Вступительное слово к фильму
Практический опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что в настоящее время до 70% дошкольников имеют нарушения в произношении звуков. Коррекция звукопроизношения в дошкольном возрасте достаточно эффективна. Однако, более раннее выявление нарушений в двигательных предпосылках артикуляции, своевременное обращение за помощью позволит использовать преимущества сензитивного периода становления произношения звуков родного языка и, следовательно, предупредить нарушения звукопроизношения.
Позвольте представить вам серию авторских диагностических проб и возможных вариантов их выполнения детьми раннего возраста. Основная цель данных проб – выявление отклонений в формировании артикуляции на третьем году жизни.
Под артикуляцией понимается положение языка, губ, нижней челюсти при произнесении конкретного звука или комплекса звуков.
С двух до трех лет обследовать состояние артикуляции традиционными в дошкольной логопедии приемами невозможно. Во-первых, произношение звуков родного языка еще только начинает формироваться. Во-вторых, ребенок двух лет еще не понимает, зачем ему открывать рот, показывать язык и т.д. по просьбе взрослого. А подражать взрослому в выполнении традиционных артикуляторных заданий еще не умеет.
Данная методика диагностики отклонения в становлении артикуляции разработана нами под руководством д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной в результате исследования более 250 детей раннего возраста с различными типами отклонений в овладении речью.
В основу методики мы заложили уровневую теорию произвольного двигательного акта Николая Александровича Бернштейна. Согласно данной теории всякое произвольное движение формируется по пяти уровням. Артикуляция является пятым символическим уровнем произвольного двигательного акта. Для своевременного правильного становления артикуляции необходима сформированность четвертого - предметного уровня. Следовательно, двигательной предпосылкой артикуляции являются движения нижнечелюстных, губных и язычных мышц при откусывании и жевании пища, различной по своей структуре и консистенции.
Таким образом, мы рассмотрим предметный уровень артикуляции: движения губ, нижней челюсти и языка в процессе приема пищи детьми раннего возраста по таким направлениям:
· пищевое поведение;
· губные мышцы;
· мышцы языка;
· нижнечелюстные мышцы.
Пищевое поведение детей
Слова. Точность, скоординированность, ловкость движений губных, язычных мышц и групп мышц, удерживающих нижнюю челюсть можно исследовать через наблюдение за тем, как ребенок откусывает пищу и как ее пережевывает. Обратите особое внимание на то как ребенок откусывает и пережевывает различную по консистенции пищу: твердую (мясо-гуляш, хлеб, сырые овощи и т.п.), мягкую (овощные рагу, творожные запеканки, рыба и т.п.) и жидкую (супы).
При наблюдении за пищевым поведением отметьте:
- характер пищи, предпочитаемой ребенком: ест все с удовольствием;
Фрагмент. (Крупным планом ребенок за столом) ребенок набирает в ложку пищу, отправляет ее в рот и (крупным планом лицо ребенка) с удовольствием пережевывает с достаточной амплитудой жевательных движений.
Слова.
- отказывается от мяса и сырых овощей; предпочитает измельченные до однородного состояния массы.
Фрагмент. (Крупным планом один и тот же ребенок) в одном случае ест манную кашу или другую жидкую или измельченную пищу, в другом случае сидит над тарелкой со вторым блюдом (овощи, мясо).
- время выполнения жевательных движений: тщательно пережевывает твердую пищу и глотает; быстро устает при пережевывании, выплевывает; вообще не приступает к самостоятельному приему пищи.
Фрагмент. (Крупным планом ребенок за столом) Ребенок сидит, держит ложку (вилку) и не ест самостоятельно.
Слова.
Годовалый ребенок при своевременном, начиная с трех месяцев, и постепенном введение твердой пищи может пережевывать кусочки телятины, яблока, моркови, т.е. принимать в пищу все, что едят взрослые члены семьи. Если ребенок после одного года не умеет есть самостоятельно и не хочет принимать пищу, то возможно:
- нарушение иннервации периферического артикуляционного аппарата, которое проявлялось уже в период сосания груди – ребенок или вообще отказывался брать грудь или сосал вяло, быстро уставал, молоко подтекало в уголках губ и т.п.;
- начали вводить твердый прикорм ближе к году;
- изначально давали ребенку однородные массы (гомогезированные овощные и фруктовые пюре, мясные массы), что, конечно же, не давало возможность ребенку освоить жевательные движения;
- накормить ребенка всегда было трудно, нужно было устраивать целые театрализованные представления, чтобы он поел или без чтения книги (просмотра мультфильма) не открывал рот вообще.
