Компоненты и составляющие PLM
PLM – английская аббревиатура от Product Lifecycle Management, в переводе «управление жизненным циклом изделия». Структурная схема PLM показана на рис. 13.2.Существует распространенное мнение, что это «просто» новое название для комплекса программных средств проектирования (CAD), подготовки производства на ЧПУ (САМ) и инженерных расчетов (САЕ), объединенных воедино системой управления документооборотом (PDM). Доля истины, конечно, в этом есть, все эти компоненты – неотъемлемая часть комплекса PLM, но лишь часть, хотя и ключевая.
Концепция PLM предполагает, что создается единая информационная база, описывающая три краеугольные компоненты: Продукт, Процессы, Ресурсы и взаимосвязи между ними. Наличие такой объединенной модели обеспечивает возможность быстро и эффективно увязывать все эти три компоненты, оптимизируя решение под требования бизнеса.
Рис. 13.2 Обобщенная схема PLM-среды
Лекция 21
Работа всех проектантов, конструкторов, технологов с единой моделью обеспечивает снижение издержек на многочисленные согласования, неизбежные при традиционной технологии работы, и исключает наличие дублирующих или взаимоисключающих документов. На практике это позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на создание продукта и запуск его в производство, минуя многочисленные отладочные варианты, воплощаемые в реальности, то есть получить проект продукта, готового буквально с первых экземпляров к отправке потребителю. Мировая практика уже имеет примеры в даже таких сложных отраслях, как, например, авиастроение, когда самый первый собранный самолет нового проекта после проверочных испытаний был передан в реальную эксплуатацию. Конечно, такие идеальные случаи все-таки редки, но количество испытательно-доводочных вариантов продукции в современной автомобильной, авиационной, станкостроительной промышленности сократилось кардинально, а сроки на создание новых продуктов – буквально в разы. Существуют целые классы технических объектов, в которых опытные образцы просто невозможны (например, целый завод под ключ) и «натурные эксперименты» на доводку их функционирования до оптимального уровня баснословно дороги.
Может показаться, что PLM – панацея, спасающая от ошибок в реальном изделии. В какой-то мере это действительно так, риск создать неудачный продукт при использовании PLM-технологий значительно снижается, но при одном очень важном условии. Это условие – компетентность специалистов, занятых созданием продукта. PLM не заменяет специалистов, но значительно увеличивает эффективность их труда. Соответственно, имея в руках столь мощный инструмент, некомпетентный конструктор способен внести ошибку, которая как снежный ком вызовет цепочку других ошибочных или неоптимальных решений. Поэтому внедрение PLM – это отнюдь не только закупка соответствующих программных систем, это еще и обязательная тщательная подготовка кадров, которые будут работать с ними.
В целом же PLM – совокупность этих программных систем, методики их применения, а главное – людей, обладающих должной компетентностью. Можно сказать, это целая философия жизни производства, опирающаяся на программные средства.
Давайте разберемся по порядку, как появился PLM, в чем его суть и что он дает современному производству. А так как информационная модель PLM охватывает изделие и его жизнь целиком, то эта подготовка обязательна для всей иерархии участников создания продукта – от рядового техника до генерального директора предприятия.
Главные процессы PLM
Внедрение и использование PLM призвано обеспечить решение этих задач путем выполнения семи главных макропроцессов (см. рис. 13.3):
Рис. 13.3 Основные макропроцессы, осуществляемые PLM-системой
Естественно, нет необходимости каждому изучать абсолютно все элементы системы, но те, которые относятся к уровню его компетенции, а желательно и смежные – просто необходимо. Ведь вклад каждого в создаваемый проект немедленно отражается на работе остальных участников.
О большинстве этих процессов подробно рассказывалось в предыдущих главах. Сейчас стоит немного подробнее остановиться на системе накопления и переиспользования знаний (КВЕ, Knowledge Based Engineering), составляющих интеллектуальную собственность предприятия. Это одно из новейших направлений в развитии САПР.
Средства КВЕ в целях уменьшения времени проектирования и изготовления изделия обеспечивают возможность за счет автоматизации повторяющихся процессов и наложения определенных правил во время проектирования улучшить качество проектирования благодаря применению инженерных знаний, заложенных в систему. Программные реализации КВЕ обычно содержат среду для программирования на языке инженерных знаний и интегрируются непосредственно в СAD/CAM-приложения, таким образом, конструкторы и дизайнеры могут заниматься непосредственно проектированием изделия, не занимаясь трансляцией данных между системами КВЕ и MCAD. Пример использования систем KBE при конструировании деталей показан на рис. 13.4.
