Результаты профориентационного исследования
Результаты профориентационного исследования
Ф.И.О. | Сфера интересов | Сфера склонностей | Карьерная ориентация | Предпочитаемая сфера деятельности | |
Карта склонностей | Методика Л.А. Йовайши | ||||
В результате заполнения указанных профориентационных опросников по каждому учащемуся станет известна предпочитаемая сфера деятельности по различных векторам: склонности и способности учащегося по его субъективному мнению в той или иной сфере деятельности; профессиональные интересы; ориентация личности в профессиональном плане (якоря карьеры).
По результатам необходимо провести групповое занятие с классом или проф.консультацию с родителями учащегося. Важно помнить этические принципы в работе проф.консультанта: выбор профессии должен сделать сам учащийся на основе полученной информации, а не проф.консультант выдает полученную профессию в виде «диагноза».
Формы проф. консультационной работы:
1. Групповое занятие с классом: обсуждение полученных результатов по следующим возможным вопросам: Что нового я узнал о себе? На что это меня сподвигает? Как изменилось мое решение о моем профессиональном пути? Информация, полученная по тестам, помогает мне в решении или является препятствием на профессиональном пути? Учитывал ли я в решении свои склонности, способности или принимал решение по выбору родителей, ВУЗа или места обучения? Кроме того, можно использовать все описанные выше формы и методы профориентационной работы. Именно поэтому, профориентационную работу с классом следует начинать с психодиагностического блока с последующей интеграцией полученной информации в планы детей, в образ «Я» и картину будущего.
2. Проф.консультация с родителями учащегося рекомендована в случае конфликта во взаимоотношениях между учащимся и родителями по выбору профессии. В случае навязывания предпочитаемой профессии родителями. В случае выбора профессии, в которой у учащегося (по результатам тестирования) нет ни склонностей, ни способностей (для коррекции профессионального выбора). А также в других сложных случаях, где необходима индивидуальная работа психолога с учащимся и его ближайшим окружением.
Комплекс профориентационных методик
КАРТА ИНТЕРЕСОВ
(на 144 вопроса)
Инструкция: У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте “++”; если просто нравится (любите) – “+”; если не знаете, сомневаетесь –0; если не нравится (не любите) –“-”; если очень не нравится –“ -- ”.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же, время заполнения листа не ограничивается.
КАРТА СКЛОННОСТЕЙ
Инструкция:Вам необходимо ответить на вопросы вопросника. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак (+) рядом с номером вопроса в листе ответов.
Текст вопросника
А. Верно ли, что в детстве вам очень нравилось:
1. Подолгу играть в подвижные игры?
2. Быть в играх ведущим, верховодить в них?
3. Придумывать содержание и правила игры?
4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в них?
5. Играть в шашки, шахматы?
6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
7. Читать стихи или петь песни, когда об этом просили?
8. Рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?
9. Слушать музыку или пение?
10. Рассказывать разные фантастические истории?
11. Наблюдать за жизнью растений, животных, насекомых?
12. Заниматься тимуровской, шефской работой?
13. Заводить новых друзей?
14. Быть душой компании сверстников?
Б. Нравится ли вам сейчас:
15.Заниматься на уроках физкультуры или спортивной секции?
16. Добровольно брать на себя обязанности организатора?
17. Помогать ребятам решать задачи, объяснять решения?
18. Обрабатывать материал (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)?
19. Искать ошибки в схемах, чертежах, расчетах, текстах?
20. Помогать людям разобраться в их проблемах?
21. Читать, узнавать что-то новое о людях искусства или участвовать в художественной самодеятельности?
22. Заниматься в изостудии или изокружке?
23. Играть на том или ином музыкальном инструменте?
24. Писать сочинения на свободную тему?
25. Ухаживать за растениями или животными?
26. Устанавливать различные связи с интересными людьми?
27. Находиться в обществе малознакомых людей?
28. Решать проблемы других людей?
В. Получаете ли вы особое удовлетворение:
29. От участия и борьбы в спортивных состязаниях?
30. От своего умения расставить людей, распределять их обязанности?
31. От обслуживания и ремонта приборов, технических устройств, машин?
32.От точного управления каким-либо грузовым, подъемным или транспортным средством?
33. От своего умения выполнять схемы, вычисления, расчеты?
34. От умения уладить ссору или конфликт между людьми?
35. От своего удачного рассказа окружающим о каком-нибудь событии?
36. От собственно-художественно-творческой работы?
