Анализ содержания школьной программы по технологии (по ФГОС).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО «МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»

1. Международный опыт технологического образования.

Анализ международного опыта показывает большое разнообразие подходов, содержания и методов учебной практической деятельности. Наряду с традиционными взглядами в мировой педагогической практике появились новые, в соответствии с которыми понятие "трудовое обучение" заменяется понятием "технологическое образование". При всей их близости они имеют разную концептуальную основу. "Труд" понимается как социально значимая практическая деятельность человека. "Технология" в традиционном понимании ориентирована на технологические системы. Принцип эффективности является основным для технологии и длительное время определял отношение к ней с позиций технократического инженерного начала.

Этапы обучения в американской школе делятся на начальный, средний и старший общей продолжительностью 12 лет. Современная образовательная политика США в сфере трудового обучения молодежи базируется на двух программах - "Технология для всех американцев" [410] и "Образование для карьеры" [397], подтвержденных национальными законами и нормативными актами на уровне штатов и образовательных округов. В средней школе изучаются в качестве основных предметов родной язык, математика, естественные и общественные науки и физическая культура. В качестве факультативных могут быть выбраны конкретные области профессионально-технического обучения, искусства, лингвистики и др. В помощь планированию будущей карьеры учащиеся, начиная с 7-го класса, включаются в профориентационную работу. По завершении 9-го класса школьник должен принять стратегическое решение о продолжении образования и уровне планируемой профессиональной деятельности.

2. Вклад отечественных ученых в развитие технологического образования.

История трудового обучения явилась предметом изучения П.А. Ату-това, С.Я. Батышева, Э.Д. Днепрова, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.Д. Си-моненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Н. Чистяковой и других ведущих отечественных ученых. При рассмотрении этого вопроса мы использовали материалы исследований В.М. Казакевича, В.А. Кальней, Н.В. Котряхова, Г.В. Пичуги-ной, И.Д. Чечель, Р.В. Шакирова, Н.Н. Шамрай и др., а также документальные и архивные материалы, раскрывающие решение этой проблемы в практике школ Ярославской области и других регионов страны.

Идея профессионального образования на базе общего, их бессословность, всестороннее развитие и воспитание человека в процессе его обучения - вот основы системы образования, развиваемые В.Г. Белинским, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и другими представителями русской общественной мысли.

Большая роль в становлении отечественной педагогики принадлежит К.Д. Ушинскому, который в своих работах указывал на необходимость как гуманитарного, так и прикладного обучения на базе классических и реальных школ, училищ, университетов [344, т. 2]. Рассматривая труд в его воспитательном значении, К.Д. Ушинский считал, что "...дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности" [344, т. 2, с. 94]. На этом пути "учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом полным мысли..." [344, т. 3, с. 41]. Показывая педагогические и социальные функции ремесленного образования, К.Д. Ушинский призывал к осуществлению учебного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся, их возрастных и психологических особенностей.

Историко-педагогическое изучение социально-экономических процессов показывает, что на рубеже XIX—XX веков происходят бурный рост отечественного промышленного производства и активное становление трудовой и профессиональной школы. Системное развитие практико-ориентированной педагогики опиралось на достижения передовых ученых в области разработки методов и систем профессионального обучения.

В 1867 г. в Московском императорском высшем техническом училище под руководством Д.К. Советкина была разработана операционная система производственного обучения слесарному, столярному и кузнечному ремеслу, в основе которой лежало последовательное усвоение обучающимися отдельных операций, на которые разделялся трудовой процесс.

Промышленный переворот, происшедший в России во второй половине XIX века, вызвал необходимость развития нового направления учебно-воспитательного процесса, имевшего цель помочь трудовому становлению учащихся. В 1884 году в общеобразовательных учебных заведениях России началось введение в качестве предмета учебного труда. Это был ручной труд по 1-3 часа в неделю в сфере дерево- и металлообработки у мальчиков, шитья, вязания и вышивания - у девочек.

В начале XX века проявилась тенденция расширения трудового обучения в российской школе. В нем присутствовали элементы прикладной подготовки, труда по самообслуживанию, производительного труда, кружковой работы технической и сельскохозяйственной направленности. На данный период приходится начало творческого пути выдающегося отечественного теоретика и практика трудовой школы СТ. Шацкого, считавшего, что "воспитание человека должно быть воспитанием самостоятельности через активное включение детей в умственный и физический труд" [368, т. 2, с. 23]. По мнению СТ. Шацкого, воспитание человека должно быть направлено на развитие его самостоятельности на основе творческой практической деятельности.

