Правила записи физических упражнений
При подготовке к физкультурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записывает в планах-конспектах названия физических упражнений, например: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д.
При записи общеразвивающих упражнений надо указать название упражнения (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение.
Исходное положение пишется сокращенно - и.п., цифрами обозначается счет.
Например: «Растягивание резинки». И. п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 - руки в стороны; 2 - и. п.
Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: «туловище» - при наклонах; «нога» - при выставлении ее на носок; «ладони внутрь» - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони вниз» - в положении руки в стороны, влево (вправо); «носки (носок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» - при движении ног, рук; «вперед», «спереди» - при указании направления, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; «прогнувшись» - если техника выполнения предопределяет это положение; «хват сверху» - как наиболее распространенный; «дугами вперед» - если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют установленному стилю. Если исходное положение ног - основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук - основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, стойка - ноги врозь).
Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка - о.с; правая рука (нога) - пр. рука (нога); левая рука (нога) - лев. рука (нога).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет), записывают в той последовательности, в которой они протекают.
Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, то надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись,руки в стороны с поворотом головы вправо).
Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены).
Правила записи физических упражнений должны выполняться независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики и других форм работы по физическому воспитанию
Тема 3.2. Совершенствование двигательных умений в подвижных, спортивных играх
В оформлении картотеки подвижных игр вам может помочь предложенный вариант. По возможности проявите творчество в подборе игр и оформлении картотеки
Игры для детей младшего дошкольного возраста
Прячем мишку
Задачи: развивать внимание, вызвать положительные эмоции.
ХОД ИГРЫ.
Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку!", взрослый ищет его вместе с ребенком.
Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, крича "Ку-ку". Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Ау, ау!
Задачи:
- развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- различать левую и правую стороны.
ХОД ИГРЫ
Ребенок прячется в комнате и время от времени говорит: "Ау, ау!", а другой
ребенок ищет его. Взрослый читает стихи:
Я скажу тебе "Ау!",
Угадай, где я стою?
Ты найди меня, найди,
Здесь я; где-то на пути?
Где я, где - реши скорей:
Иль левее, иль правей!
Повнимательнее будь,
Все облазить не забудь! (А. Ануфриева)
Наседка и цыплята
Задачи:
- развивать внимание ловкость, быстроту.
МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.
ХОД ИГРЫ.
Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.
Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".
Птичка
Задачи: развивать внимание, умение быстро бегать.
ХОД ИГРЫ:
Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:
- Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела - ай!
(А. Барто)
После слов "Улетела - ай!" ребенок-"птичка" улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти "птичку". Все бегут, находят "птичку" и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.
Чижик
Задачи: развивать навыки общения, умение подражать движениям, чувство ритма.
ХОД ИГРЫ:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит "чижик" (один из малышей).
Дети вместе с взрослым поют и играют.
Мы откроем все окошки,
Приготовим зерна, крошки.
Ты к нам, чижик, прилетай,
С нами, чижик, поиграй!
(Дети поднимают сцепленные руки - "окошки".)
Чижик к деткам прилетел,
Чижик песенку запел:
Клю-клю-клю, клю-клю-клю.
Очень крошечки люблю!
("Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу.)
Чижик с детками все пляшет,
Чижик крылышками машет.
Веселятся детки с ним,
С птичкой чижиком своим.
("Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)
Попрощаюсь с вами, детки,
Не хочу жить в вашей клетке.
Я в свой садик улечу,
Я на ветке жить хочу!
(А. Ануфриева)
("Чижик" "вылетает" из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)
Вороны
Задачи: развивать способность к подражанию, умение ритмично двигаться.
ХОД ИГРЫ:
Дети изображают ворон, они стоят "стайкой" и подражают всем движениям
взрослого, который поет или говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
"Кар-кар-кар!"
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
"Кар-кар-кар!"
(Дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями.)
Только к ночи умолкают,
Спят вороны, отдыхают.
Тихо. "Кар-кар-кар!"
(А. Ануфриева)
(Садятся на корточки, ручки под щечку - "засыпают".)
Воробушки
Задачи: развивать быстроту, ловкость.
ХОД ИГРЫ:
Дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:
В гнезде воробушки живут
И утром все встают.
"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" -
Так весело поют.
("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".)
Довольно в гнездышке сидеть,
Пора на солнышко лететь.
" Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" -
И крылышки согреть.
("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)
Вот возле домика есть сад, летите крошечки искать,
"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" - И крошечки искать.
("Летят" на другой конец комнаты, садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)
Будь осторожен, воробей,
Крадется кошка из дверей.
"Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик" - появляется «кошка» - взрослый гонится за воробышками, они вскакивают и прячутся в «гнезде»
Все в гнездышко скорей!
(А. Ануфриева)
Пчелки
Задачи: развивать ловкость.
ХОД ИГРЫ:
Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:
- Мишка-медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой!
"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:
- Этот улей - домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж!
(А. Ануфриева)
"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.
Зайки
Задачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру.
ХОД ИГРЫ:
Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком.
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются", "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)
Зайка, зайка, поскачи,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька скакать,
Малых деток забавлять.
(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)
Вместе с зайчиком скорей
Мы подпрыгнем веселей!
(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)
Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.
Шишки
Задачи: развивать внимание, координацию движений.
МАТЕРИАЛ: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).
ХОД ИГРЫ:
Ребенок сидит на стуле или на ковре. Взрослый приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти с ней "в лес" за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит "в лес" и "собирает шишки" в корзиночку под песенку.
