Пароль «остановись, наблюдай, расслабься»

Снова визуализируйте ситуацию, провоцирующую пробуждение демона, но на этот раз не останавливайте водоворот мыслей, чувств и образов, бурлящий в вашей голове, а, наоборот, проецируйте фантазии, наделяющие демона властью. Когда эти чувства вспенятся в вашем телосознании, наблюдайте, как перед вами начинает формироваться фигура, которая принимает очертания исполина Ганеши. В его глазах искрятся веселые огоньки, он поднимает хобот и оттуда с оглушительным ревом бьет сильная струя воздуха. Под ее напором разрушаются образы и мысли, бурлящие в вашем сознании. Этот трубный звук отзывается в вашем теле и постепенно усиливается: вы начинаете его слышать, он звучит внутри вас, вскипает, поднимается к горлу и переливается через край из ваших уст. Повторяйте его, пока он не станет чистым звуком.

Этот звук можно использовать в качестве пароля, который гласит: «Остановись, наблюдай, расслабься». Что это означает? Всякий раз, когда вы чувствуете, что в вас просыпается демон, оглушайте его этим звуком. Так вы мгновенно остановите демона и перестанете питать его энергией ваших фантазий и других негативных реакций. Если вы перестанете подкармливать демона, и научитесь расслабляться в его присутствии, считайте, что вы уже на полпути к тому, что заставить его работать на вас. Демоны не выносят публичности и страшно не хотят умирать. Если вы запустите в демона слово силы, сумеете расслабиться, и будете спокойно наблюдать за ситуацией, то окажетесь в положении, сходном с положением Ганеши на Мыши. В этот момент вы можете вступить в диалог с демоном, и даже узнать, что он устроен наподобие русских матрешек. И тогда вы начнете срывать с демона, который поначалу казался вам страшным и грозным, слой за слоем, и поймете, какую роль он играл в том, что вы продолжали оставаться тем, кто вы «есть» (а не тем, кем вы могли бы быть). Возможно, с ним можно научиться работать совсем иначе, чем вы привыкли.

Магические реакции

1. Кормить до изнеможения

Иногда бывает полезно закормить демона до изнеможения. Зачастую демоны сохраняют свою власть, не давая нам исследовать все последствия страхов, которые они в нас порождают. Я вспоминаю свою одержимость демоном ревности. Вместо подавления этой ревности или превращения ее в страх, я дал ей возможность бушевать во мне с огромной силой, проявляться во всех видах, строить самые безумные и абсурдные планы кары и возмездия. Через какое-то время я выдохся и неожиданно почувствовал, что первоначальная причина, ставшая причиной этого урагана чувств, не стоит выеденного яйца и попросту смехотворна.

2. Предложение умереть

Иногда личные демоны могут замереть от удивления, если вы предложите им умереть: «Если … это произойдет в присутствии другого человека, я наложу на себя руки!» Затем вытащите лезвие или самурайский меч. Спровоцируйте ситуацию, которая грозит реальной смертью, и тогда все встанет на свои места. Вспомните, что демоны не хотят умирать. Если вы предложите им умереть (и именно это будете иметь в виду), они, скорее всего, застынут на месте и позволят вам внимательно их исследовать.

3. Соглашения с демонами

В оккультном фольклоре есть масса предупреждений о том, насколько опасно заключать сделки с демонами, поскольку все, что даже отдаленно можно причислить к «демоническому», связано не с Высшим (духовным) «Я», а с низшим (низменным) «я». Точно также викторианцы заставляют своих женщин носить юбки до щиколоток, дабы не возбуждать страсть в мужчинах. Если вы подавляете демона, он становится все сильнее и выходит из-под контроля. Но заключение соглашения с демоном подразумевает, что между вами и этой сущностью возникает негласное взаимопонимание. Демоны — могущественные источники «энергии», поэтому потенциально они слишком полезны, чтобы их изгонять (подавлять) и слишком опасны, чтобы дать им полную свободу действий.

Чтобы заключить с демоном соглашение, нужно сорвать с него маску: отождествить его компоненты, ощущения, мысли и поведение; связать с напряжением мышц, и даже отнестись к нему как к личности, придав ему магическую форму, имя и сигил. Намеренно оживляя в памяти ситуацию, при которой вы попадаете во власть этого демона, вы узнаете, в каких областях вступаете во взаимодействие с демоном, и насколько это взаимодействие двусторонне. Такие открытия редко бывают приятными, поскольку подразумевают, что вы осознаете вашу ответственность за демона, которого вырастили и выкормили.

