Расчет по предельному состоянию
Площадь сечения ноги можно определить из расчета по допускаемым напряжениям из расчета по предельному состоянию. Расчет сводится к тому, чтобы предупредить разрушение вышки в результате потери устойчивости стержнями ног.
Формула обеспечения устойчивости по первому предельному состоянию [2]
R≤ФУСТ, | ||
где | ФУСТ | - несущая способность элемента ноги по устойчивости, МН. |
ФУСТ= m ⋅ φ ⋅ σТ⋅ к ⋅ F | ||
где | M | - коэффициент условия работы элемента, m =0,9; |
φ - коэффициент продольного изгиба, φ =0,81 для стали Ст 20;
σТ - нормативный предел текучести материала, σТ=460 МПа;
к - коэффициент однородности материала, к=0,9
F - площадь элемента сечения ноги вышки, м2
F= | R | , | |
m ⋅ φ ⋅ σТ | |||
⋅ к |
По полученному значению F подобрать диаметр трубы ДН, м.
Таким образом, одной из самых актуальных задач нефтяного машиностроения является совершенствование выпускаемого оборудования, с тем, чтобы оно, во-первых, соответствовало требованиям развивающейся технологии бурения и, во-вторых, способствовало снижению непроизводительного времени при проводке скважин - в частности, уменьшению времени монтажа-демонтажа буровой установки. Эти задачи, как правило, определяются конструктивными решениями, принимаемыми на стадии проектирования.
Наиболее широко в конструкциях современных буровых установок применяются А-образные буровые вышки. При монтаже буровой установки на месте бурения наиболее ответственной операцией является подъем вышки. В процессе подъема на вышку, основание и сам механизм подъема вышки действуют значительные усилия, вызывающие напряжения, в ряде случаев сравнимые с теми, которые возникают в процессе проводки скважины. В неудачных же вариантах конструкции механизма подъема напряжения в его элементах могут даже превышать рабочие напряжения в элементах самой вышки.Для определения усилий необходимо построить математическую модель функционирования механизма подъема вышки. При этом, как показывает анализ, ввиду нелинейной связи между геометрическими и силовыми параметрами, входящими в математическую модель, последняя имеет достаточно сложную структуру; решение задачи требует разработки своего алгоритма решения для механизма подъема с каждой конкретной схемой и обязательного применения ЭВМ.Настоящая работа посвящена созданию математических моделей функционирования механизмов подъема наиболее распространенных схем, разработке алгоритмов и программ их расчета и оптимизации и внедрению указанных разработок для использования в конструкторских и научно-исследовательских организаций, занимающихся проектированием бурового оборудования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЯ КОНСТРУКЦИЙ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
И АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ОБЛАСТИ
ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Основные тенденции совершенствования конструкций
Буровых установок
Эффективность строительства нефтяных и газовых скважин, в основном, зависит от совершенства применяемых буровых установок. Как отмечается вработе [22], одним из существенных факторов, влияющих на показатели бурения, является уровень буровой техники, т.е. эксплуатационно-технические показатели, в том числе производительность, долговечность, монтажные качества и транспортабельность бурового оборудования и, в первую очередь, буровых установок.Повышение технического уровня буровой установки, обусловливающее рост производительности всего комплекса работ по строительству скважин, восновном определяется конструктивными решениями на стадии проектирования. При этом первостепенное значение приобретают проблемы стоимости, надежности, производительности и затрат на эксплуатацию буровых установок. Решение этих проблем требует от конструктора не только использования прогрессивных материалов, и более технически совершенных систем, узлов и механизмов, но и перехода от традиционных методов проектирования к автоматизированным, основанным на широком применении САПР и математических моделей разрабатываемых конструкций.Буровая установка представляет собой комплекс узлов и механизмов функционально взаимосвязанных.
В состав буровой установки входят следующие комплексы [64,65]:
- для бурения и работ с трубами;
- для ведения спуско-подъемных операций;
- для наземной и скважинной циркуляции раствора;
- для подготовки и распределения воздуха;
- для энерго (электро) снабжения;
- для водо-паро снабжения и обогрева;
- для предупреждения и контроля выброса из скважины;
- для управления и контроля процессов бурения;
- для заканчивания скважин;
- для обеспечения охраны окружающей среды;
- для транспортировки и монтажа оборудования;
- для ведения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ;
- для соцкультбыта;
Таким образом, современная буровая установка со всеми своими комплексами представляет сложный производственный объект для выполнения работ в полевых условиях в практически любой погодно-климатической обстановке. При этом буровое оборудование должно обеспечивать строительство скважины с высокими технико-экономическими показателями, определяемыми, в основном, конструктивно заложенной в нем технической характеристикой.
Основными производителями буровой техники в России являются Уральский завод тяжелого машиностроения - «Уралмаш» и Волгоградский завод буровой техники - ВЗБТ. Тенденции развития и совершенствования буровой техники рассмотрим на примере ВЗБТ.
ВЗБТ проектирует и выпускает установки, предназначенные для бурения разведочных и эксплуатационных скважин на нефть, газ и другие жидкие и газообразные полезные ископаемые в электрифицированных и не электрифицированных районах роторным способом и забойными двигателями (турбобуры, винтовые двигатели, электробуры). На рис. 1.1 прослеживается постоянный рост грузоподъемности изготавливаемых заводом буровых установок, обусловленный требованиями буровых предприятий. Соответственно растет и энерговооруженность установок, необходимая для привода основных агрегатов — лебедки, насосов, ротора. Это дает возможность увеличить мощность на приводном валу лебедки, на столе ротора, повысить производительность и давление буровых насосов.
Сам привод также меняется: если в 50-х годах он в подавляющем числе случаев был групповым, то уже с начала 80-х групповой привод вытесняется индивидуальным ввиду неоспоримых преимуществ последнего. Дизель-гидравлический привод уступает место электрическому (для не электрифицированных районов - дизель-электрическому). При этом с конца 80-х годов в сотрудничестве с институтом ВНИИэлектропривод для буровых установок разрабатывается и начинает применяться привод, включающий электродвигатели постоянного тока и использующий тиристорные преобразователи. Это дает возможность значительно упростить кинематическую схему трансмиссии за счет уменьшения количества передач и существенно облегчает работу бурильщика.
Монтажеспособность и способ транспортирования буровых установок с одной точки бурения на другую диктуются, в основном, требованиями эксплуатационников