И ремонт автомобильного транспорта

Техническое обслуживание

И ремонт автомобильного транспорта

Методические указания

К выполнению курсового проекта

По МДК 01.02 «Техническое обслуживание

И ремонт автотранспорта»

для студентов специальности 23.02.03

«Техническое обслуживание и ремонт

Автомобильного транспорта»

ОДОБРЕНО: цикловой комиссией специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Председатель комиссии Н.С. Сысолятин СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по научно-методической работе Екатеринбургского колледжа транспортного строительства   Т.К. Пермякова УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе Екатеринбургского колледжа транспортного строительства   А.М. Шанин
Автор: Сысолятин Н.С. преподаватель дисциплин профессионального цикла Екатеринбургского колледжа транспортного строительства  
Рецензент:   Крохалев Г.В. - помощник начальника транспортно-логистического цеха ФГУП УЭМЗ

В основной части методических указаний представлена методика определения производственной программы автотранспортного предприятия (АТП) по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, основы расчета численности производственных рабочих, методика определения площадей производственных участков, а также основы выбора методов организации производства технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава на АТП, организации технологических процессов.

Методические указания предназначены для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, используются при разработке курсового проекта по междисциплинарному курсу «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также при работе над дипломным проектом.

Могут быть полезны для преподавателей, ведущих курсовое и дипломное проектирование по специальности 23.02.03.

Ó Екатеринбургский колледж транспортного строительства, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Цель и задачи курсового проекта, его содержание
Виды курсовых проектов
Рекомендации по организации работы над курсовым проектом
Методические указания по разработке разделов курсового проекта
4.1 Введение
4.2 Характеристика АТП и объекта проектирования
Методические указания по оформлению курсового проекта
Расчетно - технологический раздел
6.1 Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирование нормативов  
6.2 Определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей  
6.3 Определение годового пробега автомобилей (автопоездов) на АТП
6.4 Определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей (автопоездов)  
6.5 Определение общей годовой трудоемкости ТО и ТР подвижного состава на АТП  
6.6 Определение годовой трудоемкости работ по объекту проектирования  
6.7 Определение количества ремонтных рабочих в АТП и на объекте проектирования  
Организационный раздел
7.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП
7.2 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования  
7.3 Схема технологического процесса по объекту проектирования
7.4 Выбор режима работы производственных подразделений
7.5 Расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики
7.6 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации
7.7 Подбор технологического оборудования
7.8 Расчет производственной площади объекта проектирования
7.9 Техника безопасности
Технологическая карта
Заключение
Список литературы
Приложения

1. Цель и задачи курсового проекта, его содержание

Курсовой проект по техническому обслуживанию автомобилей является одним из важнейших этапов изучения материала программы по междисциплинарному курсу (МДК) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» студентами колледжа по специальности 23.02.03.

Целью курсового проекта является углубление, закрепление и систематизация знаний студентов по решению вопросов технологического проектирования производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП).

На основе изучения теоретического материала программы МДК в проекте осуществляется технологическое проектирование одного из производственных подразделений АТП. При этом в проекте решаются следующие основные задачи:

· определение объемов работ и численности исполнителей;

· разработка вопросов организации и технологии работ;

· принятие планировочных решений;

· разработка мероприятий по технике безопасности.

Указанные задачи решаются в соответствующих разделах пояснительной записки и графической части.

Пояснительная записка является текстовым документом проекта, в котором выполняются необходимые технологические расчеты, и приводится обоснование принимаемых решений

По своему содержанию пояснительная записка должна состоять из следующих разделов:

1. Введение;

2. Характеристика АТП и объекта проектирования;

3. Расчетно-технологический раздел;

4. Организационный раздел;

5. Технологическая карта;

6. Техника безопасности;

7. Заключение;

8. Список литературы

Графическая часть отражает принятое в проекте планировочное решение по производственному подразделению, указанному в задании.

Виды курсовых проектов

Курсовой проект разрабатывается по индивидуальному заданию на проектирование, которое выдается преподавателем.

Заданием на проектирование предусмотрена технологическая разработка одного из подразделений, на котором выполняются техническое обслуживание, диагностика или текущий ремонт. В зависимости от наименования объекта проектирования различают:

· проекты по техническому обслуживанию;

· проекты по диагностике;

· проекты по текущему ремонту.

К проектам по техническому обслуживанию относятся те, в которых объектами проектирования являются зона уборочно-моечных работ, зоны ТО-1 и ТО-2.