Простейшая процедура заключения такого соглашения такова. Вы должны признать наличие демона и трансформировать его действия таким образом, чтобы они способствовали, а не препятствовали свободному проявлению ваших способностей. Примером такого процесса может служить трансформация раздражения в творчество. Если кто-то сильно меня раздражает, я испытываю сильное искушение отомстить ему, обругав грязными словами. Но чтобы полностью утолить жажду мести, ругательство должно быть особенно отвратительным и подлым. Любое избитое общепринятое ругательство здесь не пройдет. Поэтому я начинаю выдумывать «перлы». И получается, что жажда возмездия подменяется желанием создать что-то новое и интересное. Когда я нахожу новые и интересные возможности в магии (например, сервиторы-вирусы, о которых я писал в главе 6), то забываю о «причине» — в данном случае о раздражении и желании отомстить человеку, который вызвал во мне это раздражение. Напротив, я переношу все внимание на новую идею, думаю над тем, как встроить ее в мои уже существующие теории в практике, проверить и найти ей более широкое применение, чем банальное ругательство. На мой взгляд, ошибочно считать «негативные» эмоциональные реакции демоническими. Раздражение, которое вы испытываете в той или иной ситуации, может быть вполне оправданным, но главное, как вы его проявляете. Например, если вы замечаете в себе склонность подавлять нарастающее раздражение, что, в конце, концов, заканчивается неконтролируемой вспышкой гнева, то можете эффективно поработать в этом направлении. Переориентирование и направление энергии демона в иное русло может доставить вам обоим большое удовольствие, так как это будет результатом вашей совместной деятельности. Вот пример. Одна из секретарш в фирме, где я работал, обладала удивительной способностью выводить меня из себя, делая в самые неподходящие моменты замечания, которые я считал просто идиотскими. Каждый раз я пытался скрыть раздражение, но это неизменно заканчивалось тем, что я начинал на нее орать. После этого она становилась очень агрессивной и начинала орать на меня. Так возникала ситуация, которая быстро выходила за рамки нормальной. Но однажды утром, когда она начала отпускать свои дурацкие замечания во время очень сложной и кропотливой работы по восстановлению диска, я сделал глубокий вдох и спокойно произнес: «Мэри, если ты не заткнешься, я пробью твоей башкой монитор». «Это не слишком любезно», — ответила она, на что я заметил: «Я не собираюсь рассыпаться в любезностях. Я занимаюсь сложной работой, а ты меня раздражаешь». После этого она замолчала, а я смог эффективно выразить раздражение, доходчиво передать ей мои чувства, не испытывая напряжения и не вынашивая это раздражение в себе на протяжении нескольких часов, что невероятно усложняло мою работу.

4. Расстаньтесь с пристрастным отношением

Если личных демонов необходимо отождествлять, «знать в лицо» и интегрировать, то по поводу работы с демонами других людей, и в частности, в вопросе о том, насколько далеко можно заходить в этом процессе, не все так просто. Например, может произойти, что вы явно увидите, как ваш друг или любимый пестует негативных демонов, которыми могут быть эготические демоны ревности или собственничества, или физиологические демоны алкоголизма, наркомании или патологического буйства. Если человек, с которым вы находитесь в определенных взаимоотношениях, явно подпал под власть демона, например, демона алкоголя или героина, то, несмотря на все заверения в обратном, этот демон оказывает на него потенциально большее влияние, чем вы. Все демоны, вызывающие зависимости, выживают за счет недвусмысленной демонстрации хозяевам, что предлагаемое ими средство надежнее всех прочих, и может служить панацеей. Когда вы эмоционально привязаны к другому человеку, вам трудно проявить необходимую беспристрастность, объективность и безжалостность, чтобы эффективно справиться с функциями терапевта или экзорциста. Поэтому я вам советую расстаться с вашей эмоциональной привязанностью. Избавьтесь от нее и держите ее на расстоянии. Могущественные демоны сделают все возможное, чтобы навязать вам модели поведения их хозяев. Иногда бывает полезно разделить зависимого человека и демона на две сущности. Прогоните этого демона, хотя бы лишь ради того, чтобы он понял, что вы о нем знаете.

