Способы ликвидации аварий в процессе бурения
Аварии с долотами — оставление в скважине долота, бурильной головки, расширителя, а также их элементов и частей.
Аварии с обсадными колоннами и элементами их оснастки - аварии со спускаемыми, спущенными и зацементированными колоннами либо с их частями, вызванные разъединением по резьбовым соединениям, обрывом по сварному шву и телу трубы, смятием или разрывом по телу трубы, падением колонны или ее части, повреждением труб при разбуривании цементного стакана, стопкольца, обратного клапана, направляющей пробки или неисправностью элементов оснастки низа обсадной колонны.
Аварии из-за неудачного цементирования — прихват затвердевшим цементным раствором колонны бурильных труб, на которых спускалась секция обсадных труб или хвостовик; отказ в работе и повреждение узлов подвески секции обсадной колонны, нарушающие процесс крепления и дальнейшую проводку скважины; оголение башмака, недоподъем в затрубном пространстве или оставление в колонне цементного раствора, для удаления которого требуются дополнительные работы по устранению нарушения, а также негерметичность обсадных и бурильных колонн труб, послужившие причиной некачественного цементирования.
Аварии с забойными двигателями – оставление турбобура, электробура, виброударника, винтового двигателя или их узлов в скважине вследствие поломок или разъединения с бурильной колонной.
Аварии в результате падения в скважину посторонних предметов - падение в скважину вкладышей ротора, роторных клиньев, параллелей и вкладышей ключей ПКР, челюстей ключей АКБ, кувалд, ключей, ручных инструментов, приспособлений и их частей и других предметов, с помощью которых велись работы на устье скважины или над ним.
Прочие аварии - аварии, возникающие при производстве промысловых исследований в скважине (обрывы и прихваты кабеля, приборов, грузов, шаблонов, торпед, перфораторов и других устройств, применяемых при исследовании скважин и вспомогательных работах), открытые нефтяные и газовые фонтаны; падение и разрушение вышек, морских оснований, падение элементов талевой системы (кронблок, крюкоблок); взрывы и пожары на буровых, приводящие к выходу из строя оборудования и остановке бурения.
Началом аварии считается момент ее возникновения, хотя он может быть обнаружен и позже, а окончанием аварии — восстановление условий для продолжения бурения. Авария в скважине, происшедшая в период ликвидации ранее возникшей аварии, регистрируется, но не учитывается. Время на ее ликвидацию суммируется со временем, необходимым для ликвидации первоначально возникшей аварии. Такой же порядок учета распространяется и на случаи возникновения всех последующих аварий при ликвидации первой.
Аварии при испытании скважины в процессе бурения (с испытателями пластов) или после окончания бурения учитываются как аварии, происшедшие при испытании скважин.
Ликвидация прихвата с помощью ударных механизмов
Ударные механизмы (яссы) широко применяются при ликвидации прихватов, вызванных заклиниванием, прилипаниями на большую высоту, а также обвалами. При работе с использованием ясса разрушается в зоне заклинивания связь между прихваченной частью колонны и стволом скважины. Наиболее широко применяют такие механизмы, как механический ударный (ГУМ) и вибрационный (ВУК). В каждом нефтедобывающем районе имеются яссы местных конструкций, изготовленные в мастерских или на местных заводах.
Для ускорения ликвидации возникшего прихвата в начальной его стадии целесообразно устанавливать механические ударные устройства - яссы в компоновку бурильной колонны, чтобы сразу же при обнаружении прихвата включить механизм в работу, особенно это важно при бурении в осложненных условиях.
Ликвидация прихватов с помощью ударных механизмов осуществляется, когда методы ликвидации прихвата без разъединения бурильной колонны (гидроимпульс, торпедирование, ванны) не дали результата; длина извлекаемой части бурильной колонны не превышает 300 м; исключается отклонение в сторону верха прихваченной части колонны в зоне отвинчивания.
