Сформулировать основные направления информатизации юридической деятельности. Дать определение «юридической техники».
Для изучения процесса информатизации правовой сферы необходимо обратиться к основным положениям государственной политики в области правовой информатизации. Для этого необходимо изучить тексты Указов Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года «Концепция правовой информатизации» и от 4 августа 1995 года «О президентских программах правовой информатизации». Кроме того, при изучении проблем правовой информатизации рекомендуется изучить тексты Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации". Функции по реализации программы правовой информатизации России возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Для того, что понять основные положения государственной политики в области информатизации, необходимо остановиться на государственной программе правовой информатизации органов государственной власти. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России" на научно-технический центр правовой информации "Система" (далее именуется - НТЦ "Система") Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) возложены функции головной организации по реализации программы правовой информатизации России. Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года N 808 «О президентских программах по правовой информатизации» утверждена Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации "Важнейшими задачами (целевыми показателями) программы являются: создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей органов государственной власти Российской Федерации на основе внедрения прогрессивных согласованных между собой информационных технологий; создание первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (далее именуется - РАСИПО);создание и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации; разработка унифицированной комплексной технологии обработки, распространения и предоставления правовой информации; развитие сферы информационно-правовых услуг в условиях рыночной экономики; создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства; создание условий и предпосылок для организации и осуществления межгосударственного (в рамках Содружества Независимых Государств) и международного сотрудничества в области правовой информатизации.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая её разновидность — законодательная (правотворческая), в частности правоприменительная техника.
33. Раскрыть содержание понятия «электронная цифровая подпись (ЭЦП)». Сформулировать общие юридические функции ЭЦП. Перечислить отличия и сходства ЭЦП и собственноручной подписи.
Электро́нная цифровая по́дпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи. Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.
Использование электронной подписи позволяет осуществить:
Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, он не может отказаться от своей подписи под документом.
Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он известен только владельцу, он может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.
В Законе «Об ЭЦП» устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров
Закон указывает на так называемые «случаи замещения печатей». Это означает, что содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и перенесенное в электронный документ, в соответствии с нормативными актами или соглашением сторон может заверяться ЭЦП уполномоченного лица. Возможность создания электронных копий заверенных печатью документов позволит постепенно устранить ту двойственность в отношениях между партнерами по сделкам, которая нередко существует в настоящее время: с одной стороны, имеется возможность оперативного обмена информацией с использованием ЭЦП, в то время как часть документов приходиться отправлять друг другу на обычных бумажных носителях, в том числе по причине необходимости скрепления их печатями в силу прямого указания закона. В отличие от собственноручной подписи, ЭЦП позволяет передавать подписанный документ по каналам связи без пересылки материального носителя документа и сохранять при этом возможность проверки подлинности документа. Если переслать документ по факсу или в отсканированном виде по электронной почте, то потеряется не только часть информации о подписи (например, степень нажима). Прежде всего, нельзя будет установить связь между текстом документа и подписью, так как подпись могла быть переклеена с другого документа перед передачей по факсу или вставлена после сканирования с помощью редактора графических изображений. Другим важным преимуществом ЭЦП является сложность ее подделки. Что касается собственноручной подписи, то установить ее подлинность с высокой степенью достоверности можно только в результате специальной почерковедческой экспертизы. Ограниченность периода времени, в течение которого сохраняется юридическая значимость ЭЦП. В отличие от собственноручной подписи документа на бумажном носителе, обеспечивающей юридическую значимость независимо от времени, действие ЭЦП имеет временные ограничения, связанные со сроком действия сертификата ключа ЭЦП, угрозой компрометации и развитием технологий.