Методика: сочетаем природное окружение и город

Фэнтези/фантастика использует для отображения города метафору, противоположную заведению. Вместо того, чтобы замыкать город в какой-то зарегулированной организации, фэнтези раскрывает город, представляя его чем-то вроде естественного, природного образования, вроде горы или джунглей. Одно из преимуществ такой методики — она делает из головокружительно большого города нечто единое, обладающее чертами, которые знакомы аудитории. Что еще более важно, подчеркивается огромный потенциал города, как позитивный, так и негативный.

Город как гора

Вершина горы — распространенная метафора для города, особенно, если речь идет о вертикально-ориентированных городах, вроде Нью-Йорка. В высочайших башнях (на вершине горы) живут наиболее могущественные и богатые. Средний класс живет в башнях средней высоты, беднота же ютится в низких многоквартирных домах у основания горы. Сильно стилизованные истории про преступность, вроде «Бэтмена», часто прибегают к сравнению с горой.

Город как океан

Более сильной метафорой, чем классическое, но предсказуемое сравнение с горой, является океан. При этом автор обычно показывает крыши, простирающиеся до горизонта, как волны. Потом история ныряет под их поверхность, следуя за разными персонажами, которые живут на разных уровнях этого трехмерного мира и обычно не подозреваю о других, плавающих в том же океане.
Где особенно успешно использована данная метафора:
«Под крышами Парижа» (https://www.google.ru/search?q=Sous+les+toits+de+Paris)
«Небо над Берлином» (https://www.google.ru/search?q=Der+Himmel)
«Желтая подводная лодка» (https://www.google.ru/search?q=Yellow+Submarine+movie)

Город в виде океана очень удобен, если вы хотите показать город в позитивном ключе, как игровую площадку людей, способных жить свободно, стильно, среди дружбы и любви. В фантастических историях часто этого добиваются, давая обитателям города возможность буквально парить или плавать. При этом все не ограничивается тем, что герои летают: потолок становится полом, ничто не имеет постоянного положения, люди могут ощутить полную свободу, видя неожиданные сочетания образов. Это является метафорой потенциала, скрытого в обычном городе; когда вы по-новому подходите к знакомому и предсказуемому городу, внезапно все становится возможным.
В не-фантастических фильмах, показывающих город, как океан, эффект парения реализуется при помощи взгляда через камеру. Например, в начале «Под крышами Парижа» камера скользит над плотно сдвинутыми крышами, а потом ныряет под поверхность «океана», влетая в открытое окно. Понаблюдав за персонажами некоторое время, она «выплывает» прочь из окна и стремится к следующему, где видит новых героев. Все это части структуры истории, созданные автором и обязанные пробуждать у аудитории чувство, что она находится в городском океане.

«Мэри Поппинс» (https://www.google.ru/search?q=Mary+Poppins)
(книги П. Л. Трэверс, сценарий Билла Уолша и Дона ДаГради, 1964)

История про Мэри Поппинс основана на представлении города в виде океана. Мэри приплывает в семью Бэнксов по небу. В соседнем доме на крыше (палубе его «корабля») стоит капитан с первым помощником. От Мэри дети узнают, что могут летать, если смеются при этом. Берт и трубочисты танцуют на крышах, которые он называет «волшебным морем». Переполненные энергией, они прыгают с крыши на крышу (по волнам), не обращая внимания на силу тяготения, пока капитан не стреляет из своей пушки, после чего трубочисты исчезают под поверхностью океана до следующего танца.

Город как джунгли

Город в виде джунглей — противоположность городу-океану. Здесь трехмерность города не дарит свободу, а служит источником угрозы, смерти. Враги скрываются вокруг, нападения можно ожидать с любой стороны. Такого рода город обычно тесен, влажен и душен, его обитатели изображаются как животные, различающиеся лишь способом, которым они предпочитают убивать. Детективные и полицейские истории использовали эту метафору столь часто, что она давно стала клише. Где этот прием использовался более оригинально:
«Пепе ле Моко» (https://www.google.ru/search?q=Pepe+Le+Moko) — Касба, район Алжира
«Человек-паук» (https://en.wikipedia.org/wiki/Spider-Man_%282002_film%29) — Нью-Йорк
«Бэтмен: начало» (https://www.google.ru/search?q=Batman+Begins) — Готэм
«Джунгли» (https://www.google.ru/search?q=The+Jungle) — Чикаго
«Бегущий по лезвию» (https://www.google.ru/search?q=Blade+Runner) — Лос-Анжелес
«М» (https://www.google.ru/search?q=M+movie) — Берлин
«Кинг Конг» (https://www.google.ru/search?q=king+kong+1931) — Нью-Йорк

