Если эти условия не соблюдаются, вентилирование производить нельзя.
КАФЕДРА «Управление судном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы № 2 по дисциплине
"Технология перевозки грузов" (для курсантов и студентов заочников)
Тема:"Расчет вентиляционных режимов трюмов"
Методические указания составлены:
доцентом кафедры "Управление судном" Егоровой Л.И.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 7, от 26/06/08 г.
Новороссийск 2008 г.
Практическое занятие № 2.
Тема практического занятия:
"Расчёт вентиляционных режимов трюмов"
Цель настоящей работы заключается в выработке у курсантов практических навыков в определении целесообразности и необходимости вентилирования трюмов и в технике оптимальных вентиляционных режимов.
Вентиляция является практически основным средством создания и поддержания в трюме судна оптимальных тепловлажностных режимов, необходимых для обеспечения качественной доставки грузов.
В качестве исходных данных для расчёта вентиляционных режимов трюмов принимаются:
1. Температура поверхностного слоя груза – t гр;
2. Температура трюмного воздуха – t тр (t с. тр, t м .тр) 3. Влагосодержание трюмного воздуха –d тр;
4. Точка росы трюмного воздуха - t тр;
5. Температура вентиляционного воздуха – t в (t с.в, t м.в)
6. Влагосодержание вентиляционного воздуха – d B;
7. Точка росы вентиляционного воздуха - t в;
К основным положениям, определяющим целесообразность вентилирования, относятся:
1. При необходимости снизить влажность трюмного воздуха или подсушить грузвлагосодержание вентиляционного воздуха d B должно быть меньше влагосодержания воздуха в трюме d тр, т.е.
dв < d Tp (1.0)
2. Удалять из трюма вредные и опасные газы, выравнивать температуру трюмного и наружного воздуха и воздействовать на температуру груза без изменения его влажностиследует при одинаковом или почти одинаковом влагосодержании трюмного d тр и вентиляционного воздуха d в, т.е. когда
dв = d Tp (2.0)
3. Если требуется некоторое увлажнение груза,то влагосодержание вентиляционного воздуха d B должно быть больше влагосодержания трюмного воздуха d тр, т.е.
d в > d тр (3.0)
4. При переходе из тёплых зон в холодные-температура вентиляционного воздуха t°в будет выше не менее чем на 5° С температуры точки росы трюмного воздуха - t тр, т.е.
t в > т тр + 5° С (4.0)
5. При переходе из холодных зон в тёплыетемпература поверхностного слоя груза t гр и температура трюмного воздуха t тр будут не менее чем на 5° С выше температуры точки росы вентиляционного воздуха - t в, т.е.
t гр >t в + 5° С (5.0)
Примеры расчёта вентиляционных режимов Пример № 1
Пример № 2
КАФЕДРА «Управление судном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы № 2 по дисциплине
"Технология перевозки грузов" (для курсантов и студентов заочников)
Тема:"Расчет вентиляционных режимов трюмов"
Методические указания составлены:
доцентом кафедры "Управление судном" Егоровой Л.И.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 7, от 26/06/08 г.
Новороссийск 2008 г.
Практическое занятие № 2.
Тема практического занятия:
"Расчёт вентиляционных режимов трюмов"
Цель настоящей работы заключается в выработке у курсантов практических навыков в определении целесообразности и необходимости вентилирования трюмов и в технике оптимальных вентиляционных режимов.
Вентиляция является практически основным средством создания и поддержания в трюме судна оптимальных тепловлажностных режимов, необходимых для обеспечения качественной доставки грузов.
В качестве исходных данных для расчёта вентиляционных режимов трюмов принимаются:
1. Температура поверхностного слоя груза – t гр;
2. Температура трюмного воздуха – t тр (t с. тр, t м .тр) 3. Влагосодержание трюмного воздуха –d тр;
4. Точка росы трюмного воздуха - t тр;
5. Температура вентиляционного воздуха – t в (t с.в, t м.в)
6. Влагосодержание вентиляционного воздуха – d B;
7. Точка росы вентиляционного воздуха - t в;
К основным положениям, определяющим целесообразность вентилирования, относятся:
1. При необходимости снизить влажность трюмного воздуха или подсушить грузвлагосодержание вентиляционного воздуха d B должно быть меньше влагосодержания воздуха в трюме d тр, т.е.
dв < d Tp (1.0)
2. Удалять из трюма вредные и опасные газы, выравнивать температуру трюмного и наружного воздуха и воздействовать на температуру груза без изменения его влажностиследует при одинаковом или почти одинаковом влагосодержании трюмного d тр и вентиляционного воздуха d в, т.е. когда
dв = d Tp (2.0)
3. Если требуется некоторое увлажнение груза,то влагосодержание вентиляционного воздуха d B должно быть больше влагосодержания трюмного воздуха d тр, т.е.
d в > d тр (3.0)
4. При переходе из тёплых зон в холодные-температура вентиляционного воздуха t°в будет выше не менее чем на 5° С температуры точки росы трюмного воздуха - t тр, т.е.
t в > т тр + 5° С (4.0)
5. При переходе из холодных зон в тёплыетемпература поверхностного слоя груза t гр и температура трюмного воздуха t тр будут не менее чем на 5° С выше температуры точки росы вентиляционного воздуха - t в, т.е.
t гр >t в + 5° С (5.0)
Если эти условия не соблюдаются, вентилирование производить нельзя.
Решение задачи по определению вентиляционных режимов в соответствии с изложенными выше положениями производится по диаграммам А и Б.
Диаграмма А охватывает диапазон от -8 до +60° С, а диаграмма Б - от -20 до +6° С. Диаграмма выражает графическую зависимость между температурами сухого t с и мокрого t м термометров, влагосодержанием d и температурой точки росыt.
Влагосодержаниемназывается отношение массы водяного пара к массе сухого воздуха. Влагосодержание, выраженное в процентах, называется абсолютной влажностью веществ.
Точкой росыназывается температура воздуха, при которой количество водяных паров достаточно для насыщения воздуха, иначе говоря, если воздух охладить до такой температуры, он станет насыщенным водяными парами, а на предметах, имеющих температуру, равную или меньшую температуры точки росы, начинается конденсация водяного пара.
Точка росы зависит от абсолютной влажности воздуха.
Значение влагосодержания нанесены на оси абсцисс, температуры сухого термометра- на оси ординат, а температуры мокрого термометра и точки росы- на кривой насыщения воздуха.
Дополнением к диаграммам служит схема расположения на ней определяющих точек трюмного (Т) и вентиляционного (В) воздуха. На ней нанесено восемь возможных позиций взаимного расположения этих точек во время вентилирования. Каждая из этих позиций показывает характер изменения температуры и влажности воздуха в трюме.
Если в рейсе, несмотря на строгое соблюдение технологии перевозки, будут обнаружены признаки порчи груза (повышение температуры и влажности, появление резких, несвойственных запахов и т.п.), следует поставить в известность об этом грузополучателя (грузоотправителя) и отдел технологии перевозок пароходства с целью получения консультаций о необходимых мероприятий по сохранению груза.
Обо всех проведенных мероприятиях с целью обеспечения сохранной транспортировки зерна следует делать подробную запись в судовом журнале.
При перевозке зерновых грузов заявление морского протеста обязательно.