Оля по лесу гуляла,
Оля шишки собирала.
Ай, люли, ай, люли!
Оля шишки собирала,
И в корзиночку их клала.
Ай, люли, ай, люли!
(После этого взрослый спрашивает сколько шишек собрано и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает.)
Села Оля отдыхать,
Захотелось ей поспать.
Баю-бай, баю-бай.
(А. Ануфриева)
Появляется "мишка" (взрослый берет игрушечного мишку). "Мишка" рычит (не очень громко, чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: "Где мои шишки?" Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: "Мишка за шишками идет. Скорее высыпай шишки и беги домой!"
Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.
"Мишка" сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем догоняет ребенка, приговаривая: "Где мои шишки?" Ребенок показывает пустую корзинку и отвечает: "У нас нет шишек, уходи, мишка!" "Мишка" уходит, игра повторяется по желанию ребенка.
Бабочки
Задачи: развивать умение двигаться красиво, подражать движениям бабочек.
МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.
ХОД ИГРЫ:
Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":
Ласточка - "Тивит, тивит" -
К нам в гости летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее
Весна сидит,
Ах, весна сидит!
Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).
Игра с мишкой
Задачи: развивать умение быстро бегать, ловкость.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:
- Мишка по лесу гулял,
Нашу Машеньку искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
("Мишка" садится на стул и "засыпает". Ребенок бегает вокруг.) Далее говорит:
- Стала Машенька плясать,
Стала ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай,
Нашу Машу догоняй!
(А. Ануфриева)
("Мишка" просыпается, "рычит" и догоняет ребенка.)
Игра с собачкой
Задачи: способствовать формированию чуткого отношения к животным, расширять словарный запас ребенка.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
- Гав-гав!
- Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
(А. Ануфриева)
Затем идет с собачкой к кому-нибудь из детей и отдает ее. Ребенок держит собачку за лапу, а взрослый просит покормить ее. Собачке приносят мисочку с воображаемой едой. Собачка "ест суп" и "лает": "Гав-гав!"
Взрослый говорит ребенку: "Это собачка говорит тебе "спасибо!"
Воронята
ЗАДАЧИ: Развивать способность к подражанию, внимание.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка, мисочка.
ХОД ИГРЫ
Дети-"воронята" сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети "спят" (закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками) под стихотворение.
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
("Воронята" просыпаются, машут крыльями, кричат "кар-кар-кар". Затем, "летают" (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-крыльями. Во время "полета воронят", взрослый поет дальше.)
Полетели, полетели,
Воронята полетели, "Кар!" (2 раза)
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
(Выходит на середину и сыплет из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики, а взрослый продолжает петь.)
Воронята прилетали,
Все до крошки поклевали. (2 раза)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук -
Клювами стучали. (2 раза)
(Дети подбегают к тому месту, где "насыпаны крошки", садятся на корточки и "клюют", стучат пальчиками о пол.) Взрослый говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал!
(А. Ануфриева)
(Взрослый берет игрушечную собачку, "лает" и догоняет убегающих детей.)
В дальнейшем "сыплют крошки" и изображают собачку сами дети
Кот и мышь
ЗАДАЧИ: Развивать внимание, ловкость, быстроту.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый изображает кота, ребенок - мышку. Ребенок сидит "в норке" (за стульчиком), "кот" ходит по комнате, говоря при этом:
- Котик по двору идет,
Ищет мышек Васька-кот,
Ищет мышек кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота глядит.
(Е. Тихеева)
Взрослый садится на стул и закрывает глаза - "спит". Ребенок-"мышка" подходит на близкое расстояние, видит, что "кот спит", бегает и играет вокруг "кота". "Кот" потягивается, открывает глаза, "мяукает" и бросается ловить "мышку". Ребенок-"мышка" убегает в "норку".
Пес Барбос
ЗАДАЧИ: развивать внимание, ловкость, быстроту.
МАТЕРИАЛ: Игрушечная собачка.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая "спит". Взрослый говорит:
- Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)
Ну, Барбос, скорей вставай!
И Наташу догоняй!
(Е. Тихеева)
Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!" Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.
Мишка-медведь
ЗАДАЧИ: учить ритмично хлопать и двигаться.
ХОД ИГРЫ:
Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:
- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
(А. Ануфриева)
"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.
Карусель
ХОД ИГРЫ:
Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(Е. Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
Гуси
ХОД ИГРЫ:
Взрослый ("птичница") стоит на одном конце площадки, а ребенок- "гусь" - на противоположном.
Птичница говорит: - Гуси, гуси!
Гуси: - Га-га-га.
Птичница: - Есть хотите?
Гуси: - Да-да-да!
Птичница: - Идите ко мне!
"Гусь" (или несколько "гусей") бежит к ней, раскинув руки-"крылья" в стороны, "клюет" воображаемые зернышки. Затем "птичница" говорит: "Кыш! А ну-ка, бегите в поле!"
Ребенок бежит, помахивая ручками-"крыльями", на прежнее место.
Игра повторяется снова.
Мотылек
ЗАДАЧИ: развивать умение красиво и плавно двигаться.
МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.
ХОД ИГРЫ:
Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)
Тетя вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(А. Ануфриева)
(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.)
Найди себе пару
Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, остальные – другого. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.
В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:
Ваня-Ваня, не зевай (Маня, Оля)
Быстро пару выбирай.
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Примечание. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.