Глава 1 теоритические аспекты разработки фонда оценочных средств для диагностики информационной компетентности

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность:Ежедневно мы принимаем и передаем терабайты информации и будущему специалисту необходимо научиться работать с ними. Кроме того для адекватной, оперативной и грамотной работы нужно уметь обрабатывать, качественно запоминать и передавать информацию.

Анализ различных информационных материалов и научных источников присутствует в профессиональной деятельности любого специалиста. Студенты проводят много времени за учебниками, интернетом, видеоуроками, на лекциях и другими источниками информации, но не всегда они могут правильно и адекватно выделить нужную информацию. Более того, помимо восприятия смысловой нагрузки важными действиями над информацией является её запоминание и воспроизведение. Именно обозначенные действия вызывают серьезную проблему для обучающихся, у которых недостаточно сформированы умения работы над информацией.

В содержание информационной компетентности разные авторы включают такие компоненты как:

мотивационно-ценностный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом [13];

профессионально-деятельностный, определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности [28, с. 23];

технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

коммуникативный, показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных);

операциональный, заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности [21, с. 30].

Поэтому актуальным являются процесс формирования и диагностики уровня сформированности информационной компетентности студента.

Цель исследования: создание фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности информационной компетентности у студентов.

Объект исследования: процесс формирования информационной компетентности.

Предмет исследования: диагностика уровня сформированности информационной компетентности студента.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы

задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «информационная компетентность», выделив её структурные компоненты, виды информации и приемы работы с информационным потоком.

2. Выявить особенности разработки фонда оценочных средств для диагностики уровня сформированности компетенций студента

3. Разработать фонд оценочных средств для выявления уровня сформированности информационной компетентности студента

Новизна исследования: обусловлена выбором аспекта исследования. Предпринята попытка анализа фонда оценочных средств информационно-эмоционального климата, что позволило нам расширить представления об осведомленности обучаемых информационной безопасности, а также углубить знания о роли фонда оценочных средств для обучения в высшем образовательном учреждении.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о фонде оценочных средств. Данная работа ценна тем, что мы выбрали самые значимые аспекты формирования фонда оценочных средств и провели их анализ с точки зрения их ценности в среде информационных потоков. Также в работе прописаны критерии успешного фонда оценочных средств информационной компетентности.

Практическая значимость работы заключается в разработке и описании фонда оценочных средств информационной компетентности, что может помочь при организации работы студента с информационном потоком. Кроме того, в курсовой работе представлены методические рекомендации по разработке стратегии подготовки информации для сохранения и изложения.

Структура данной курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Содержание информационной компетентности

Современный этап развития образования отличается всё более плотным внедрением компетентностного подхода, который предполагает чёткую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения каждым человеком своего образования с учётом успешности в профессиональной и личностной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. В целом компетентностный подход исходит из следующей позиции: в процессе обучения человек должен приобрести конкретные практико-ориентированные знания и развить определённые социально и профессионально важные качества, благодаря которым он сможет стать успешным в жизни [1, c. 7].

Специалист XXI века должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объёмом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в своей деятельности: определять цели деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность.

Трансформация образования в высокотехнологическую сферу актуализирует педагогические исследования и разработку проблем, связанных с формированием информационной компетентности будущих специалистов. Особую роль в становлении информационно компетентного педагога играет образование, полученное в профессиональном учебном заведении, ориентированное на практические навыки, на способность применять знания в новых профессиональных условиях и ситуациях. Важными при таком подходе являются как общие математические и естественнонаучные дисциплины, так и общепрофессиональные учебные предметы, направленные на овладение компьютерными технологиями студентами. В частности, применение компьютерных технологий в процессе обучения и преподавания отельных дисциплин в учебном заведении повышает профессиональные возможности студентов, тем более, что педагогическая культура будущего учителя должна включать и такие профессиональные знания, умения, навыки и опыт деятельности, которые в своей совокупности носят название «информационной компетентности» (далее – ИК).

Прежде чем определиться с термином «информационная компетентность», необходимо выявить основные существующие подходы к определению и сами определения понятий – «компетенция» и «компетентность».

В современной педагогической литературе категории «компетенция» и «компетентность» получили широкое освещение. Анализ трудов ведущих отечественных учёных позволяет выделить несколько подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность».