Личный гений

Концепция личного гения, творческого источника энергии и вдохновения, скрывается под многими масками и названиями. Целители часто говорят, что энергия, которая протекает через них, исходит от Бога или конкретного архангела. Маги называют этот опыт «знанием, передаваемым от святого ангела-хранителя». Психотерапевты и нью-эйджеры говорят о контакте с «Высшим Я». Самую интересную трактовку этой концепции я обнаружил в романе Алистера Кроули «Лунное дитя».

Это похоже на тантрическое упражнение «разжигание огня». Вы представляете ваше тело полым, а в этой полости мерцает пламя, которое разгорается за счет вашего опыта. Каждый ваш вдох раздувает пламя, каждый миг осознания питает это пламя, все эмоции, мысли, победы, поражения, отождествления, резкие изменения — все питает это пламя. Любой приобретенный опыт становится топливом для этого внутреннего пламени, позволяя ему гореть. Выполнение таких упражнений помогает дистанцироваться от действий и не привязываться к плодам труда. В тантрической методологии это пламя называют Кундалини-Шакти; это организующая и творческая энергия, которая скрывается как в людях, так и в звездах. Эта энергия неподконтрольна эго, и любые попытки считать эту энергию личной ослабляют в вас ее проявление. Эту энергию нужно воспринимать совершенно иначе: вы должны понять, что, избавляясь от потребности заниматься отождествлениями, и, тем самым, избавляясь от блокировок внутри вас, вы превращаетесь в чистый проводник, через который беспрепятственно может протекать эта энергия.

Ченнелинговые сущности

К этой категории относятся все сущности, которые распространяют знания и учения, якобы опережающие уровень знаний человечества на современном этапе развития; это духи-наставники, просветленные учителя, космические существа, Высшие «Я» и ангелы-хранители. В разумных пределах контакт с такими сущностями может принести пользу. Говоря о явлении ченнеллинга, уместно вспомнить старый афоризм: «Важно не то, что ты говоришь, а как ты это говоришь». Послания от этих милейших космических братьев пропитаны любовью и гармонией. Люби себя, будь самим собой. Все мы бессмертны, и все мы можем исцелиться силой всех этих нью-эйджерских клише: лучей, чакр, аур, кристаллов, вибраций и т. п. Доверчивая аудитория очень охотно воспринимает эту белиберду: ведь так хочется верить в сказочную вселенную, где никто на самом деле не умирает, никто не страдает от ран и болезней, где под напалмом не гибнут дети, где никто не думает сам за себя. Поболтав с Рамтой, вы навсегда исцелитесь от всех психологических проблем и все будет прекрасно…

Забавно, что послания человечеству от этих «высших существ» остаются одинаковыми, хотя они склонны менять адреса. У спиритуалистов были в наставниках умершие краснокожие индейцы, теософы настраивались на волну тибетских «учителей». Алистер Кроули утверждал, что контактировал с инопланетянами, а в середине двадцатого века уже все боги передвигались на летающих тарелках. Иисус был жив, здоров и счастлив на Венере! Потом наступил черед дельфинов. Кстати, любопытно, что довольно часто кладезем мудрости оказывается вымирающий вид. Дельфины, индейцы, австралийские аборигены — все эти исчезающие виды серьезно пострадали от нас, упитанных граждан с белой кожей. Мы грабили сокровища Азии, а потом валили туда толпами в поисках духовного просветления. Возможно, за фасадом всей этой нью-эйджерской трескотни скрывается чувство вины перекормленных европеоидов, которые не хотят выглядеть импотентами на фоне меняющегося вокруг них мира. Вот почему нас так привлекают ченнелинговые сущности. Они не просят нас заниматься тем, что нам неприятно, смотреть на кухню человечества изнутри. Нет, они упаковывают реальность в подарочный набор, обвязывают лентами, украшают безделушками, так что жизнь становится конвейером на диснеевской фабрике грез с замкнутым циклом производства.