3. Структура технологической подготовки школьников в РФ.

Структура обучения "Технологии" в 11-летней школе составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй - период подросткового возраста (5-9 классы), третий - период старший юношеский возраст (10-11 классы). Блоки содержания, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями. В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Они знакомятся также с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными, аквариумными рыбами. Этому материалу придается определенная экологическая направленность. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников. Содержание второго блока (5-9 классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов, консервирования, приготовления и оформления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии преобразования и использования электрической и тепловой энергии, сборки электрических цепей, тепловой обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Технологии второго блока группируются по трем направлениям: техническое, сельскохозяйственное, сервисное (включая домашний быт и содержательно-прикладной досуг). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий. Содержание третьего блока (10-11 классы) расширяет спектр технологической подготовки учащихся и способствует обоснованному выбору будущего направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включаются технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии. В этот блок при необходимости включаются технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию выпускников на востребованные рынком труда профессии. Обязательными составляющими в этом блоке являются технологии профессионального самоопределения. На этот блок для учащихся 10-11 классов за счет дополнительно отводимого Базисным учебным планом на образовательную область "Технология" времени вводится учебный курс "Черчение и графика". Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые учащиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии. На последнем этапе, связанном с завершением обучения в полной средней школе осуществляется углубленное изучение одной из технологий, соответствующей выбранному профилю обучения. Эти профили по содержанию могут совпадать с теми видами технологий, которые изучались в основной школе (5-9 классы). Здесь технологическая подготовка призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся. На этом этапе учащимися обязательно изучаются возможности и способы трудоустройства, методы построения, реализации жизненных и профессиональных планов. Последний этап технологической подготовки учащихся в учреждениях общего образования является также основой для профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся, для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда, за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана старшеклассникам предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку.

4. Проблемы технологического образования.

1. Проблемы мотивационного характера

Содержание технологического образования, представленного в системе общего образования, главным образом, предметной областью «Технология», до сих пор, сосредоточивает свое внимание на обучении учащегося локальным приемам, процедурам, средствам преобразования материалов, энергии, информации в процессе трудовой деятельности, оставляя за рамками образовательного процесса общие смыслы, проблемы и тенденции культурно- технологического развития человека и общества, перспективы профессионального самоопределения.

В рамках действующих программ обучения целенаправленно не формируются универсальные учебные действия, что лишает обучающихся важнейшего инструмента социализации. Массовая практика раздельного обучения предмету Технология мальчиков и девочек противоречит общемировым тенденциям в экономике, которая уже сегодня не имеет производств, предполагающих гендерный принцип отбора работников.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание технологического образования соответствует подготовке поколения к экономике натурального хозяйства с освоением приемов обслуживающего труда. По существу, программы обучения сводятся к знакомству с методами ручной обработки различных типов материалов – дерева, металлов, тканей, продуктов питания. Они не формируют технологическую культуру, проектное мышление и навыки проектной деятельности, не вводят в мир современных технологий, ограничивая его сферой материального производства простых продуктов. Естественно, критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику по этому предмету, базируются на описанных принципах подготовки. Оцениваются приемы примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и не существующих уже производств, но не организация мышления, проектные навыки и технологическая культура. Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации, что не сопровождает образовательные программы и практику преподавания этого предмета.

3. Проблемы методического характера

В учебно-методических комплектах и реальной практике преподавания не ставится цель сформировать систему ведущих технологических понятий (как общетехнологических, так и в сфере конкретных технологий). Такие понятия как «технологический процесс», «технологическая последовательность», «технологическое оборудование», «технологическая карта практически не используются в текстах учебников. Сам способ подачи информации тоже не способствует формированию технологического подхода — преобладают повествовательные тексты, мало систематизированного материала — технологических цепочек, схем, таблиц, технологических карт. За рамками учебников остаются исторические примеры создания технических объектов, развитие материалов, инструментов и техники, производства и преобразования энергии. Практические задания в основном направлены на выполнение работ в области декоративно-прикладного творчества (начальная школа), или решения бытовых проблем (основная школа).