Понимание компетенции как совокупности взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков и способов деятельности отражено в трудах Т.Е. Исаева, Н.Т. Печенюк, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского, К.В. Шапошникова и др. [2, с. 56; 3, с. 19; 4; 5, с. 6]. Компетентность же видится этими исследователями как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. По мнению авторов, компетентный человек – это обладатель соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Опора на деятельностную составляющую педагогического образования в определении рассматриваемых терминов отмечена ведущими отечественными учёными (Э.Ф. Зеер, Л.С. Лисицына, Г.К. Селевко и др.) [6, с. 345; 7, с. 10; 8, с. 139]. Обобщая взгляды этих авторов, можно сказать, что компетенции характеризуют различные предметы и виды деятельности специалиста, а компетентность выступает как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности.

Ориентация на результат обучения и рассмотрение компетенции как готовности субъекта эффективно организовывать собственные ресурсы для достижения поставленной цели, а компетентности как результата образования, выражающегося в овладении обучаемыми определённым набором компетенций, прослеживается в трудах Г.Б. Голуб, А.Н. Завьялова, Е.Я. Когана, И.С. Фишмана и др.

В целом, понимание терминов «компетенция» и «компетентность» с содержательной, деятельностной и результативной сторон позволяет наиболее точно представить сущность этих понятий применительно к сфере образования. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет дать обобщённое определение термина «компетенция», как полученные в результате обучения в вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию; а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач.

В современной педагогической науке и практике широко применяется дефиниция «информационная компетенция». Исследователи (О.Б. Зайцева, Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев, С.В. Тришина и др.) [9, с. 14; 10, с. 142; 11, с. 8; 12; 13] информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач. На основе анализа имеющихся в научной и методической литературе характеристик можно определить информационную компетенцию, как приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности, посредством использования компьютерных технологий.

В нормативные документы и повседневную практику современного российского высшего образования прочно внедрился термин «профессиональная компетентность». Взгляды теоретиков относительно этого термина также неоднозначны. В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональная компетентность» определяется как: а) совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда (Э.Ф. Зеер, Г.М. Коджаспирова и др.) [14, с. 48; 15, с. 62]; б) единство теоретической и практической готовности к труду (А.Л. Семенов, К.В. Шапошникова и др.) [16, с. 132; 5, с. 19]; в) комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств (О.Н. Шахматова, В.М. Шепель и др.) [17, с. 24; 18, с. 90]. При некотором различии приведённых и других трактовок понятия, во всех них присутствует когнитивный и эмоциональный элементы, лексически по-разному оформленные. Обобщив имеющиеся определения, мы будем понимать термин «профессиональная компетентность» как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность.

Таким образом, можно констатировать, что постоянное обновление понятийно-категориального аппарата педагогики и образования сопровождается активным осмыслением многих новых категорий и понятий, к каковым относятся, в частности, и понятия «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность» и др., диапазон имеющихся определений которых в настоящее время весьма широк. Такое положение можно объяснить тем, что авторы подводят под свои определения разные основания (в ряде случаев в конкретные определения включается подробное описание структурных элементов; в некоторых трактовках делается упор на универсальность искомого определения).

Если исходить из дефиниции «понятия» как формы рационального познания, отражающей в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством общих и специальных признаков, в которых выступают свойства предмета и явления [19, c. 186], то можно сказать, что начало разработки понятия «информационная компетентность» уходит своими корнями в конец 90-х гг. XX века и продолжается до настоящего времени.

Однако общепринятого определения термина «информационная компетентность» на данный момент не выявлено. Можно отметить, что в авторских трактовках термина «информационная компетентность» у большинства исследователей (А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, Г.К. Селевко и др.) [20, с. 3; 21, с. 29; 8, с. 140] просматривается сходство в том, что ИК неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами компьютерных технологий. Так, Г.К. Селевко, понимает информационную компетентность как «умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации» [8, с. 140]. А.Н. Завьялов расширяет трактовку информационной компетентности (называемой им ещё и компетентностью ИТ-специалиста) и определяет её, как «обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами компьютерных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области» [20, с. 3]. Э.Ф. Морковина видит информационную компетентность как основу профессиональной компетентности, так как именно она, с одной стороны, обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умений и навыков студента, с другой стороны, сама является условием его функционирования [21]. Как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, видит информационную компетентность А.Л. Семенов [11, с. 8]. В последнем определении видна уязвимость трактовки ввиду её «принципиальности», так как использование технологических средств априори предполагает опору на эмпирический опыт, что не позволит «принять принципиально новые решения» даже в «непредвиденных ситуациях».

