Педагогическая диагностика и контроль

В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогической деятельности учителя как целостной системы ее контроля, коррекции и управления на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей. Мониторинг педагогической деятельности характеризуется системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью). Он обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности, дает возможность обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса [19, с. 115].

В решении этой задачи ведущая роль принадлежит грамотной диагностической деятельности педагога - неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Диагностическая деятельность педагога строится на основе комплексного анализа и самоанализа педагогической деятельности, заключающимися в соотнесении

-цели и результата педагогической деятельности;

-результатов и самой деятельности: ее содержания, используемых педагогических средств, структуры (алгоритма деятельности, иерархии, педагогических действий, организации избранных форм деятельности);

-педагогической деятельности и уровня подготовленности учащихся (исходного уровня обученности, воспитанности, а также степени обучаемости, воспитуемости, возможностей развития этих показателей) [27, с. 189].

Целью диагностической деятельности педагога, в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата [21, с. 72].

В число диагностических задач входят:

-выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

-определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

-выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

-оценка эффективности определенных действий педагога;

-изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д. [38, с. 211].

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Понятие «контроль» шире понятия «диагностика», так как контроль может осуществляться не только в результате специальных диагностических процедур или специального исследования, но и на основе «самоочевидных» признаков, фиксируемых как проявления нормального хода или отклонения управляемого процесса [35, с. 163].

По временному признаку организации контрольно-диагностических средств выделяют следующие виды контроля:

1) предварительный. Выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться;

2) текущий. Повседневная проверка усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся;

3) тематический. Осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся;

4) итоговый. Проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной средней и полной средней школе [27, с. 251].

По организационным формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

К методам контроля относятся:

1. Устный опрос:

а) индивидуальный. Служит для выявления учителем знаний отдельных учащихся. Ученик отвечает на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных;

б) фронтальный. Серия логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Учащиеся должны дать краткие ответы с места.

2. Письменный контроль. Обычно это фронтальные контрольные работы. Может быть индивидуальным (задания по карточкам) как разновидность фронтальных контрольных работ.

3. Практический контроль. Применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков, как, например, на уроках физкультуры, изобразительного искусства.

4. Машинный контроль. Учащимся предлагается выбрать правильный ответ из нескольких вариантов (программированный контроль). Метод не выявляет способа получения результата, зато наиболее объективен (машина беспристрастна). Использование компьютерной техники позволяет существенно увеличить эффективность самоконтроля учащихся.

5. Комбинированный, или уплотненный, контроль. Как правило, это сочетание устного и письменного опроса. Два или более учащихся готовятся к ответу у доски, один учащийся отвечает, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Метод дает возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени [36, с. 341].

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения учителя обычно проверяют и анализируют несколько факторов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование [19, с. 47].

Повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет учителю определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний обучающихся.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся. Сущность этого метода контроля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Учитель может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком. Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Однако, будучи эффективным методом контроля знаний, учащихся, используемым учителями почти на каждом уроке, устный опрос имеет и свой недостаток. Этот метод требует значительных затрат времени и позволяет в течение урока проверить знания не более 3 - 4 школьников.

Письменный опрос. Часто письменный опрос называют самостоятельной работой. Суть метода заключается в том, что учитель дает учащимся записанные на доске, листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в течение 10-12 мин. По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал. Преимущество письменного опроса заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся [14, с. 67].

Контрольная работа. Это весьма эффективный метод контроля усвоения учебного материала. Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащимися. Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов.

Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать работу над усвоением материала [12, с. 78].

Проведению целенаправленной подготовки учащихся способствует другой прием - предупреждение учащихся о предстоящей контрольной работе за одну-две недели и организация соответствующей подготовительной работы. Например, полезно решать типовые задания и выполнять упражнения. Полезно также проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

При проведении самой контрольной работы для предупреждения списывания и разговоров между учащимися часто используется прием предоставления заданий по вариантам (различных вариантов одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности.