Аварий с долотами
Признаками аварий с долотами при роторном бурении являются неравномерное вращение, вертикальные колебания бурильной колонны, а также прекращение проходки, при электробурении - снижение показаний амперметра и отсутствие проходки, а при турбинном — остановки турбобура, а также отсутствие проходки. Выбор метода зависит от конкретных условий и наличия разрушающих инструментов. Установлено, что долото диаметром 295 или 269 мм может разрушаться при двух-трех спусках башмачного или забойного фрезера. Последующими спусками паука гидромеханического или магнитного фрезера извлекают куски металла с забоя. Долото, оставленное посредине ствола скважины, сначала доводят до забоя, потом определяют печатью его положение. Если долото стоит присоединительной резьбой вверх, то его извлекают так же, как и в предыдущем случае. Во всех других случаях его разрушают фрезером или торпедой.
Категорически запрещается извлекать бескорпусные долота метчиком. Это приводит или к расколу долота, или к оставлению его над забоем, так как метчик очень плохо закрепляется по сварному шву.
Шарошки долот и лапы с шарошками, а также лопатки лопастных долот, оставленные в скважине, извлекают пауком, гидромеханическим или магнитным фрезером. Целесообразно работать магнитным фрезером в комплексе с металлоуловителем, устанавливаемым над ним.
При отсутствии паука гидромеханического или магнитного фрезера соответствующей грузоподъемности шарошки долота или лапы с шарошками разрушают забойным или башмачным фрезером.
В зависимости от твердости пород на забое, поверхность торцевой части фрезера должна быть выпуклой, плоской и вогнутой. Для повышения эффективности очистки забоя над забойным фрезером надо устанавливать металлоуловитель.
В зависимости от типа долота различают следующие виды аварий:
1. Аварии с шарошечными долотами – отвинчивание долот и их поломка.
Отвинчивание происходит в результате нарушения правил крепления или спуска долота, а также при использовании переводников на долото с несоответствующей резьбой (когда переводники изготовляются в механических мастерских без соответствующей проверки резьбы калибрами).
Причины поломок долот: передвижка на забое; бурение с нагрузками, превышающими допустимые; удар долотом о забой или уступ; разбуривание пород долотами, не соответствующими их крепости; малая прочность опор; слабая прочность сварных швов; заклинивание долот; дефекты нарезки резьбы; неплотное прилегание заплечиков лап долота к торцу переводника; работа долотами по металлу; длительная промывка скважины перед подъемом сработанного долота.
В результате аварий с долотами в скважине чаще всего остаются шарошки долот. Это связано в основном со значительным износом опор, недостаточным сроком их работы даже в пределах, предусматриваемых конструкцией долот и режимами работы последних в скважине.
Долговечность опоры долота зависит от интенсивности изнашивания и разрушения поверхностей цапфы, шарошки и тел качения. Характер изнашивания и разрушения этих поверхностей различен. Это связано с неравномерным и сложным нагруженном различных участков поверхностей опоры, а также с конструкцией, технологией изготовления и размерами долот. При этом трущиеся поверхности опоры подвергаются одновременно абразивному износу, хрупкому и усталостному выкрашиванию, смятию, окислительному и тепловому износу и высокотемпературным ожогам в микрообъемах металла и в присутствии промывочных жидкостей под высоким давлением. Одновременное развитие этих процессов, недоброкачественная сборка долот, различие механических свойств металла опор и шарошек, а также отдельные несовершенства конструкции долот приводят к неравномерной работе опор и вооружения долот и к большому различию их износостойкости. Все это создает трудности в определении качества отработки долот, оптимального и предельного времени пребывания долота на забое, особенно при турбинном бурении.
2. Аварии с алмазными долотами — заклинивание долот при спуско-подъемных операциях и бурении, отвинчивание долот.