Присутствие в литературе различных определений терминов свидетельствует, с одной стороны, о плюрализме мнений в данной научной области, с другой – делает необходимым определение места информационной компетентности в рамках компетентностного подхода. Поэтому важной для современной педагогической науки продолжает оставаться проблема классификации компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, Е.М. Сартакова, А.В. Хуторской и др.).

До настоящего момента нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у студента в процессе получения высшего педагогического образования. ПО ФГОС ВО В научной литературе выделяют следующие группы компетенций:

· Профессиональные (предметные) компетенции. Эти компетенции в зарубежной литературе рассматривают как «готовность и способность на основе предметных знаний и навыков решать задачи и проблемы целесообразно, методически верно, а также оценивать результаты» [22], тогда как отечественные исследователи определяют их как профессиональные приёмы, навыки, технологии и методы предметной области обучения [23, 4].

· Базовые (ключевые) компетенции. Данные компетенции определяют как «способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, быть лидером, решать задачи, адаптироваться, работать как в команде, так и самостоятельно» [24], в общем – это компетенции, которыми должны обладать все люди, независимо от их профессиональной принадлежности.

· Социально-личностные (персональные) компетенции – это некая совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом [25].

· Информационные компетенции понимаются как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий [26, с. 14; 8, с. 140].

Необходимо отметить, что под эти группы компетенций подведены разные основания. Во-первых, они подразделяются на те, которые касаются всех людей и в то же время делятся по своей нацеленности на вполне определённые характеристики (качества, свойства) людей. Во-вторых, это группа компетенций, в основу которой заложен практико-ориентированный подход, к которому следует отнести и информационные компетенции.

В научной литературе рассматривается вопрос и о классификации компетентностей. Так, в работах Г.Б. Голуб, А.Н. Дахина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Э.Ф. Морковиной, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского и др. [27, с. 163-164; 6, с. 350; 26, с. 14] можно выделить следующие виды компетентностей: образовательную, профессиональную, информационную, аналитическую, когнитивную, коммуникативную, общекультурную, организаторскую, прогностическую, проектировочную, технологическую и др. Следует подчеркнуть, что практически все исследователи делают акцент на важности информационной и коммуникационной компетентностей, значимости и взаимосвязи данных компетентностей в жизни выпускников вузов. Так, Э.Ф. Морковина отмечает, что информационная и коммуникативная компетентности выполняют интегративную функцию ввиду того, что развитие когнитивной компетентности невозможно без умения работать с информацией, что эта информация необходима в обучении студентов, которое невозможно без вступления в коммуникационные процессы [21, с. 29].

К вопросу о структуре информационной компетентности обучающегося в разное время обращались исследователи В.В. Бондарь, А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, А.Л. Семенов, А.А. Темербекова, С.В. Тришина и др. [20, с. 9-10; 21, с. 30; 16, с. 133-140; 28, с. 23; 13]. Все авторы говорят о взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов ИК, при этом исследователи либо выстраивают их иерархию, либо указывают на функциональное равенство компонентов. В качестве основных выделяются следующие компоненты информационной компетентности:

· мотивационно-ценностный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом [13];

· профессионально-деятельностный, определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности [28, с. 23];

· Технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

· Коммуникативный, показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных);

· операциональный, заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности [21, с. 30].

На наш взгляд, только комплексное применение представленных элементов позволит не только формировать, но и развивать информационную компетентность будущих учителей. Целенаправленное формирование всех элементов информационной компетентности способствует подготовке грамотного профессионала-специалиста в педагогическом вузе.

Таким образом, изучение и анализ теоретических подходов к рассмотрению сущности и структуры информационной компетентности позволяет констатировать наличие плюрализма мнений, множества трактовок таких понятий как: «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность» и «информационная компетентность», что можно объяснить относительной новизной этих понятий как предмета исследования в педагогической науке и многоаспектностью их приложения к образовательной практике. Нами термин «компетенция» понимается как полученные в результате обучения в педагогическом вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию, а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач. Термин «профессиональная компетентность» используется нами в значении совокупности интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность. Такое понимание терминов «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» обусловило и наше понимание информационной компетентности студента педагогического вуза, которая определяется нами как интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса.