4. Кадровые проблемы

Уровень образования учителей технологии в среднем ниже, чем в целом педагогов предметников. Существенная доля педагогов, не имеют базового педагогического образования. Корпус педагогов до сих пор разделен по гендерному принципу – учителя, работающие с мальчиками и учителя, работающие с девочками. Педагог ориентирован на преподавание «Индустриальных технологий», «Сельскохозяйственных технологий» или «Технологий ведения дома» и не готов выйти за рамки данного содержания. Обучение предмету Технология требует специальных образовательных технологий – проектной деятельности, образовательному путешествию и др., которые не востребованы предыдущим поколением программ.

Требования к уроку (воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические).

Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

- Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

- Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

- Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования, которые заключаются:

- В реализации принципов обучения;

- В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

- В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

18. Внеурочная деятельность по технологии.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная деятельность,

проектная деятельность.

Внеклассная работа на базе предмета технология решает следующие задачи.

Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений полученных уч-ся в процессе обучения технологии

Включение уч-ся в творческую деятельность, на базе производственного труда

Расширение представлений об основах современного производства

Углубленная подготовка к выбору профессии и ее освоение на начальном уровне квалификации.

К основным принципам, с учетом кт. строится внеклассная работа, относится (кроме общих) следующие специфические принципы:

Добровольность выбора уч-ся форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов

Опора на инициативу уч-ся в создании различных кружков и проведении внеклас. мероприятий

Общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы

Подчинение всех внеклассных занятий общим задачам в учебно-воспитательной работе школы

Планирование внеклассной работы: все внеклассные занятия должны планироваться в начале учебного года. В плане обычно предусматриваются след. вопросы:

Перечень кружков кт. имеются или будут созданы в школе и фамилии их руководителей

Обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями

Расписание занятий каждого кружка с указанием места его работы

График проведения массовых внеклассных мероприятий

Состав участников и ответственные за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий

К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:

Кружки

Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий

Трудовые объединения школьников

Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.

Все кружки делятся на три группы:

Предметные

Физико-технические

Непредметные

19. Самостоятельная работа обучающихся в системе технологического образования.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

20. Анализ проекта профессионального стандарта учителя.

Необходимость замены устаревших документов объясняется новым стандартом так: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени».

Данный проект содержит шесть пунктов и четыре приложения, но уже во введении документа обозначаются основные качества для педагога: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…». По моему мнению, документ рассматривает данные личностные качества, как профессиональные способности и умения работника.

Основные же требования к педагогу находятся в пункте 4 «Содержание профессионального стандарта педагога». Стоит заметить, что воспитательной работе и развитию уделяется намного больше внимания, чем обучению.

Внимательно прочитав и проанализировав все подпункты содержания, я обнаружила, что одним из главных требований к работе учителя является умение в своей профессиональной деятельности использовать различные, в частности нестандартные, методы (преподавания материала, планирования уроков, оценки знаний, воспитательной работы). Данное требование вызвало резонанс в преподавательской среде, так как в документе не уточняется, что могут представлять собой эти методы.

Что немаловажно, одним из требований к педагогу является умение конструктивно сотрудничать с родителями и другими педагогами.

От педагога также требуются способности к глубокому анализу личности каждого учащегося, осуществление полностью индивидуального развития учащихся, умение отслеживать и контролировать обстановку в классе и предотвращать конфликты и насилие любого (физического, психологического) характера, привитие общеморальных, культурных ценностей и понимания ценности учебного знания.

В критериях воспитательной и развивающей деятельности педагога особое внимание уделяется способности педагога строить свою работу с учётом личностных характеристик, половозрастных, физических особенностей и особенностей развития учеников и принимать каждого ребёнка не зависимо от этих факторов. Стоит заметить, что многие из этих требований неосуществимы для человека без определённых личностных черт.

В разделе «4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» стандарт заявляет о необходимости личностных качеств для учителя, но, по сути, в этом разделе все они сводятся к профессиональным навыкам.

Вопросы вызывает и размытые формулировки, которые каждый может трактовать по разному.

Например, я уже отмечала выше одну из характеристик педагога, которая дана в Введении: «…готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям…». Но, тогда любое неадекватное действие можно объявить нестандартным?!

Или в разделе 4.3 пункт 9: «Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают». Встаёт вопрос – от кого защитить? Встать на сторону одного ребёнка против других!?