Проверка домашних работ. Этот метод позволяет учителю ежедневно контролировать качество усвоения изучаемого материала, определять пробелы в знаниях учащихся и на основе этой информации корректировать планы последующих занятий [23, с. 10].

На практике используются несколько приемов проверки домашних работ. Наиболее традиционный и результативный - это сбор тетрадей с домашними работами учащихся для просмотра и проверки выполненной накануне работы. Этот прием не на всех учеников оказывает одинаковое действие. Для слабоуспевающих школьников регулярная проверка является совершенно необходимой, для сильных учащихся такие проверки можно проводить через раз или заменять другими, менее трудоемкими для учителя. Огромным недостатком этого приема является его высокая трудоемкость.

Иногда используется другой, менее трудоемкий прием проверки домашних заданий. Это беглая проверка в ходе урока правильности полученных дома результатов. Она может проводиться во время выполнения учащимися упражнений классной работы или небольшой самостоятельной работы. Проверяются достоверность ответов и правильность способов их нахождения. На объяснение учащемуся причин ошибок у учителя времени нет. Поэтому после такого рода проверок обычно предусматривают время на работу со слабоуспевающими обучающимися [42, с. 30].

Еще менее трудоемким для учителя и интересным для обучающихся приемом является взаимная проверка домашних работ учащимися у своих соседей по парте и других одноклассников. Чаще используются два варианта этого приема: 1) обмен учащимися тетрадями и проверка выполнения домашней работы друг у друга; 2) воспроизведение на доске одним учащимся своего варианта решения домашней работы (в это время класс может выполнять другие задания: повторение устных правил, проверка других заданий, разминка и т.д.) с последующей проверкой каждым учащимся своей работы с выверенным образцом [28, с. 35].

Обычно на практике учителя используют сочетание нескольких из приведенных выше способов проверки домашних работ.

Тестирование в последнее время становится очень распространенным методом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.

Для контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся сегодня в основном разработаны тесты для средней школы и выпускных экзаменов. Основным достоинством тестов является их объективность. Однако процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя много времени. Поэтому тестирование в повседневном процессе обучения неприменимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненный теоретический анализ по теме позволяет сделать следующие основные выводы:

Таким образом, основным звеном образовательного процесса выступает Государственный стандарт, устанавливающий права и обязанности участников образовательного процесса, его результатов и сроков освоения.

Государственный стандарт общего образования представляет собой закреплённые законодательно основные нормы и требования, отражающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебой нагрузки обучающихся, степень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Содержание государственного образовательного стандарта выступает обязательным и необходимым для современного образования ориентиром при подготовке как к преподаванию того или иного школьного курса, так и оценивания, выбор методов, способов и форм обучения, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение обязательного минимума знаний предметного содержания.

Содержание основных тем в курсе изучения основ безопасности жизнедеятельности определяется необходимостью формирования культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, способного самостоятельно принимать решения в нестандартных сложившихся ситуациях и в целом направлено на развитие личности способного защитить себя и окружающих от различных воздействий окружающей среды.

Содержание тем по основам безопасности жизнедеятельности направлено на воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

Ведущая роль в курсе изучения основ безопасности жизнедеятельности отводится на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования отводится освоению медицинских знаний, умений и навыков здорового образа жизни, основ безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера.

Содержание основных действующих учебных программ курса основ безопасности жизнедеятельности ориентировано на требования следующих федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и дейтсий в чрезвычайных ситуациях» и от 24 июля 1995 года № 738 «О порядке полготовки населения в области защиты чрезвычайных ситуаций».

В содержание курса входят различные занятия теоретического и практического характера, направленные на формирование безопасного типа поведения, где центральное значение отводится защите человека в повседневной жизни и в различных угрожающих ситуациях.

В результате основных тем по основам безопасности жизнедеятельности обучающиеся овладевают систематизированными знаниями об опасностях и о прогнозировании возникновения опасных ситуаций, способны анализировать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, в том числе вырабатывать алгоритм безопасного поведения с учётом своих возможностей.

Основополагающими направлениями курса основы безопасности жизнедеятельности выступают три содержательных аспекта: безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; подготовка по основам военной службы.

