Производственная преддипломная практика
(8-й семестр; 2 недели; 3 зачетных единицы; 108 часов)
Целью преддипломной практики является:
– систематизация и закрепление ранее полученных профессиональных умений, знаний и опыта профессиональной деятельности, по работе основных подразделений и технических служб на сельскохозяйственных, ремонтных, сервисных и предприятиях перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, практическим задачам эксплуатации электрифицированных и автоматизированных сельскохозяйственных технологических процессов, электрооборудования, энергетических установок и средств автоматизации сельскохозяйственного и бытового назначения; приобретение опыта организаторской, воспитательной, научно-исследовательской и лекционной работы;
– сбор фактического материала по теме выпускной квалификационной работы, ознакомление с функциональными обязанностями должностных лиц по профилю будущей работы.
Во время преддипломной практики обучающемуся необходимо изучить многие сельскохозяйственные процессы, направленные на производство сельскохозяйственной продукции необходимого количества и качества. Студент практикант должен проанализировать производственные условия, сложившиеся на предприятии, объекте исследования выпускной квалификационной работы, в зависимости от темы исследования и направленности работы – условия работы сельскохозяйственных машин, электрифицированного оборудования в сельхозпредприятии, эффективность их использования; изучить работу всего машинно-тракторного парка, а также машин в животноводстве, состояние энергетики, состояние и техническую оснащённость эксплуатационно-ремонтной базы предприятия.
Задачами преддипломной производственной практики являются:
1. Углубленное изучение на инженерном уровне всех процессов производства, связанных с темой выпускной квалификационной работы и будущей производственной деятельностью, что предполагает:
– изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений (состояние эксплуатационно-ремонтной базы предприятия, электрификации и автоматизации производственных процессов в животноводстве, хранение сельскохозяйственной продукции, состояние энергетики);
– изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
– изучение основных технико-экономических показателей работы предприятия в целом или его отдельных подразделений (МТП, животноводческих ферм, энергетического цеха и т.п.);
2. Закрепление и расширение теоретических знаний, их увязка с практической деятельностью по будущей инженерной профессии, то есть:
– изучение передовых методов труда, достижений новаторов и рационализаторов производства, опыта работы крестьянских и фермерских хозяйств, проблем электрификации и автоматизации производства;
– приобретение специальных практических навыков в управлении деятельностью предприятий агропромышленного комплекса, сервиса машин и электрооборудования, а также овладение методами экономического анализа;
3. Развитие творческого отношения и способностей при решении инженерных вопросов и стремления закрепиться в трудовом коллективе, что подразумевает:
– анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;
– приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы в условиях конкретного предприятия;
– сбор необходимых материалов для выполнения квалификационной работы, в соответствии с её определенной структурой и составом, принципиальных решений.
Тип практики:производственная преддипломная практика.
Способы проведения практики: стационарная, или выездная по договору с предприятием или организацией.
Форма проведения практики: дискретная, так как в календарном учебном графике предусмотрен непрерывный период учебного времени для проведения этого вида практики в отдельности.
Перечень планируемых результатов обучения
Производственная преддипломная практика Б2.П4 должна формировать следующие компетенции:
общекультурные компетенции:
– способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
общепрофессиональные компетенции:
– способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы (ОПК-8);
– готовностью к использованию технических средств автоматики и систем автоматизации технологических процессов (ОПК-9).
Профессиональные компетенции:
– способностью анализировать технологический процесс и оценивать результаты выполнения работ (ПК-13);
– готовностью систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-15).
В результате прохождения производственной преддипломной практики обучающийся должен
знать:
– теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
– основные правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда;
– технические средства автоматики и систем автоматизации технологических процессов;
– основные принципы переработки сельскохозяйственной продукции, требования к качеству сырья и конечной продукции;
– законодательные документы, регламентирующие учетную и экономическую политику в сельском хозяйстве;
– сущность интенсификации и эффективности производства, характеризующие их показатели;
– теорию и практику хозяйственного и внутрихозяйственного расчета и экономического стимулирования сельскохозяйственного производства;
– кооперацию и межхозяйственную интеграцию в АПК;
– организационные формы сельскохозяйственных предприятий и особенности их деятельности;
– методы экономического анализа и систему показателей, характеризующих состояние и развитие отраслей животноводства, хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия и его подразделений.