Ясно одно: послания от «высших существ» (каким бы ни был источник их происхождения) по определению безобидны и вполне безопасны. Это означает, что по сравнению с пятидесятыми годами взгляды «в космосе» изменились в лучшую для человечества сторону. Тогда, в пятидесятые годы, «пришельцы», поставляемые нам Голливудом, спускались с небес, чтобы уничтожить нас, изнасиловать наших дочерей и захватить мир с какими-то не вполне ясными, но явно весьма нехорошими целями. [15] Возможно, они просто изменили тактику и сменили состав труппы. А может быть, наконец поняли, что с нами шутить нельзя, и если они сунутся к нам со своими страшными смертоносными лучами, мы попросту превратим их в радиоактивные отходы. Наверное, поэтому они заняли позицию тактичного и ненавязчивого увещевания, нашептывая нам, как будут любить нас до самой смерти, пока нас не окутает саван вечного блаженства. Кроме того, их послания просто приятны: они утверждают, что быть богатым хорошо, кататься на «порше» хорошо, а вся духовность сводится к тому, чтобы полюбить себя. Эти ченнелинговые сущности расскажут вам о ваших удивительных прошлых воплощениях в Лемурии или Атлантиде, о том, чем вы там занимались, кем был ваш партнер и т. п.

Увы, зачастую «ченнелеры» страдают отсутствием элементарной разборчивости, которая крайне необходима для информационных контактов людей с высшими существами: дельфинами, богами, инопланетянами или разумными пуделями из системы Сириуса. Из личного опыта могу сказать, что маги, работающие с магическими техниками, которые разработаны в системах, возникших в фарватере «Золотой Зари», относятся к таким контактам на внутренних планах с изрядной долей здорового скептицизма (кстати, скептицизм — это еще одно качество, которого катастрофически недостает философии Нью-Эйдж). Маги-телемиты часто проверяют надежность контакта, произнося ключевую фразу: «Делай, что хочешь — вот весь закон», после которой сущность часто исчезает, растворяясь в ближайшей дыре в астральный мир. Еще можно проверить сущность, мысленно проецируя на нее печать A:.A:. Кроме того, можно прибегнуть к перекрестному допросу сущностей с использованием символизма и гематрии. Применение таких методов и ритуальных (или других) техник может частично гарантировать, что призванная вами сущность — не самозванец, а именно тот, за кого себя выдает. Подобно другим магам, призывающим всяких «отвратительных гадов» (простите, адептов с внутренних планов), за годы магической деятельности мне приходилось вступать в огромное множество контактов с самими разными сущностями. Я понимаю, что эти контакты важны только для меня, и, безусловно, не собираюсь выдавать их за великие космические прозрения. Все, что мне нужно от таких контактов, — это новая и разумная точка зрения, хотя бы только в рамках той деятельности, которой я на тот момент занимаюсь. Толковать о космической любви, гармонии, красоте и тяжелой карме может любой. Но куда полезнее, когда послание информативно, то есть помогает посмотреть на проблему под иным углом зрения, или когда оно логически непротиворечиво.

На мой взгляд, качество «контактов» стремительно падает. Прочитав за последнее время массу такого рода макулатуры, я заметил, что во всех контактах прослеживается одна и та же закономерность. При первом контакте с сущностью можно услышать поразительные откровения (с точки зрения информационного синтеза), которые позволяют во многом пересмотреть сложившиеся взгляды. Но потом, когда получатель все больше завязывается на этих контактах, сообщения перестают быть информативными, а потом и вовсе вырождаются в какой-то интеллектуальный вздор, который, хотя и кажется довольно убедительным, ужасающе тривиален. Судя по всему, чем больше человек отождествляется с сущностью (на уровне эго), тем банальнее становятся темы контактов. Вскоре получатель таких сообщений начинает провозглашать себя жрецом или жрицей «тайн», которые раскрываются только ему, а вслед за этим создается маленький культ «спасителя мира».

