Применение композитов в авиастроении.
Аэрокосмическая промышленность является одним из основных заказчиков и потребителей композиционных материалов. На рис.6 представлена относительная доля композиционных материалов в массе таких конструкций, как космические аппараты, стратегические ракеты с твердотопливными двигателями (РДТТ), крупногабаритные твердотопливные ракетные двигатели, стратегические ракеты с жидкостными двигателями (ЖРД), боевые самолеты и вертолеты, транспортные и пассажирские самолеты. Ярким примером являются крупногабаритные твердотопливные ракетные двигатели. Доля композиционных материалов в массе этих конструкций составляет 85...90%. Применение композиционных материалов в конструкциях летательных аппаратов позволяет уменьшить их массу, увеличить массу полезного груза, скорость и дальность полета.
Аэрокосмическая промышленность широко использует композиционные материалы различных типов, в том числе полимерные, металлические, керамические, углерод - углеродные, гибридные [12].
Еще в 1958г. фирма «Боинг» использовала стеклопластик для изготовления самолета ДС-8. Материалы этого типа находят применение для изготовления элементов спортивных самолетов. Из стеклопластика была выполнена тепловая защита спускаемого корабля-спутника «Восток».
Одним из наиболее активно используемых в самолетостроении типов композиционных материалов являются углерод - углеродные композиты. Отражена структура материального баланса планера самолетов. В 1991 г. основными материалами конструкции планера являлись алюминиевые сплавы (80%). В связи с ужесточением требований за десятилетие объем их применения сократился на порядок (11% в 2000 г.). При этом доля углепластиков увеличилась с 3 до 65%
Конструкция планера американского спортивного самолета «Вояджер», облетевшего в 1987 г. без промежуточных посадок земной шар, была целиком выполнена из углепластика. В табл. 8 представлены данные по использованию углепластиков в самолетов. Анализ данных таблицы показывает, что минимальное снижение массы ведет к увеличению полезной массы, улучшаются аэродинамика самолета и так далее.
Таблица 8: Сопоставление физических свойств различных фторополимеров.
Год | ||||
Модель | B 767, и т. д. | B 777 | A 380 | B 787 |
Конструкция | Вторичная конструкция | Несущая конструкция + вторичная конструкция | Несущая конструкция + вторичная конструкция | Несущая конструкция + вторичная конструкция |
Количество CFRP (carbon fiber reinforced plastic - пластика, армированного углеродным волокном)/самолет | 1,5 т (B 767) | Примерно 10 т | Примерно 35 т | Примерно 35 т (расчетные данные) |
Количество CF (clay filled - заполненный глинистым материалом)/самолет | 1 т (B 767) | Примерно 7 т | Примерно 23 т | Примерно 23 т (расчетные данные) |
Рис.6 Композиты в ракетной и аэрокосмической технике.
Авиационная и аэрокосмическая промышленность является основным потребителем боропластиков. В наибольшей степени эффективность композитов этого типа проявляется при изготовлении конструкций, работающих в условиях действия сжимающих напряжений и конструкций, к жесткости которых предъявляются высокие требования. Боропластики могут использоваться в сочетании с углепластиками. Та часть конструкции, которая испытывает действие сжимающих напряжений, изготавливается из боропластиков, а часть,находящаяся под действием напряжений растягивающего типа, — из углепластиков. При одинаковой несущей способности масса балок такого типа на 20...30% ниже, чем масса балок, изготовленных из алюминиевых сплавов. Перспективным считается применение боропластиков при изготовлении стоек шасси, отсеков фюзеляжа самолетов, обшивки крыльев, дисков компрессоров газотурбинных двигателей. Высокая стоимость боропластиков (главным образом борного волокна) сдерживает их распространение в других отраслях промышленного производства [13].
Aвиaциoнные кoнcтpyкции
Здecь paccмaтpивaютcя ocнoвныe (cилoвыe) элeмeнты кoнcтpyкций caмoлeтoв, coвpeмeнныe мaтepиaлы и вaжныe кoнcтpyктивныe ocoбeннocти aвиaциoннoй тexники.