Губные мышцы
Слова.
Мышечная система, управляющая изменениями формы губ, чрезвычайно сложна. Двигательная и чувствительная иннервация этой мышечной системы осуществляется тройничным и лицевым нервами. При достаточной иннервации губных мышц ребенок дошкольного возраста может округлять губы, что противопоставлено их растягиванию по горизонтали.
Действия.Логопед демонстрирует округление и растягивание губ.
Слова.
Такие тонкие произвольные двигательные возможности губных мышц приобретаются последовательно на базе предметного уровня – захвата и удержания пищевого комка губами в процессе приема пищи разного характера.
При наблюдении за процессом приема пищи следует обратить внимание, каким образом ребенок захватывает нижней губой край ложки, когда ест суп, или край чашки, когда пьет. До полутора максимум двух лет, пока вырабатывается функциональная система захвата пищевого комка губами, ребенок еще ест неаккуратно: нижняя губа недостаточно захватывает край ложки или чашки, поэтому жидкая пища или напиток могут проливаться. В этом возрасте возможны подсасывающие движения. Ребенок как бы ссасывает суп из ложки. Однако после двух лет при сохранной иннервации губных мышц и правильном формировании пищевого поведения ребенок ест аккуратно, не проливая жидкую пищу на грудь.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка в профиль или вполоборота с фиксацией внимания на губы при захвате жидкой или твердой пищи). Задача – показать недостаточный захват нижней губой края ложки (жидкая пища проливается). Отдельным файлом показать ссасыващие движения губ.
Слова.
Еще одна важная функциональная нагрузка для губных мышц -удерживать пищу в полости рта, оставаясь в сомкнутом положении. При диспраксиях губ можно наблюдать, как ребенок пальцем удерживает пищу в полости рта или пища, не удерживаемая губами, частично вываливается в процессе пережевывания.
Фрагмент.(Крупным планом лицо ребенка, удерживающего пищу в полости рта указательным пальцем при жевании).
Слова.
Важным показателем сохранности иннервации губных мышц является наличие и симметричность носогубных складок.
Фрагмент. (Фотографии губной области трех детей: один с носогубными складками, второй - без них, третий – с односторонней носогубной складкой).
Слова.
Нарушения двигательных возможностей мышц верхней и нижней губ приводят к патологическому варианту формирования лабиальных звуков. А поскольку в русском языке к лабиальным относятся все гласные звуки, то у ребенка с недостаточной подвижностью губных мышц будет отмечаться смазанность произнесения в спонтанном речевом потоке.
Мышцы языка
Слова.
У детей с общим недоразвитием речи и выраженными нарушениями моторного развития, пороги тактильной чувствительности на коже пальцев и в артикуляционной области в среднем выше, чем у детей с нормально развивающейся речью.
Раздражение кожи вокруг губ (жидкая каша, кефир, сок, варенье, кисель и т.п.) вызывает рефлекторный акт облизывания.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка, облизывающего губы круговым движением языка).
Слова.
При нарушении иннервации губных мышц ребенок не облизывает губы.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка с остатками густого напитка вокруг губ).
Если иннервация губных мышц сохранна, а мышц кончика языка нарушена, ребенок пытается снизить раздражение другими способами, соответствующими его возможностям: нижней губой, спинкой языка или просто имитационными движениями языка.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка вполоборота с фиксацией внимания на губах). Три варианта: ребенок пытается подтянуть спинку языка, чтобы облизать верхнюю губу; ребенок «облизывает» верхнюю губу с помощью нижней губы; ребенок вытирает губы рукой.
Слова.
Ловкое круговое слизывание остатков пищи с губ в раннем возрасте является признаком сохранности двигательных возможностей мышц языка и готовности их к артикулированию звуков речи.
Состояние подвижности мышц языка у некоторых детей раннего возраста можно наблюдать и в их спонтанной деятельности. Дети как бы «помогают» себе выполнять трудную или очень интересную для них работу кончиком языка. А у некоторых детей, к сожалению, рот чаще всего приоткрыт и язык находится в межзубном положении, что, безусловно, не способствует формированию правильного артикулирования звуков родного языка. Такое состояние может иметь разную причинность: нарушение иннервации мышц, удерживающих нижнюю челюсть; проблемы с шейным отделом позвоночника; и просто у ребенка не сформировано умение жевать.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка). Ребенок сидит или играет с открытым ртом и высунутым языком.
Нижнечелюстные мышцы
Слова.
В артикуляторном акте непосредственное участие принимают мышцы, удерживающие нижнюю челюсть: жевательная, щечная, треугольная и подбородочная.