Но остается открытым вопрос: с кем же вступаем в контакт? Вопрос не простой. Наши попытки на него ответить больше показывают не истинную конструкцию внутренних миров, а то, как мы конструируем реальность. «Проченнелинговый» ответ, естественно, сведется к тому, что все сущности реальны, а отдельные сущности шатаются по астральным планам (наверняка, тусуются на нескончаемых фуршетах?), пытаясь найти возможность оттуда смотаться, чтобы передать информацию какой-нибудь группе умников о сохранении динамики роста количества заболеваний сердечно-сосудистой системы или индексе Доу-Джонса. Непробиваемый скептик может ответить, что все эти сущности и контакты — плод воображения, и поэтому нереальны. Маг вам ответит, что хотя эти сущности не имеют абсолютно объективного бытия, их нельзя считать и плодом фантазии. Люди все еще склонны считать воображение источником опыта, который каким-то образом менее реален, чем все остальное. Об интересной модели, позволяющей исследовать контакты на внутренних планах, можно прочитать в романе Уильяма Гибсона «Нейромант». В качестве одного из главных персонажей там выведен Искусственный Интеллект, который манипулирует людьми в корыстных целях. Чтобы успешно справиться со своей задачей, он должен войти с намеченными людьми в контакт. Для этого он конструирует образы людей, извлекая их из воспоминаний людей, с которыми желает вступить в контакт, и надевает эти образы на себя, словно маски. Он объясняет, что маски нужны ему, чтобы получить доступ к интерфейсу — между его собственным опытом и границами человеческого восприятия.

Читая это, невольно вспоминаются контакты между людьми и сущностями, и, в частности, слова сущности из книги Дион Форчун «Космическая доктрина»:

Вам не дано понять, кто мы, поэтому не тратьте время зря; но вы можете представить (курсив мой) нас на астральном плане и мы можем вступить с вами в контакт через ваше воображение; и хотя ваши мысленные образы не реальны, результаты работы воображения оказываются вполне реальными.

Дион Форчун широко использовала контакты на внутренних планах для синтеза магических идей. Алан Ричардсон в написанной им биографии Дион Форчун «Жрица» рассказывает о многочисленных исторических персонажах, с которыми, по словам Форчун, она находилась в контакте. Самой интересной сущностью был «Дэвид Карсонс», дух, как утверждала Форчун, молодого британского офицера, убитого во время первой мировой войны. Форчун сообщила массу биографических сведений из жизни Карсонса, но после тщательного исследования этих материалов Алан Ричардсон заявил, что офицер Карсонс вообще не существовал! Если рассуждать на языке описанной выше модели, он был самым настоящим сконструированным образом, личностью, созданной Форчун с помощью экспериментальной магии и ощущений, и, таким образом, интерфейсом для получения информации.

Представьте все ваши личные воспоминания и знания в виде сферы в пространстве. Это неизвестное. Для расширения вашей сферы информации вы должны создать окно, через которое неизвестное (то есть исходные необработанные и неструктурированные данные) может транслироваться и преобразовываться в информацию, имеющую для вас смысл в границах вашего восприятия. Сущности с внутренних планов — это символы наших представлений о таких окнах в Хаос. Они появляются в виде независимых сущностей, помогая нам осмыслить поступающие данные. Облик этих сущностей обычно отражает образную систему, соответствующую нашим убеждениям. Многообразие форм сущностей определяется местом в пространстве, в котором, согласно нашим убеждениям, находится трон мудрости: в Египте, в системе Сириуса или в продуваемом всеми ветрами тибетском монастыре. Обычно такие сущности автоматически возникают, когда человек концентрирует волю и воображение в определенном направлении, но иногда они появляются в результате волевого акта. Так выстраиваются «заставы», в пределах которых происходит исследование личных идей и внутренних миров человека, и даже их интеграция в его психокосм. На этом этапе рушится все наше представление об эмпирической «реальности» нашего опыта и восприятия, ибо такие сущности — не просто «производные личности» в патологическом смысле, а некие конструкции, то есть развивающиеся характеристики нашей способности обрабатывать информацию, которые способны взаимодействовать с тем, что находится «по ту сторону».

Как все это связано с высшими существами, с которыми вступают в контакт ченнелеры из движения Нью-Эйдж? Мне кажется, ответ зависит от точки зрения. Многие маги, с которыми мне приходилось сталкиваться, контактируют с внутренними мирами в попытке выйти за пределы обычного состояния «нормальности»; они находят грань, за которую неоднократно выходят, исследуя бездну за бездной, чтобы проникнуть в суть вещей. А ченнелерам нужен просто духовный эквивалент сладко пахнущей детской соски-пустышки. Мне кажется, что во время ченнелинга они получают информацию не столько снаружи, из-за границы человеческого знания, а изнутри, от «одобренных властью» культурно-управляющих программ, которым нужен мистицизм, построенный на материализме и успокаивающем мировоззрении «Я в полном порядке — так-то вот!» Очистите нью-эйджерское сознание от космополитического жаргона и выхолощенного восточного мистицизма, и перед вами предстанет очередная жульническая игра в «рабов и господ». Этот пусть спасения, который ведет в никуда, потому что на этом пути эго ничем не рискует! Вот почему это путь столь привлекателен для тех, кто непременно должен во что-то верить и идти за гуру. Давайте прямо скажем, что мир может быть довольно страшным местом. Если бы какой-нибудь мудрый адепт в теле, похожем на тело Джоан Коллинз, сказал вам, что «жизнь» на астральном плане — это бесконечная череда вечеринок в стиле сериала «Династия», разве вы не побежали бы записываться на курсы астральной проекции?