Рис. 13.4 Использование ранее разработанных конструктивных решений при разработке новых изделий
Средства КВЕ обеспечивают не только переиспользование накопленных элементов для типовых конструкций, но и создание инновационных решений путем использования ранее отработанных вариантов (см. рис. 13.5):
Рис. 13.5 Создание проектных компоновок самолетов с использованием высокоуровневых конструктивных компонент
Как видно из примера на рис. 13.5, используя типовые конструктивные схемы отдельных агрегатов планера, можно создать принципиально новые, ранее не прорабатывавшиеся компоновочные решения. При этом собственно конструктивная и технологическая проработка агрегатов остается стандартной, освоенной в проектной и производственной практике.
Возвращаясь к общей схеме взаимодействия макропроцессов PLM, следует особо отметить связующую роль процесса коллективного доступа к данным и взаимодействия участников проекта на всех этапах его реализации. На ранних этапах развития PLM техническую функцию взаимодействия обеспечивали системы управления документооборотом (PDM), однако по мере расширения требований к управлению коллективной работой им на смену приходят концепция и продукты управления виртуальной разработкой (VPDM, Virtual Product Development Management) или совместного управления определением изделия (cPDM, Collaborarive Product Development).
Системы VPDM () охватывают более широкий круг задач – не только сохранение проектной и технологической документации, но и взаимодействие с партнерами и смежниками, управление процессом верификации и оптимизации конфигурации изделия и технологических и эксплуатационных процессов, стратегическое планирование на этапе проработки концепций и т. д.
Рис. 13.6 Основные функции VPDM
Термин Relational Generative Design (RGD) пока не имеет устоявшегося терминологического аналога в русском языке. Эту методологию можно определить как «Параллельное разделенное по стадиям проектирование с использованием и накоплением знаний». Основные принципы методологии RGD заключаются в следующем:
o Процесс проектирования разделяется на стадии.
o Каждой стадии соответствует специализация пользователей по ролям, по представлениям данных, то есть по видам моделей (детали или сборки), по правам доступа.
o При переходе к следующей стадии модели наследуют только те данные, которые необходимы для работы на этой стадии.
o Ограничение по ролям обеспечивает для каждого пользователя ролевой группы видимость только тех данных предыдущих стадий, которые специально определены как необходимые на данной стадии.
o Вместе с тем сохраняется ассоциативная связь с данными предыдущих стадий проектирования.
Таким образом, обеспечиваются возможность отслеживания любых изменений, выполненных на предыдущих стадиях, конфиденциальность информации и возможность работы с максимально облегченным представлением моделей на каждой стадии. При этом гарантируется целостность проекта в целом, так как все причинно-следственные связи отслеживаются по ассоциативным ссылкам.
В настоящее время в мировом промышленном производстве наблюдается бурный процесс внедрения и освоения концепции и решений PLM, в первую очередь в таких отраслях, как автомобилестроение, авиастроение, судостроение. Практически невозможно удержаться на мировом рынке на конкурентоспособном уровне без использования технологий PLM. Эти решения широко применяют в своей практике ведущие промышленные корпорации, такие как Boeing, Airbus, BMW, Daimler, Toyota и др.
К сожалению, в нашей стране по разным объективным и субъективным причинам появление и внедрение этих технологий заметно отстало по времени от «Запада». Большинство пока ограничиваются простыми средствами автоматизации выпуска конструкторской и технологической документации, считая это достаточным. Тем не менее время поджимает, если предприятие намерено успешно конкурировать на современном, по сути интернациональном рынке, стоит задуматься об использовании современных средств создания продуктов. Примеры таких успешных подходов уже есть. Конечно, работа по освоению новых технологий предстоит немалая, но дорогу осилит идущий, а опыт тех, кто уже прошел этот путь, говорит, что эффект, в первую очередь экономический, в конечном итоге значителен. Так, например, по оценкам специалистов Красноярского комбайнового завода, за счет использования PLM срок создания новой модели и запуска ее в производство сократился в с 6-7 лет до трех. Конструкторам ОАО «Гражданские самолеты Сухого» использование PLM обеспечило оперативную коллективную работу с многочисленными смежниками, в том числе и зарубежными поставщиками оборудования и комплектующих. Можно только догадываться, какое время это занимало бы при использовании традиционных методов работы.