Причинами заклинивания алмазных долот являются: резкая посадка долота в зоне сужения ствола скважины и ее призабойной зоне в результате спуска долота без ограничения скорости, особенно в необсаженной части ствола скважины; преждевременное прекращение циркуляции промывочной жидкости перед подъемом бурильной колонны с алмазным долотом (чаще во время процесса наращивания); недостаточная промывка скважины через долото (утечки промывочной жидкости через негерметичные участки бурильной колонны и ниппель турбобура), а также вследствие малой подачи промывочной жидкости насосами; бурение скважины при несоответствии размеров долота, утяжеленных бурильных труб и забойного двигателя (если такой применяется при бурении); заклинивание долот инородными предметами (металл и куски породы).
Относительно часто наблюдаются случаи заклинивания ступенчатых долот вследствие наличия у них большой калибрующей поверхности секторов. Часто новые алмазные долота заклиниваются при спусках в скважину после работы трехшарошечными долотами и при длительной работе алмазным долотом без подъема из скважины. Заклиниванию алмазного долота нередко способствуют сальники.
Алмазные долота отвинчиваются, как и другие долота.
При бурении скважин из алмазных долот могут выпадать алмазы в результате недостаточного их крепления, а также вследствие изнашивания тела долота. Выпавшие алмазы крошат другие алмазы в долоте, что может привести в негодность все долото.
Аварии с бурильной колонной
Многочисленными теоретическими исследованиями и практикой доказано, что аварии вследствие поломки элементов бурильной колонны вызваны в основном усталостью металла.
Явления усталости возникают главным образом под действием следующих основных переменных нагрузок: изгиба, колебаний бурильной колонны в продольном и поперечном направлении.
Усталость металла ускоряют следующие факторы:
· дефекты материала труб — расслоение и структурная неоднородность металла, незаметные (на глаз) инородные включения в металле и конструктивные дефекты, т.е. резкие переходы в сечении, острые надрезы, царапины и т.д.;
· малые радиусы закругления восьми-ниточных резьб (трубных);
· применение безупорного соединения трубы с замком или соединительной муфтой;
· неблагоприятные геологические и технологические условия бурения и нарушения запроектированных режимов бурения.
К таким неблагоприятным условиям относятся:
· переслаивание пород, различные физико-механические свойства, структура и текстура, крутые углы падения пластов;
· работа колонн в средах с агрессивными химическими добавками (соли, кислоты, щелочи), способствующими возникновению коррозии;
· работа бурильной колонны в скважинах, имеющих по стволу большие каверны, особенно при роторном бурении;
· несоответствие размера долота диаметру бурильных труб;
· несоответствие типа долота характеристике разбуриваемых пород;
· возникновение резонанса при совпадении частоты колебаний колонны от пульсации давления на выкидной линии насоса с частотой собственных колебаний колонн;
· эксплуатация бурильной колонны в состоянии чрезмерного сжатия, т.е. при бурении без УБТ или с УБТ незначительной длины, тогда как вес УБТ должен превышать нагрузку на долото на 25 %;
· установка над УБТ труб группы прочности Е, К, а также ЛБТ;
· применение труб несоответствующего класса для бурения на данной глубине;
· вмятины на трубах от инородных тел (шарошек, долот, крепких пород и т.д.);
· эксцентричность вышки, ротора по отношению к скважине.
Перечисленные факторы способствуют возникновению аварий, вызванных:
· в ведущих трубах поломкой по телу и срывом трубной резьбы;
· в бурильных трубах поломками по телу на участках с номинальной толщиной стенки, в концевых утолщениях, в зоне сварного шва и трубной резьбы, а также срывом резьбы, соединяющей трубу с бурильным замком;
· в бурильных замках поломками по телу на участках, заключенных между резьбовыми концами и в зоне замковой резьбы ниппеля или муфты, а также срывом по замковой резьбе;
· в УБТ и переводниках поломками по телу в зоне замковой резьбы и срывом по замковой резьбе;
· в соединительных муфтах поломкой по телу.
Кроме этого, встречаются аварии, вызванные развинчиванием резьб в замковых соединениях бурильных замков, УБТ, переводников и ведущих труб.