Глава десятая Как у вас с просветлением?

Часто под магией понимают Путь, духовный поиск, путешествие самопознания или авантюру. В какие бы терминологические одежки ее ни рядили, ясно одно: магия — это способ вызывать Изменение. Чтобы изменение оказалось эффективным, вы должны внедрять результаты магической работы в жизнь, то есть понимать смысл этих изменений и интегрировать их в динамическое взаимодействие с движущейся меняющейся вселенной.

Для этого вы должны понимать (пусть даже смутно), где находитесь и куда «идете». Порой опорные точки кажутся жестко фиксированными и надежными, а иногда эфемерными и не внушающими доверия. Исследование процесса интеграции маги называют инициацией, а одним из главных побочных следствий инициации считается просветление.

Инициация как процесс

Кажется, не все одинаково понимают, что такое «инициация» (или «посвящение»). Иногда приходится встречаться с людьми, которые мнят себя «посвященными» и из-за этого считают себя «выше» остальных людей. Особое раздражение вызывают те «посвященные» самозванцы, которые роняют обрывки непонятной информации как будто с целью подразнить, а затем отказываются что-либо объяснить, потому что аудитория якобы состоит сплошь из «непосвященных». Термин «инициация» употребляется довольно свободно: люди говорят об «инициации» в те или иные оккультные группы, «инициации» на определенный путь, и даже о «самоинициации». Некоторые считают «инициацию» подлинной лишь в том случае, когда ее проводит представитель «истинной традиции», но, согласно другой точке зрения, все это вообще не важно. В толковом словаре под инициацией понимается «некое начальное действие, приведение в движение, вступление во что-то». Можно интерпретировать инициацию как порог изменений, через который мы проходим в разные моменты нашей жизни, когда растем и развиваемся. Путь к инициации проходит через осознание, что мы достигли критического рубежа, и переживаем переходной период между нашим прошлым и нашим будущим. Осознавая такое переходное состояние, мы можем избавиться от стереотипных закономерностей в поведении и эмоциях, которые становятся неэффективными в «новых» обстоятельствах, и сознательно закреплять новые.

В книгах по магии редко акцентируется внимание на том, что инициация — это процесс. Она происходит не один раз в жизни, а много раз, и у нее есть точки максимума (инициатические кризисы), точки минимума (депрессия, или «темная ночь души») и горизонтальные участки (состояния стабильности, когда кажется, что ничего особенного не происходит). Умение осознавать и проходить эти цикличные изменения составляет основу любого процесса развития или подхода к магической практике. Ключевые элементы, или этапы, процесса инициации, подробно описаны антропологами, например, Джозефом Кэмпбеллом. Хотя они преимущественно касаются этапов шаманской инициации, их вполне можно применить и к другим сферам жизненного опыта.

Кризис и «призвание»

В шаманических сообществах первый этап инициации шамана часто отмечается периодом глубокого внутреннего кризиса и «призванием» к шаманскому путешествию. Многие из нас вполне довольны жизнью в концептуальных и философских границах Господствующей Реальности (или мира повседневного опыта). Но вдруг наступает кризис, началом которого может стать яркое видение, сны, или глубокое (и часто мучительное) желание выяснить, что же находится за пределами «нормальной жизни», и это кризис заставляет человека отправиться в инициатическое путешествие. Кризис может наступить в результате интенсивного духовного, религиозного или политического опыта, или нарастающего экзистенциального недовольства жизнью. Ощущение, что мы представляем собой некое неизменное «я», подкрепляется «стенами» социального мира, в котором мы исполняем свои роли, но в трещинах этих же «стен» обитает наше сознание собственной уникальности. Инициация — это процесс, который переводит нас «через стену», на территории неисследованных возможностей, о которых мы только догадываемся по отблескам. Этот первый кризис часто сопряжен с тяжелыми переживаниями, так как мы начинаем сомневаться и разочаровываться во всем, что прежде было нам очень дорого. Работа, отношения с людьми, нравственные ценности, семейная жизнь — все может быть разрушено, когда человека захватывает непреодолимое желание «путешествовать».