уметь:
– пользоваться теоретическими знаниями оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы;
– использовать технические средства автоматики и систем автоматизации технологических процессов;
– анализировать технологический технологические процессы переработки сельскохозяйственного сырья, оценивать качество готовой продукции;
– решать насущные проблемы и задачи сельского хозяйства;
– анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
– использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
– устанавливать степень влияния различных факторов на результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия и его подразделений.
владеть:
– навыками применения мер по защите учащихся от негативных воздействий;
– способностью обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы;
– использования технических средств автоматики и систем автоматизации технологических процессов;
– методиками определения качества сельскохозяйственной продукции на всех этапах технологического процесса;
– способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
– основами информационно- аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере.
Содержание практики
При направлении обучающегося на практику от кафедры назначается руководитель бакалаврской работы. Он оказывает существенную помощь в подготовке к эффективному прохождению практики (дает список необходимой литературы, составляет схему проведения исследований, обсуждает методы исследований, с его помощью осуществляется изучение методических основ выполнения бакалаврской работы.
Индивидуальное задание на преддипломную практику должно соответствовать теме бакалаврской работы, в него могут быть включены следующие вопросы:
– исследование различных вариантов эффективного использования сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для решения поставленной задачи;
– исследование электрифицированных и автоматизированных сельскохозяйственных технологических процессов;
– выбор технологий, технических средств, электрооборудования, энергетических средств, обеспечивающих решение конкретных профессиональных задач бакалаврской работы;
– выбор или разработка необходимых инструментальных средств;
– организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий для технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
Индивидуальные задания
Перечень специальных вопросов подготовки студентов к бакалаврской работе.
1. Структура, технологический процесс, и другие организационно-технические вопросы, характеризующие объект дипломного проектирования.
2. Состав электроприемников проектируемого объекта, характеристика нагрузки (промышленного предприятия, города, села);
3. Анализ существующих схем электроснабжения;
4. Cистемы внешнего и внутреннего электроснабжения, источники питания проектируемого объекта;
5. Анализ графиков нагрузки и режимов работы СЭС;
6. Нагрузка трансформаторов, линий, крупных электрических машин;
7. Методы расчета электрических нагрузок;
8. Выбор трансформаторов ГПП (ПГВ), ТП, конструктивное исполнение комплектных ТП;
9. Выбор сечений линий электропередачи (воздушных, кабельных, СИП) напряжением 10 (6) и 0,4 кВ и их проверка;
10. Вопросы компенсации реактивной мощности;
11. Анализ технико-экономических показателей СЭС;
12. Выбор аппаратов защиты;
13. Конструктивное исполнение пунктов приема электроэнергии, их заземление, молниезащита;
14. Оценка надежности системы электроснабжения предприятия и его цехов, ремонтопригодность и экономичность существующей электрической сети;
15. Потери электрической энергии в системе электроснабжения и мероприятия по их сокращению;
16. Анализ качества электрической энергии в узлах системы электроснабжения и у отдельных электроприемников;
17. Вопросы безопасности жизнедеятельности.
18. Анализ схемы электрических соединений станции и подстанций, схему собственных нужд.
19. Виды потребителей, питающихся от шин проектируемой подстанции, их количественные характеристики (графики нагрузок в максимальном и минимальном режимах, категорийность и пр.).
20. Описание параметров генераторов, их типы.
21. Описание параметров трансформаторов (автотрансформаторов) связи.
22. Анализ системы собственных нужд (СН) станции (напряжение распределительных устройств СН, число и мощность резервных трансформаторов СН и рабочих трансформаторов СН основной ступени напряжения, места их подключения).
23. Состав электрических аппаратов (реакторов, выключателей, разъединителей разрядников, измерительных трансформаторов, аккумуляторных батарей, измерительных приборов) и проводников всех наиболее характерных присоединений: генератора, трансформатора, сборных шин повышенных напряжений, цепей ответвлений к трансформаторам или реакторам, сборных шин на подстанции, их характеристика.
24. Оценка степени надежности схем РУВН, РУСН и собственных нужд.
25. Анализ молниезащиты и заземления ОРУ.
26. Изучение технико-экономических показателей объекта.