Исходя из нашего определения, в структуре информационной компетентности студента педагогического вуза мы выделяем комплекс приобретаемых ими информационных компетенций: терминологическую компетенцию, компетенцию в области владения стандартными средствами обработки информации, компетенцию в сфере организации учебной работы в предметной области с помощью компьютерных технологий.

Систематизация имеющихся подходов к определению структуры информационной компетентности позволила нам выделить в качестве её основных компонентов мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, технико-технологический, коммуникативный и операционный.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную образовательную практику соответствует общемировым тенденциям, отвечает требованиям инновационного развития образования, достаточно органично сочетается с традиционной инструментально-педагогической триадой: «знания – умения – навыки». Введение в новое поколение стандартов образования нормативного требования «компетенция» означает смещение акцентов на развитие способностей выпускников применять знания, умения и компетенции в повседневной учебной и профессиональной деятельности с целью личного развития и решения социально-профессиональных задач.

Информация может быть входящей и исходящей и следовательно операции над информацией может быть 5: принятие, действие над информацией, сохранение, изъятие информации из хранилища, передача

Фонд как система

При проектировании любой деятельности в петле качества образования, и в том числе при разработке фонда оценочных средств, мы должны руководствоваться системным подходом. Как и любая система, фонд оценочных средств характеризуется рядом общих признаков.

Целостность и членимость

Это означает, что с одной стороны (для надсистем, где наша система является элементом или подсистемой) фонд − целостное образование. В структуре рабочей программы имеем подсистему – текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

Таким образом, для указанной надсистемы − рабочей программы учебной дисциплины фонд является ее подсистемой, в которой должны быть изложены способы и особенности организации оценки подготовки обучающегося.

Отметим также, что сама рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы профессии или специальности. А программа – частью еще большей системы, такой как Комплексная программа развития Колледжа на 2014 – 2017 гг. Условно сказанное можно отобразить на рисунке 1.

глава 1 теоритические аспекты разработки фонда оценочных средств для диагностики информационной компетентности - student2.ru

Рисунок 1. Фонд как составная часть образовательных систем разного уровня и назначения

Связи

В любой системе имеются устойчивые связи между ее элементами и подсистемами, превосходящие по «мощности» связи (инциденции) этих элементов с элементами надсистем.

Упрощенно связи между элементами и подсистемами фонда можно представить рисунком 2. Они определяются:

− содержанием дисциплины по ее разделам и модулям;

− учебно-методическими воззрениями, различием контролирующих материалов по их иерархии (на узнавание, понимание, анализ, синтез, оптимизацию);

− информационной направленностью.

Организация

Данное свойство системы проявляется в снижении степени неопределенности для элемента, который попадает в систему.

Различные виды организации в системе определяются целями, принятыми при синтезе и анализе системы. Если при анализе фонда оценочных средств пользователю наиболее интересна его структура, то будут определены элементы и связи между различными видами фондов, как это показано на рисунке 2.

глава 1 теоритические аспекты разработки фонда оценочных средств для диагностики информационной компетентности - student2.ru

Рисунок 2. Связи между различными подсистемами фонда оценочных средств учебной дисциплины (УД).

Совершенно другой тип организации фонда мы получим, если нужно учесть уровень сложности контролирующих материалов, например, тестовых, входящих в банк тестовых заданий (БТЗ). В этом случае, тестовые задания условно распределяются по трем уровням сложности:

− первый уровень сложности − задания на выявление степени усвоения дидактических единиц дисциплины;

− второй уровень трудности (средний) − задания для выявления степени усвоения разделов (подразделов, тем), развивающих и дополняющих базис учебной дисциплины и ее содержательное ядро;

− третий уровень трудности (задания трудные) − задания на выявление степени усвоения системы знаний, включающий теоретическую и практическую составляющую учебной дисциплины.

Организация фонда с учетом компетентностного подхода может быть акцентирована на выявление соответствия или несоответствия уровня подготовки студента по основным группам компетенций: инструментальным, межличностным, системным, специальным (профессиональным) и др.

Требования к разработке фондов оценочных средств

для осуществления контроля уровня усвоения знаний и освоения умений в ходе изучения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов

В состав ФОСов должны входить:

совокупность заданий, предназначенных для предъявления обучающемуся в ходе проверки, а также критерии оценки знаний и умений;

методические материалы, определяющие процедуру проведения проверки.