Можно сознательно заглушать или отклонять этот призыв, и в родоплеменных шаманских обществах известны случаи, когда люди отказывались от шаманского «призвания» и шаманского обучения, а это дело серьезное, поскольку такой отказ может привести к дальнейшим кризисам и даже смерти. Люди, которые слышат призыв в нашем обществе, зачастую ощущают срочную необходимость стать «просветленным» или изменить мир в соответствии с возникающими видениями. Это приводит к тому, что некоторые из них становятся «духовными наркоманами», людьми, зависимыми от духовного пути, когда энергия, которая, возможно, раньше направлялась в работу и отношения с людьми, расходуется на освоение духовных практик. Человек уходит с головой в «духовные» системы верований.

Такой «новопробужденный», сам того не ведая, может стать столь же нудным и догматичным, как любой из людей, которые увязли в мессианской системе верований, связана ли она с политикой, религией или духовностью. На этом этапе циклического изменения зачастую не так просто понять реакцию семьи, друзей и окружающих, которые, возможно, не разделяют оптимизм человека, связанный с обретением им нового пути, и не одобряют изменения в его образе жизни. Часто некоторые из самых сомнительных религиозных культов используют преимущества этого этапа, внушая молодым новообращенным, что «настоящие друзья» никогда не препятствовали бы им начать новую жизнь, и, значит, любого, кто не одобряет их действия, автоматически нельзя считать «настоящим другом».

Существует множество разных сект, которые успешно вербуют членов из числа молодых людей, переживающих кризис переходного периода (например, такой кризис может наступить, когда молодой человек впервые покидает стены родительского дома). Такие молодые люди обычно жаждут найти систему убеждений, или систему ценностей, которая развеет их общую неуверенность и сомнения при столкновении с реальным миром. Те, кто слышит призыв отправиться в путешествие, часто испытывают еще одну проблему — ужасное чувство одиночества и отчужденности. Это неизбежный результат расставания со скорлупой родной культуры. Таким образом, волнующее предчувствие приключения часто сопровождается сожалением об утрате стабильности или неосознанной болью расставания с прежней жизнью. Когда начинается процесс отделения от привычного мира повседневности, трудно не испытывать тоску по прежней жизни, в которой все (на вид) было таким простым и понятным, без неясностей и неопределенностей.

Типичная реакция на такой внутренний зов — это «путешествие в пустыню», где можно отдалиться от близких людей и стабильности господствующей реальности. Истинный шаман должен совершить физическое путешествие в пустыню, покинув безопасный островок племенной реальности. Но западный человек настолько связан ограничениями современной жизни, что чаще всего совершает такое путешествие в «пустыню» на уровне идей, ценностей и убеждений, когда глубоко погружается в себя и в окружающий мир, ставя под сомнение все ценности, включая социальные отношения. Намеренно изолировавшись от близких, можно эффективно освободиться от груза навязанных нам «незыблемых» ценностей и убеждений; вот почему во многих магических культурах широко используются механизмы социальной депривации (изоляции от общества).

Инициатическая болезнь

В шаманических культурах предвестником призыва к инициацитическому путешествию часто становится так называемая «шаманская болезнь», которая проявляется в изменении поведения человека, и может свалиться на человека внезапно или надвигаться постепенно и незаметно. Западные исследователи называют это состояние формой «религиозного сумасшествия», или свидетельством психической патологии. Антропологи и психологи прошлого называли шаманов шизофрениками, психопатами или эпилептиками. В последнее время западные поклонники шаманизма (и антипсихиатрии) поменяли в этой классификации причину и следствие местами, и называют людей, которые больны шизофренией, психопатией или эпилепсией, протошаманами. Сейчас в исследованиях по шаманизму признают, что прежняя точка зрения антропологов страдала этноцентризмом, то есть поведение шаманов оценивалось по западным стандартам. В племенной культуре к наступлению инициатической болезни относятся как к тяжелому, но крайне эффективному процессу раскрытия внутреннего потенциала человека. Частично проблема культурного недопонимания была связана со сформировавшимся в западной философии ограниченным представлением о «нормальном сознании», согласно которому все, что выходит за рамки этого представления, считается патологическим, связано ли это с шаманскими, мистическими или психоделическими состояниями. К счастью, такая ограниченная точка зрения стремительно себя изживает.

