Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.
Это заключается в следующем:
1) пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
2) усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;
3) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.
При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала , практика , обратная связь , сохраняют свое значение и в курсах ДО.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:
- перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
- учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
- контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.
Организационные модели дистанционного обучения:
1) обучение по типу экстерната – предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать традиционные учебные заведения;
2) обучение на базе одного университета – представляет собой целую систему заочного или дистанционного обучения на основе новых информационных технологий;
3) сотрудничество нескольких учебных заведений – позволяет любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов;
4) автономные обучающие системы – представляют собой обучение посредством ПК, Internet, а также дополнительных печатных пособий;
5) интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ – ориентировано на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли завершить школьное образование
Выделяют три категории средств дистанционного обучения:
1) неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоучебные материалы);
2) средства компьютерного обучения(электронные учебные издания, компьютерное тестирование и контроль знаний, средства мультимедиа);
3) видеоконференции(средства телекоммуникации по аудио-каналам, видеоканалам и компьютерным сетям).
Дистанционные технологии
Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.
К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. Интернет-технологии используются для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи "многих-со-многими" является принципиальным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.
Сегодня, бесспорно, самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-технологии. Однако, говоря о дистанционном образовании как об эффективной системе, интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями.Содержательная часть курса (content) может и должна поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. А Интернет целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии.
14. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ.
Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения степени обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты.
Адаптивны тест – тест, в котором сложность заданий меняется в зависимости от правильности ответов испытуемого. Если обучаемый правильно отвечает на тестовые задания, сложность последующих заданий повышается, если неправильно – понижается. Также есть возможность задавать дополнительные вопросы по темам, которые обучаемый знает не очень хорошо для более точного выяснения уровня знаний в данных областях.
Традиционный тест
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестовое задание
Тестовое задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям:
известной трудности;
достаточной вариации тестовых баллов;
положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту
Типы заданий в тесте – закрытые и открытые
ЗАКРЫТЫЕ:
Такие тестовые задания предполагают наличие вариантов ответа. Тестовые задания закрытого типа – самые распространенные в педагогике и психологии, т.к. сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися. Подразделяются на следующие виды:
· задания с выбором одного правильного ответа.
· Множественный выбор (студент выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов);
· Верно/Неверно (ответ на вопрос, студент выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно");
· На соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы);
· Короткие ответы (ответом на вопрос является слово или короткая фраза, допускается несколько правильных ответов с различными оценками);
· Числовой (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций, числовой ответ может иметь заданный интервал предельно допустимой погрешности отклонения от правильного значения);
· Вычисляемый (такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле. Формула является шаблоном, в который при каждом тестировании подставляются случайные значения из указанных диапазонов);
· Вложенные ответы, embedded answers (представляют собой текст, непосредственно в который вставляются короткие ответы, числовые ответы или множественный выбор, как в «рабочей тетради»);
· Эссе (студент кратко излагает свой взгляд на рассматриваемую проблему).
ОТКРЫТЫЕ:
Тестовые задания открытой формы не имеют вариантов ответа. Для выполнения таких заданий необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения.
Они подразделяются на следующие виды:
• вставка;
• дополнение;
• кодировка.
Задания открытой формы могут формулироваться в форме вопроса или высказывания. В последнем случае для выполнения задания необходимо продолжить (дополнение) или вставить (вставка) недостающую часть утверждения, чтобы оно стало истинным.
Дистракторы.
Неправильные, но похожие на правильные и потому правдоподобные ответы называются дистракторами. Число дистракторов редко бывает больше пяти, хотя в отдельных случаях, когда есть такая необходимость, может достигать шести-семи. При создании теста дистракторы должны быть привлекательными, т.е. тестируемому, обладающему недостаточными или неточными знаниями, должно хотеться их выбрать. Дистракторы в ответах на вопрос теста должны быть приблизительно равноценными.
15. ПОКАСТЫ. СКРИНКАСТЫ.
Подкаст – это небольшой аудиофайл, который распространяется по сети через специализированные подкаст-сервисы и содержит встроенные ссылки.
Если посмотреть с теоретической точки зрения, то понятие подкастинг впервые было введено британским блоггером Томом Лейнардом, которому было гораздо проще начитать и записать информацию, чем написать 10000 символов.
Сначала подкасты «писались» только в звуковом формате. Сегодня подкастинг вмещает в себе гораздо больше всяких интересных возможностей для работы, благодаря развитию технологий. В результате появились видеоподкасты. Подкасты можно послушать и посмотреть, скачав на свой ПК или же воспроизвести непосредственно на подкаст-сервисах.
На современном этапе подкасты– это звуковые или видео-файлы, которые создаются для распространения через сеть Internet.
Подкастер – пользователь, создающий и распространяющий подкасты.
Подкастинг– это сервис по созданию и распространению звуковых и видео записей (подкастов) в Интернете. Как правило, автор, создавая подкасты, придерживается какой-то определенной тематики и периодичности публикации новых аудио или видео записей (видео подкастов).