Построение системного изучения тем безопасности жизнедеятельности основывается с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, при этом также учитывается степень подготовки по остальным общеобразовательным программам.

Методологической основой построения процесса обучения по основам безопасности жизнедеятельности выступают педагогические технологии, представляющие собой продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая литература содержит широкий диапазон современных педагогических технологий, среди которых можно выделить следующие: технология развивающего обучения, технология проектирования, моделирования, технология проблемного обучения, игровая технология, технология разноуровневого обучения, технология сотрудничества.

Каждая из технологий обучения обладает определёнными достоинствами и недостатками. Так, технология проблемного обучения требует от обучающегося высокой степени самостоятельности через решение проблемных заданий, по своей форме напоминающие научный поиск, приучает мыслить самостоятельно, придает познавательной деятельности творческий характер. В процессе решения проблемных задач учитель помогает обувающемуся.

Проблемное обучение отличается от традиционных методов обучения, в частности наиболее распространённого репродуктивного метода, специфичной особенностью в получении обучающимися новых знаний, характеризующихся не в подаче готовых знаний, а демонстрации учителем путей и способов получения новых знаний либо через решение проблемных задач.

Использование игрового метода обучения способно пробудить сознание и интеллектуальный потенциал, даже самого пассивного обучающегося. Возможность самовыражения в процессе игровой деятельности, также является важным психологическим компонентом игровой деятельности. Через игровой метод обучения раскрываются индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося, этому способствуют существующее разнообразие приемов проведения игр. При помощи игровых технологий можно привить обучающимся стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности обучающихся, их индивидуальность. Для застенчивых обучающихся игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Проектная технология в курсе обучения основам безопасности жизнедеятельности имеет существенное значение для построения эффективного процесса обучения. Значение проектной технологии определяется творческим характером и направлено на развитие интеллектуальных и специальных способностей обучающихся, которые позволяют добывать и эффективно применять полученную информацию при возникновении необходимости предвидеть и избежать опасности, а в случаях наступления таких ситуаций – уметь самостоятельно находить наиболее рациональные способы решения.

В результате внедрения проектных технологий в процесс обучения по основам безопасности жизнедеятельности обучающиеся могут выполнять рефераты, компьютерные презентации, подготавливать доклады, графические работы, конференции, деловые игры и другие формы.

На уроках по основам безопасности жизнедеятельности можно использовать различные виды технологий, среди которых особенное значение приобретает технология моделирования.

Технология моделирования представляет собой построение модели ситуации и отражает специфический способ познания сложных объектов посредством конкретного их упрощения. Метод моделирования заключается в построении модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках, при этом модель выступает упрощённым вариантом, вследствие чего возникает возможность её изучения.

В технологии сотрудничества ключевое значение отводится состоянию сотрудничества, которое определяет уровень учебно- воспитательного процесса, характеризующимся взаимодействием субъектов и объектов этого процесса, отличающимися отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма.

Основой технологии сотрудничества выступает глубокое понимание и гуманный подход к личности обучающегося, коллективное воспитание, высокая степень профессионализма учителя.

Специфика технологии сотрудничества выражается в гуманно-личностном подход, определяющий совокупность принципиальных положений, выражающих отношение к личности обучающегося. Значение гуманно-личностного направления заключается в развитии целостной совокупности качеств личности, степень развития которого выступает главным результатом школьного образования, критерием качества деятельности учителя.

Организационные особенности подготовки и проведения урока по основам безопасности жизнедеятельности включают подготовительный этап подготовки к уроку и непосредственное проведение урока.

Результатом подготовительного этапа является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.

Мониторинг педагогической деятельности характеризуется системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью). Он обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности, дает возможность обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса.

Целью диагностической деятельности педагога, в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать «вслепую», растрачивая свои силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата. К основным методам контроля относятся: устный опрос, письменный контроль, практический контроль, комбинированный контроль.

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения учителя обычно проверяют и анализируют несколько факторов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование.

Наши рекомендации