37. От знакомства с новыми музыкальными инструментами и произведениями?
38. От составления точного описания или отчета о наблюдаемом?
39. От наблюдений за тем, как меняется природа весной, осенью или зимой?
40. От возможности своими действиями оказать помощь незнакомому человеку?
41. От желания людей контактировать с Вами?
42. От процесса общения с людьми?
Г. Вам нравится, если вам поручают:
43. Подготовку спортивных соревнований или похода?
44. Организацию интересного коллективного дела?
45. Участвовать в олимпиаде по физике или математике?
46. Осуществить монтаж или сборку какого-нибудь прибора, машины?
47. Разобраться в схеме, чертеже, таблице?
48. Поработать с младшими, потренировать товарищей в чем-то?
49. Выступить на сцене?
50. Выпустить стенгазету или оформить выставку?
51. Подготовить музыкальное выступление?
52. Подготовить научно-популярное выступление?
53. Делать биологические опыты и исследования?
54. Выступать общественным защитником на суде или разбирательстве?
55. Разобраться в неприятной конфликтной ситуации?
56. Очень часто безвозмездно помогать пожилому соседу?
Д. Всегда ли вам приятно:
57. Выложиться полностью на тренировке, спортсоревнованиях?
58. Активно участвовать в делах коллектива, требующих Вашей личной инициативы?
59. Разгадывать математические задачи, выполнять точные вычисления?
60. Изготовить по чертежам модель, прибор или механическое устройство?
61. Напечатать текст, поработать на компьютере?
62. Помочь людям в трудных ситуациях или порадоваться за успех других?
63. Участвовать в художественной самодеятельности, выступать в роли ведущего?
64. Порисовать красками, карандашами для своего удовольствия?
65. Поиграть на музыкальном инструменте, не думая ни о чем другом?
66. Писать стихи, прозу, вести дневник?
67. Кропотливо и долго ухаживать за заболевшими растениями и животными?
68. Тратить свое свободное время на решение проблем других людей?
69. Действовать самостоятельно, не привлекая на помощь других людей?
70. Заботиться об окружающих Вас людях?
Е. Можете ли вы долгое время выдержать такие дела:
71. Занятия спортом, физическим трудом?
72. Энергичную работу вместе и рядом с другими?
73. "Ломать голову" над поиском ошибки в расчетах?
74. Искать неполадки в приборе, механизме?
75. Копировать чертежи, карты и т.п.?
76. Заботиться о младших, больных или пожилых людях?
77. Думать над судьбами, образами героев кино или книги?
78. Создавать по плану задуманное (картину, изделие, рукоделие)?
79. Исполнять музыкальные произведения собственного сочинения?
80. Вести борьбу с вредителями сада, огорода?
81. Собирать информацию для будущего доклада или сообщения?
82. Выслушать неинтересный рассказ своего знакомого?
83. Сохранять доверенную Вам "тайну"?
84. Длительное пребывание в компании незнакомых Вам людей?
Ж. В будущем вам больше всего хотелось бы:
85. Достичь особых успехов в спорте?
86. Руководить людьми?
87. Серьезно заниматься математикой и научной работой?
88. Участвовать в создании новых машин или приборов?
89. Работать исследователем?
90. Постоянно общаться с людьми?
91. Стать известным артистом?
92. Создать оригинальное художественное полотно?
93. Достичь особых успехов в музыкальном творчестве?
94. Стать известным журналистом или мастером слова?
95. Вывести новые сорта растений или породы животных?
96. Заниматься организационной работой?
97. Посвятить свою жизнь работе с детьми?
98. Служить людям?
Лист ответов
А | ||||||||||||||
Б | ||||||||||||||
В | ||||||||||||||
Г | ||||||||||||||
Д | ||||||||||||||
Е | ||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||
Сумма + | ||||||||||||||
Сфера | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV |
Обработка и анализ результатов:
1. Сосчитайте количество "плюсов" по столбцам.
2. Наличие общей суммарной оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 плюсов) указывает общее направление индивидуальных склонностей и силу их проявления в следующих сферах деятельности: I – спортивно-физическая, II – организаторская, III – аналитико-математическая, IV – конструкторско-техническая, V – обращение со знаковыми системами, VI – коммуникативная, VII – художественная, VII – изобразительная, I – музыкальная, X – филологическая, XI – природоохранная и сельскохозяйственная, XII , XIII, XIV – социально-педагогическая.