Отдельное приложение посвящено владению ИКТ. Однако конкретного пояснения того, что именно понимается под требуемой ИКТ-компетентностью, нет. Нет даже приблизительного перечня компьютерных программ и приложений, которыми необходимо владеть учителю, не сказано также, каков должен быть уровень владения различными программами и средствами ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога на первое место ставит скорее профессиональные качества учителя, а также не всегда ставит конкретные требования.

21. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении технологии.

Демонстрацию изучаемых технич-их объектов, процессов и их изображений можно рассматривать с разных точек зр. С одной стороны это реализация принципа наглядности в обуч-ии. С др. средства наглядности и их примен-ие в уч-ом процессе. С 3-ей cтop., эти демон-ции м/б объ-ом изуч-я, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для уч-ся. В этом случае демонстр-и выступают уже в роли метода обуч-я, кот использ-я в Т очень широко. Наряду со средствами наглядности или нагл, пособиями при обуч-ии Т широко использ-ся ТСО.

ТСО- комплекс технич.устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения уч-ся ЗУН и повышения эффективности работы уч-ля по осуществлению уч. процесса и контролю за его результатом.

К ТСО относятся уч. кино, телевидение, звукотехника, визуальные технич-ие устрой-ва, сред-ва программированного обуч-я и контроля, тренажеры, а также различ-я электоронно-вычислит-я техника и др.техич. устр-ва. Применение ТСО способствует прежде всего лучшей реализации принципа наглядности в обучении Т. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из дидактических особенностей ТСО - информационная насыщенность.

Они передают уч-ю информа-ю за более короткий промеж, времени, чем это можно сделать ч/з устное изложение уч. матер-ла уч-ем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие уч. мат-ла. уч-ся. Незаменима роль ТСО в образном представлении уч-ся длительных и широких производствен-х процессов (показ уч кино произ-го процесса на промыш-ом предпр-ии) С помощью уч. кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению(средствами мультипликации можно показать движение электронов в проводнике).В обучении Т при формиров-ии практических У и Нов играют большую роль тренажеры (для формир-ния начальных У и Нов в управлении автомобилем используется спец (тренажер).В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет в обучении Т эл. вычислит, техника. Она выступает не только как средство обуч-я, но и как объект изучения уч-ся. Применение при обучении Т ЭВТ создаст -возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизу-ой уч-ой и справоч-й информации. С помощью компьютеров можно создать такие уч. ситуации, когда уч-ик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информ-ю из компьютерного банка данных.

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

- Видеопроекторы;

- Экраны больших размеров;

- Персональный компьютер;

- Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

22. Использование метода проектов на уроке технологии.

Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.

Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.

Назначение: проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.

К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:

проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:

поиск и анализ темы проекта

сбор и изучение необходимой информации

изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального

планирование технологического процесса

разработка конструкторской и технологической документации

технологический этап:

выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов

выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий

текущий контроль качества выполнения технологических операций

соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда

внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления

заключительный этап:

контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания

мини маркетинговое исследование

анализ общих результатов работы над тв. проектом

подготовка и защита проекта перед группой уч-ся

Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:

Требования к подбору проектных заданий:

соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся

создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности

учет материально-технических условий обучения

обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда

Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:

постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека

помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта

оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом

анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом

Некоторые методологические приемы применения метода проектов:

создание банка идей проектов

создание банка самих проектов

оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.

23. Использование портфолио на уроке технологии.

В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.

Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.

Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.

Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.

Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.

Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.

Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных достижений.

Структура «Портфолио самоопределения»:

1. Памятка для учащегося.

1) Что даёт работа по формированию портфолио.

2) Как надо работать, формируя портфолио.

2. Компоненты портфолио.

Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».

1) «Могу» – тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.

– анкета для определения типа нервной системы;

– тест Айзенка;

– методика выявления стержневых черт характера;

– анкета самооценки учащихся,

– методика и оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.

– опросник по Е.А. Климову;

– методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;

– ориентировочно-диагностическая анкета интересов;

– методика по определению потребностей личности,

– методика выявления и оценки профессиональной направленности «НИН».

3) «Надо» – формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.

– анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;

– сводная таблица.

3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».

– тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;

– мини-проекты.

Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.

Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.

Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.

24. Технологическая подготовка школьников в системе дополнительного образования.

Основное и дополнител<

Наши рекомендации