Иногда кажется, что люди, которые заболевают шаманской болезнью, действительно страдают припадками и странным поведением, но сейчас уже ясно, насколько ошибочно относиться к таким людям с точки зрения западной психиатрии (в попытке найти хоть какое-то объяснение их поведению). Хотя шаманы переживают тяжелый период изменений, исследования показывают, что, как правило, это самые здоровые люди в племени, которые прекрасно справляются с функциями вождей и целителей.

Для мистических и магических практик других культур тоже характерны переходные состояния, которые протекают с симптомами, свойственными иницитической болезни. Поскольку на западе становятся популярными другие культурные практики, ими начинают интересоваться западные исследователи.

Темная ночь души

Христианский мистик Сан Хуан де ла Крус писал об этом состоянии следующее:

(оно) усыпляет чувственные духовные желания, умерщвляет их, и лишает способности находить в чем-либо удовольствие. Оно ограничивает воображение и не дает ему воспарить. Оно стирает воспоминания, притупляет ум и заставляет его впасть в невежество. Оно ослабляет и сокрушает волю, дает ощущение бесплодности и тщетности любых усилий. А сверху нависает плотная тяжелая туча, которая приводит в отчаяние душу и уводит ее от Бога.

Вступая в такую «темную ночь души», человек переживает духовное опустошение и депрессию. Бытующее в некоторых кругах представление, что ради спокойной жизни нужно избегать таких переживаний, показывает извращенно-поверхностное отношение к жизни в современном мире. Темная ночь души — это способ войти в состояние духовной тишины, необходимой для глубокой психической трансформации. В эзотерической традиции Запада этот опыт отражен в карте Таро «Луна» и периоде «уныния», который наступает в индивидуальном духовном развитии у каждого мага. Во время такого кризиса человек, который ранее достиг определенного успеха в медитации, магических практиках или дисциплинах, перестает видеть результаты магической работы, и испытывает желание забросить эти практики и вернуться к «нормальной» жизни. Такой кризис переживают люди в самых разных сферах деятельности. Он хорошо известен не только студентам, но и всем, кто находится в процессе обретения новых знаний, который сопровождается коренными изменениями в жизни.

Макро- и микроинициации

Вообще говоря, есть два вида инициатического опыта: микроскопический и макроскопический. Макроскопические инициации характеризуются серьезными переменами в жизни, травмами, которые сваливаются на нашу голову; это может быть разрушение длительных отношений и казавшихся прочными семейных уз, разорение фирмы, или неожиданное сообщение врача, что вы смертельно больны. Такие переживания глобальны, поскольку затрагивают каждую сферу нашей жизни.

Действие микроскопических инициаций проявляется более конкретно. Однажды я сидел за компьютером, набирая цифры в бухгалтерскую программу нашей компании, и вдруг неожиданно подумал, что хотел бы организовать бухгалтерские курсы. В нормальных условиях я счел бы такое желание не менее реалистичным, чем желание немедленно полететь на луну. Бухгалтерский учет — это одна из тех задач, которые я с радостью передаю кому-нибудь другому, и вдруг я ощущаю к этому интерес! Такое неожиданное проявление интереса, в частности, к предметам, которые вам раньше не нравились или казались неинтересными, можно сравнить (символизируется тузом жезлов в Таро) с вспышкой пламени, которое может снова погаснуть, если его не замечать или намеренно тушить. Здесь главное понять, что вы стоите на перепутье, на пороге перемен. Это ключ к пониманию всех инициаций. И здесь опять-таки может оказать огромную помощь формула «Оценка — План — Реализация — Анализ» (см. главу 5).

Оценка

Стоп. Оглянитесь вокруг и оцените ситуацию, в которой оказались. Рассмотрите все варианты возможных будущих действий — таких вариантов всегда намного больше, чем кажется на первый взгляд. В какое вероятное будущее из многих будущих вы хотите попасть? Воспользуйтесь любой техникой, которая пом

Наши рекомендации