3. Высокие показатели в столбцах II и VI (сумма в двух столбцах от 10 до 14 плюсов) свидетельствует от организаторских и коммуникативных данных, важных для управленцев, педагогов, воспитателей.
4. Наличие высокой суммарной оценки в столбцах III-V (от 15 до 21 плюсов) –свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессии технического профиля.
5. Высокие показатели в столбце XI (от 5 до7 плюсов) свидетельствуют о склонности к природоохранной деятельности, в сочетании с высокими данными в столбце VI– говорят о склонности к профессии медицинского профиля.
6. Высокие суммарные показатели в столбцах VII-X (20 плюсов) свидетельствуют о художественно-изобразительных данных, помогают реализовать творческий потенциал человека в любой профессии.
7. Показатели в столбцах II, VI, XII, XIII, XIV (от 25-35 плюсов) свидетельствуют о наличии склонности о наличии склонности к профессиям "социальная работа".
МЕТОДИКА Л.А. ЙОВАЙШИ
Инструкция.Укажите, какому из двух ответов на вопросы Вы отдаете предпочтение. Внесите ответ в соответствующую клетку Листа ответов. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них.
Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом:
1. Если Вы согласны с положением а), но не согласны с положением б), то в клетку а) внесите цифру 3, а в клетку б) - 0.
2. Если Вы согласны с положением б), но не согласны с положением а), то в клетку а) внесите 0, а в клетку б) - 3.
3. Если Вы отдадите незначительное предпочтение предложению а), а не б), то в клетку а) впишите 2), а в клетку б) - 1.
4. Если Вы отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то в клетку б) внесите 2, а в клетку а) - 1.
Постарайтесь на все вопросы ответить добросовестно, придерживаясь вышеуказанной инструкции.
Текст опросника
1. Некоторые люди считают, что важнее: а) много знать, чем б) создавать материальные блага. Правы ли они?
2. Что Вас больше всего привлекает при чтении книг: а) прекрасный литературный стиль? или б) яркое изображение смелости храбрости героев?
3. Какое награждение Вас больше всего обрадовало: а) за научное изобретение? или б) за общественную деятельность на общее благо?
4. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали: а) директора универмага? или б) главного инженера завода?
5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: а) то, что они несут людям искусство и красоту? или б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?
6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение: а) физика? или б) физическая культура?
7. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание: а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха и проч.)? или б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?
8. Вы на выставке, что вас больше всего привлекает в экспонатах: а) цвет, совершенство формы? или б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?
9. Какие черты характера в человеке больше нравятся: а) мужество, смелость, выносливость? или б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что Вы профессор университета. Какому бы предмету Вы отдали предпочтение в свободное от работы время: а) занятия по литературе? или б) опытам по физике, химии?
11. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы бы охотно поехали: а) как известный спортсмен на международные соревнования? или б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания, какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: а) статья о машине нового типа? или б) статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше всего привлекает Ваше внимание: а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность? или б) внешнее оформление колонны (знамена, одежда, и пр.)?
14. Представьте, у Вас много свободного времени. Чем бы вы занялись охотно: а) чем-либо практическим (ручным трудом)? или б) общественной работой (на добровольных началах)?
15. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели: а) выставку новых продовольственных товаров? или б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?
16. Если бы в школе было только два кружка, какой бы Вы выбрали а) технический, или б) музыкальный?
17. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить больше внимания: а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего? или б) на спорт, так как это нужно для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы бы Вы с удовольствием читали: а) научно-популярные? или б) литературно-художественные?
19. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала: а) работа с машинами? или б) “ходячая” работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага? или б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь: а) Поповым, Циолковским? или б) Менделеевым, Павловым?
22. Что важнее для человека: а) создавать себе удобный, благополучный быт? или б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?
23. Для благополучия общества необходимо: а) правосудие и б) техника. Что, на ваш взгляд, важнее для будущего человечества?
24. Какую из двух книг Вы с большим удовольствием читали бы: а) о достижениях спортсменов в нашей республике? или б) о развитии промышленности в нашей республике?
25. Что обществу принесет больше пользы: а) забота о благосостоянии граждан? или б) изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги: (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.) Считаете ли Вы необходимым: а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей? или б) лучше создать такую технику, которая могла бы пригодиться в быту самому?
27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы: а) о выдающихся ученых? или б) о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу Вы бы выбрали: а) работу с книгами в библиотеке? или б) работу на свежем воздухе в экспедиции?
29. Что Вас больше бы заинтересовало в печати: а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи? или б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставляется выбор профессии. Которой из них Вы бы отдали предпочтение: а) физической культуре или другой работе, связанной с движением? или б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники?
Бланк ответов
№ | А | Б | В | Г | Д | Е |
А | Б | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
Б | А | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
А | Б | |||||
А | Б | |||||
Б | А | |||||
Б | А |
Обработка результатов.Подсчитайте сумму баллов по каждому из столбцов Листа ответов и внесите полученные значения в строку, обозначенную символом.
Определите уровень выраженности показателей по таблице:
Условные обозначения показателей | Уровень выраженности качеств | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
Муж. А Б В Г Д Е | 16 - 17 22 - 23 14 - 16 19 - 20 13 - 14 | 14 - 16 20 - 21 12 - 13 17 - 18 11 - 12 | 13 - 14 18 - 19 10 - 11 14 - 16 9 - 10 | ||
Жен. А Б В Г Д Е | 15 - 17 15 - 17 20 - 21 19 - 20 14 - 15 | 16 – 17 13 - 14 13 - 14 18 - 19 17 - 18 12 - 13 | 11 - 12 16 - 17 15 - 16 10 - 11 |
Интерпретация. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:
А - склонность к работе с людьми
Б - склонность к умственным видам работ
В - склонность к работе на производстве
Г - склонность к эстетике и искусству
Д - склонность к подвижным видам деятельности
Е - склонность к планово-экономической работе или степень материальной заинтересованности.
ОПРОСНИК "ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ"
Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере разработана Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова. «Якоря карьеры» - это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека. Известно, что все это влияет также на выбор профессии. Методика «Якоря карьеры» чаще применяется с 18 лет, однако, мы предлагаем данную методику для учащихся 9 классов, поскольку ее результаты могут дать более целостное представление об имеющихся профессиональных предпочтениях старших подростков. Кроме того, данная методика по цели изучения не имеет аналогов. Сочетая полученные результаты по методике «Якоря карьеры» вместе с результатами иных методик, предложенных в методических рекомендациях, можно внести ясность в предпочитаемую профессиональную деятельность, обогатить представления о ней карьерной ориентацией. Например, если мы получаем результаты по медицинскому профилю, а в карьерной ориентации прослеживается «вызов» (основные ценности при карьерной ориентации данного типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач), то психологу или педагогу это позволит своевременно произвести коррекцию установок подростка и не допустить искажения представлений учащихся о сущности тех или иных профессий.
Результаты профориентационного исследования
Ф.И.О. | Сфера интересов | Сфера склонностей | Карьерная ориентация | Предпочитаемая сфера деятельности | |
Карта склонностей | Методика Л.А. Йовайши | ||||
В результате заполнения указанных профориентационных опросников по каждому учащемуся станет известна предпочитаемая сфера деятельности по различных векторам: склонности и способности учащегося по его субъективному мнению в той или иной сфере деятельности; профессиональные интересы; ориентация личности в профессиональном плане (якоря карьеры).
По результатам необходимо провести групповое занятие с классом или проф.консультацию с родителями учащегося. Важно помнить этические принципы в работе проф.консультанта: выбор профессии должен сделать сам учащийся на основе полученной информации, а не проф.консультант выдает полученную профессию в виде «диагноза».
Формы проф. консультационной работы:
1. Групповое занятие с классом: обсуждение полученных результатов по следующим возможным вопросам: Что нового я узнал о себе? На что это меня сподвигает? Как изменилось мое решение о моем профессиональном пути? Информация, полученная по тестам, помогает мне в решении или является препятствием на профессиональном пути? Учитывал ли я в решении свои склонности, способности или принимал решение по выбору родителей, ВУЗа или места обучения? Кроме того, можно использовать все описанные выше формы и методы профориентационной работы. Именно поэтому, профориентационную работу с классом следует начинать с психодиагностического блока с последующей интеграцией полученной информации в планы детей, в образ «Я» и картину будущего.
2. Проф.консультация с родителями учащегося рекомендована в случае конфликта во взаимоотношениях между учащимся и родителями по выбору профессии. В случае навязывания предпочитаемой профессии родителями. В случае выбора профессии, в которой у учащегося (по результатам тестирования) нет ни склонностей, ни способностей (для коррекции профессионального выбора). А также в других сложных случаях, где необходима индивидуальная работа психолога с учащимся и его ближайшим окружением.