Создание ФОСов осуществляется поэтапно:

На первом этапе устанавливается полный состав требований к знаниям и умениям обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу согласно требованиям ФГОС (таблица 3/5 ФГОС СПО) (таблица 2 ФГОС НПО).

Пример установления состава требований к знаниям и умениям по дисциплине «Экономика организации» (ФГОС СПО по специальности 32.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»):

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность организации, как основного звена экономики отраслей;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

- методы оценки эффективности их использования;

- организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономики ресурсов, энергосберегающие технологии;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

На втором этапе формируется содержание измерительных материалов: на основе примерных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (в части междисциплинарных курсов) выделяются разделы или темы учебной дисциплины, междисциплинарного курса, непосредственно формирующие в ходе подготовки обучающихся соответствующее знание или умение, определенные на первом этапе.

Причем разделы и темы могут быть достаточными для формирования соответствующих знаний или умений, а могут иметь только статус необходимых, т.е. формирующих данные знания и умения, только в совокупности с другими разделами и темами учебных дисциплин, междисциплинарных курсов.

Пример формирования содержания измерительных материалов (примерная программа по учебной дисциплине «Экономика организации» по специальности СПО 32.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»).

Знать Содержание учебного материала
Сущность организации, как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации. Организация: понятие и классификация. Организационно-правовые формы организаций. Объединения организаций.
Принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования. Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка и износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Нематериальные активы. Показатели эффективности использования основных фондов. Пути их повышения. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Кругооборот оборотных средств. Материальные ресурсы: понятие и показатели их использования. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
Организацию производственного и технологического процессов. Характеристика производственного процесса. Производственная структура организации. Формы организации производства, Производственный цикл. Сущность и этапы технической подготовки производственного процесса.
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования.   Основной капитал и его роль в производстве. Оборотный капитал. Персонал организации: понятие, классификация. Движение кадров. Нормирование труда. Производительность труда. Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации. Финансовый план.
Способы экономики ресурсов, энергосберегающие технологии. Капитальные вложения и их эффективность. Инновационная деятельность организации. Инвестиционная деятельности организации. Экономическая эффективность капитальных вложений. Лизинг- капиталосберегающая форма инвестиций.
Механизмы ценообразования. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования.
Формы оплаты труда. Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и ее элементы. Формы и системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Планирование годового фонда заработной платы организации.
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета. Издержки производства. Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками в организации. Цена и ценообразование. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования. Прибыль и рентабельность. Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды.
Уметь Содержание учебного материла
Определять организационно-правовые формы организаций. Организация: понятие и классификация. Организационно-правовые формы организаций. Объединения организаций.
Находить и использовать необходимую экономическую информацию. Самостоятельная работа обучающихся : работа с конспектами и литературой по разделам программы.
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. Понятие, состав и структура основных фондов. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования Персонал организации: понятие, классификация. Движение кадров. Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации.
Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Порядок ценообразования. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды.

Третий этап.

Для каждых выделенных разделов и тем формулируется контрольный вопрос (задание), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения обучающимся учебного материала раздела или темы и, следовательно, о соответствии обучающегося тому или иному предъявляемому требованию к знаниям и умениям.

На базе одного раздела или темы могут быть сформулированы несколько вопросов или на базе нескольких разделов и тем – один вопрос.

Примерами содержания заданий для проверки освоения умения «Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации» могут быть:

рассчитать сметы затрат на производство.

рассчитать себестоимость единицы продукции.

рассчитать оптовые и розничные цены одного изделия.

рассчитать плановую прибыль организации.

рассчитать рентабельность активов (производства), текущих издержек (продукции) и продаж.

Четвертый этап.

На этом этапе устанавливаются критерии (критерий), по которым можно судить о соответствии или несоответствии обучающегося требованиям к результатам освоения дисциплины, междисциплинарного курса в соответствии с ФГОС.

Пятый этап.

На этом этапе разрабатываются методические материалы, определяющие процедуру проведения проверки результатов освоения обучающимися дисциплины, междисциплинарного курса в соответствии с ФГОС, т.е. соответствующих умений и знаний.

Вывод:Информационные потоки в наше время просто огромны и их обработка и дальнейшая апробация весьма затруднительны без особых знаний, что, кстати, может привести к нежелательным последствиям. Данная Глава была посвящена информационным вопросам об информационной компетенции и фонда оценочных средств. При этом подробно анализировалось множество логических и методических противоречий. Однако, имею в виду методические неточности, можно откорректи

Наши рекомендации