К проектам по диагностике относятся те, в которых объектами проектирования являются посты общей или поэлементной диагностики.

К проектам по текущему ремонту относятся те, в которых объектами проектирования являются посты зоны текущего ремонта (ТР) или цеха (участка, отделения) по ремонту узлов и агрегатов автомобилей.

Рекомендации по организации работы над

Курсовым проектом

После получения индивидуального задания на проектирование работу над курсовым проектом целесообразно организовать в следующей последовательности:

· изучить теоретический материал программы, обращая особое внимание на материал, связанный с заданным объектом проектирования;

· подобрать нормативную, справочную и другую литературу, необходимую для проектирования, с учетом списка рекомендуемой литературы в настоящих методических указаниях;

· с учетом настоящих методических указаний разработать разделы проекта;

· используя рекомендации Типовых проектов рабочих мест на АТП выполнить в графической части планировку объекта проектирования;

· оформить ПЗ и графическую часть проекта с учетом требований, изложенных в методических указаниях и требований Стандарта предприятия;

· сдать курсовой проект на проверку.

Введение

Материал введения должен быть тесно увязан с темой проекта, в нем должна быть обоснована необходимость выполнения технологических разработок по объекту проектирования.

Необходимо сформулировать цель и задачи курсового проекта, увязав их с общими задачами, стоящими перед автомобильным транспортом.

Материал раздела рекомендуется изложить в определенной последовательности, раскрывая содержание следующих вопросов:

· значение автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров для народного хозяйства; задачи, стоящие перед автомобильным транспортом;

· значение технического обслуживания и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава;

· задачи, стоящие перед технической службой АТП в области ТО и ремонта;

· цель и задачи проекта.

Организационный раздел

Целью данного раздела курсового проекта является разработка вопросов организации работы участка проектирования. За исключением п.7.1 данного раздела все остальные разрабатываются только применительно к тому объекту проектирования, который указан в задании на проект.

В организационной части предполагается решение следующих задач:

· выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП;

· выбор метода организации производства на объекте проектирования;

· схема технологического процесса на объекте проектирования;

· выбор режима работы производственных подразделений;

· расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики;

· распределение исполнителей по специальностям и квалификации;

· подбор технологического оборудования;

· расчет производственной площади объекта проектирования.

Таблица 7.1-Распределение исполнителей в зоне ТО по специальностям

№ п/п Виды работ Распределение трудоемкости, % Количество исполнителей
расчетное принятое
Диагностические      
Крепежные      
Регулировочные      
Электротехнические      
По системе питания      
Шинные      
Смазочно - заправочные, очистительные      
ИТОГО 100,0    

В проектах по зонам текущего ремонта количество исполнителей для отдельных видов работ выполняется с учетом распределения постовых работ зон (Приложение А). Результаты расчета и принятое количество исполнителей с учетом их возможного совмещения целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 7.2- Распределение исполнителей в зоне ТР по специальностям

№ п/п Виды работ Распределение трудоемкости, % Количество исполнителей
расчетное принятое
Диагностические      
Регулировочные      
Разборочно-сборочные      
Сварочно-жестяницкие      

Для специализированных постов в зоне ТР распределение исполнителей по постам необходимо провести с учетом решения, принятого ранее в п. 7.5

В процентах по ремонтным цехам, где общее количество исполнителей составляет несколько человек, целесообразна специализация исполнителей по отдельным видам работ или по ремонту отдельных агрегатов, узлов или приборов. При решении этой задачи необходимо использовать примерное соотношение между исполнителями различных специальностей, приведенное в Типовых проектах рабочих мест на АТП.

Решение вопроса о выборе квалификации исполнителей в различных производственных подразделениях должно выполняться с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест на АТП.

В проектах по диагностике в соответствии с рекомендациями Руководства по диагностике подвижного состава работы по диагностированию выполняют механики - диагносты (инженеры или техники). Поэтому распределение исполнителей по специальностям и квалификации для этих проектов не выполняется.

Техника безопасности

В данном разделе проекта должны быть разработаны основные требования по обеспечению безопасных приемов труда на объекте проектирования.

С учетом рекомендаций, изложенных в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте», необходимо отразить следующее:

· требования к инструменту, приспособлениям и основному технологическому оборудованию;

· требования по технике безопасности при выполнении основных работ;

· требования техники безопасности к помещению;

· противопожарные мероприятия

При разработке данного раздела проекта необходимо обратить внимание на то, чтобы рекомендации по технике безопасности носили конкретный характер для объекта проектирования.

Технологическая карта

В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать либо технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобиля (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.