Город как лес

Город в виде леса — положительный вариант джунглей. При таком подходе здания выглядят, как миниатюры самого города, они менее гнетущие. Люди словно бы живут внутри деревьев. Такой город похож на один дружный квартал или деревню в окружении отчужденных башен. Когда город изображается в виде леса, обычно это сочетается с утопическим взглядом на мир, в котором люди выигрывают от оживленной городской жизни, обитая при этом в уюте дома-дерева.
Где такую технику можно увидеть:
«С собой не унесешь» (https://www.google.ru/search?q=You+Can't+Take+It+with+You)
«Охотники за привидениями» (https://www.google.ru/search?q=Ghostbusters+movie+1984)

«Охотники за привидениями» (https://www.google.ru/search?q=Ghostbusters+movie+1984)
(Дэн Эйкройд, Гарольд Рамис, 1984)

Это мальчишеская история о приключениях в Нью-Йорке. Троих «мушкетеров» мы сначала видем, как профессоров в приветливом университете, похожем на город в миниатюре. Они изучают паранормальные явления, что позволяет им проводить разного рода сумасбродные эксперименты с красивыми девушками. Позже они начинают дело, в рамках которого зарабатывают деньги, одеваясь в крутую форму, управляя усовершенствованной машиной скорой помощи, используя крутые устройства и обосновавшись в бывшем здании пожарной части. Здание — то дерево-дом, которое они искали. У них общая спальня, в которой они мечтают о соблазнительных девушках, когда же появляется работа, приходится съезжать на первый этаж по шесту, «стволу дерева», «бобовому ростку», после чего мчаться на автомобиле. Обратите внимание — по городу постоянно кто-нибудь летает.

Миниатюры

Миниатюра — уменьшенная копия какого-то общества. Это практическое применение теории хаоса в повествовании: можно показать аудитории разные уровни порядка, мироустройства. Порядок большого мира, который сложно заметить, потому что мы не воспринимаем его, как нечто целое, внезапно становится очевидным, если мир уменьшить.
Все рукотворные пространства в историях — миниатюры разного рода. Единственное, чем они различаются — масштаб. Миниатюра — одна из основных методик построения мира истории, потому что это хороший уплотнитель-разуплотнитель. Миниатюра по определению не показывает последовательно одну вещь за другой. Она показывает множество вещей одновременно, во всей сложности их взаимосвязей. Три основных применения миниатюры в истории:
1. Она дает аудитории возможность увидеть мир в целом.
2. Она позволяет автору выражать различные черты и грани характера персонажей.
3. Она показывает проявления власти, часто деспотичной.
Классический документальный фильм Чарльза Имса и Рэя Имса, «Степени десятки» (https://www.google.ru/search?q=Powers+of+Ten+movie), наглядно демонстрирует, как работают миниатюры. Сначала мы видим с высоты в один метр парочку, отдыхающую на газоне. Через несколько секунда ее же мы видим с высоты в десять метров, потом со ста метров, с тысячи, с десяти тысяч, и так далее. Камера все отдаляется, и вскоре мы видим безбрежный космос с огромного расстояния. Потом камера начинает быстро приближаться к отдыхающим на газоне, степени десятки идут в обратную сторону, мы ныряем в микромир, состоящий из клеток, молекул и атомов. С каждой из представленных точек зрения мы видим отдельный мирок, в миниатюре показывающий, как устроен мир в целом.
Так же работают миниатюры в историях. Но показывают они не только то, как сочетаются между собой разные части мира истории. Они показывают самое важное. «Ценности в миниатюре уплотняются и обогащаются».9 @@нужна будет сноска

«Гражданин Кейн»
(https://www.google.com/search?q=citizen+cane&ie=utf-8&oe=utf-8)
(Орсон Уэллс, Херман Манкевич, 1941)

Этот фильм вообще построен на миниатюрах. В первой сцене Кейн, лежа на смертном одре, роняет стеклянный шар, внутри которого заключена заснеженная хижина. Шар разбивается. Это утраченное Кейном детство в миниатюре. Дальше мы видим выпуск новостей о Кейне — это история его жизни в миниатюре, рассказанная с дистанции. В выпуске новостей мы видим поместье Кейна, «Занаду», изображающее весь мир, воссозданный внутри стен, чтобы Кейн мог наслаждаться властью над ним. Каждая миниатюра дает аудитории насыщенную ценностями картинку, описывающую этого богатого, одинокого и часто деспотичного человека. В то же время, использование такого количества миниатюр указывает на одну из тем истории: мы не можем полностью узнать другого человека, столько бы точек зрения или рассказчиков ни привлекли для этого.

«Сияние» (https://www.google.ru/search?q=shining+movie)
(роман Стивена Кинга, сценарий Стэнли Кубрик, Диана Джонсон, 1980)

В «Сиянии» Джек Торренс, лениво избегая писательского труда, видит в миниатюре огромный сад-лабиринт на заднем дворе отеля. Наблюдая его сверху, с точки зрения божества, он видит крошечные фигурки гуляющих жены и сына. Эта миниатюра является предсказанием (своего рода миниатюра во времени) его будущей попытки убить сына в саду, ближе к концу истории.

Наши рекомендации