27. Анализ потребителей, их характеристика (графики нагрузок в максимальном и минимальном режимах, категорийность и пр.);
28. Технико-экономические основы проектирования электрических сетей и систем;
29. Определение потерь электроэнергии в электрической сети;
30. Выбор рационального напряжения сети;
31. Выбор мощности силовых трансформаторов на подстанциях;
32. Определение сечения проводов ВЛ и кабелей различными методами. Особенности выбора и проверки сечений линий в замкнутых сетях.
33. Проверка сечений проводов по нагреву длительно допустимым током.
34. Схемы проектирования электрической сети.
35.Схемы электрических соединений подстанций.
36. Регулирование напряжения в электроэнергетических системах. Средства регулирования напряжения (синхронные генераторы, синхронные компенсаторы, СТК, батареи конденсаторов, РПН), их регулировочные характеристики и методы.
37. Основы расчета установившихся режимов сложных электроэнергетических.
38. Методы снижения потерь мощности и энергии в питающих распределительных сетях.
39. Экономически целесообразное размещение источников реактивной мощности.
40. Экономическое распределение мощностей в неоднородных сетях.
41. Методы регулирования частоты.
42. Анализ качества электрической энергии в узлах ЭЭС.
43. Анализ вопросов надежности ЭЭС.
44. Технико-экономические показатели ЭЭС.
45. Молниезащита ВЛ и подстанций.
45. Способы присоединения подстанций к электрической сети.
46. Изучение основных показателей (мощности элементов системы, длины и тип проводов ЛЭП, максимальные токи нагрузки линий, мощности короткого замыкания на шинах электроэнергетической системы в максимальном и минимальном режимах и др.).
47. Анализ режима работы защищаемого объекта.
48. Состав электроэнергетического оборудования, их характеристика, схема соединений.
49. Анализ видов автоматики, основных и резервных защит для защищаемой сети и защищаемого объекта и их параметров.
50. Структура себестоимости электрической энергии.
Индивидуальное задание оформляется в виде раздела отчета по практике объемом 15-20 листов формата А4 набранного на компьютере.
Рекомендуемая литература
1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок / Ю.Н. Балаков - М.: МИЭЭ, 2014 г. - 164 с. URL: http://store.mieen.ru/upload.pdf (дата обращения: 10.10.2014). |
2. ГОСТ 2.601-2013. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы. – Введ. 2014-06-01. – М. : Стандартинформ, 2013. – 60 с. |
3. ГОСТ 2.602-2013. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы. – Введ. 2014-06-01. – М. : Стандартинформ, 2013. – 23 с. |
4. ГОСТ 2.702-2011. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Правила выполнения электрических схем. – Введ. 2012-01-01. – М.: Стандартинформ, 2011. – 26 с. |
5. Правила устройства электроустановок / Изд. 7-е. СПб.: Изд-во ДЕАН, 2016 – 488 с. |
6. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. – СПб: Изд-во ДЕАН, 2003 – 304 с. |
7. Новые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок / Ю.Н. Балаков - М.: МИЭЭ, 2014 г. - 164 с. |
8. Бастрон, А.В. Монтаж электрооборудования и средств автоматизации / А.В. Бастрон, А.В. Чебодаев, А.Г. Черных; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2016. – 291 с. |
9. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: Учеб. пособие для нач. проф. образования / В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 592 с. |
10. Ерошенко Г.П. Эксплуатация энергооборудования сельскохозяйственных предприятий / Г.П. Ерошенко, Ю.А. Медведько, М.А. Таранов. Ростов н/Д: ООО «Тера»; НПК «Гефест», 2001. – 592 с. 11. Ерошенко Г.П. Эксплуатация электрооборудования : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. 311400 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» / Г. П. Ерошенко [и др.]. – Москва : КолосС, 2008. – 344 с. |
12. Салов В.П. Справочник по ремонту, наладке и техническому обслуживанию электрооборудования / В.П. Салов – Нижний Новгород, Изд-во «Вента-2», 2007. – 443 с. |
Приложение А
Форма титульного листа отчета
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт инженерных систем и энергетики
Кафедра_____________________________________________
О Т Ч Е Т
о прохождении ________________________________ практики
на предприятии _______________________________________
Студент _______________________
Группа________________________
Руководитель___________________
Оценка________________________
Красноярск 20__