

Из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. (РГАСПИ. Ф.558.)

Письмо студента П.С. Васильева И.В. Сталину. Ленинград. 3 декабря 1930 г.

Тов. Сталин!

Меня, студента Ленинградского педагогического техникума им. К.Д. Ушинского (по происхождению крестьянина, отец имеет 1 корову, 1 лошадь, 4 га земли и платит с.х. налог 11 рублей), интересует один вопрос, касающийся Вас лично. Если это Вас особенно не затруднит, то дайте хотя вкратце Ваше мнение по вопросу, изложенному ниже.

Я и мои товарищи, давая педагогическую практику в школе, научились у учеников из резинки пускать особо сложенные бумажки, которые бьют довольно чувствительно. Однажды, увлекаясь этими ребяческими шутками, дело зашло довольно далеко. Я и мой товарищ находились в комнате одни. От нечего делать для развлечения устроили перестрелку из этого примитивного оружия. Но через некоторое время мишень показалась крупной и мы стали искать более мелкую мишень. Увидав портрет Бухарина, со словами "правый уклонист" мы выпустили несколько зарядов по этой мишени, потом перевели свои цели на мой личный, самим увеличенный, портрет и карточки своих товарищей. Азарт дошел до высшей степени. У меня в руке еще два заряда. Мне в глаза бросается Ваш портрет. Я, нисколько не останавливаясь и не думая, целюсь в Вас и первый удар был весьма неудачен. Обиженный неудачей, я также необдуманно нацеливаю второй удар. И к сожалению этот удар был очень меток и довольно силен. Снаряд попал прямо в левую щеку, где и образовалась дыра. Утверждаю, что этот поступок был совершенно без цели, не обдуман и произведен в забытии. Дыры я сразу не заметил, а на другой день товарищ начинает меня бранить, показывая дыру. Опомнившись и обсудив данное положение, я осознал, что поступил плохо (хотя и в забытии), но все же решил данный факт довести до сведения своих ребят, которые довели до сведения всей общественности (за что я их нисколько не виню, а наоборот).

За сей поступок я снят с председательства бюро кружка физкультуры по постановлению профкома, исключен из кружка физкультуры, из профсоюза, передан на общественно-показательный суд с предложением исключить из техникума и дело передать в народный суд.

Хотя и в шутках, но за допущенную мною ошибку я согласен нести любое наказание, которое сочтет достойным моим поступкам общественно-показательный и народный пролетарский суд. Мне хотелось бы, если невозможно в техникуме и на педагогическом поприще, то на производстве у станка доказать звание достойного борца за культуру, за социализм.

Мне весьма ценно Ваше мнение по моему поступку и Ваш совет на мое будущее. Если это Вас не затруднит, то дайте мне по возможности быстрее ответ, так как суд будет на днях.

С товарищеским приветом

студент III курса ВАСИЛЬЕВ Петр

Семенович.

Мой адрес: гор. Ленинград, 22, Малая Посадская д. № 26, студент III курса ВАСИЛЬЕВ П.С.

Наши рекомендации