Действия. Логопед показывает рукой на своей щеке приблизительное расположение мышц, удерживающих нижнюю челюсть.
Слова.
С помощью скоординированной работы вышеуказанных мышц нижняя челюсть изменяет объем ротового резонатора, таким образом, принимая непосредственное участие в произнесении.
Нижняя челюсть одно из самых тяжелых костных образований человека, поэтому чтобы удерживать ее в верхнем положении, т.е. сомкнутом с верхней челюстью, ребенку надо иметь сильные и натренированные мышцы. Проследить возможности изменения объема ротового анализатора ребенком раннего возраста можно в процессе наблюдения за пережевыванием твердой пищи.
Ребенок с хорошей иннервацией нижнечелюстных мышц и достаточной их натренированностью будет широко открывать рот при откусывании и жевать пищу, не уставая, с большой амплитудой жевательных движений. О таких детях говорят: «Ест с удовольствием».
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка за столом, хорошо и с удовольствием пережевывающий пищу).
Слова.
Дети со слабыми нижнечелюстными мышцами очень долго включаются в процесс питания, вяло откусывают, медленно жуют, твердой пище предпочитают однородные измельченные массы, не требующие пережевывания.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка). Ребенок начинает жевать, но быстро устает и сидит с надеждой, что ему измельчат пищу или его покормят.
Слова.
В свободной деятельности у таких детей часто опущена нижняя челюсть, рот не закрывается.
Фрагмент. (Крупным планом лицо ребенка с приоткрытым ртом).
Слова.
Таким образом, внимательно понаблюдайте за пищевым поведением и процессом жевания ребенка. Если выявите нарушения в пищевом поведении или в процессе жевания, обращайтесь за консультацией к логопеду или другому специалисту, который поможет нормализовать процесс приема пищи.
Методические рекомендации по написанию технического задания к компьютерной программе
1. Интерфейс
Меню:
1. О программе,
2. Сведения об авторе;
3. В виде графических изображений компоненты диагностики психоречевого развития ребёнка:
· анамнестические данные (символ медицины: змея обвивающая чашу)
· соматический статус ребёнка (символ здоровья);
· наследственная предрасположенность (символ - ген);
· естественная речевая среда (символ: ребёнок общается со взрослыми или с ровесниками);
· микросоциальные условия речевого развития (символ: семья в домашних условиях):
· психофизиологические компоненты овладения речью в раннем возрасте (символ психофизиологии пси + ген);
· когнитивные компоненты (задумчивый ребёнок);
· доступные ребёнку средства коммуникации (говорящий ребёнок).
Программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка» является неотъемлемой частью пособия с одноимённым названием. Программа позволяет:
провести обследование основных психофизиологических и психологических линий развития ребёнка;
определить причину нежелания говорить ребёнка третьего года жизни; определить тип отклонения в овладении речью.
Программа предназначена:
для внимательных и заботливых родителей детей раннего возраста;
для думающих специалистов – логопедов;
для превентивных педагогов;
для воспитателей групп детей раннего возраста;
для психологов, работающих с детьми раннего возраста.
Инструкция:
1. Последовательно по результатам обследования всех компонентов психоречевого развития (смотрите пособие «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста») вы заполняете все таблицы программы.
2. Программа суммирует все баллы и определяет состояние речевого развития ребёнка.
3. Программа строит индивидуальный коммуникативный профиль ребёнка.
4. Программа выводит одно из логопедических заключений:
o психоречевое развитие ребёнка соответствует возрасту (от 100 до 120 баллов);
o задержка речевого развития (от 70 до 100 баллов);
- резко выраженные отклонения в овладении речью (Рв ООР) (от -120 до -60 баллов)
- выраженные отклонения в овладении речью (В ООР) (от -60 до -10 баллов)
o не резко выраженные отклонения в овладении речью (Нрв ООР) (от -10 до 50 баллов);
o отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов
o отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов
В рабочей программе должны быть представлены примеры типовых заданий или вариант теста.
Студент допущен к экзамену (зачету) если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Второй этап -зачёт.
Форма проведения зачета, которая определена преподавателем и утверждена на кафедре. Перечень вопросов и заданий для подготовки к зачету.
5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
«отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
«хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
«удовлетворительно» (зачтено) | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
«неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 9
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Реферат/курсовая работа | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Курсовая работа: изучение научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине. |
Практикум / лабораторная работа | Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др. |
Коллоквиум | Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др. |
и др. | |
Подготовка к экзамену (зачету) | При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |