Выполнение программы второй учебной практики.
Отчет
По второй учебной практике
Руководитель практики __________________________ Защищена на_______________ «____»______________201__г. Подписи членов комиссии: 1._____________/___________/ 2._____________/___________/ 3._____________/___________/ | Выполнил(а) студент(ка)1курса направления подготовки "Техносферная безопасность" Профиль Инженерная защита окружающей среды" ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Бирск 2013
Вторая учебная практика
Цель второй практики:
Целью второй учебной практики является: ознакомление с основными технологическими процессами, опасными и вредными факторами на предприятиях в городе, регионе; изучение состава перерабатываемого (или добываемого) сырья, продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов; ознакомление с системой защиты окружающей среды.
Данная практика дает достаточно полное представления о выбранной специальности, профессиональная ориентация студентов, обеспечивающая связи между теоретическим обучением и практической профессиональной деятельностью производственной направленности; приобретение практических умений и навыков организации и проведения эколого-аналитического контроля качества компонентов окружающей природной среды и техногенных потоков, знакомство с используемыми на предприятии методами и средствами контроля.
Задачи учебной практики: Является выработка знаний учений и навыков в области экологической стратегии и практики производства .Участие в составе коллектива в области создания средств в обеспечение экологической безопасности. Участие проведения экологического мониторинга. Анализ опасности техносферы.
Учебная практика базируется на изучаемых предметах: "Экологическое право", "Системы защиты биосферы", "Теория горения и взрыва", "Гидрогазодинамика", "Теплофизика".
Содержание дисциплины:знакомство студентов со структурой и основами организации современного производства, производственной базой, основными технологическими процессами и функционированием конкретных технологических процессов; изучение структуры, основ организации современного производства и функций управления промышленной безопасности предприятия и содержания основных проводимых исследований технологических средств защиты окружающей среды.
Знакомство с негативными факторами техносферы: с загрязнением техносферы токсичными веществами, с энергетическими загрязнителями техносферы, с негативными факторами производственной среды.
Знакомство с воздействием негативных факторов на человека и техносферу, с правовыми и нормативно-техническими основами и экспертизой экологичности и безопасности.
Форма проведения учебной практики: лабораторная, экскурсии на предприятия.
Место и время проведения учебной практики:
Практика организуется кафедрой технологического образования на промышленных предприятиях г. Бирска , время проведения 2 недели, 2 семестр.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате проведения второй практики мы должны:
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики , характер воздействия вреда и опасности. Факторов на природную среду , методы защиты от них ; специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетические воздействия комбинированного действия факторов, систему управления безопасности в техносфере.
Уметь:
- использовать основные приемы в обработки в экспериментальных данных;
осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом спецификации природных климатических условий ;
принимать действующие стандартные положения инструкций по оформлению документации; использовать современные средства машинной графики;
- пользоваться основными средствами контроля математических моделей типовых задач, законодательными правовыми актами в области охраны окружающей среды;
-требование безопасности технических регламентов;
- термокотического аппарата в области безопасности;
- методом обеспечения безопасности среды обитания;
- методами оценки экологической ситуации.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Код | Название компетенции компетенции |
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ОК-9 | способностью принимать решения в пределах своих полномочий |
ПК-6 | способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты |
ПК-7 | способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты |
ПК-13 | способностью использовать знание организационных основ безопасности человека и природной среды в техносфере |
ПК-15 | способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
ПК-18 | способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты |
Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
Согласно Закону РФ «Об охране атмосферного воздуха» (№ 96 – ФЗ), юридические лица, имеющие стационарные и нестационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку тома предельно - допустимых выбросов (ПДВ).
Целью разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) является утверждение нормативов допустимых выбросов в Ростехнадзоре и получение разрешения на выброс и проверки воздухоохранной деятельности предприятия.
Порядок разработки расчета ПДВ рассматриваем повариантно.
ЗАДАНИЕ № 1
(к разделу «Охрана атмосферного воздуха»)
1. Определить ПДВ загрязняющих веществ одиночного источника (котельной). Котельная расположена на территории Бирского района.
2. Определить максимальную приземную (на высоте 1,5 м от земли) концентрацию загрязняющих веществ и расстояние, на котором она может наблюдаться, при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), то есть при скорости ветра ≤ 0,5 м/с.
3. Построить кривую распределения приземных концентраций загрязнения по оси факела (для случая НМУ).
4. Уточнить размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в соответствии с розой ветров данного района.
В табл. 1 приведены индивидуальные варианты выполнения задания в соответствии с двумя последними цифрами учебного шифра студента.
Таблица 1
Перечень данных | Последняя цифра зачетной книжки студента | |||||||||
Высота трубы Н, м | ||||||||||
Диаметр устья трубы D, м | 1,5 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,3 | 1,5 | 1,2 | 1,3 | 1,6 | 1,1 |
Скорость выхода газовоздушной смеси, ω0, м/с | 3,5 | 8,5 | ||||||||
Температура газовоздушной смеси Тг , 0С | ||||||||||
Предпоследняя цифра зачетный книжки студента | ||||||||||
Температура окружающего воздуха, Тв , 0С | ||||||||||
Загрязняющее вещество* | зола | СО | NO2 | SO2 | V2O5 | СО | SO2 | NO2 | V2O5 | зола |
Масса загрязняющего вещества, Мх мг/м3 | 0,12 | 0,05 | 0,2 | 0,001 | 0,6 | 0,04 | 0,001 | 0,015 | ||
Фоновые концентрации Сф, | 0,01 | 2,0 | 0,03 | 0,02 | 0,0005 | 2,0 | 0,02 | 0,03 | 0,0005 | 0,01 |
Эффективность (степень) очистки Э,% | ||||||||||
Повторяемость ветров, %: | ||||||||||
- северный | ||||||||||
- северо-восточный | ||||||||||
- восточный | ||||||||||
- юго-восточный | ||||||||||
- южный | ||||||||||
- юго-западный | ||||||||||
- западный | ||||||||||
- северо-западный |
* Значения ПДК для загрязняющих веществ приведены в табл. 2.
1. Определение ПДВ загрязняющих веществ одиночного источника проводится по методике, принятой в ОНД-86 [3] (в г/с).
Величина ПДВ (г/с) по каждому из вредных веществ рассчитывается по формуле:
где ПДК - предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3;
Сф - фоновая концентрация вредного вещества, мг/м3;
Н - высота источника выброса, м;
W1- расход газовоздушной смеси, м3/с:
- скорость выхода газовоздушной смеси, м/с;
D - диаметр устья трубы, м.
За величину ΔT принимается разница температур выбрасываемого газовоздушного потока Тги окружающего воздуха Тв °С:
ΔT = Тг - Тв
А - коэффициент стратификации, учитывающий вертикальные перемещения воздуха в зависимости от степени расчлененности рельефа. Коэффициент А изменяется от 120 до 250; для Московской области А = 140;
F- безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ.
Для легких газов (CO и NO2), у которых скорость упорядоченного осаждения в воздухе равна 0, F=1, а для мелкодисперсных аэрозолей и тяжелых газов:
F=2 при степени очистки 90%;
F=2,5 при степени очистки 75-90%;
F=3,0 при степени очистки менее 75%.
Значения безразмерных коэффициентов m и n определяются по следующим вспомогательным величинам:
При f > 100рассчитывается коэффициент m по формуле:
;
При f < 100 коэффициент n рассчитывается следующим образом:
n = 1при Vm ≥ 2;
при 0,5 ≤ Vm ≤ 2;
n = 4,4VmприVm ≤ 5.
η- коэффициент, учитывающий влияние рельефа. При перепаде высот менее 50 м η=1; при перепаде высот более 50 м η >1 и зависит от соотношения высоты трубы и высоты препятствия (H/h0), а также от соотношения ширины и высоты препятствия (а0/h0). (Для нашей задачи во всех вариантах принять η=1, так как для Поволжского района России перепад высот составляет 25 метровРеспублика Башкортостан России).
2.Максимальная концентрация загрязняющего вещества при фиксированных выбросах из источника (Мх, г/с) рассчитывается по формуле:
.
Расстояние от источника загрязнения, на котором наблюдается максимальная концентрация вредного вещества, определяется по формуле:
где d – аэродинамический коэффициент.
При холодных выбросах, когда ΔT ≈ 0°С, d = 5,7;
При горячих выбросах (во всех вариантах этой задачи выбросы – горячие), то есть когда ΔT > 5°С, коэффициент d определяется по формуле:
3. Построение кривой распределения приземных концентраций загрязнения по оси факела проводится следующим образом.
Для упрощения расчетов величину lxпринимаем равной 1/3, 2/3, 1,33 и 1,66 от lmax.
Находим Сх по формуле:
где Сх - концентрация загрязнения в любой точке по оси факела, мг/м3;
- коэффициент пересчета от максимальной концентрации Стах к концентрации загрязнения в любой точке на расстоянии lx от источника выброса.
Коэффициент определяется:
при
при
Кривая распределения приземных концентраций по оси факела строится по величине максимальной концентрации и как минимум четырем точкам на различных расстояниях от источника выброса.
4. Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) определяется по Санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03) в соответствии с классом предприятия. Корректировка размера СЗЗ с учетом розы ветров, преобладающих в данном районе, выполняется по формуле:
где l - длина румба по СЗЗ;
L0 - размер СЗЗ по СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03;
Р - среднегодовая повторяемость направления ветров рассматриваемого румба по действительной розе ветров, %;
Р0 - среднегодовая повторяемость (в %) направления ветров одного румба при круговой розе ветров; при восьмирумбовой розе ветров Р0 — 12,5%.
Примечание: Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это зона, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, от жилой застройки. Котельная относится к 5 классу предприятий, для которых СЗЗ установлена 50 метров.
Таблица 2
Отчет
По второй учебной практике
Руководитель практики __________________________ Защищена на_______________ «____»______________201__г. Подписи членов комиссии: 1._____________/___________/ 2._____________/___________/ 3._____________/___________/ | Выполнил(а) студент(ка)1курса направления подготовки "Техносферная безопасность" Профиль Инженерная защита окружающей среды" ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
Бирск 2013
Вторая учебная практика
Цель второй практики:
Целью второй учебной практики является: ознакомление с основными технологическими процессами, опасными и вредными факторами на предприятиях в городе, регионе; изучение состава перерабатываемого (или добываемого) сырья, продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов; ознакомление с системой защиты окружающей среды.
Данная практика дает достаточно полное представления о выбранной специальности, профессиональная ориентация студентов, обеспечивающая связи между теоретическим обучением и практической профессиональной деятельностью производственной направленности; приобретение практических умений и навыков организации и проведения эколого-аналитического контроля качества компонентов окружающей природной среды и техногенных потоков, знакомство с используемыми на предприятии методами и средствами контроля.
Задачи учебной практики: Является выработка знаний учений и навыков в области экологической стратегии и практики производства .Участие в составе коллектива в области создания средств в обеспечение экологической безопасности. Участие проведения экологического мониторинга. Анализ опасности техносферы.
Учебная практика базируется на изучаемых предметах: "Экологическое право", "Системы защиты биосферы", "Теория горения и взрыва", "Гидрогазодинамика", "Теплофизика".
Содержание дисциплины:знакомство студентов со структурой и основами организации современного производства, производственной базой, основными технологическими процессами и функционированием конкретных технологических процессов; изучение структуры, основ организации современного производства и функций управления промышленной безопасности предприятия и содержания основных проводимых исследований технологических средств защиты окружающей среды.
Знакомство с негативными факторами техносферы: с загрязнением техносферы токсичными веществами, с энергетическими загрязнителями техносферы, с негативными факторами производственной среды.
Знакомство с воздействием негативных факторов на человека и техносферу, с правовыми и нормативно-техническими основами и экспертизой экологичности и безопасности.
Форма проведения учебной практики: лабораторная, экскурсии на предприятия.
Место и время проведения учебной практики:
Практика организуется кафедрой технологического образования на промышленных предприятиях г. Бирска , время проведения 2 недели, 2 семестр.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате проведения второй практики мы должны:
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики , характер воздействия вреда и опасности. Факторов на природную среду , методы защиты от них ; специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетические воздействия комбинированного действия факторов, систему управления безопасности в техносфере.
Уметь:
- использовать основные приемы в обработки в экспериментальных данных;
осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом спецификации природных климатических условий ;
принимать действующие стандартные положения инструкций по оформлению документации; использовать современные средства машинной графики;
- пользоваться основными средствами контроля математических моделей типовых задач, законодательными правовыми актами в области охраны окружающей среды;
-требование безопасности технических регламентов;
- термокотического аппарата в области безопасности;
- методом обеспечения безопасности среды обитания;
- методами оценки экологической ситуации.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Код | Название компетенции компетенции |
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ОК-9 | способностью принимать решения в пределах своих полномочий |
ПК-6 | способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты |
ПК-7 | способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты |
ПК-13 | способностью использовать знание организационных основ безопасности человека и природной среды в техносфере |
ПК-15 | способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации |
ПК-18 | способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты |
Выполнение программы второй учебной практики.