Технологический процесс ТО, диагностики либо ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований ( технических условий).

Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно - технологической или постовой технологической карты.

Операционно - технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО(диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями она выполняется на формах 1 и 1а МУ - 200 - РСФСР - 12 - 0139 81

Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями постовая технологическая карта выполняется на формах 2 и 2а МУ - 200 - РСФСР - 12 0139 -81 .

Технологический процесс текущего ремонта топливной аппаратуры, разборочно - сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, арматурно - кузовные, солярные, обойные работы текущего ремонта оформляются в виде маршрутной карты.

Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТ 3.1105 - 74 маршрутная карта выполняется на формах 1 и 1а.

Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).

Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно - сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407 - 74 (форма 1 и 1а) .

Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой освещены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

Заключение

В данном разделе необходимо указать перечень основных задач, решенных по каждому из разделов курсового проекта и сделать вывод о том, какое влияние окажет решение их на повышение технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта на АТП.

Список литературы

Для разработки курсового проекта рекомендуется использовать следующую литературу:

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч.1., М.,Транспорт, 1986.

2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч.2 (нормативная)., М.,Транспорт, 1984.

3. Общесоюзные нормы технического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91). М., Минавтотранс, 1991.

4. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. М., Транспорт, 1981.

5. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. 1 и 2 части. М., ЦНОТ и УП Минавтотранс РСФСР, 1985.

6. Руководство по организации и технологии технического обслуживания грузовых автомобилей с применением диагностики для автотранспортных предприятий различной мощности. Методические указания (МУ-200-РСФСР-12-0139-81). М., Минавтотранс РСФСР, 1981.

7. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД-200-РСФСР-15-0150-81. М., Минавтотранс РСФСР,1982.

8. Суханов В.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М., Транспорт,1985.

9. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. НИИАТ, М., Транспорт, 1982.

10.Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт, 1985.

12. Стандарт предприятия. Общие требования и правила оформления дипломных и курсовых проектов (работ), ЕКТС, Екатеринбург,2012.
Приложение А

Распределение объема ЕО, ТО и ТР по видам работ в процентах

(по ОНТП-01-91)

Виды работ ТО и ТР Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили общего назначения Внедорожные автомобили - самосвалы Прицепы и полу-прицепы
Техническое обслуживание
Еос (выполняемые ежедневно)*1
уборочные
моечные
заправочные -
контрольно-диагностические
ремонтные (устранение мелких неисправностей)
ИТОГО:
Еот (выполняемые перед ТО и ТР)*1
уборочные
моечные по двигателю и шасси
ИТОГО:
ТО-1
общее диагностирование Д-1
крепежные. регулировочные. смазочные и др.
ИТОГО:
ТО-2
углубленное диагностирование Д-2
крепежные. регулировочные. смазочные и др.
ИТОГО:
Текущий ремонт*2
Постовые работы
общее диагностирование Д-1
углубленное диагностирование Д-2
регулировочные и разборочно-сборочные
сварочные - с металлическими кузовами - с металлодеревянными кузовами - с деревянными кузовами - - -
- - -
- - -
жестяницкие - с металлическими кузовами - с металлодеревянными кузовами - с деревянными кузовами - - -
- - -
- - -
Деревообрабатывающие - с металлодеревянными кузовами - с деревянными кузовами - - -
- - -
окрасочные
ИТОГО по местам: 50*3 65*3
Участковые работы
агрегатные 17/15*4 -
слесарно-механические
электротехнические 6/5*4
аккумуляторные -
ремонт приборов системы питания -
шиномонтажные
вулканизационные
кузнечно-рессорные
медницкие
сварочные
жестяницкие
арматурные
обойные -
таксометровые - / 2*4 - - - -
ИТОГО по участкам:
ВСЕГО по ТР:

*1 Распределение объемов работ ЕО приведено применительно к выполнению моечных работ механизированным методом

*2 Объем работ ТР приборов газовой системы газобаллонных автомобилей распределяются следующим образом: постовые работы - 75% и участковые работы - 25%

*3 Суммарный процент постовых работ по ТР грузовых автомобилей и прицепного состава приведен для одного типа конструкции кузова

*4 В знаменателе указаны объемы работ для автомобилей-такси.

Приложение Б

Годовые фонды рабочего времени штатных рабочих

Профессия рабочих Число дней основного отпуска в году Годовой фонд времени, ч
Мойщики и уборщики подвижного состава
Слесари по ТО и ТР, по ремонту агрегатов и узлов мотористы, электрики, шиномонтажники слесари-станочники столяры обойщики арматурщики жестянщики слесари по ремонту оборудования
Слесари по ремонту приборов системы питания аккумуляторщики кузнецы медники сварщики вулканизаторщики
Маляры

Примечание:Годовые фонды времени штатных рабочих, приведенные в таблице, не распространяются на работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.

Приложение В

Пример выполнения схемы технического процесса

ТО и ТР автомашин на АТП

 
  И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru



Приложение Г

Пример выполнения схемы технологического процесса выполнения ТО-1 поточным методом

И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru

1 пост 2 пост 3 пост

0 – пост ожидания

1-е рабочее место – обслуживание системы охлаждения. смазки. питания – 1 человек;

2-е рабочее место – обслуживание электрооборудования – 1 человек;

3-е рабочее место – обслуживание ходовой части автомобиля – 2 человека;

4-е рабочее место – обслуживание рулевого управления – 1 человек;

5-е рабочее место – обслуживание кузова, кабины, оперения – 2 человека;

6-е рабочее место – обслуживание сцепления, ручного тормоза, карданной передач – 1 человек;

7-е рабочее место – обслуживание тормозной системы – 1 человек;

8-е рабочее место – выполнение заправочных работ и смазки автомобиля – 3 человека.

Приложение Д

Пример выполнения схемы технологического процесса ремонта топливного насоса в карбюраторном отделении

И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru



Приложение Е

Рекомендуемый режим работы подвижного состава на линии

Тип подвижного состава Рекомендуемый режим работы подвижного состава
Число дней работы в году Время в наряде в сутки
Автомобили легковые, грузовые, автопоезда, автобусы служебные, ведомственные 10,5
Автомобили грузовые, автопоезда общего пользования 12,0
Автобусы маршрутные, автомобили легковые такси 12,0
Автопоезда, автобусы междугородние 16,0
Автомобили - самосвалы внедорожные 21,0

Приложение Ж

Рекомендуемый режим производства ТО и ТР подвижного состава

Наименование видов работ Рекомендуемый режим производства ТО и ТР подвижного состава
Число дней работы в году Число смен работы в сутки Продолжи-тельность смены, ч. Период выполнения (смены)
Уборочно-моечные работы ЕО 1 и 2
1,2 и 3
1,2 и 3
Диагностиро-вание общее и углубленное 1-2 1-2
1 и 2
ТО - 1 и ТО - 2 1-2 1-2
1 и 2
Регулировочные и разборочно - сборочные работы ТР 1 и 2
2-3 7-8 1,2 и 3
1,2 и 3
Агрегатные, слесарно - механические, электротехнические, шиномонтажные, вулканизационные, кузнечно - рессорные, медницкие, сварочные, жестяницкие, арматурные, деревообрабатываю-щие, обойные, ремонт приборов системы питания 1-2 1-2
1-2 1-2
Таксометровые и аккумуляторные работы ТР 1-2 1-2
1-2 1-2
Малярные работы ТР 1-2 1-2
1-2 1-2

Приложение З

Пример построения графика работы зон ТР и ТО

В АТП а/м КамАЗ -5511

Время работы а/м на линии 14 часов

Время начала и выхода а/м на линию 7.00 – 8.00

По расчетам aи = 0,90, соответственно технически исправных а/м Асс=150*0,9=135

Количество рабочих дней в году для ремонтных рабочих 305 (следовательно, шестидневная рабочая неделя)

Рабочие смены 3 смена 1 смена 2 смена  
Работа УМР   Перерыв        
Работа ТО-1          
Работа ТО-2     Перерыв     Перерыв    
Работа ТР            
Работа отделения        

И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru И ремонт автомобильного транспорта - student2.ru

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24

Приложение И

Спи-сочное кол-во авто-моби-лей, ед. Общий годо-вой прбег, млн.км Суточная программа диагности-рования Количество диагно-стических постов Количество диагностических постов в зоне ТР по Кол-во универсальных постов для Д-1 и Д-2 с комбини-рованным стендом  
По плану Выбо-рочно  
Д-1 Д-2 Тормозам Переднему мосту и рулевому управлению  
2,5 1,2 0,2 - - - -  
5,0 2,4 0,4 - - - -  
7,5 3,6 0,6 - - - -  
10,0 4,8 0,8 - - -  
15,0 7,2 1,2 -  
20,0 9,6 1,6 -  
25,0 2,0 -  
35,0 16,8 2,8 -  
50,0 24,0 4,0 -  

Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта

Методические указания

Наши рекомендации